1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Нормативно-правовая база………………………………………………2 Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты…………………………………. 3 1.1 Пояснительная записка………………………………………………......3 1.2 Цель и задачи программы……………………………………………......6 1.3 Учебный план……………………………………………………………..7 1.4 Планируемые результаты……………………………………………….32 Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации………………………………………..36 2.1Условия реализации программы ………………………………………..36 2.2Оценочные и методические материалы………………………………....37 Список литературы…………………………………………………………..41 Приложение…………………………………………………………………..42 2 1. Нормативно-правовая база 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной Думой 21.12.2013; 2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 4. Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка» от 07 декабря 2018г.; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодѐжи»; 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242; 7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04; 8. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов; 9. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 10. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298-н « Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016); 3 12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» ( гл.VI); 13. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения 2020 г.; 14. Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дом творчества. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты 1.1. Пояснительная записка Вязание и вышивание являются исконным народным ремеслом. Не один человек с самого раннего возраста не обходился в своѐм гардеробе без вязаных вещей. Приобщение к вязанию и вышивке - это развитие таких качеств как настойчивость, терпение. Кроме того это формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Серебряная нить» (далее программа) включает в себя систематический курс знаний, навыков и приѐмов работы. На занятиях ребята знакомятся с историей вязания и вышивки, с видами орнаментов, цветовой гаммой, сочетании цветов в изделии. В программе предлагается изготовление мелких сувениров, образцы узоров, выполнение мягкой игрушки и в дальнейшем еѐ оформление. В программу включѐн региональный компонент по изучению народных орнаментов казачества. Программа «Серебряная нить» направлена на социальноэкономическое развитие муниципального образования Кущѐвский район и всего региона в целом, в соответствии со стратегией социальноэкономического развития муниципального образования Кущевский район, утвержденной Решением совета муниципального образования Кущевский район от 16 декабря 2020 года. Направленность дополнительной образовательной программы: художественная. Программа обновлена в связи с учѐтом развития науки, культуры, технологий и социальной сферы. Данную программу могут реализовать педагоги дополнительного образования, имеющие пед. образование и стаж работы не менее 1 года. 4 Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности основана на современных подходах к развитию и воспитанию детей. Программа основывается на личностно – деятельностном подходе, используя личностноориентированную технологию. Задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии всех участников образовательного процесса. Новизна, актуальность программы и педагогическая целесообразность Новизна данной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной. Дополнительная образовательная программа «Серебряная нить» состоит из трѐх модулей: «Вышивка», «Игрушки и сувениры», «Вязание». Каждый модуль нацелен на достижение конкретных результатов. Модульный подход позволяет более вариативно организовать образовательный процесс, подстраиваясь под интересы и способности учащихся. Также новизной программы является то, что она реализуется в сетевой форме совместно с Домом ремѐсел. Сетевое взаимодействие осуществляется на основе Положения о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме и договора о сетевом взаимодействии (Приложение 1). Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Поэтому также новизной данной образовательной программы является понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта воспитанника, его морально-волевых и нравственных качеств. С учетом индивидуальных особенностей ребенка работа в объединении строиться по индивидуальному маршруту. (Приложение 2) Актуальность программы заключается в потребности детей в творческом и индивидуальном самовыражении средствами ручного труда. В художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщения их к традициям народа, преемственности поколений через народно-прикладное искусство кубанских мастеров, возрождении вышивки, которая является неотъемлемой частью этнической культуры казачества, раскрытие в детях разносторонних способностей. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что позволяет детям научиться профессиональным практическим приѐмам вышивки и вязания, получить пользовательские навыки использования полученных знаний в быту. 5 Отличительные особенности программы Программа модифицирована и составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Живица». Отличительной особенностью является изменение содержания программы, целей и планируемых результатов, учебного плана. Программа составлялась, опираясь на изучение народного промысла кубанских мастеров, изучения декоративно – прикладной литературы. В отличие от существующих данная программа позволяет осуществлять реальную педагогическую поддержку ребѐнка в достижении им поставленных образовательных целей; реализовать права каждого учащегося на выбор содержания, способов и темпа освоения образовательной программы. Программой предусмотрена работа с одаренными детьми, созданы условия для развития творческих способностей одаренных детей, их самореализации в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Организация учебного процесса построена следующим образом: проведение нестандартных занятий, использование современных образовательных технологий на занятиях, включение детей в исследовательскую деятельность, выставки творческих работ, участие в конкурсах. На занятиях применяется индивидуальный подход ко всем детям, индивидуальные задания повышенной сложности для одарѐнных детей. Адресат программы Принимаются дети возрасте от 6 до 14 лет, прошедшие ознакомительный уровень программы и имеющие мед.справку. В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одарѐнных, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих противопоказания по состоянию здоровья, что должна подтверждать справка от педиатра. С учетом индивидуальных особенностей ребенка работа в объединении строится по индивидуальному маршруту. (Приложение 3) Младший школьный возраст является сензитивным для обучения и для развития волевых качеств, творческих способностей. Допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий годы обучения на основании результатов собеседования. Форма организации деятельности детей – объединение. Формы обучения и режим занятий 6 Форма обучения: очная, при необходимости возможно проведение дистанционных занятий. Педагогом используются асинхронные учебные системы. В случае необходимости, учащиеся получают информацию в созданных группах Whatsapp,Телеграм, смс сообщениями и ссылками на учебные пособия и ролики в интернете. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа; Занятие -40 минут, перемена – 10 минут. Особенности организации образовательного процесса Условия приѐма детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/. Формы организации деятельности детей на занятиях: групповые, а также предусмотрены индивидуальные занятия с одарѐнными детьми. Учебный год начинается 10 сентября и заканчивается 30 мая. В период школьных каникул учебные группы работают по специальному расписанию. Материал базовой программы рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста. При реализации учитываются возрастные особенности детей, которым адресована программа. Развитие младшего школьника обусловлена ведущей познавательной деятельностью, они общительны и эмоциональны, поэтому учебный процесс во многом определяется игровой деятельностью. Формы проведения занятий: беседа, мастер-класс, выставка, конкурс, защита проектов, игра-путешествие, практическое занятие, открытое занятие, творческая мастерская, творческий отчѐт, экскурсия. Применяются инновационные технологии: коллективное творческое дело (КТД), дискуссии. На базовый уровень дети переводятся после прохождения программы ознакомительного уровня. Возможен приѐм ребѐнка на базовый уровень, минуя ознакомительный, только по результатам собеседования и наличия определѐнных навыков. Практическая значимость Комплексный подход в обучении, сочетая практику и теорию, делает процесс интересным, познавательным. Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, закладывают основу к развитию творческих способностей, устойчивую мотивацию к занятиям в данной области ориентируя на выбор к дальнейшей профессиональной траектории связанной с декоративноприкладным искусством, творчеством, дизайном. Учащиеся в будущем могут поступить в Краснодарский краевой колледж культуры, Краснодарский 7 государственный институт культуры на факультеты «Народное художественное творчество», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Уровни содержания программы, объѐм и сроки еѐ реализации Программа имеет базовый уровень. Срок реализации образовательной программы 3 года: первый год 144 часа, второй -144 часа, третий год -144 часа. Режим занятий, периодичность и продолжительность (группа) Этапы обучения Кол-во часов/занятий в неделю 1 год обучения 2 часа/2 раза в неделю (занятие 40 минут, 10 минут перерыв, с использованием дистанционных технологий 20 минут) 2 часа/2 раза в неделю (занятие 40 минут, 10 минут перерыв, с использованием дистанционных технологий 20 минут) 2 часа/2 раза в неделю (занятие 40 минут, 10 минут перерыв, с использованием дистанционных технологий 20 минут) 2 год обучения 3 год обучения Кол-во часов за год 144 144 144 Дети, прошедшие ознакомительный уровень или ранее посещающие групповые занятия художественной направленности, имеющие необходимые навыки и умения, принимаются на программу базового уровня по итогам собеседования. После прохождения данной программы базового уровня рекомендуется поступление на углубленный уровень программы «Золотая нить» МАОУ ДО Дома творчества по выбору обучающегося. Данная программа имеет художественную направленность и имеет продолжение образования по углубленному уровню декоративно-прикладного творчества. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: Развитие личности обучающихся в творческой деятельности посредством овладения искусством декоративно-прикладного творчества, обеспечение эмоционального благополучия ребенка через 8 увлечение его прикладными видами искусств и определяющего выбор будущей профессии. Задачи: Образовательные: 1. Углубить и расширить знания об истории и развитии различных видов декоративно-прикладного творчества. 2. Обучить технологиям рукоделия, основам композиции, цветоведения и материаловедения. Личностные: 1. Способствовать развитию творческих способностей детей через КТД и индивидуальную деятельность. 2. Воспитывать духовную культуру детей, сохраняя народные традиции. Метапредметные: 1. Сформировать мотивацию к обучению и познанию. 2. Развивать интеллектуальные способности детей, потребность к самосовершенствованию и саморазвитию. 3. Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка в окружающем мире. 4. Ознакомление учащихся с широким спектром профессий и специальностей, спецификой профессиональной деятельности, связанных с декоративно - прикладным творчеством. 1.3 Учебный план программы и его содержание Учебный план 1 год обучения № п/п 1 2 3 № Наименование модуля «Вышивка простыми швами» «Вышивка лентами» «Игрушки и сувениры» ИТОГО Наименование Всего 36 Количество часов Теория Практика 2 34 36 72 2 2 34 70 144 6 138 Учебный план 2 год обучения Количество часов 9 п/п 1 2 3 модуля «Игрушки и сувениры» «Вышивка» «Вязание» ИТОГО Всего 34 Теория 2 Практика 32 38 72 144 2 4 8 36 68 136 Учебный план 3 год обучения № п/п 1 2 3 Наименование модуля «Игрушки и сувениры» «Вышивка» «Вязание» ИТОГО Всего 34 Количество часов Теория Практика 2 32 38 72 144 2 4 8 36 68 136 Первый год обучения. 1. Модуль «Вышивка простыми швами» Реализация этого модуля направлена на обучение правилам выполнения вышивки, приобретение навыков работы с иглой, с эскизами, с мулине. Осуществление обучения детей по данному модулю даѐт им возможность познакомиться с различными видами швов и вышивки, материалами, используемыми для вышивания. Обучающиеся самостоятельно изготавливают вышитые орнаменты и оформляют их. Модуль разработан с учѐтом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребѐнок имел возможность свободно выбрать конкретную форму работы, наиболее интересную и приемлемую для него. Формирование у детей начальных художественных знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка в окружающем мире. Цель модуля: создание условий для формирования интереса к вышивке, для развития у обучающихся коммуникативной компетенции посредством расширения социальных связей и создание ситуации успеха в декоративно-прикладном творчестве. Задачи модуля: изучить виды и основные приѐмы вышивки; научить простейшим и декоративным швам; 10 изучить цветоведение и создание эскизов намеченной работы; обучить правилам безопасной работы с инструментами в процессе всех этапов работы; научить вышивать нитками, оформлять готовую работу. Учебно-тематический план модуля 1. «Вышивка простыми швами» № п/п Наименование тем 1 Знакомство с декоративноприкладным видом творчества Виды вышивки. Материалы и инструменты для вышивки. Простые швы. Вышивка простыми швами. Декоративные швы. Панно, вышитое простыми и декоративными швами ИТОГО 2 3 4 5 6 Количество часов Всего Теори Прак Формы аттестации/ я тика контроля Наблюдение 3 3 2 2 - Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование 6 6 - 6 6 Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа 6 13 - 6 13 Наблюдение, беседа Выставка, презентация работ 36 5 31 Содержание учебного плана модуля 1 «Вышивка простыми швами» Раздел 1. Знакомство с декоративно-прикладным видом творчества Раздел 2. Виды вышивки. Материалы и инструменты для вышивки. Теория: Организационная беседа. Инструктаж по Т.Б. Знакомство с планами, задачами программы, особенностями работы. Ознакомление учащихся с разными видами декоративно-прикладного творчества, в частности с вышивкой. Раздел 3. Простые швы. Теория: Положение тела и рук при вышивке, организация рабочего места. Инструменты и материалы для вышивки. 11 Практика: Шов «вперѐд иголку», шов «за иголку», шов строчной, шов стебельчатый, шов «Узелок», петельный шов, шов «шнурочком». Раздел 4Вышивка простыми швами Теория: Перевод рисунка на ткань. Практика: Выполнение вышивки по эскизам. Применение швов для вышивки на практике. Вышивка штрихами. Вышивка горошком. Радел 5. Декоративные швы Теория: Просмотр образцов декоративных швов. Для чего используются декоративные швы. Практика: Выполнение декоративных швов. Сшивание полотнищ ажуром. Скрещенный шов. Раздел 6. Панно, вышитое простыми и декоративными швами. Теория:Подбор эскизов. Способы оформления готового изделия. Практика: Выполнение вышивки по эскизам, используя пяльцы. Применение швов для создания готового изделия. 1 2 3 3занят ия по 40 минут группо вая МБОУ СОШ №6 текущий 2 2занят ия по 40 минут 6занят ий по 40 минут 6занят ий по 40 минут 6занят ий по группо вая МБОУ СОШ №6 текущий МБОУ СОШ №6 текущий группо вая МБОУ СОШ №6 текущий группо вая МБОУ СОШ текущий 6 4 Вышивка простыми швами. 6 5 Декоративные швы. 6 12 группо вая Форма контроля 3 Место проведения Знакомство с декоративноприкладным видом творчества Виды вышивки. Материалы и инструменты для вышивки. Простые швы. Форма занятия Тема занятия Время проведения занятия № дата п/п Кол-во часов Календарный учебный график Модуль 1. Вышивка простыми швами 1 год обучения (базовый уровень) 6 Панно, вышитое простыми и декоративными швами ИТОГО 13 40 минут 13 заняти й по 40 минут №6 группо вая МБОУ СОШ №6 текущий 36 Планируемые результаты по Модулю 1 «Вышивка простыми швами»: Обучающиеся будут знать: ТБ при работес ножницами, иглой; материалы, используемые для вышивки, виды вышивки и виды швов. Обучающиеся будут уметь: выполнять простые, декоративные швы, безопасно работать с инструментами, вышивать панно по эскизам. У обучающихся будет развита устойчивая потребность к самообразованию. У обучающихся будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, повысится уровень духовной культуры, интеллектуальных и творческих способностей. 2. Модуль «Вышивка лентами» Реализация этого модуля направлена на обучение правилам выполнения вышивки, приобретение навыков работы с иглой, с эскизами, с мулине и лентами. Осуществление обучения детей по данному модулю даѐт им возможность познакомиться с различными видами швов и вышивки, материалами, используемыми для вышивания. Обучающиеся самостоятельно изготавливают вышитые орнаменты из лент и оформляют их. Модуль разработан с учѐтом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребѐнок имел возможность свободно выбрать конкретную форму работы, наиболее интересную и приемлемую для него. Формирование у детей начальных художественных знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка в окружающем мире. Цель модуля: создание условий для формирования интереса к вышивке, для развития у обучающихся коммуникативной компетенции посредством расширения социальных связей и создание ситуации успеха в декоративно-прикладном творчестве. Задачи модуля: изучить виды и основные приѐмы вышивки лентами; 13 научить ленточным швам; изучить цветоведение и создание эскизов намеченной работы; обучить правилам безопасной работы с инструментами в процессе всех этапов работы; научить вышивать лентами, оформлять готовую работу. Учебно-тематический план модуля 2. «Вышивка лентами» № п/п Наименование тем Количество часов Всего Теория Практика 1 2 2 Вышивка лентами. Создание эскиза. Ленточные швы 6 6 3 Роза. Разные варианты. 6 6 4 Панно, вышитое лентами с элементами декоративных швов ИТОГО 22 22 2 36 2 - Формы аттестации/ контроля Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Выставка, презентация работ 34 Содержание учебного плана модуля 2 «Вышивка лентами» Раздел 1. Вышивка лентами. Создание эскиза. Теория: Просмотр образцов. Материалы и инструменты, используемые для вышивки лентами. Практика: Создание эскизов для вышивки. Основные методы работы с лентами. Раздел 2.Ленточные швы. Теория: Обрезка и продевание ленты. Складывание ленты, закрепление ленты. Практика:Прямой стежок, косой стежок. Левый и правый ленточный стежок. Стежок «петля в прикрѐп», французские узелки. Присобирание ленты. Раздел 3.Роза. Разные варианты. Практика:Роза выполненная на каркасе. Роза, скручиванием ленты. Роза, собрана из отдельно выполненных лепестков. Раздел 4.Панно, вышитое лентами с элементами декоративных швов. Теория: Создание эскиза. Подбор материала. Оформление готового изделия. Практика: Вышивание лентами по эскизу. Дополнение декоративными швами. 14 Планируемые результаты Модуля 2 «Вышивка лентами»: Обучающиеся будут знать: ТБ при работес ножницами, иглой; материалы, используемые для вышивки, виды вышивки и виды швов. Обучающиеся будут уметь: выполнять ленточные швы, безопасно работать с инструментами, вышивать Лентами панно по эскизам. У обучающихся будет развита устойчивая потребность к самообразованию. У обучающихся будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, повысится уровень духовной культуры, интеллектуальных и творческих способностей. 1 Вышивка лентами. Создание эскиза. 2 2 Ленточные швы 6 3 Роза. Разные варианты. 6 4 Панно, вышитое лентами с элементами декоративных швов ИТОГО 22 2занят ия по 40 минут 6 заняти й - 40 минут 6занят ий - 40 минут 22 занятия - 40 минут 36 Модуль 3 «Игрушки и сувениры» 15 Форма контроля Дата Место проведения Время проведения занятия № п/п Форма занятия Тема занятия Кол-во часов Календарный учебный график Модуль 2. Вышивка лентами 1 год обучения (базовый уровень) группо вая МБОУ СОШ №6 текущий группо вая МБОУ СОШ №6 текущий группо вая МБОУ СОШ №6 МБОУ СОШ №6 текущий группо вая итоговы й Реализация этого модуля направлена на обучение правилам выполнения сувениров и игрушек из фетра, приобретение навыков работы с различными инструментами и материалами. Осуществление обучения детей по данному модулю даѐт им возможность познакомиться с различными материалами: фетр, мешковина, и инструментами, применяемыми в декоративно-прикладном творчестве. Обучающиеся самостоятельно изготавливают сувениры из различного материала и оформляют их, а также по шаблону изготавливают мягкую игрушку из фетра. Модуль разработан с учѐтом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребѐнок имел возможность свободно выбрать конкретную форму работы, наиболее интересную и приемлемую для него. Формирование у детей начальных художественных знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка в окружающем мире. Цель модуля: создание условий для развития у обучающихся коммуникативной компетенции посредством расширения социальных связей и создание ситуации успеха в декоративно-прикладном творчестве. Задачи модуля: изучить основные приѐмы выполнения сувениров и мягкой игрушки; изучить приѐмы изготовления сувениров из лоскутов и мешковины, научить создавать и использовать шаблоны; научить использовать петельный шов для соединения деталей в мягкой игрушке; обучить правилам безопасной работы с инструментами в процессе всех этапов работы; научить изготавливать сувениры из ткани, мешковины и фетра при помощи шаблонов. Учебно-тематический план модуля 3. «Игрушки и сувениры» 1 год обучения 16 № п/п Наименование тем Количество часов Всего Теория Практи ка 1 Сувениры с использованием мешковины. 6 2 4 2 Цветы из лент, из фоамирана. Игрушка. Заготовка шаблонов. Петельный шов. Изготовление игрушки из фетра и еѐ оформление. Творческий отчѐт ИТОГО 10 - 10 4 - 4 12 - 12 2 34 2 4 30 3 4 5 Формы аттестации/ контроля Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Выставка, презентация работ Содержание учебного плана модуля 3 «Игрушки и сувениры» Раздел 1. Сувениры с использованием мешковины. Теория: Просмотр образцов. Инструменты и материалы. Т.Б. при работе с иглой, ножницами, клеем. Практика: Мешочек «Хорошего настроения». Весѐлый «Домовѐнок». Раздел 2.Цветы из лент, из фоамирана. Практика: Выполнение декоративных украшений в виде цветов. Изготовление брошей и брелков. Раздел 3. Игрушка. Заготовка шаблонов. Петельный шов. Теория: Подбор материала, создание образа будущей игрушки. Практика: Изготовление шаблонов. Отработка петельного шва. Раздел 4.Изготовление игрушки из фетра и еѐ оформление. Практика: По заранее изготовленным шаблонам, с применением петельного шва выполняется сувенирная игрушка по выбору учащихся(котѐнок, лягушонок или др.). Затем оформляется и украшается по замыслу. Раздел 5. Творческий отчѐт Календарный учебный график Модуль 3 «Игрушки и сувениры» 17 план 2 3 4 5 факт Сувениры с использован ием мешковины. Цветы из лент, из фоамирана 6 10 Игрушка. 4 Заготовка шаблонов. Петельный шов. Изготовлени 12 е игрушки из фетра и еѐ оформление. Творческий 2 отчѐт Итого 34 МБОУ СОШ №6 текущий МБОУ СОШ №6 текущий группо вая МБОУ СОШ №6 текущий 12 группо занятий вая по 40 минут МБОУ СОШ №6 итоговый 6 занятий по 40 минут 10 занятий по 40 минут 4 занятия по 40 минут группо вая Форма контроля 1 Тема занятия Место проведени я Дата Форма занятия № п/ п Кол-во часов Время проведени я занятия 1 год обучения (базовый уровень) группо вая Планируемые результаты по Модулю 3 «Игрушки и сувениры»: Обучающиеся будут знать: ТБ при работе с ножницами, иглой; материалы, используемые для сувениров: фетр, мешковина, жгут; петельный шов. Обучающиеся будут обучены: правильно работать с инструментами, соблюдая технику безопасности; выполнению мягкой игрушки – сувениров. Обучающиеся получат навыки работы с инструментами: игла, ножницы. Обучающиеся будут стремиться к обучению и познанию. У обучающихся будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни. 2 год обучения 18 1. Модуль «Игрушки и сувениры» Реализация этого модуля направлена на обучение правилам выполнения сувениров и игрушек из фетра, приобретение навыков работы с различными инструментами и материалами. Осуществление обучения детей по данному модулю даѐт им возможность познакомиться с различными материалами: фетр, мешковина, и инструментами, применяемыми в декоративно-прикладном творчестве. Обучающиеся самостоятельно изготавливают сувениры из различного материала и оформляют их, а также по шаблону изготавливают мягкую игрушку из фетра. Модуль разработан с учѐтом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребѐнок имел возможность свободно выбрать конкретную форму работы, наиболее интересную и приемлемую для него. Формирование у детей начальных художественных знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка в окружающем мире. Цель модуля: создание условий для развития у обучающихся коммуникативной компетенции посредством расширения социальных связей и создание ситуации успеха в декоративно-прикладном творчестве. Задачи модуля: изучить основные приѐмы выполнения сувениров и мягкой игрушки; изучить приѐмы изготовления сувениров из лоскутов и мешковины, научить создавать и использовать шаблоны; научить использовать петельный шов для соединения деталей в мягкой игрушке; обучить правилам безопасной работы с инструментами в процессе всех этапов работы; научить изготавливать сувениры из ткани, мешковины и фетра при помощи шаблонов. Учебно-тематический план модуля 1. «Игрушки и сувениры» 2 год обучения № Наименовани п/ е тем п Экскурсия в 1 Дом ремѐсел Сувениры с 2 использовани Всего Количество часов Теория Практика 2 2 6 2 4 19 Формы аттестации/ контроля Наблюдение Входящая диагностика, наблюдение, 3 4 5 ем мешковины. Цветы из лент, из фоамирана. Игрушка. Заготовка шаблонов. Петельный шов. Изготовление игрушки из фетра и еѐ оформление. ИТОГО анкетирование 10 - 10 Наблюдение, беседа 4 - 4 Наблюдение, беседа 12 - 12 Выставка, презентация работ 34 4 30 Содержание учебного плана модуля 1 «Игрушки и сувениры» Раздел 1.Экскурсия в Дом ремѐсел Раздел 2. Сувениры с использованием мешковины. Теория: Просмотр образцов. Инструменты и материалы. Т.Б. при работе с иглой, ножницами, клеем. Практика: Сувенир с использованием мешковины, панно на основе мешковины. Раздел 3.Цветы из лент, из фоамирана. Практика: Выполнение декоративных украшений в виде цветов. Изготовление брошей и брелков. Раздел 4. Игрушка. Заготовка шаблонов. Петельный шов. Теория: Подбор материала, создание образа будущей игрушки. Практика: Изготовление шаблонов. Отработка петельного шва. Раздел 5.Изготовление игрушки из фетра и еѐ оформление. Практика: По заранее изготовленным шаблонам, с применением петельного шва выполняется сувенирная игрушка по выбору учащихся(котѐнок, лягушонок или др.). Затем оформляется и украшается по замыслу. Календарный учебный график Модуль 1 «Игрушки и сувениры» 20 план факт 2 2 Экскурсия в Дом ремѐсел Сувениры с использование м мешковины. 3 Цветы из лент, из фоамирана 10 Игрушка. Заготовка шаблонов. Петельный шов. Изготовление игрушки из фетра и еѐ оформление. Итого 4 1 4 5 6 12 МБОУ СОШ №6 текущий МБОУ СОШ №6 текущий группо вая МБОУ СОШ №6 текущий 12 группо занятий вая по 40 минут МБОУ СОШ №6 итоговы й 6 занятий по 40 минут 10 занятий по 40 минут 4 занятия по 40 минут группо вая Форма контроля Тема занятия Место проведения Дата Форма занятия № п/ п Кол-во часов Время проведения занятия 2 год обучения (базовый уровень) группо вая 34 Планируемые результаты по Модулю1 «Игрушки и сувениры»: Обучающиеся будут знать: ТБ при работе с ножницами, иглой; материалы, используемые для сувениров: фетр, мешковина, жгут; петельный шов. Обучающиеся будут обучены: правильно работать с инструментами, соблюдая технику безопасности; выполнению мягкой игрушки – сувениров. Обучающиеся получат навыки работы с инструментами: игла, ножницы. Обучающиеся будут стремиться к обучению и познанию. У обучающихся будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни. 21 Модуль 2 «Вышивка» (2 год обучения) Реализация этого модуля направлена на обучение правилам выполнения вышивки, приобретение навыков работы с иглой, с эскизами, с мулине и атласными лентами. Осуществление обучения детей по данному модулю даѐт им возможность познакомиться с различными видами швов и вышивки, материалами, используемыми для вышивания. Обучающиеся самостоятельно изготавливают вышитые орнаменты и оформляют их. Модуль разработан с учѐтом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребѐнок имел возможность свободно выбрать конкретную форму работы, наиболее интересную и приемлемую для него. Формирование у детей начальных художественных знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка в окружающем мире. Цель модуля: создание условий для формирования интереса к вышивке, для развития у обучающихся коммуникативной компетенции посредством расширения социальных связей и создание ситуации успеха в декоративно-прикладном творчестве. Задачи модуля: изучить виды и основные приѐмы вышивки; научить простейшим и декоративным швам; изучить цветоведение и создание эскизов намеченной работы; обучить правилам безопасной работы с инструментами в процессе всех этапов работы; научить вышивать нитками и лентами, оформлять готовую работу. Учебно-тематический план модуля 2. «Вышивка» 2 год обучения № п/п Наименование тем Количество часов Всего Теория Практика 1 2 2 - 2 Виды вышивки. Материалы и инструменты для вышивки. Вышивка стежками. 4 - 4 3 Вышивка гладью 10 - 10 4 Вышивка лентами. 10 10 22 Формы аттестации/ контроля Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, 5 Вышивка крестом 12 ИТОГО 38 12 2 беседа Выставка, презентация работ 36 Содержание учебного плана модуля 2 «Вышивка» Раздел 1.Виды вышивки. Материалы и инструменты для вышивки. Теория:Просмотр образцов вышивки в разных техниках.Обсуждение, какие материалы и инструменты необходимы для вышивки лентами, для вышивки гладью, для вышивки крестом. Т.Б. при выполнении вышивки. Раздел 2.Вышивка стежками. Практика: Солнышко. Маргаритки. Раздел 3.Вышивка гладью. Теория:Подбор материала. Выполнение эскиза. Практика: Вышивание гладью по заранее подготовленному эскизу по выбору учащегося. Оформление готового изделия. Раздел 4.Вышивка лентами. Теория:Подбор материала. Выполнение эскиза. Практика:Вышивание лентами по заранее подготовленному эскизу по выбору учащегося. Оформление готового изделия. Раздел 5.Вышивка крестом. Теория:Подбор материала, схемы. Практика:Отработка шва «крест». Работа по схеме. Вышивание крестом по схеме( по выбору учащегося). Оформление готового изделия. план 2 факт Виды вышивки. Материалы и инструменты для вышивки. Вышивка стежками Форма контроля 1 Тема занятия Место проведен ия Дата 2 2занятия группо по 40 вая минут МБОУ СОШ №6 текущий 4 4 занятия по 40 группо минут вая МБОУ СОШ №6 текущий 23 Форма занятия № п/ п Кол-во часов Время проведен ия занятия Календарный учебный график Модуль 2 «Вышивка» 2 год обучения (базовый уровень) 3 4 5 Вышивка гладью 10 10 занятий по 40 минут Вышивка лентами. 10 10 занятий по 40 минут Вышивка крестом 12 12 занятий по 40 минут Итого 38 группо вая МБОУ СОШ №6 текущий группо вая МБОУ СОШ №6 текущий группо вая МБОУ СОШ №6 текущий Планируемые результаты по Модулю «Вышивка»: Обучающиеся будут знать: ТБ при работе с ножницами, иглой; материалы, используемые для вышивки, виды вышивки и виды швов. Обучающиеся будут уметь: выполнять простые, декоративные и ленточные швы, безопасно работать с инструментами, вышивать панно по эскизам. Вышивать крестом по схеме. У обучающихся будет развита устойчивая потребность к самообразованию. У обучающихся будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, повысится уровень духовной культуры, интеллектуальных и творческих способностей. Модуль 3 «Вязание» (2 год обучения) Реализация этого модуля направлена на обучение вязанию крючком, правилам выполнения работ декоративно-прикладного творчества, приобретение навыков работы с различными инструментами и материалами. Осуществление обучения детей по данному модулю даѐт им возможность познакомиться с материалами и инструментами для вязания: пряжа, крючок. Обучающиеся самостоятельно научатся вязать крючком небольшие изделия, игрушки и сувениры. Модуль разработан с учѐтом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребѐнок имел возможность свободно выбрать конкретную форму работы, наиболее интересную и приемлемую для него. Формирование у детей начальных художественных знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка в окружающем мире. 24 Цель модуля: создание условий для формирования интереса к декоративно-прикладному творчеству, развитие стремления создавать изделия своими руками и желание их выполнять. Задачи модуля: изучить основные петли привязании; научить простейшим правилам организации рабочего места; изучить приѐмы вязания, научить создавать изделия своими руками; обучить правилам безопасной работы с инструментами в процессе всех этапов работы. Учебно-тематический план модуля 3. «Вязание» 2 год обучения № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование тем Количество часов Всего Теори я Инструменты и материалы. Основные элементы вязания крючком. Воздушная петля (цепочка из воздушных петель). Полотно в виде квадрата Столбик (простой узор). Убавление и прибавление петель. Полотно в виде круга. Мягкая игрушка Салфетка Прихватка Творческий отчѐт ИТОГО 2 72 Практ Формы аттестации/ ика контроля 8 Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование Наблюдение, беседа 8 Наблюдение, беседа 6 6 Наблюдение, беседа 16 22 10 16 22 10 Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Выставка, презентация работ Итоговый 2 2 8 6 2 2 6 - 66 Содержание учебного плана модуля 3 «Вязание» 25 Раздел 1. Инструменты и материалы. Основные элементы вязания крючком. Теория: Инструменты и материалы. Подбор крючка. Учимся правильно держать крючок. Практика: Основные элементы вязания крючком. Раздел 2. Воздушная петля (цепочка из воздушных петель). Практика: Воздушная петля (цепочка). Панно из цепочек и резаных нитей. Раздел 3. Полотно в виде квадрата Столбик (простой узор). Практика: Столбик (простой узор). Накид, столбик с накидом. Петля подъѐма, соединительный столбик. Полустолбик. Практическая работа: полотно в виде квадрата. Раздел 4. Убавление и прибавление петель. Полотно в виде круга. Практика: Убавление и прибавление петель Практическая работа: круг. Обвязка изделия Раздел 5 Мягкая игрушка. Практика: Сочетание разного цвета нитей. Выполнение мягкой игрушки и еѐ оформление. Раздел 6. Салфетка Теория: Схема. Чтение схемы, вязание по схеме. Практика: Вязание салфетки по схеме. Раздел 7. Прихватка Практика: вязание прихватки и еѐ оформление. Раздел 8. Творческий отчѐт Планируемые результаты По итогам обучения по Модулю «Вязание»: Обучающиеся будут знать: что такое раппорт, как правильно читать схему вязания крючком. Обучающиеся будут уметь: самостоятельно пользоваться не сложными схемами вязания крючком, самостоятельно вязать не сложные изделия: салфетка, прихватка, мягкая игрушка. У обучающихся появится потребностьк самосовершенствованию и саморазвитию. план факт Инструменты и материалы.Осн 2 2занятия группо по 40 вая 26 Форма контроля 1 Тема занятия Место проведен ия Дата Форма занятия № п/ п Кол-во часов Время проведен ия занятия Календарный учебный график Модуль 3 «Вязание» 2 год обучения (базовый уровень) МБОУ СОШ текущий 2 3 4 5 овные элементы вязания крючком. Воздушная петля (цепочка из воздушных петель). Полотно в виде квадрата Убавление и прибавление петель. Полотно в виде круга. Мягкая игрушка минут №6 8 8 занятий группо по 40 вая минут МБОУ СОШ №6 текущий 6 6занятий по 40 минут 6занятий по 40 минут группо вая МБОУ СОШ №6 МБОУ СОШ №6 текущий 16 занятий по 40 минут 22 занятия по 40 минут 10 занятий по 40 минут 2 занятия по 40 минут группо вая МБОУ СОШ №6 текущий группо вая МБОУ СОШ №6 текущий группо вая МБОУ СОШ №6 текущий коллек тивная Д/к итоговы й 6 16 6 Салфетка 22 7 Прихватка 10 8 Творческий отчѐт 2 Итого группо вая текущий 72 3 год обучения 1. Модуль «Игрушки и сувениры» Реализация этого модуля направлена на обучение правилам выполнения сувениров и игрушек из фетра, приобретение навыков работы с различными инструментами и материалами. Осуществление обучения детей по данному модулю даѐт им возможность познакомиться с различными материалами: фетр, мешковина, и инструментами, применяемыми в декоративно-прикладном творчестве. Обучающиеся самостоятельно изготавливают сувениры из различного 27 материала и оформляют их, а также по шаблону изготавливают мягкую игрушку из фетра. Модуль разработан с учѐтом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребѐнок имел возможность свободно выбрать конкретную форму работы, наиболее интересную и приемлемую для него. Формирование у детей начальных художественных знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка в окружающем мире. Цель модуля: создание условий для развития у обучающихся коммуникативной компетенции посредством расширения социальных связей и создание ситуации успеха в декоративно-прикладном творчестве. Задачи модуля: изучить основные приѐмы выполнения сувениров и мягкой игрушки; изучить приѐмы изготовления сувениров из лоскутов и мешковины, научить создавать и использовать шаблоны; научить использовать петельный шов для соединения деталей в мягкой игрушке; обучить правилам безопасной работы с инструментами в процессе всех этапов работы; научить изготавливать сувениры из ткани, мешковины и фетра при помощи шаблонов. познакомить с возможностями получения профессии, связанной с художественными промыслами. Учебно-тематический план модуля 1. «Игрушки и сувениры» 3 год обучения № Наименование Количество часов п/п тем Всего Теория Практика 1 2 3 Выполнение работ патриотической направленности Цветы из лент, из фоамирана. Игрушка. Заготовка шаблонов. Петельный шов. 8 2 6 10 - 10 Формы аттестации/ контроля Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование Наблюдение, беседа 4 - 4 Наблюдение, беседа 28 4 5 Изготовление игрушки из фетра и еѐ оформление. Профессии нашего региона ИТОГО 10 - 2 2 34 4 10 Выставка, презентация работ Наблюдение 30 Содержание учебного плана модуля 1 «Игрушки и сувениры» Раздел 1. Сувениры с использованием мешковины. Теория: Просмотр образцов. Инструменты и материалы. Т.Б. при работе с иглой, ножницами, клеем. Беседа о подвигах в во время ВОВ. Практика: Выполнение работ патриотической направленности. Раздел 2.Цветы из лент, из фоамирана. Практика: Выполнение декоративных украшений в виде цветов. Изготовление брошей и брелков. Раздел 3. Игрушка. Заготовка шаблонов. Петельный шов. Теория: Подбор материала, создание образа будущей игрушки. Практика: Изготовление шаблонов. Отработка петельного шва. Раздел 4.Изготовление игрушки из фетра и еѐ оформление. Практика: По заранее изготовленным шаблонам, с применением петельного шва выполняется сувенирная игрушка по выбору учащихся(котѐнок, лягушонок или др.). Затем оформляется и украшается по замыслу. Раздел 5. Профессии нашего региона Теория: Профессии Краснодарского края. Практика: Игра « Профессия –это..» . Проект «Атлас профессий» план факт Выполнение работ патриотическо й 8 8 группо занятий вая по 40 минут 29 МБОУ СОШ №6 Форма контроля 1 Тема занятия Место проведени я Дата Форма занятия № п/ п Кол-во часов Время проведени я занятия Календарный учебный график Модуль 1 «Игрушки и сувениры» 3 год обучения (базовый уровень) текущий направленнос ти. 2 3 4 5 Цветы из лент, из фоамирана 10 Игрушка. Заготовка шаблонов. Петельный шов. Изготовление игрушки из фетра и еѐ оформление. Профессии нашего региона 4 Итого 10 2 10 занятий по 40 минут 4 занятия по 40 минут 10 занятий по 40 минут 2 занятия по 40 минут МБОУ СОШ №6 текущий группо вая МБОУ СОШ №6 текущий группо вая МБОУ СОШ №6 текущий группо вая МБОУ СОШ №6 текущий группо вая 34 Планируемые результаты по Модулю1 «Игрушки и сувениры»: Обучающиеся будут знать: ТБ при работе с ножницами, иглой; материалы, используемые для сувениров: фетр, мешковина, жгут; петельный шов. Обучающиеся будут обучены: правильно работать с инструментами, соблюдая технику безопасности; выполнению мягкой игрушки – сувениров. Обучающиеся получат навыки работы с инструментами: игла, ножницы. Обучающиеся будут стремиться к обучению и познанию. У обучающихся будут воспитаны патриотические чувства, уважение к истории, к ветеранам ВОВ. будут знать возможности получения профессии, связанной с художественными промыслами; Модуль 2 «Вышивка» (3 год обучения) Реализация этого модуля направлена на обучение правилам выполнения вышивки, приобретение навыков работы с иглой, с эскизами, с мулине и атласными лентами. Осуществление обучения детей по данному модулю даѐт им возможность познакомиться с различными видами швов и вышивки, 30 материалами, используемыми для вышивания. Обучающиеся самостоятельно изготавливают вышитые орнаменты и оформляют их. Модуль разработан с учѐтом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребѐнок имел возможность свободно выбрать конкретную форму работы, наиболее интересную и приемлемую для него. Формирование у детей начальных художественных знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка в окружающем мире. Цель модуля: создание условий для формирования интереса к вышивке, для развития у обучающихся коммуникативной компетенции посредством расширения социальных связей и создание ситуации успеха в декоративно-прикладном творчестве. Задачи модуля: изучить виды и основные приѐмы вышивки; научить простейшим и декоративным швам; изучить цветоведение и создание эскизов намеченной работы; обучить правилам безопасной работы с инструментами в процессе всех этапов работы; научить вышивать нитками и лентами, оформлять готовую работу. Учебно-тематический план модуля 2. «Вышивка» 3 год обучения № п/п Наименование тем Количество часов Всего Теория Практика 1 2 2 - 2 Виды вышивки. Материалы и инструменты для вышивки. Объѐмная вышивка 4 - 4 3 Вышивка гладью 10 - 10 4 Вышивка лентами. 10 10 5 Счѐтные вышивки 12 12 ИТОГО 38 2 Содержание учебного плана 31 36 Формы аттестации/ контроля Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Выставка, презентация работ модуля 2 «Вышивка» Раздел 1.Виды вышивки. Материалы и инструменты для вышивки. Теория:Просмотр образцов вышивки в разных техниках.Обсуждение, какие материалы и инструменты необходимы для вышивки лентами, для вышивки гладью, для вышивки крестом. Т.Б. при выполнении вышивки. Раздел 2.Объѐмная вышивка. Практика: Ромашки – символ семьи, любви и верности. Раздел 3.Вышивка гладью. Теория: Подбор материала. Выполнение эскиза. Практика: Вышивание гладью по заранее подготовленному эскизу по выбору учащегося. Оформление готового изделия. Раздел 4.Вышивка лентами. Теория: Подбор материала. Выполнение эскиза. Практика: Вышивание лентами по заранее подготовленному эскизу по выбору учащегося. Оформление готового изделия. Раздел 5. Счѐтные вышивки. Теория: Подбор материала, схемы. Практика: Отработка шва «крест». Работа по схеме. Вышивание крестом по схеме( по выбору учащегося). Оформление готового изделия. план 2 факт Виды вышивки. Материалы и инструменты для вышивки. Объѐмная вышивка 3 Вышивка гладью 4 Вышивка лентами. 2 2занятия группо по 40 вая минут 4 занятия по 40 минут 10 10 занятий по 40 минут 10 10 занятий по 40 4 32 группо вая группо вая группо вая Форма контроля 1 Тема занятия Место проведен ия Дата Форма занятия № п/ п Кол-во часов Время проведен ия занятия Календарный учебный график Модуль 2 «Вышивка» 3 год обучения (базовый уровень) МБОУ СОШ №6 текущий МБОУ СОШ №6 МБОУ СОШ №6 текущий МБОУ СОШ №6 текущий текущий 5 минут Счѐтные вышивки 12 12 группо занятий вая по 40 минут Итого 38 МБОУ СОШ №6 текущий Планируемые результаты по Модулю «Вышивка»: Обучающиеся будут знать: ТБ при работе с ножницами, иглой; материалы, используемые для вышивки, виды вышивки и виды швов. Обучающиеся будут уметь: выполнять простые, декоративные и ленточные швы, безопасно работать с инструментами, вышивать панно по эскизам. Вышивать крестом по схеме. У обучающихся будет развита устойчивая потребность к самообразованию. У обучающихся будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, повысится уровень духовной культуры, интеллектуальных и творческих способностей. Модуль 3 «Вязание» (3 год обучения) Реализация этого модуля направлена на обучение вязанию крючком, правилам выполнения работ декоративно-прикладного творчества, приобретение навыков работы с различными инструментами и материалами. Осуществление обучения детей по данному модулю даѐт им возможность познакомиться с материалами и инструментами для вязания: пряжа, крючок. Обучающиеся самостоятельно научатся вязать крючком небольшие изделия, игрушки и сувениры. Модуль разработан с учѐтом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребѐнок имел возможность свободно выбрать конкретную форму работы, наиболее интересную и приемлемую для него. Формирование у детей начальных художественных знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка в окружающем мире. Цель модуля: создание условий для формирования интереса к декоративно-прикладному творчеству, развитие стремления создавать изделия своими руками и желание их выполнять. Задачи модуля: изучить основные петли привязании; научить простейшим правилам организации рабочего места; изучить приѐмы вязания, научить создавать изделия своими руками; 33 обучить правилам безопасной работы с инструментами в процессе всех этапов работы. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Учебно-тематический план модуля 3. «Вязание» 3 год обучения Наименование тем Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации/ контроля Инструменты и Входящая 2 2 материалы. Основные диагностика, элементы вязания наблюдение, крючком. анкетирование Воздушная петля Наблюдение, 8 8 (цепочка из воздушных беседа петель). Полотно в виде квадрата Наблюдение, 6 2 4 Столбик (простой узор). беседа Убавление и прибавление Наблюдение, 6 6 петель. Полотно в виде беседа круга. Мягкая игрушка Наблюдение, 16 16 беседа Шапочка Наблюдение, 20 20 беседа Сумочка Выставка, 12 12 презентация работ Творческий отчѐт Выставка 2 2 ИТОГО 72 6 66 Содержание учебного плана модуля 3 «Вязание» Раздел 1. Инструменты и материалы. Основные элементы вязания крючком. Теория: Инструменты и материалы. Подбор крючка. Учимся правильно держать крючок. Практика: Основные элементы вязания крючком. Раздел 2. Воздушная петля (цепочка из воздушных петель). Практика: Воздушная петля (цепочка). Панно из цепочек и резаных нитей. Раздел 3. Полотно в виде квадрата Столбик (простой узор). Практика: Столбик (простой узор). Накид, столбик с накидом. Петля подъѐма, соединительный столбик. Полустолбик. Практическая работа: полотно в виде квадрата. 34 Раздел 4. Убавление и прибавление петель. Полотно в виде круга. Практика: Убавление и прибавление петель Практическая работа: круг. Обвязка изделия Раздел 5 Мягкая игрушка. Практика: Сочетание разного цвета нитей. Выполнение мягкой игрушки и еѐ оформление. Раздел 6. Шапочка Теория: Схема. Чтение схемы, вязание по схеме. Практика: Вязание шапочки по схеме. Раздел 7. Сумочка Практика: вязание сумочки и еѐ оформление. Раздел 8. Творческий отчѐт Планируемые результаты По итогам обучения по Модулю «Вязание»: Обучающиеся будут знать: что такое раппорт, как правильно читать схему вязания крючком. Обучающиеся будут уметь: самостоятельно пользоваться не сложными схемами вязания крючком, самостоятельно вязать не сложные изделия: салфетка, прихватка, мягкая игрушка. У обучающихся появится потребностьк самосовершенствованию и саморазвитию. план 2 3 факт Инструменты и материалы. Основные элементы вязания крючком. Воздушная петля (цепочка из воздушных петель). Полотно в Форма контроля 1 Тема занятия Место проведен ия Дата 2 2занятия группо по 40 вая минут МБОУ СОШ №6 текущий 8 8 занятий группо по 40 вая минут МБОУ СОШ №6 текущий 6 6занятий МБОУ текущий 35 Форма занятия № п/ п Кол-во часов Время проведен ия занятия Календарный учебный график Модуль 3 «Вязание» 3 год обучения (базовый уровень) группо виде квадрата Убавление и прибавление петель. Полотно в виде круга. Мягкая игрушка 4 5 6 16 6 Шапочка 20 7 Сумочка 12 Творческий отчѐт Итого 8 по 40 вая минут 6занятий группо по 40 вая минут СОШ №6 МБОУ СОШ №6 группо вая МБОУ СОШ №6 текущий группо вая МБОУ СОШ №6 текущий группо вая МБОУ СОШ №6 итоговы й 16 занятий по 40 минут 20 занятия по 40 минут 12 занятий по 40 минут текущий 2 72 1.4 Планируемые результаты программы Образовательные: -учащиеся будут знать историю декоративно- прикладного творчества, исторические события на Кубани, историю казачьего костюма, будут разбираться в техниках, орнаментах и мотивах вышивки; -учащиеся будут уметь: самостоятельно пользоваться схемами вязания крючком, самостоятельно вязать изделия, участвовать в проектной деятельности; -учащиеся будут обучены: правильно работать с инструментами, соблюдая технику безопасности, выполнению мягкой игрушки, кубанских сувениров, вязать и вышивать в разных техниках, вышивать крестом по схеме рушники с кубанским орнаментом. Личностные: 36 -у учащихся будет развита устойчивая потребность к профессиональному самоопределению; -у учащихся будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, повысится уровень духовной культуры, интеллектуальных и творческих способностей; - у учащихся будут воспитаны патриотические чувства, уважение к истории, к ветеранам ВОВ. Метапредметные: - у учащихся будет сформирована мотивация к обучению и познанию; - у учащихся будут развиты интеллектуальные способности, потребность к самосовершенствованию и саморазвитию; - у учащихся будет воспитана эмоциональная отзывчивость к красоте родной природы, чувство цвета, формы и росписи к произведениям народного искусства; -учащиеся будут знать с широкий спектр специальностей, специфику профессиональной связанных с декоративно - прикладным творчеством. профессий и деятельности, Планируемые результаты представлены в каждом модуле. Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических включающий формы аттестации условий, 2.1 Условия реализации программы Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение, наличие необходимых инструментов и материалов. Учитывая специфику работы детей с колющими режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности по всем видам рукоделия, предусмотренным в программе. Требуются отдельные рабочие места для каждого ребенка. Материально – техническое оснащение Для работы по программе необходимо: - помещение (кабинет); - качественное электроосвещение; 37 - столы и стулья не менее 15 шт.; - шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий; - инструменты и материалы (швейные и вышивальные иглы, вязальные крючки, пряжа, ткань, нитки швейные, мулине, ленты атласные шириной 0,7 см, канва, ситец, фетр, мешковина, синтепон, фурнитура для украшений); заготовки природных материалов; - канцелярские принадлежности. Информационное обеспечение: - книги, журналы; - методические пособия; - технологические карты;- схемы работ, образцы работ; - интернет источники. 2.2Оценочные и методические материалы Формы аттестации Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля: 1. Начальный контроль (при переводе с ознакомительного уровня на базовый). Проводится в форме беседы. 2. Текущий контроль (в течениепериода обучения). Проходит в форме анализа практических работ. 3. Промежуточный контроль (январь). В форме открытого занятия. 4. Итоговый контроль (май) в форме отчѐтной выставки. 5. Для определения результативности образовательной программы педагогом ведется мониторинг. Оценка знаний и умений детей – это вспомогательный процесс, который способствует успешному течению всего образовательного процесса в объединении, где дети не только обучаются, но имеют широкие возможности для разнообразных форм общения и творческой самореализации. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, материалы анкетирования и тестирования, протокол уровня обученности, мониторинг в конце учебного года, журнал посещаемости. Выставка детских работ позволяет оценить знания, умения обучаемых, приучает детей справедливо и объективно оценивать свою работу, работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче. По результатам оценки проводится отбор работ для участия в районных и краевых конкурсах. В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы. 38 Работы оцениваются по следующим критериям: -качество выполнения изучаемых на занятиях техники работы в целом; - степень самостоятельности при изготовлении работы; - уровень творческой деятельности (выполнение работы по описанию); - выполнение в соответствии с технологией, внесение в работу собственных идей. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: готовое изделие (готовая работа) – поделка, грамота, сертификат, диплом участника (выставок, конкурсов), портфолио обучающихся, статьи, открытое занятие. Увидеть результаты достижений каждого ребѐнка поможет: педагогическое НАБЛЮДЕНИЕ, МОНИТОРИНГ (для мониторинга используются заслуги детей: грамоты, дипломы), АНАЛИЗ результатов участия обучающихся в конкурсах, выставках, активности обучающихся на открытых занятиях, защиты проектов, выполнения практических заданий и задач поискового характера. Формы подведения итогов реализации образовательной программы: открытое занятие, отчѐтная выставка, портфолио (показ достижений) обучающегося. Критерии оценки ЗУН по разделу УТП к промежуточному контролю первого года обучения Цель: выявить знания и умения учащихся1года обучения Форма контроля: выставка В конце учебного года по результатам1 года обучения проводится итоговая выставка. При подведении итогов выявляются группы учащихся с высоким, средним, низким уровнем обученности. Показатели Количество выполненных работ Качество выполненных работ Оригинальность Высокий Уровень (5б.) 5 и более Средний Уровень (4б.) 3 работы Низкий Уровень (3б.) Менее 3 работ Работы выполнены по описанию. Работы выполнены по требованиям образца В каждую работу внесены свои идеи, Работы выполнены по описанию с небольшими отклонениями. Качество работы ниже требуемого. В 50% работы внесены свои идеи, доработки Изделие выполнены с отступлением от описания, не соответствует образцам. 39 Работы выполнены образцу по доработки Протокол фиксации результатов творческой активности учащихся (количество и качество работ по итогам года) ФИО Кол-вовып. работ Качество вып. работ Оригинальность Итого Система оценки. Количество полученных баллов по показателям суммируются: 15-13 баллов- высокий уровень; 12-10 баллов- средний уровень; 9 баллов- низкий уровень. Мониторинг позволит определить уровень достижений обучающихся планируемых результатов, изучить состояние образовательного процесса, откорректировать деятельность педагога. Содержание и формы педагогической диагностики планируемого образовательного курса направлены на определение уровня освоения программного материала, определение уровня познавательной и творческой активности, изучение степени удовлетворенности обучающихся и родителей образовательным процессом . Цель исследования Форма демонстрации результатов Определение уровня Дневник учета выполненных освоения программного работ, практические работы, материала итоговое изделие Определение уровня Практические работы, познавательной и творческой итоговое изделие активности Изучение степени Анкетные бланки удовлетворенности обучающихся и родителей образовательным процессом Формы (методы) дистанционных занятий: 40 Методы Наблюдение, обсуждение, выставка Наблюдение, выставка Анкетирование Программа может реализовываться с использованием дистанционных технологий, возможно проведение дистанционных занятий через Интернет (VK Мессенджер и Сферум). В условиях удаленного обучения используются (дистанционные, образовательные технологии), кейс-технологии (электронное обучение): - пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и др.) по телекоммуникационным каналам (электронная почта); самообучение, реализуемое при помощи использования образовательных ресурсов, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимальны; - видео-занятия; - чат (онлайн консультации); - онлайн практические задания; - индивидуальные консультации; - дистанционное тестирование и самооценка знаний умений и навыков. Методические материалы В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительный, иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, креативный, экскурсии. Инструктаж по технике безопасности проводится два раза в год: в начале первого и второго полугодия. Техника безопасности проверяется при работе на каждом занятии. Методы обучения: -Объяснительно-иллюстрированный метод Возможные формы этого метода: сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе презентаций с использованием компьютерной медиатеки. Этот метод направлен на усвоение знаний. -Репродуктивный метод - направлен на формирование навыков и умений, то есть умений многократно воспроизвести(репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстрированный: слово, средства наглядности, практическая работа. - Исследовательский метод- направлен на самостоятельное решение творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их 41 дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ученика. Его формы: проблемные задачи, опыты и т. д. Сущность этого метода состоит в творческом добывании и поиске способов деятельности. -Метод воспитания убеждение, поощрение, упражнение стимулирование, мотивация и др. Использование этих методов на занятиях осуществляется с учетом специфики, задач, содержания занятия. С целью более широкого ознакомления детей с материалом и повышения качества образования, разрабатывается наглядный материал, создаются и используются презентации, созданные в программе POWER POINT. Кадровое обеспечение Программу составила педагог дополнительного образования Лазарчук Ирина Юрьевна. Образование среднее профессиональное педагогическое с отличием, по специальности социальный педагог-психолог. Педагогический стаж 16 лет. Педагог высшей категории. Сведения о повышении квалификации: С 01.004.2022 по 15.04.2022 курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Методика преподавания декоративно-прикладного искусства и инновационные подходы к организации образовательного процесса» в объѐме 72 часа. С 12.02.2021 по 26.02.2021 курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе дополнительного образования: возможности и перспективы» в объѐме 72 часа. Награждена дипломом 2 степени краевого конкурса системы дополнительного образования детей Краснодарского края «Лучшие практики обеспечения доступного дополнительного образования детей в Краснодарском крае» в 2021 году. В 2021 году объединению «Золотая нить» присвоено звание «Образцовый художественный коллектив» (Протокол заседания краевого смотра творческих коллективов от 4 июня 2021 г.) 42 Список литературы для педагогов. 1. Волкова Н.В. Подарки к празднику своими руками – Ростов н/д: Феникс, 2017 – 252с 2. Иванова А. А. Искусство вышивки пейзажей и цветов – М: ОЛМА Медиа Групп, 2014 – 160с 3. Лоскутное шитьѐ, аппликация, вышивка. / Авт. сост. Е. Яных, В. Захаркина – Донецк ООО «АгенствоМультипресс», 2013 – 288с 4. Чернова А. Г. Искусство вышивки лентами – Ростов н/д: Феникс, 2015 – 157с 5. Энн Кокс Вышивка лентами. Техника, приемы, модели. Изд. Харьков – Белгород, 2017 – 128с Список литературы для детей: 1. Васина Н. С. – Волшебный картон – М: Айрис – пресс; 2013 – 112с 2. Вышивка стежками. Шаг за шагом/ под ред. Анны Скот. Изд. ХарьковБелгород, 2017-127 с. 3. ДебораТозин Цветы из проволоки. Изд. Харьков-Белгород, 2014-64 с. 4. Зайцева А. А. Забавные поделки оригинальной лоскутной технике- М: Эксмо, 2012-64 с. 43 Приложение 1 44 45 Приложение 2 Индивидуальный образовательный маршрут Ф.И.О обучающегося: ___________________________________________ Объединение: _________________________________________________ Цель: ________________________________________________________ Задачи: ______________________________________________________ Срок реализации программы: ___________________________________ Название Название Коли№ и № темы во раздела часов программ ы Формы и методы изучени я учебног о материа ла 46 Образовател ьные результаты, их сроки Формы провер ки, сроки Индивидуальн ые результаты, сроки Приложение 3 Раздел воспитания. Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребѐнка, формирование культуры здорового образа жизни, профессиональное самоопределения в соответствии с личностными возрастными особенностями у детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного творчества. Задачи: - воспитывать у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству; - развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе, обсуждении; - развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца; - формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира; - формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами выбора профессии; - формировать активную гражданскую позицию, чувство верности Отечеству. Планируемые формы и методы воспитания: - развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.); - закладываются нравственные основы личности (ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе); - сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. - прививается культура чувств. Организационные условия: подбор тематического материала; использование простых и сложных средств; построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью материала. 47 - выравнивание и просчѐт по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения. Календарный план воспитательной работы 1 год обучения Дата проведения сентябрь Тема мероприятия Форма проведения Знакомство с Беседа, экскурсия декоративнов Дом ремѐсел прикладным творчеством. Творческий отчѐт Выставка, демонстрация работ декоративноприкладного творчества май Направление воспитательной работы Эстетическое воспитание Эстетическое воспитание Календарный план воспитательной работы 2 год обучения Дата проведения Тема мероприятия Форма проведения сентябрь Экскурсия в Дом ремѐсел экскурсия май Творческий отчѐт Выставка, демонстрация работ декоративноприкладного творчества Направление воспитательной работы Эстетическое воспитание, духовнонравственное Эстетическое воспитание Календарный план воспитательной работы 3 год обучения Дата Тема Форма проведе48 Направление проведения мероприятия ния сентябрь «Я патриот!» Беседа апрель Профессии нашего региона Творческий отчѐт Беседа май Выставка, демонстрация работ декоративноприкладного творчества 49 воспитательной работы Патриотическое воспитание Профессиональная ориентация Эстетическое воспитание Приложение 4 Виды швов 50 51 52