ПАСПОРТ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шашки» спортивной направленности Наименование муниципалитета Муниципальное образование Кущѐвский район Наименование организации МАОУ ДО ДТ ID-номер Программы в АИС «Навигатор» 68072 Полное наименование программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шашки» Механизм финансирования (ПФДО, муниципальное задание, внебюджет) На бюджетной основе с использованием социального сертификата ФИО автора (составителя программы) Калинина Виктория Валериевна, ПДО Краткое описание программы Игра помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Форма обучения очная Уровень содержания базовый Продолжительность освоения (объѐм) 1 год: 72 часа Возрастная категория от 10 до 16 лет Цель программы Задачи программы Раскрытие умственного и волевого потенциала личности обучающихся посредством углубленного обучения игре в шашки. Предметные: Обучение основам шашечной игры; • Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры. Личностные: - воспитание культуры поведения и общения, умение работать в коллективе. Метапредметные: Развитие умственных способностей учащихся: логического 2 мышления, образного и аналитического мышления Ожидаемые результаты Предметные: - будут обучены основам шашечной игры; • будут обучены комбинациям, теории и практике шашечной игры. будут знать технологию изготовления композиций; Личностные: - у учащихся будет воспитана культура поведения и общения, умение работать в коллективе. Метапредметные: Развито умственных способностей учащихся: логического мышления,образного и аналитического мышления Особые условия (доступность для детей с ОВЗ) Да Возможность реализации в сетевой форме Да Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий Да Материально-техническая база Имеется кабинет, необходимая мебель, инвентарь, методический материал, литература, аудио-аппаратура и др. 3 Содержание 1. 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 Нормативно – правовая база. Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования» Пояснительная записка программы. Цель и задачи. Учебный план и содержание образовательной программы. Планируемые результаты. Раздел 2. «Комплекс организационно – педагогических условий». Календарный учебный график. Условия реализации программы. Формы аттестации. Оценочные материалы. Методические материалы. Список литературы Приложение 1 Раздел воспитания Приложение 2 Индивидуальная образовательная программа Приложение 3 Договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве. 5 6 6 10 11 12 20 20 26 29 29 34 36 37 40 41 4 1. Нормативно-правовая база. 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной Думой 21.12.2013; 2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 4. Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка» от 07 декабря 2018г.; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодѐжи»; 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242; 7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04; 8. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов; 9. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 10. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298-н « Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016); 12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» ( гл.VI); 13. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения 2020 г.; 14. Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дом творчества. 2. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объѐм, содержание, планируемые результаты» 2.1 Пояснительная записка Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса. Следует отметить, что во многих образовательных учреждениях занятия шашками носят разовый характер. Это эпизодические турниры в классах, соревнования в школах, в летних оздоровительных лагерях, соревнования в колледжах и техникумах. Систематические занятия могут быть организованы только в кружках, секциях или объединениях. В связи с этим, для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима программа занятий. Программа «Шашки» направлена на социально-экономическое развитие муниципального образования Кущѐвский район и всего региона в целом, в соответствии со стратегией социально-экономического развития муниципального образования Кущевский район, утвержденной Решением совета муниципального образования Кущевский район от 16 декабря 2020 года. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Шашки» - физкультурно-спортивная. Программа соответствует уровню основного общего образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Программа предполагает развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 6 художественного вкуса и творческих способностей посредством занятия шашками. Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта воспитанника, его морально-волевых и нравственных качеств. Также новизной программы являются оригинальные приѐмы и методики преподавания через нестандартную организацию образовательной деятельности «бесконтактную» - то есть через электронное обучение с применением дистанционных технологий. Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Поэтому также новизной данной образовательной программы является понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта воспитанника, его морально-волевых и нравственных качеств. Программа реализуется в сетевой форме совместно с МБОУ СОШ № 16 им. Павлюченко И.В.. Сетевое взаимодействие осуществляется на основе Положения о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме и договора о сетевом взаимодействии. Приложение 3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Отличительной особенностью данной программы является больший акцент на начальную подготовку детей, в основном среднего школьного возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных 7 положений без излишней детализации. В программу введен раздел «Начальные сведения об игре в международные шашки». Программа может реализовываться в сетевой форме, используя площади и ресурсы образовательных организаций и учреждений культуры. Адресат программы. Принимаются дети школьного возраста от 10-16 лет не имеющие предварительной подготовки. Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей детей, с различной степенью сформированности интересов и мотивации, без специального отбора и не имеющих противопоказаний по здоровью. Группы формируются в соответствии с возрастными особенностями. В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными потребностями, разного уровня развития: - талантливых (одарѐнных, мотивированных) детей; - детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (развитие речи, ЗПР) при условии сохраненного интеллекта и наличия мотивации к участию в занятиях; - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих противопоказания по состоянию здоровья, что должна подтверждать справка от педиатра. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детейинвалидов. Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек. - с учетом индивидуальных особенностей ребенка работа в объединении строиться по индивидуальному маршруту. (Приложение 2) Форма обучения: очная (при необходимости возможно проведение дистанционных занятий). . Режим занятий: общее количество часов в год - 72 часа; количество часов в неделю - 2 часа; продолжительность занятия - 40 минут. Сокращение режима занятий в дистанционной форме обучения по санитарно-эпидемиологическим и другим основания согласно рекомендациям СанПин -20 минут. Количество часов в неделю и наполняемость групп программы соответствуют требованиям СанПиН. 8 Особенности организации образовательного процесса. Условия приѐма детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/. Занятия: групповые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать очные и дистанционные занятия: лекции, практические занятия, просмотр мультимедийных и графических объектов, мастер – классов, материала, содержащего ссылки на другие учебные материалы для получения дополнительной информации и др. Уровень содержания программы - ознакомительный Объѐм программы – 72 часа Программа рассчитана на 1 год обучения объемом 72 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. с перерывом на отдых. Учебный час очно 40 мин. Наполняемость группы: до 15 человек. Количество часов в неделю и наполняемость групп программы соответствуют требованиям СанПина. Для повышения качества образования, его доступности. Вовлечения максимального количества учащихся, проживающих в отдельных территориях муниципалитета, любой тематический раздел программы может реализовываться с использованием дистанционных технологий, возможно проведение дистанционных занятий через Интернет (VK Мессенджер и Сферум). В условиях удаленного обучения используются (дистанционные, образовательные технологии), кейс-технологии (электронное обучение): - пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и др.) по телекоммуникационным каналам (электронная почта); самообучение, реализуемое при помощи использования образовательных ресурсов, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимальны; - видео-занятия; - чат (онлайн консультации); - онлайн практические задания; - индивидуальные консультации; - дистанционное тестирование и самооценка знаний умений и навыков. 9 Особенности организации образовательного процесса Условия приѐма детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/. Формы организации деятельности детей на занятиях: групповые. Материал ознакомительной программы рассчитан на работу с детьми школьного возраста. При реализации учитываются возрастные особенности детей, которым адресована программа. Развитие ребенка обусловлена ведущей познавательной деятельностью, они общительны и эмоциональны, поэтому учебный процесс во многом определяется игровой деятельностью. Состав групп постоянный, разновозрастной, разного пола. Занятия групповые с ярко выраженным индивидуальным подходом. Виды занятий: программой предусмотрено проведение бесед, дискуссий, комбинированных занятий, соревнований, мастер-классов, видеоуроков, самостоятельных игр. Форма занятия: - наглядный - практический качественный показ; - словесный - объяснения, желательно образное; - игровой - учебный материал в игровой форме; Формы проведения занятий: беседа, мастер-класс, практическое занятие, открытое занятие, соревнования, экскурсия. Применяются инновационные технологии: коллективное творческое дело (КТД), дискуссии. 2.2 Цель и задачи программы: Цель программы: • Раскрытие умственного и волевого потенциала личности обучающихся посредством углубленного обучения игре в шашки. Задачи: Предметные: • Обучение основам шашечной игры; • Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры. Личностные: • Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; 10 • Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма; • Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике. Метапредметные: • развитие стремления детей к самостоятельности; • Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления. Формы и методы проведения занятий: При проведении занятий используется групповая и индивидуальная форма работы. Проводятся теоретические и практические занятия. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шашкистов. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры. Используются следующие методы проведения занятий: словесные методы, наглядные методы, практические. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: 1. Метод упражнений; 2.Игровой метод; 3.Соревновательный; 4.Метод круговой тренировки. 2.3 Учебный план программы № Наименование учебного модуля 1. Модуль первого полугодия Количество часов Всего 32 Теория Прак-тика 17 15 Формы промежуточно й аттестации Зачет в форме контрольной работы 11 2. Модуль второго полугодия 40 19 21 Итого: 72 36 36 Зачет в форме тестирования 2.4 Планируемые результаты. Личностные результаты: 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; 4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности; 5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; 6) овладение надпрофессиональными навыками. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 12 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение. 9) выполнение заданий самостоятельно (контактно и бесконтактно). Предметные результаты: 1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; 2) усвоение правил техники безопасности; 3) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских задач; 4) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи; 5) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач. Критерии оценки ЗУН по разделу Цель: выявить знания и умения учащихся. Учащиеся должны знать: основы шашечной игры; историю возникновения шашек; различные тактические приемы игры; шашечную нотацию; примеры выигрыша двух против одной. Учащиеся должны уметь: играть в шашки; записывать партию; разыгрывать простейшие комбинации; уметь разыгрывать основные дебюты. 13 Рабочая программа учебного модуля 1-го полугодия N п/п Наименование темы 1 История развития шашек. 1.1 Вводное занятие. Инструктажи. Общее кол- теория во часов Практик а 4 2 2 Распространение шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году, А.Д. Петровым 2 2 2. Первоначальные понятия 12 2.1 Правила игры, шашечная нотация 2 1 1 2.2 Основы шашечной игры и еѐ общие вопросы 2 1 1 2.3 Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях 2 1 1 Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров 2 1 1 2.5 Игры с записью партий 2 1 1 2.6 Итоговое занятие. Текущий контроль. 2 1 1 3. Тактика 14 3.1 Различные способы выигрыша шашек 2 1 1 Различные шашечные системы. Древность русских шашек. 1.2 2.4 14 3.2 Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться, в процессе игры 2 1 1 Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии 2 1 1 Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры 2 1 1 3.5 Комбинационные ловушки 2 1 1 3.6 Контрудары 2 1 1 3.7 Итоговое занятие. Текущий контроль. 2 1 1 4. Промежуточная аттестация 2 Итого: 32 3.3 3.4 2 17 15 Рабочая программа учебного модуля 2-го полугодия N п/п Наименование темы Общее колво часов теория Практик а 1. Стратегия 4 1.1 Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра 2 1 1 1.2 Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии 2 1 1 2. Эндшпиль 8 2.1 Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по 2 1 1 15 сравнению с простой шашкой 2.2 Правило оппозиции – противостояние шашек. 2 1 1 2.3 Три дамки против одной, «треугольник» 2 1 1 2.4 Разбор специальных тематических примеров. Решение упражнений 2 1 1 2 1 1 2 1 1 3. Дебют 3.1 Определение дебюта, его основные цели Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше» 3.2 Нахождение дебютных ловушек и комбинаций Тематические игры с разбором сыгранных партий 4 4. Композиция 4.1 Концовки, задачи и этюды – произведения композиции 2 1 1 4.2 Связь композиции с практикой 2 1 1 5. Международные шашки 5.1 Нотация доски, запись ходов и положений 1 1 4 8 2 16 5.2 Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры 5.3 Красота игры. Простор для творчества 5.4 1 1 2 1 1 Упражнения в записи отдельных положений и записи партий 2 1 1 Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры 6 Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров 2 1 1 Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет тренировочных выступлений занимающихся 2 1 1 6.3 Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий 2 1 1 7. Классификационные турниры 4 7.1 Участие в соревнованиях, турнирах по шашкам 2 1 1 7.2 Запись партий, их последующий разбор 2 1 1 8 Промежуточная аттестация 2 6. 6.1 6.2 ИТОГО: 40 2 19 21 17 Содержание программы 1. История развития шашек Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей развития шашек, шашечным кодексом. Теоретический компонент: Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году, А.Д. Петровым. 2. Первоначальные понятия Теоретический компонент: Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной игры и еѐ общие вопросы. Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы. Практический компонент: Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях. Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров. Игры с записью партий. 3. Тактика. Теоретический компонент: Различные способы выигрыша шашек. Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии. Практический компонент: Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные ловушки. Контрудары. 4. Стратегия Теоретический компонент: Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра. Практический компонент: 18 Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии. 5. Эндшпиль Теоретический компонент: Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции – противостояние шашек. Практический компонент: Три дамки против одной, «треугольник. Разбор специальных тематических примеров. Решение упражнений. 6. Дебют Теоретический компонент: Определение дебюта, его основные цели. Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше». Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. Тематические игры с разбором сыгранных партий. 7. Композиция Теоретический компонент: Концовки, задачи и этюды – произведения композиции (особой области шашечного творчества). Связь композиции с практикой. 8. Международные шашки Теоретический компонент: Нотация доски, запись ходов и положений. Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры. Красота игры. Простор для творчества. Практический компонент: Упражнения в записи отдельных положений и записи партий. 9. Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры Практический компонент: Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров. Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет 19 тренировочных выступлений занимающихся. Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий. 10.Классификационные турниры Практический компонент: Участие в соревнованиях, турнирах по шашкам, запись партий, их последующий разбор. 3.Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» 3.1 Календарный учебный график дата Тема занятия п/ п пла н факт Время Кол- проведе ния во часов занятия Форма занятия форма контроля место проведения Модуль № 1 - 32 ч. Вводное занятие. Инструктажи. 1 Различные шашечные системы. Древность русских шашек. 2 Распространение шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году, А.Д. Петровым 3 Правила игры, шашечная нотация 4 Основы шашечной игры и еѐ общие вопросы 2ч. по 40 мин Вводное занятие Устный групповая опрос 2 2ч. по 40 мин Групповая, индиивид. с деть-ми с ОВЗ 2 2 2 текущий 2ч. по групповая 40 мин игра 2ч. по групповая 40 мин игра текущий текущий 20 5 Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях 6 Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров 7 Игры с записью партий 8 Итоговое занятие. Текущий контроль. 9 Различные способы выигрыша шашек 10 Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться, в процессе игры 11 Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии 12 Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры 13 Комбинационные ловушки 2ч. по 40 мин групповая 2 текущий 2ч. по 40 мин групповая 2 2 2 игра 2ч. по групповая 40 мин игра 2ч. по групповая 40 мин игра текущий текущий Итоговый 2ч. по 2 40 мин групповая текущий 2ч. по Групповая, индиивид. с деть-ми с ОВЗ текущий 40 мин 2 2 ч. 40 мин 2 2 групповая игра 2ч. по групповая 40 мин игра текущий текущий 2ч. по 2 Контрудары 14 Комбинир. 40 мин групповая текущий 2ч. по 2 40 мин групповая текущий 21 15 Итоговое занятие. Текущий контроль Промежуточная аттестация 16 2 2 ч. 40 мин Ком-бин. текущий 2ч. по 2 40 мин групповая итоговый Модуль № 2 - 40 ч. Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра 2ч. по 40 мин 2 17 18 Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии 19 Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой Групповая, индиивид. с деть-ми с ОВЗ текущий 2ч. по 40 мин групповая 2 игра 2ч. по 40 мин групповая 2 Правило оппозиции – противостояние шашек. игра 2ч. по 40 мин 21 Три дамки против одной, «треугольник» 22 Разбор специальных тематических примеров. Решение упражнений текущий Комбинир. групповая 2 20 текущий 2 текущий 2ч. по групповая 40 мин игра текущий 2ч. по 40 мин групповая 2 игра текущий 22 Определение дебюта, его основные цели 23 Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше» 24 Нахождение дебютных ловушек и комбинаций Тематические игры с разбором сыгранных партий 2ч. по 40 мин групповая 2 40 мин 2 групповая текущий 2ч. по 40 мин Групповая, индиивид. с деть-ми с ОВЗ текущий 2ч. по групповая 40 мин игра 2 25 Связь композиции с практикой 2 Нотация доски, запись ходов и положений 28 Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры 29 Красота игры. Простор для творчества 30 Упражнения в записи отдельных положений и записи партий текущий 2ч. по 40 мин 2 27 текущий 2ч. по Концовки, задачи и этюды – произведения композиции 26 игра групповая игра текущий 2ч. по 40 мин 2 групповая текущий 2ч. по 2 40 мин групповая текущий 2ч. по 40 мин 2 Ком-бин. текущий 23 31 Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров 32 Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет тренировочных выступлений занимающихся 33 Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий 34 Участие в соревнованиях, турнирах по шашкам 35 Запись партий, их последующий разбор 36 Промежуточная аттестация Итого: 2ч. по 40 мин 2 групповая итоговый 2ч. по 40 мин групповая 2 игра текущий 2ч. по 40 мин 2 групповая текущий 2ч. по 40 мин 2 групповая текущий 2ч. по 2 40 мин Ком-бин. текущий 2ч. по 2 40 мин групповая итоговый 72 24 30.10.-05.11. 06.11.-12.11. 13.11.-19.11. 20.11.-26.11. 27.11.-03.12. 04.12.-10.12. 11.12 .-17.12. 18.12.-26.12. 25.12.-31.12. 01.01.-07.01. 08.01.-14.01. 15.01.-21.01. 22.01.-28.01. 29.01.-04.02. 05.02.-11.02. 12.02.-18.02. 19.02.-25.02. 26.02.-04.03. 05.03.-11.03. 12.03.-18.03. 19.03.-25.03. 26.03.-01.04. 02.04.-08.04. 09.04.-15.04. 16.04.-22.04. 23.04.-29.04. 30.04.-06.05. 07.05.-13.05. 14.05.-20.05. 21.05.-27.05. 28.05.-03.06. 04.06.-10.06. 11.06.-17.06. 18.06.-24.06. 25.06.-01.07. 02.07.-08.07. 09.07.-15.07. 16.07.-22.07. 23.07.-29.07. 30.07.-05.08. 06.08.-12.08. 13.08.-19.08. 20.08.-26.08. 27.08.-31.08. 1-й 01.09.-03.09. 04.09.-10.09. 11.09.-17.09. 18.09.-24.09. 25.09.-01.10. 02.10.-08.10. 09.10.-15.10. 16.10.-22.10. 23.10.-29.10. Год обучения КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК сентябрь 4 октябрь ноябрь декабрь январь ведение занятий по расписанию каникулярный период общая нагрузка часов в неделю февраль Условные обозначения: промежуточная и итоговая аттестация март апрель май июнь июль август 0 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0 0 2 2 2 Всего недель / часов 36/72 3.2. Условия реализации программы Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательной программы, является условия реализации образовательной программы. Работа ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МБОУ СОШ № 16 им. Павлюченко И.В.. Группы комплектуются с учетом возраста детей. Для успешного функционирования кружка необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает: - помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам; - помещение оборудовано всем необходимым для работы: столы, стулья, шашечные доски, шашки, методическая литература. Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, выполнять все задания преподавателя. Работу по программе осуществляет педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием, обладающим знаниями и навыками обучения игре в шашки. Методическое обеспечение № Разделы Форма Приемы и п/ занятия методы п организаци и занятий Методическ Техническо Форма ий и е подведени дидактическ оснащение я итогов ий материал 1. Фотоматериа л, специальная литература. История развити я шашек Беседа, рассказ, объясне ние. Словесный, наглядный. Компьютер, Собеседов тетрадь для ание. записей и зарисовок, ручка. 2. Первона Рассказ, чальные объясне понятия ние, практик ум. Словесный, наглядный, практическ ий. Фотоматериа л, комплект шашек,шаше чная доска специальная литература. Компьютер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка. Собеседов ание, игры с записью партий. 3. Тактика Рассказ, объясне ние, практик ум, показ. Словесный, наглядный, практическ ий. Фотоматериа л, комплект шашек, шашечная доска специальная литература. Компьютер, Собеседов тетрадь для ание, записей и игры. зарисовок, ручка. 4. Стратег ия Рассказ, объясне ние, практик ум, показ. Словесный, наглядный, практическ ий. Комплект шашек, шашечная доска специальная литература. Компьютер, Собеседов тетрадь для ание, игра. записей и зарисовок, ручка. 5. Эндшпи ль Объясне ние, практик ум, показ. Словесный, наглядный, практическ ий. Комплект шашек, шашечная доска специальная литература. Компьютер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка. Собеседов ание, решение специальн ых упражнени й. 6. Дебют Объясне ние, практик ум, показ. Словесный, наглядный, практическ ий. Комплект шашек, шашечная доска специальная литература. Компьютер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка. Собеседов ание, выполнени е контрольн ых 27 образцов. 7. Компози Беседа, ция объясне ние. Словесный, наглядный. Специальная литература. Компьютер, Собеседов тетрадь для ание. записей и зарисовок, ручка. 8. Междун Беседа, ародные объясне шашки ние, практик ум. Словесный, наглядный, практическ ий. Комплект шашек, шашечная доска специальная литература. Компьютер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка. Собеседов ание, решение специальн ых упражнени й. 9. Спарри нг трениро вки, конкурс ы решений , сеансы одновре менной игры Беседа, объясне ние, практик ум. Словесный, наглядный, практическ ий. Комплект шашек, шашечная доска специальная литература. Компьютер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка. Собеседов ание, игры с записью партий. 10 Классиф Беседа, . икацион практик ум. ные турниры Словесный, наглядный, практическ ий. Комплект шашек, шашечная доска. Компьютер, Соревнова тетрадь для ния. записей и зарисовок, ручка. 28 3.3 Формы аттестации. Для определения результативности образовательной педагогом осуществляются следующие формы аттестации: программы 1. Промежуточная; 2. Итоговая. Промежуточная аттестация осуществляется по итогам выполнения практических работ, упражнений по выработке определенных умений. Педагог оценивает степень самостоятельности. Итоговая аттестация проводится в форме соревнования. По окончанию защиты подводятся итоги. В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы. Основными критериями результативности данной программы является участие учащегося в соревнованиях, викторинах. 3.4. Оценочный материал Оценочный материал для текущего контроля успеваемости, проводимого в форме наблюдения Критерии оценки результатов: • Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с заданием, умеет производить расчеты на несколько ходов вперед, аналитически мыслит, записывает сыгранные партии; • Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога, недостаточно знает правила игры, с трудом записывает сыгранные партии; • Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после подсказки педагога, не знает правила игры, не может записать сыгранные партии. Оценочный материал для промежуточной аттестации, проводимой в конце первого полугодия 1. По каким линиям выполняются ходы? а) по горизонтальным б) по диагональным 29 в) разницы нет 2. На каких полях ведется игра в шашки? а) на белых полях б) на черных полях в) большой разницы нет 3.Ломаный путь "называемый тройником" - это а) путь ограниченный полями c1, h8, f4, a8 б) путь ограниченный полями c1, h6, f8, a4 в) путь ограниченный полями g1, h2, b8, a7 4. какие поля обозначаются буквами латинского алфавита? а) горизонтальные б) вертикальные 5. передвижение шашки с одного поля на другое - это а) дамка б) пешка в) ход 6. Когда можно снимать побитые шашки с доски? а) нет никакой разницы б) после того как выполнены все ударные ходы до конца в) после каждого ударного хода 7. Ломаный путь "называемый двойником" - это а) путь ограниченный полями c1, h8, f4, a8 б) путь ограниченный полями c1, h6, f8, a3 в) путь ограниченный полями g1. h2. b8, a7 8. Игровой путь называемый "большой дорогой" - это а)c1 h6 б)a1 h8 в)f8 a3 9) Сколько соперников в шашечной партии? а) 4 б) 2 в) 1 10) Правильно ли выполнена запись3с-4d? а) нет 30 б) да Критерии оценки: Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с заданием; Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога; Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после подсказки педагога. Оценочный материал для промежуточной аттестации, проводимой в конце второго полугодия Выберите правильные ответы: 1. Дайте определение термину «рожон»: А) шашка, достигшая 6-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника, если у него нет возможности еѐ атаковать. А) шашка, достигшая 7-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника, если у него нет возможности еѐ атаковать. А) шашка, достигшая 8-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника, если у него нет возможности еѐ атаковать. 2. Дайте характеристику термину «ЛЮБКИ»: А)шашка соперника заходит в середину, когда одна из шашек гибнет, тоесть она как бы говорит «отдай любую» б)шашка соперника заходит на поле b4 в)шашка соперника изолируется от остальных 3. Окончание в партии - … А) завершающая стадия партии в которой действует ограниченное количество шашек и где значение каждого хода огромно. Б)начальная стадия игры В) стадия в середине партии в которой действует неограниченное количество шашек. 31 4. Комбинация – это? А)серия последовательных взаимосвязанных между собой ходов, объединѐнных единым замыслом и форсированно путѐм жертв шашек, осуществляющих его. Б) ловушка В)проигрыш партии 5. Изолированные шашки - ? А) шашки, удалѐнные от своих сил Б) шашки близко расположенные к своим В) пустые поля. 6. Бортовые шашки в игре являются: а)активными б)сильными в)слабыми и пассивными г)все варианты верны 7. Безупорные позиции это такие позиции когда… А)шашки в которых отсутствуют упоры и всякая возможность произвести размен Б) шашки в которых присутствуют упоры и всякая возможность произвести размен В) шашки в которых нет никакой возможности побить дамкой. 8. К безупорным позициям можно отнести: А) скученные , отсталые и «нормальные позиции», но упоры в них отсутствуют. Б)скученные , отсталые и «нормальные позиции», но упоры в них присутствуют. В) сильные и активные поля 9. Центр можно окружить в следующих случаях: 32 А)когда он переразвит; Б)когда он безупорен (в позиции нет полезных разменов) В)при наличии отсталых шашек a1, a3, h2 Г)когда соперник играет неумело Д)все вышеперчисленные варианты верны 10. Роздых – это? А)наличие свободного темпа у обоих соперников Б)наличие свободного темпа у одного из соперников В)отсутствие темпа Критерии оценки: Высокий уровень – 9-10 правильных ответов Средний уровень – 6-8 правильных ответов Низкий уровень – 1-5 правильных ответов Формы (методы) дистанционных занятий: Программа может реализовываться с использованием дистанционных технологий, возможно проведение дистанционных занятий через Интернет (VK Мессенджер и Сферум). В условиях удаленного обучения используются (дистанционные, образовательные технологии), кейс-технологии (электронное обучение): - пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и др.) по телекоммуникационным каналам (электронная почта); самообучение, реализуемое при помощи использования образовательных ресурсов, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимальны; - видео-занятия; - чат (онлайн консультации); - онлайн практические задания; - индивидуальные консультации; - дистанционное тестирование и самооценка знаний умений и навыков. 33 3.5 Методические материалы. Для обучения детей игры разнообразные методы и приемы. в шашки используются Методы Приѐмы Наглядный Рассматривание на занятиях примеров игры (увидел – осмыслил –повторил). Информационно- Обследование шашек, которое предполагает подключение коммуникационный различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребѐнка. Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: беседа, упражнения по аналогу) Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных комбинаций. Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий, самостоятельное их преобразование. 34 Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности. Контроль за реализацией программы. Текущий контроль успеваемости результатов проводится по итогам обучения по разделам программы в форме итогового занятия, на котором проводится наблюдение за игрой обучающихся. Промежуточная аттестация проводится в конце первого и второго года обучения в форме зачета. В конце первого полугодия зачет предполагает проведение контрольной работы, в конце второго полугодия - тестирование. С целью более широкого ознакомления детей с материалом и повышения качества образования, разрабатывается наглядный материал, создаются и используются презентации, созданные в программе POWER POINT. 35 3.6. Список литературы: 1. А. С. Ляховский, Н.В. Курилович. Азбука шашек (2004-2006). «Арена- 64». 2. А.Виндерман, И.Герцензон .«Шашки для всех». Москва 1983 3. А.Городецкий. "Борьба в середине партии".М.,2004 4. А.Решетников, Г.Троцких. «Василий Соков». Москва.2000 5. Б. М. Блиндер, А. А. Косенко. "Середина игры в русские шашки" . : Черкассы, 2005 6. Б.Адамович. Позиционные приемы борьбы в русских шашках".М, 2003 7. В.Витошкин. «Секреты этюдного творчества». Минск.2007 8. Г.Миротин, А.Козлов. "Тактика в русских шашках".М., 2000 9. Д. Кульбанов. "Корифеи русских шашек" . 2006 10. Д.Абаулин. "Начало шашечной партии"М., 2006 11. Е.Полянская. «Кудесницы шашек». Москва. 2000 12. И. Головня. Русские шашки. 2005. 13. И.Шмульян. "Середина игры в шашки".2000 14. Л.Исаев. «Творческая лаборатория шашечногоэтюдиста». Киев.2000 15. М. А. Фазылов ."Мои избранные партии" . 2005 16. М. М. Становский. "Этюдными тропами - 5". 2006. 17. Н.Агафонов .«Комбинация. Международные шашки». Москва. 2003 18. Н.Агафонов. «Курс дебютов. Международные шашки». Москва. 2005 19. Новости шашек /журнал/.2003 20. О. А. Романчук. Учебник по шашкам. Черкассы, 2005 21. О.Рамм. "Курс шашечных начал". 2000 22. Р.Куперман, Н.Каплан ."Начало и середина игры в шашки".2004 36 23. Сахаров Н.И. - "Шахматная литература России". М., 2001 24. Типы позиций зажима (статья) .2009 25. Шашечные досуги/журнал/. 1991-1992 26. Шашечный вестник/журнал/. 2001-2004 27. Шашечный калейдоскоп /журнал/.2006 28. "Шашечный кодекс России".Тихвин 2003. 29. Шашки /журнал/.1991-1992 30. Шашки в Израиле /журнал/.2006 31. Шашки в Израиле /журнал/.2008 32. Шашки в Израиле/журнал/. 2007 33. Шашки/журнал/. 1961-1962 37 Приложение № 1 3.7. Раздел воспитания. Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребѐнка, формирование культуры здорового образа жизни, подготовка и проведение коллективных творческих дел. Задачи: - воспитывать у детей интерес к спорту; - развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе, обсуждении; - развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца; - формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира; - формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами выбора профессии; - формировать Отечеству. активную гражданскую позицию, чувство верности Планируемые формы и методы воспитания: - развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; - создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.); - закладываются нравственные основы личности (ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе); - сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. - прививается культура чувств. Организационные условия: 38 - подбор тематического материала; - использование простых и сложных средств; - построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью материала; - выравнивание и просчѐт по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения. Календарный план воспитательной работы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Название события мероприятия «История возникновения игры в шашки» «Какие бывают виды шашек» «Пять самых известных советских шахматистов» «Почему есть разделения на женские и мужские шахматы» «15 лучших шахматных партий всех времѐн» Сроки ноябрь Направление Форма воспитательной проведения работы Духовнонравственное декабрь Групповая, беседа, проект Духовнонравственное февраль Гражданскопатриотическое Групповая, беседа, проект Групповая, беседа, проект март Духовнонравственное Групповая, беседа, проект май Гражданскопатриотическое Групповая, беседа, проект 39 Приложение 2 Индивидуальная образовательная программа Ф.И.О обучающегося: ___________________________________________ Объединение: _________________________________________________ Цель: ________________________________________________________ Задачи: ______________________________________________________ Срок реализации программы: ___________________________________ Название и Название № раздела и № темы программы Кол-во часов Формы и методы изучения учебного материала Образователь ные результаты, их сроки Формы проверки, сроки Индивидуаль ные результаты, сроки 40 Приложение 3 41 42