ДООП Мир 3D печати

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
педагогического совета
от «____» ____________ 202__г.
Протокол № _____

Утверждаю
Директор МАОУ ДОДТ
/Беленко Л.О./
«___»______ 202__г.

М
.
П
.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Мир 3D печати»

(Указывается наименование программы)

Уровень программы:

базовая

(ознакомительный, базовый или углубленный)

Срок реализации программы: 1 год: 130ч.
(общее количество часов)

Возрастная категория: от 12 до 17 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы:

модифицированная

(типовая, модифицированная, авторская)

Программа реализуется на бюджетной основе с использованием социального
сертификата
ID-номер Программы в Навигаторе: 80454
Автор-составитель:
Емельянов Артѐм Иванович,
педагог дополнительного образования
(указать ФИО и должность разработчика)

ст. Кущевская, 2025

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6
3.7.
3.8
3.9
3.10

Нормативно – правовая база.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
Пояснительная записка программы.
Цель и задачи.
Учебный план и содержание образовательной программы.
Планируемые результаты.
Раздел 2. «Комплекс организационно – педагогических
условий».
Календарный учебный график.
Условия реализации программы.
Формы аттестации.
Оценочные материалы.
Методические материалы.
Список литературы
Приложение 1
Раздел воспитания
Календарный план воспитательной работы
Приложение 2

3
4
4
7
8
9
16
16
18
20
22
23
22
25
27

Оценочные материалы.

28

Приложение 3
Договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве.

30

2

Нормативно-правовая база.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», принят государственной Думой
21.12.2013;
2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2023 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р;
4. Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка» - приложение к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07
декабря 2018г. №3;
5. Методические
рекомендации
по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо
Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09-3242;
6. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением
дистанционных
образовательных
технологий,
письмо
Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04;
7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития
Российской Федерации на период 2030 года», определяющего одной из
национальных целей развития Российской Федерации предоставление
возможности для самореализации и развития талантов;
8. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
9. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
10. Приказ Минтруда России и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 года
№
652н
«Об
утверждении профессионального стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом
России 17 декабря 2021 года, регистрационный № 66403);
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28сентября 2020 г. № 28 « Об утверждении Санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические правила организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Методические рекомендации по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
3

дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г.
Министерство просвещения РФ;
13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм
СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(гл.VI);
14. Устав Муниципального
автономного образовательного учреждения
дополнительного образования Дом творчества;
15. «Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ» Министерство образования,
науки и молодежной политики Краснодарского края (РМЦ ДОД КК г. Краснодар,
2024г.)
2. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты.
2.1 Пояснительная записка
Современные дети живут в эпоху активной информатизации,
компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всѐ быстрее
проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес
детей к современной технике. Данная программа направленна на детей
проявляющих интересы и склонности в области информатики, математики,
физики, моделирования. Освоение данного направления позволяет решить
проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития абстрактного мышления,
существенным преобладанием образно-визуального восприятия над другими
способами получения информации.
Деятельность по моделированию способствует воспитанию активности
школьников в познавательной деятельности, развитию высших психических
функций (повышению внимания, развитию памяти и логического мышления),
аккуратности, самостоятельности в учебном процессе.
Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют
актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим
национальным приоритетам Российской Федерации.
Новизна данной программы состоит в том, что занятия по 3D
моделированию помогают приобрести глубокие знания в области технических
наук, ценные практические умения и навыки, воспитывают трудолюбие,
дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Знания,
полученные при изучении программы
«Мир 3D-печати», учащиеся могут
применить для подготовки мультимедийных разработок по различным предметам
4

– математике, физике, химии, биологии и др. Трехмерное моделирование служит
основой для изучения систем виртуальной реальности.
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на
овладение знаниями в области компьютерной трехмерной графики
конструирования и технологий на основе методов активизации творческого
воображения, и тем самым способствует развитию конструкторских,
изобретательских, научно-технических компетентностей и нацеливает детей на
осознанный выбор необходимых обществу профессий, как инженер- конструктор,
инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и т.д.
Работа с 3D графикой – одно из самых популярных направлений
использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не,
только профессиональные художники и дизайнеры.
Данные направления ориентируют подростков на рабочие специальности,
воспитывают будущих инженеров – разработчиков, технарей, способных к
высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной
деятельности.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием
конструкторских способностей детей через практическое мастерство, имеется
целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование. Мотивацией для выбора детьми данного вида деятельности является
практическая направленность программы, возможность углубления и систематизации
знаний, умений и навыков. Возможность прикоснуться к неизведанному миру 3-D
моделирования для современного ребенка является очень мощным стимулом к
познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию
стремления к самостоятельному созиданию. 3-D моделирование поощряет детей
мыслить творчески, анализировать ситуацию.
Педагогическая целесообразность определена тем, что программа способствует
формированию навыков самостоятельной познавательной и практической
деятельности, развитию познавательных потребностей в условиях дистанционного
обучения, а так же навыков самостоятельной познавательной и практической
деятельности, а так же ранней профориентации и формированию осознанного
выбора профессии, что является ключевой задачей в системе дополнительного
образования.
Отличительные особенности программы.
В ознакомительной программе, изучая 3-D моделирование, у детей
развивается конструкторское мышление, поэтому отличительной особенностью
данной программы является то, что она предполагает творческое использование
педагогом: он может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также
возрастных особенностей и развития детей, выбрать определенный объем
информации. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические
сведения и практические задания. Изучение материала программы, направлено на
практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым
5

минимумом теоретических знаний. Выполнение практических работ требует консультирования педагога и соблюдения правил техники безопасности. Одной из
современных инновационных форм организации учебного процесса является
использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих
посредством сети Интернет организовать обучение, поэтому отличительной
особенностью программы также является апробация технологий дистанционного
обучения, направленных на обеспечение мобильности, стабильности,
эффективности учения и преподавания.
Адресат.
Принимаются дети в возрасте от 12 до 17 лет. Набор в группу
осуществляется на основе желания и способностей детей заниматься 3-D
моделированием, без специального отбора и не имеющих противопоказаний по
здоровью.
В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными
потребностями, разного уровня развития:
- талантливых (одарѐнных, мотивированных) детей,
- детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья
(развитие речи, ЗПР) при условии сохраненного интеллекта и наличия мотивации к
участию в занятиях;
- детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих
противопоказания по состоянию здоровья, что должна подтверждать справка от
педиатра.
Форма обучения: очная (при необходимости возможно проведение
дистанционных занятий).
Режим занятий: общее количество часов в год - 130 часа; количество часов в
неделю - 4 часа; продолжительность занятия - 40 минут. Сокращение режима
занятий в дистанционной форме обучения по санитарно-эпидемиологическим и
другим основаниям согласно рекомендациям СанПин -15 минут. Количество часов
в неделю и наполняемость групп программы соответствуют требованиям СанПиН.
Особенности организации образовательного процесса.
Условия приѐма детей: запись на дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте
«Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края»
https://p23.навигатор. дети/.
Занятия: групповые.
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать очные и дистанционные занятия: лекции, практические занятия,
просмотр мультимедийных и графических объектов, мастер – классов, материала,
содержащего ссылки на другие учебные материалы для получения дополнительной
информации и др.
На занятиях созданы условия для развития творческих способностей
одаренных детей, их самореализации в условиях дифференцированного и
индивидуального обучения;
На занятиях применяется индивидуальный подход ко всем детям,
индивидуальные задания повышенной сложности для одарѐнных детей и выбор
6

модулей и уровня сложности для детей с ограниченными особенностями
здоровья.
Специфика работы с детьми – инвалидами состоит в том, что средства, формы
обучения и воспитания таких детей зависит от вида аномального развития, степени
и характера нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также от
индивидуальных способностей детей. Данная программа разработана с учетом этих
особенностей.
Уровень содержания программы - ознакомительный.
Программа курса рассчитана на начальный уровень подготовки – отсутствие
навыков работы с 3D программами.
Объѐм программы – 130 часов.
Сроки реализации программы: Данная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа рассчитана на полную реализацию в течение одного
года.
2.2 Цель и задачи программа.
 Цель
программы: повышать интерес молодежи к инженерному
образованию.
 Показать возможности современных программных средств для обработки
трѐхмерных изображений.
 Познакомить с принципами и инструментарием работы в трехмерных
графических редакторах, возможностями 3D печати.
 Сформировать базовые навыки создания презентаций;
 Сформировать базовые навыки дизайн-скетчинга;
 Привить навыки проектной деятельности, в том числе использование
инструментов планирования.
Задачи программы:
 Развитие творческого мышления при создании 3D моделей.
 Формирование интереса к технике, конструированию, программированию,
высоким технологиям.
 Развитие логического, алгоритмического и системного мышления.
 Формирование навыков моделирования через создание виртуальных
объектов в предложенной среде конструирования.
 Углубление
и практическое применение знаний по математике
(геометрии).
 Расширение области знаний о профессиях.
 Участие
в олимпиадах, фестивалях и конкурсах технической
направленности с индивидуальными и групповыми проектами.

7

Содержание программы
Введение в 3D моделирование (2 ч.). Инструктаж по технике безопасности.
3D технологии. Понятие 3D модели и виртуальной реальности. Области
применения и назначение. Примеры.
Черчение 2D-моделей в Paint 3D (16 ч.). Пользовательский интерфейс. Виды
линий. Изменение параметров (редактирование по дереву). Правила введения
параметров через клавиатуру. Нанесение размеров. Построение собственных
моделей по эскизам.
Построение 3D-моделей в Paint 3D (24 ч.). Способы задания плоскости в Paint 3D
Операция выдавливания. Создание эскизов для моделирования 3D. Способы
построения группы тел. Установка тел друг на друга, операция приклеивания.
Элементы дизайна.
Урок 3D-моделирования (16 ч.). Знакомства с программами 3D Builder, SketchUp.
Создание объѐмно-пространственной композиции в программе
Знакомство с 3D-принтером (4 ч.). Основные элементы принтера. Техническое
обслуживание.
Освоение программ MatterControl (44 ч.). Программа MatterControl. Знакомство с
интерфейсом. Калибровка деталей на рабочем столе. Редактирование кода
слайсера. Ручное и автоматическое управление принтером.
Печать 3D моделей (12 ч.). Технологии 3D печати. Экструзия.
Творческие проекты (12 ч.). Выполнение творческих заданий и мини-проектов по
созданию 3D моделей в изученных редакторах и конструкторах.
2.3 Учебный план программы
№
п/п

Количество часов
Всего
Теория Практика
2
2
16
4
12

Наименование модуля

1.

Введение в 3D-моделирование

2.

Черчение 2D-моделей в Paint 3D

3.

Построение 3D-моделей в Paint 3D

24

8

16

4.

Урок 3D-моделирования.

16

4

12

5.

Знакомство с 3D-принтером

4

2

2

6.

Освоение программ MatterControl

44

16

28

7.

Печать 3D-моделей

12

2

10

8.

Творческие проекты

12

Итого:

130
8

12
38

92

2.4 Планируемые результаты.
Личностные результаты:
 формирование
ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
 формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики;
 развитие
осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам при работе с графической информацией;
 формирование
коммуникативной
компетентности
в
процессе
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.
Метапредметные результаты:
 умение ставить учебные цели;
 умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;
 умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации;
 умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения
учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального
состояния в конечное;
 умение сличать результат действий с эталоном (целью);
 умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата
решения задачи с ранее поставленной целью;
 умение
оценивать результат своей работы с помощью тестовых
компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении
материала курса.
Предметные результаты:
 умение использовать терминологию моделирования;
 умение работать в среде графических 3D редакторов;
 умение создавать новые примитивные модели из имеющихся заготовок
путем разгруппировки-группировки частей моделей и их модификации;
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
9

рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для
решения учебных и творческих задач;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации;
 поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе
учебников;
 владение устной и письменной речью.

Учебно-тематический план
Тема занятия

Вид деятельности

Формы
Количество аттестации
/
часов
контроля

1.

2.
3.
4.

5.
6.

7.

Введение в 3D моделирование (2ч.)
Инструктаж по технике Знакомство с правилами
безопасности.
3D поведения и техники
технологии. Понятие 3D безопасности. Усвоение
модели и виртуальной терминологии 3D
реальности.
моделирования
Черчение 2D-моделей в в Paint 3D (16 ч.)
Пользовательский
Изучение основных функций
интерфейс.
в разделе «Геометрия».
Виды линий.
Функция «Линии»,
«Биссектриса».
Изменение параметров. Редактирование деталей из
дерева событий.
Блокировка/разблокировка
событий.
Нанесение размеров.
Изучение способов нанесения
размеров.
Построение
Групповая работа по
собственных моделей по черчению моделей по
эскизам.
эскизам.
Построение
Самостоятельная работа по
собственных моделей по черчению моделей по
эскизам.
эскизам.
10

2

2

Промежут.

2

Промежут.

2

Промежут.

2

Промежут.

4

Промежут.

4

Промежут.

8.

9.

10.
11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Построение 3D-моделей в в Paint 3D (24 ч.)
Способы задания
Учимся правильно
плоскости в Paint 3D
определять плоскость в
пространстве для
дальнейшего построения
детали.
Операция выдавливания. Изучение функции.
Установка параметров
вручную и автоматически.
Создание эскизов для
Создание эскизов во время
моделирования 3D.
работы в режиме «Деталь».
Операция скругления.
Изучение функции.
Установка параметров
вручную и автоматически.
Построение уклона
Изучение функции.
части детали.
Установка параметров
вручную и автоматически.
Функция оболочка.
Изучение функции.
Установка параметров
вручную и автоматически.
Операция Булева.
Изучение функции.
Установка параметров
вручную и автоматически.
Вычитание
Изучение функции.
компонентов.
Установка параметров
вручную и автоматически.
Алгоритм создания 3D
Определение правильной
моделей.
последовательности при
создании модели.
Создание куба, призмы. Изучение функции.
Установка параметров
вручную и автоматически.
Создание пирамиды.
Изучение функции.
Установка параметров
вручную и автоматически.
Создание сферы и шара. Изучение функции.
Установка параметров
вручную и автоматически.
Создание усеченных
Изучение функции.
многогранников.
Установка параметров
11

1

Промежут.

1

Промежут.

1

Промежут.

1

Промежут.

1

Промежут.

1

Промежут.

2

Промежут.

2

Промежут.

2

Промежут.

2

Промежут.

2

Промежут.

2

Промежут.

2

Промежут.

21.

22.

23.
24.

25.
26.

27.

28.

29.
30.
31.

32.

вручную и автоматически.
Способы построения
Определение отличий в
группы тел.
построении одной детали или
группы.
Установка тел друг на
Изучение функции.
друга, операция
Установка параметров
приклеивания.
вручную и автоматически.
Урок 3D-моделирования (16 ч.)
Урок 3D-моделирования
3D Builder
Создание объѐмнопространственной
композиции в
программе 3D Builder
3D-моделирования.
Программа SketchUp
Создание объѐмнопространственной
композиции в
программе SketchUp
Знакомство с 3D-принтером (4 ч.)
Основные элементы
Знакомство с принтером,
принтера. Техническое
техническими
обслуживание.
особенностями. Учимся
обслуживать принтер,
готовить к печати.
Калибровка стола.
Создание эскиза
объѐмнопространственной
композиции
Освоение программ MatterControl (44 ч.)
Программа
Знакомство с программой
MatterControl
Программа
Интерфейс
MatterControl
Программа
MatterControl
Создание объѐмно12

2

Промежут.

2

Промежут.

4

Промежут.

4

Промежут.

4

Промежут.

4

Промежут.

2

Промежут.

2

Промежут.

2

Промежут.

2

Промежут.

2

Промежут.

8

Промежут.

33.
34.

35.

36.
37.
38.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.

47.

пространственной
композиции в
программе MatterControl
Основы визуализации в
8
программе MatterControl
Знакомство с
Изучаем основные функции
2
интерфейсом.
программ, отличия. Учимся
Калибровка деталей на
правильно располагать деталь
рабочем столе.
на рабочем столе.
Редактирование кода
Виды слайсеров. Учимся
2
слайсера. Ручное и
редактировать код слайсера
автоматическое
вручную. Учимся вручную
управление принтером. греть экструдеры и стол.
Алгоритм создания 3D
4
моделей.
Создание 3D моделей.
14
Печать 3D моделей (12 ч.)
Технологии 3D печати.
Знакомство с технологиями
1
3D печати.
Экструзия.
Правка STL моделей. Печать
2
на 3D принтере
Экскурсия.
Посещение типографии
2
Каспий.
3D печать.
Печатаем собственные
2
детали.
3D печать.
Печатаем собственные
2
детали.
3D печать.
Печатаем собственные
1
детали.
3D печать.
Печатаем собственные
1
детали.
3D печать.
Печатаем собственные
1
детали.
Творческие проекты (12 ч.)
Выполнение творческих Выбор темы проекта.
1
заданий и миниПодготовительные операции.
проектов по созданию
3D моделей в изученных
редакторах и
13

Промежут.
Промежут.

Промежут.

Промежут.
Промежут.
Промежут.
Промежут.
Промежут.
Промежут.
Промежут.
Промежут.
Промежут.
Промежут.

Промежут.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

конструкторах
Выполнение творческих
заданий и проектов по
созданию3D моделей
Выполнение творческих
заданий и проектов по
созданию3D моделей
Выполнение творческих
заданий и проектов по
созданию3D моделей
Выполнение творческих
заданий и проектов по
созданию3D моделей
Выполнение творческих
заданий и проектов по
созданию3D моделей
Обсуждение и защита
проекта
Всего:

Работа над проектом.

1

Промежут.

Работа над проектом.

2

Промежут.

Работа над проектом.

2

Промежут.

Работа над проектом.

2

Промежут.

Работа над проектом.

2

Промежут.

Обсуждение и защита
проекта.

2

Промежут.

130

14

3.Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации»
3.1 Календарный учебный график

факт

№
п/п

план

Дата
Темы занятия

Количество
часов

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Формы
контроля

Место
проведе
-ния

2

2ч.по
40 мин

Вводное
занятие

Устный
опрос

ДТ

2ч.по
40 мин
2ч.по
40 мин
2ч.по
40 мин
2ч.по
40 мин
2ч.по
40 мин

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

Текущий
Текущий
Текущий
Текущий

ДТ

индии
вид.

Текущий

ДТ

2

2 ч.по
40 мин

индии
вид.

Текущий

ДТ

2

2 ч.по
40 мин

индии
вид.

Текущий

ДТ

2

2 ч.по
40 мин

индии
вид.

Итоговый

ДТ

1

1ч.по
40 мин

Групповая

Текущий

1

1ч.по
40 мин

Урокигра

Текущий

1

1ч.по
40 мин

Групповая

Текущий

1

1ч.по
40 мин
1ч.по
40 мин
1ч.по
40 мин
2 ч.по
40 мин

Комбинир.

2.1.

Введение в 3D моделирование.
Инструктаж по технике
безопасности. 3D технологии.
Понятие 3D модели и
виртуальной реальности.
Черчение 2D-моделей
в Paint 3D
Пользовательский интерфейс.

2.2.

Виды линий.

2

2.3.

Изменение параметров.

2

2.4.

Нанесение размеров.

2

Построение собственных
моделей по эскизам.
Построение собственных
моделей по эскизам.
Построение собственных
моделей по эскизам.
Построение собственных
моделей по эскизам.
Построение 3D-моделей в
Paint 3D
Способы задания плоскости в
Paint 3D
Операция выдавливания.

2

1.

2.

2.5
2.6
2.7
2.8
3.
3.1.
3.2.

2

3.4.
3.5

Построение уклона части детали.

1

3.6

Функция оболочка.

1

3.7

Операция Булева.

2
15

ДТ
ДТ
ДТ

24

Создание
эскизов
моделирования 3D.
Операция скругления.

3.3.

для

16

ДТ
ДТ
ДТ

ДТ
ДТ
ДТ

индии
вид.

Текущий

ДТ

2 ч.по
40 мин
2 ч.по
40 мин
2 ч.по
40 мин
2 ч.по
40 мин
2 ч.по
40 мин
2 ч.по
40 мин

индии
вид.
индии
вид.
индии
вид.
индии
вид.
индии
вид.

Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий

индии
вид.

Текущий

2 ч.по
40 мин
2 ч.по
40 мин

индии
вид.

Текущий

индии
вид.

Текущий

2

2ч.по
40 мин

Групповая

Текущий

2

2ч.по
40 мин

Комбин.

2

2ч.по
40 мин

Программа MatterControl

2

2ч.по
40 мин

Программа MatterControl

2

2ч.по
40 мин

Создание
объѐмнопространственной композиции в
программе MatterControl
Создание объѐмнопространственной композиции в
программе MatterControl
Создание объѐмнопространственной композиции в
программе MatterControl
Создание объѐмнопространственной композиции в
программе MatterControl
Основы визуализации в

2

8ч.по
40 мин

Групповая,
индии
вид.
Групповая,
индии
вид.
Групповая,
индии
вид.
Групповая,
индии
вид.

2

2ч.по
40 мин

2

2ч.по
40 мин

2

2ч.по
40 мин

2

2ч.по
40 мин

3.8

Вычитание компонентов.

2

3.9

Алгоритм создания 3D моделей.

2

3.10

Создание куба, призмы.

2

3.11

Создание пирамиды.

2

3.12

Создание сферы и шара.

2

Создание
усеченных
многогранников.
Способы построения группы тел.

2

Установка тел друг на друга,
операция приклеивания.
Знакомство с 3D-принтером
Основные элементы принтера.
Техническое обслуживание.
Создание
эскиза
объѐмнопространственной композиции
Освоение программ
MatterControl
Программа MatterControl

2

3.13
3.14
3.15
4.
4.1.
4.2.
5.

2

5.3.

5.6

5.7

5.8

16

ДТ
ДТ
ДТ
ДТ
ДТ
ДТ

Итоговый

ДТ
ДТ

44

5.2.

5.5

ДТ

4

5.1.

5.4.

ДТ

Групповая,
индии
вид.
Групповая,
индии
вид.
Групповая,
индии
вид.
Групповая,

ДТ
Текущий
ДТ
Текущий
ДТ
Текущий
ДТ
Текущий
ДТ
Текущий
ДТ
Текущий
ДТ
Текущий
Текущий

ДТ

программе MatterControl
5.9

5.10

5.11

5.12

5.13

Основы визуализации в
программе MatterControl

2

2ч.по
40 мин

Основы визуализации в
программе MatterControl

2

2ч.по
40 мин

Основы визуализации в
программе MatterControl

2

2ч.по
40 мин

Знакомство
с
интерфейсом.
Калибровка деталей на рабочем
столе.
Редактирование кода слайсера.
Ручное
и
автоматическое
управление принтером.
Алгоритм создания 3D моделей.

2

2ч.по
40 мин

2

2ч.по
40 мин

2

2ч.по
40 мин

Алгоритм создания 3D моделей.

2

2ч.по
40 мин

Создание 3D моделей.

2

2ч.по
40 мин

Создание 3D моделей.

2

2ч.по
40 мин

Создание 3D моделей.

2

2ч.по
40 мин

Создание 3D моделей.

2

2ч.по
40 мин

Создание 3D моделей.

2

2ч.по
40 мин

Создание 3D моделей.

2

2ч.по
40 мин

Создание 3D моделей.

2

2ч.по
40 мин

5.14

5.15

5.16

5.17

5.18

5.19

5.20

5.21

5.22

17

индии
вид.
Групповая,
индии
вид.
Групповая,
индии
вид.
Групповая,
индии
вид.
Групповая,
индии
вид.

ДТ
Текущий
ДТ
Текущий
ДТ
Текущий
Текущий

ДТ

Групповая,
индии
вид.

Текущий

ДТ

Групповая,
индии
вид.
Групповая,
индии
вид.
Групповая,
индии
вид.
Групповая,
индии
вид.
Групповая,
индии
вид.
Групповая,
индии
вид.
Групповая,
индии
вид.
Групповая,
индии
вид.
Групповая,
индии

Текущий

ДТ

Текущий

ДТ

Текущий

ДТ

Текущий

ДТ

Текущий

ДТ

Текущий

ДТ

Текущий

ДТ

Текущий

ДТ

Текущий

ДТ

вид.

6.1.

Печать 3D моделей
Технологии 3D печати.

6.2.

Экструзия.

2

6.3.

Экскурсия.

2

6.4.

3D печать.

2

6.5

3D печать.

2

6.6

3D печать.

1

6.7

3D печать.

1

6.8

3D печать.

1

Творческие проекты

12

Выполнение творческих заданий
и мини-проектов по созданию 3D
моделей в изученных редакторах
и конструкторах
Выполнение творческих заданий
и проектов по созданию 3D
моделей
Выполнение творческих заданий
и проектов по созданию 3D
моделей
Выполнение творческих заданий
и проектов по созданию 3D
моделей
Выполнение творческих заданий
и проектов по созданию 3D
моделей
Выполнение творческих заданий
и проектов по созданию 3D
моделей
Обсуждение и защита проекта

1

6.

7

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6

7.7

12
1ч.по
40 мин
2ч.по
40 мин
2ч.по
40 мин
2ч.по
40 мин
2ч.по
40 мин
1ч.по
40 мин
1ч.по
40 мин
1ч.по
40 мин

Групповая
Урокигра
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

1ч.по
40 мин

Групповая

1

1ч.по
40 мин

Групповая

2

2ч.по
40 мин

Групповая

2

2ч.по
40 мин

Групповая

2

2ч.по
40 мин

Групповая

2

2ч.по
40 мин

Групповая

2

2ч.по
40 мин

Групповая

1

Итого:

130

18

Текущий
Текущий
Текущий
Итоговый
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий

ДТ
ДТ
ДТ
ДТ
ДТ
ДТ
ДТ
ДТ

ДТ
Текущий
ДТ
Текущий
ДТ
Текущий
ДТ
Текущий
ДТ
Текущий
ДТ
Текущий
Итоговый

ДТ

3.2 Условия реализации программы.
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники
безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь
хорошее освещение и периодически проветриваться.
Материально-техническое обеспечение программы включает:
 Компьютеры 6 шт.
 Системное программное обеспечение (Windows)
 Программное обеспечение
 3D принтер
 Программа для 3D принтера типа Slicer
 PLA-пластик 1,75 REC нескольких цветов.
 Бумага А4 для рисования и распечатки;
 Бумага А3 для рисования;
 Набор простых карандашей — по количеству обучающихся;

Клей ПВА — 2 шт.;
1. Информационное обеспечение – аудио, видео, фото, интернет источники.
Электронные учебные материалы: обучающая теоретическая информация,
сопровождающаяся иллюстративными материалами (фотографии, рисунки),
интернет- ресурсы и ссылки для получения дополнительной информации;
- обучающая информация в виде мультимедиа презентации;
- блок творческих заданий;
- методические рекомендации для обучающихся по освоению учебного материала;
- материал, содержащий ссылки на другие учебные материалы;
- мультимедийные объекты: видео- и аудиофайлы, графические объекты;
- иллюстративный материал; аудио-видеоматериалы.
Кадровое обеспечение
Программу составил педагог дополнительного образования Емельянов
Артѐм Иванович. Образование высшее техническое, среднее педагогическое. В
2009 году окончил Ленинградский государственный педагогический колледж по
специальности учитель информатики. Педагогический стаж 14 лет.
3.3 Формы аттестации.
Для определения результативности образовательной программы педагогом
осуществляются следующие формы аттестации:
1. Промежуточная;
2. Итоговая.
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам выполнения
практических работ, упражнений по выработке определенных умений. Педагог
оценивает аккуратность, степень самостоятельности.
Итоговая аттестация проводится в форме 3-D моделирования и защиты
проекта. По окончанию защиты проекта подводятся итоги.
Оценка качества освоения учебной программы включает в себя текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце
учебного года обучения. В качестве средств текущего контроля успеваемости
19

могут использоваться контрольные уроки, опросы, просмотры. Проверка усвоения
программы производится в форме: опроса учащегося по пройденному материалу,
наблюдения на работой, выполнения ребѐнком
отдельных заданий
или
творческих проектов, как в конце учебного года, так и по окончании пройденной
темы.
В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль
выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются
перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной
работы.
Основными критериями результативности данной программы является
участие учащегося в конкурсах, викторинах, выставках технического творчества.
3.4 Оценочные материалы.
Для организации целенаправленной образовательной деятельности
объединения планируется проведение педагогической диагностики.
Оценочные материалы
Критерии оценки ЗУН по разделу
Высокий
Средний
Низкий
Цель: выявить
Уровень (4б.)
Уровень (3б.)
знания и умения Уровень (5б.)
учащихся.
Показатели
Количество
5 и более
выполненных работ
Качество
Модель выполнена по
выполненных работ описанию.
Модель выполнена по
требованиям образца
Оригинальность

В каждую модель
внесены свои идеи,
доработки

3 работы

Менее 3 работ

Модель выполнены по
описанию с небольшими
отклонениями. Качество
работы ниже требуемого.

Модель выполнена
с отступлением от
описания, не
соответствует
образцам.
Модели выполнены
по образцу

В 50% работы внесены
свои идеи, доработки

Протокол фиксации результатов творческой активности учащихся
(количество и качество работ)
ФИО

Кол-во вып.
работ

Качество
вып. работ

Оригинальность

Итого

Система
оценки.
Количество
полученных
баллов
по
показателям
суммируются: 15-13 баллов - высокий уровень; 12-10 баллов - средний
уровень; 9 баллов - низкий уровень.
Мониторинг позволит определить уровень достижений обучающихся
планируемых результатов, изучить состояние образовательного процесса,
откорректировать деятельность педагога. Содержание и формы педагогической
диагностики планируемого образовательного курса направлены на определение
уровня освоения программного материала, определение уровня познавательной и
20

творческой активности, изучение степени удовлетворенности обучающихся и
родителей образовательным процессом (Приложение 2).
Цель исследования

Форма демонстрации
результатов
Определение уровня
Дневник учета выполненных
освоения программного
работ, практические работы,
материала
итоговое изделие
Определение уровня
Практические
работы,
познавательной и творческой итоговое изделие
активности
Изучение степени
Анкетные бланки
удовлетворенности
обучающихся и родителей
образовательным процессом

Методы
Наблюдение,
обсуждение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Анкетирование

Формы (методы) дистанционных занятий:
Программа может реализовываться с использованием дистанционных
технологий, возможно проведение дистанционных занятий через Интернет (VK
Мессенджер и Сферум). В условиях удаленного обучения используются
(дистанционные, образовательные технологии), кейс-технологии (электронное
обучение):
- пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и др.)
по телекоммуникационным каналам (электронная почта);
- самообучение, реализуемое при помощи использования образовательных
ресурсов, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса
минимальны;
- видео-занятия;
- чат (онлайн консультации);
- онлайн практические задания;
- индивидуальные консультации;
- дистанционное тестирование и самооценка знаний умений и навыков.
3.5 Методические материалы.
Для
обучения
детей
разнообразные методы и приемы.
Методы
Наглядный

3-D

моделированию

используются

Приѐмы

Рассматривание на занятиях готовых моделей, демонстрация
способов крепления, приемов подбора деталей по размеру,
форме, цвету.

21

Информационно- Обследование
3-Д
деталей,
которое
предполагает
коммуникационный подключение различных анализаторов (зрительных и
тактильных) для знакомства с формой, определения
пространственных соотношений между ними (на, под, слева,
справа. Совместная деятельность педагога и ребѐнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма:
собирание моделей и конструкций по образцу, беседа,
упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и
демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое
использование
готовых
заданий
(предметов),
самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской
деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение
умению
самостоятельно
добывать
знания,
самоконтролю,
приемам
исследовательской деятельности.
Основой
организации
образовательного
процесса
являются
личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационная
педагогические технологии.
Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить
ребенка перед выбором: объектов изображения, материалов, вариантов
композиции, перспективы, цветового решения, сложности задания.
Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового
изделия позволят научить детей приемам самостоятельной работы.
22

Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать
увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с окружающим
миром природы, разнообразием растительного и животного мира.
С целью более широкого ознакомления детей с материалом и повышения
качества образования, разрабатывается наглядный материал, создаются и
используются презентации, созданные в программе POWER POINT.
Интернет – ресурсы:
1. http://www.123dapp.com/design
2. http://www.autodesk.com/products/fusion-360/learn-training-tutorials
3. http://www.123dapp.com/design
4. https://www.youtube.com/watch?v=w_X2uoD_UKI
5. https://www.youtube.com/watch?v=KK_g_jiJl0A
6. https://www.youtube.com/watch?v=hHXHiboMyaU
7. http://autodeskeducation.ru/winterschool2016/masterclasses/
8. http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-pechat/
9. https://www.youtube.com/watch?v=EQ-W4qxF5Sk
10.http://3dwiki.ru/kak-rabotaet-3d-printer-bazovye-ponyatiya-i-nekotorye-vazhnyeterminy/

23

Приложение 1

3.7 Раздел воспитания.
Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребѐнка, формирование
культуры здорового образа жизни, профессиональное самоопределения в
соответствии с личностными возрастными особенностями у детей старшего
дошкольного возраста средствами робототехники.
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
- развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе, обсуждении;
- развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и
окружающего мира;
- формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту
профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами
выбора профессии;
- формировать активную гражданскую позицию, чувство верности Отечеству.
Планируемые формы и методы воспитания:
- развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала;
создаются благоприятные условия для формирования положительных черт
характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);
- закладываются нравственные основы личности (ответственности за
порученное дело, умение заниматься в коллективе);
- сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
- прививается культура чувств.
Организационные условия:

подбор тематического материала;

использование простых и сложных средств;

построение логической последовательности хода и логической
завершенности в соответствии с поставленной целью материала.

Выравнивание и просчѐт по продолжительности мероприятия в
соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.

24

Календарный план воспитательной работы

Октябрь

Сентябрь

Дата проведения

Тема мероприятия

Форма
проведения

Проведение инструктажа по
ТБ.
Беседа по ПДД «В стране
дорожных знаков»
Беседа о дне пожилых
людей «Старость нужно
уважать!»
Акция по ПДД «Правила
дорожного движения»

Беседа

Беседа

Февраль

Январь

Декабр
ь

Ноябрь

Беседа на тему: «Полезные
и вредные привычки».
День народного единства
«Крепка семья – крепкая
держава!»
Всемирный день прав
ребенка Беседа «Мои права
и обязанности»».

Направление
воспитательной
работы
Воспитание
здорового образа
жизни
Воспитание
здорового образа
жизни.
Духовнонравственное
Воспитание
здорового образа
жизни
Духовнонравственное
Гражданскопатриотическое

Беседа

Духовнонравственное

День Матери: «Самый
дорогой человек».

Духовнонравственное

Беседа, посвященная
правилам безопасности в
новогодние праздники
«Азбука безопасности».

Воспитание
здорового образа
жизни

Беседа на тему: «Здоровье
надо беречь!»

Беседа
Беседа

Беседа «Будем вежливы».

Беседа на тему:
«Освобождение Кущѐвской
от немецко-фашистких
захватчиков».
25

Воспитание
здорового образа
жизни
эстетическое

Беседа

Духовнонравственное

Март
Апрель
Май

Беседа на тему: «Есть такая
профессия – Родину
защищать!»

Гражданскопатриотическое

Беседа о Международном
женском дне: «Мама, милая
моя!».
Беседа на тему: «Добрые
дела».

Духовнонравственное

Беседа «Такой далекий
космос», посвященная Дню
космонавтики.
Беседа на тему: «Дружба и
друзья»
Беседа к празднованию Дня
Победы «Помним, чтим,
гордимся».
Правила безопасного
поведения на водоемах в
летнее время. ТБ.

26

Беседа

Духовнонравственное
Беседа

Беседа

Беседа

Учебнопознавательная
Духовнонравственное
Гражданскопатриотическое
Воспитание
здорового образа
жизни

Приложение 2

3.9 Оценочные материалы.
Диагностика уровня знаний и умений
по моделированию у детей 10 - 17 лет.
Уровень
Умение правильно
развития
моделировать по образцу,
ребенка
схеме
Высокий Ребенок самостоятельно создает
модель, воспроизводит модель
правильно по образцу, схеме, не
требуется помощь взрослого.
Средний

Низкий

Умение правильно создавать
модель по замыслу

Ребенок самостоятельно создает
развернутые замыслы модели,
может рассказать о своем замысле,
описать ожидаемый результат,
назвать некоторые из возможных
способов моделирования.
Ребенок допускает
Способы конструктивного решения
незначительные ошибки в
находит в результате практических
моделировании по образцу,
поисков. Может создать условную
схеме, но самостоятельно
символическую модель, но
"путем проб и ошибок»
затрудняется в объяснении ее
исправляет их.
особенностей.
Допускает ошибки в выборе и
Неустойчивость замысла – ребенок
расположении деталей в
начинает создавать один объект, а
создании модели, готовая
получается совсем иной и
постройка не имеет четких
довольствуется этим. Нечеткость
контуров. Требуется постоянная представлений о
помощь взрослого
последовательности действий и
неумение их планировать.
Объяснить способ построения
ребенок не может.

Качественная характеристика уровней сформированности у детей
конструктивных навыков в моделировании.
Высокий уровень: (28-36 баллов) Ребенок самостоятельно выделяет основные
части модели и характерные детали. Анализирует модель, находит конструктивное
решение. Знает и различает разнообразные детали в программе. Самостоятельно
планирует этапы создания собственной модели. Создает модель по рисунку. Умеет
сооружать модели и объединять их одним содержанием. Охотно работает в
коллективе.
Средний уровень: (18-27 баллов) Ребенок с небольшой помощью взрослого
выделяет основные части конструкции и характерные детали, затрудняется в
различении объектов моделирования по форме и величине, допускает ошибки в их
названии. Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном строительстве
модели по рисунку. С помощью взрослого подбирает необходимый материал,
недостаточно самостоятелен в сооружении моделей. При помощи взрослого
объединяет их одним содержанием. В процессе работы не проявляет фантазию и
27

воображение. Умеет работать в коллективе. Ребенок испытывает затруднения при
складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании
(показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами
недостаточно сформирован.
Низкий уровень: (ниже 18 баллов) Ребенок не выделяет основные части модели и
характерные детали, допускает ошибки при анализе построек, даже с помощью
взрослого не может выделить части и определить их назначение. Не различает
детали по форме и величине. Ребенок не умеет создавать модель по рисунку,
подбирает необходимый материал только с помощью взрослого. Не проявляет
инициативы. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или
отказывается работать в коллективе.
Протокол обследования умений и навыков детей школьного возраста в
моделировании.
Оценочные материалы.
Диагностическая карта сформированности у детей
конструктивных навыков в лего-конструировании.
ФИО
ребенка

Называет
фигуры
моделирован
ия

Работает
по
чертежа
м

Строит
сложные
модели

Строит по
творческому
замыслу

Строит
подгруппами

Строит по
образцу

Строит по
инструкции

Умение
рассказать
о создании
модели

Индивидуальная карта наблюдения детского развития:
Ф.И. ребенка, возраст __________________________________________________
Критерии оценки

Дата фиксации наблюдения
Сентябрь
Январь
Май

Знает технику безопасности при работе с
компьютером
Знает формы и названия фигур
Умеет правильно конструировать модель по
схеме
Умеет правильно конструировать модель по
образцу
Умеет правильно конструировать модель по
инструкциям педагога с последующим
достраиванием
Условные обозначения:
«2» справляется без помощи педагога;
«1» справляется, но требуется со стороны педагога;
«0» не справляется.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».