ДООП «Юный радиолюбитель»

ст.Кущѐвская, 2025г.

1

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание,планируемые результаты ……………………………………...3
1.Нормативно-правовая база……………………………………………………3
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………..4
1.2 Цель и задачи программы…………………………………………………..6
1.3 Планируемые результаты…………………………………………………..7
1.4 Учебный план программы………………………………………………….8
1.5 Модуль 1 «Основы радиосвязи».…………………………………………..8
1.6 Модуль 2 «Основы радиотехники»……………………………………….12
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»…………………………………………17
2.1 Календарный учебный график …………………………………………...17
2.2 Условия реализации программы …………………………………………21
2.3 Оценочные и методические материалы……………………..…………...22
Список литературы…………………………………………………………....24
Приложение ……………………………………………………………………..25

2

1. Нормативно-правовая база.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», принят государственной Думой
21.12.2013;
2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2023 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р;
4. Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка» - приложение к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07
декабря 2018г. №3;
5. Методические
рекомендации
по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо
Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09-3242;
6. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением
дистанционных
образовательных
технологий,
письмо
Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04;
7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития
Российской Федерации на период 2030 года», определяющего одной из
национальных целей развития Российской Федерации предоставление
возможности для самореализации и развития талантов;
8. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
9. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467
«Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей»;
10. Приказ Минтруда России и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 года
№
652н
«Об
утверждении профессионального стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом
России 17 декабря 2021 года, регистрационный № 66403);
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28сентября 2020 г. № 28 « Об утверждении Санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические правила организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Методические рекомендации по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
3

дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г.
Министерство просвещения РФ;
13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм
СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(гл.VI);
14. Устав Муниципального
автономного образовательного учреждения
дополнительного образования Дом творчества.
15. «Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ» Министерство образования,
науки и молодежной политики Краснодарского края (РМЦ ДОД КК г. Краснодар,
2024г.)

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты.
1.1 Пояснительная записка
Радиолюбительство в образовательном процессе – это не только радиосвязь с
различными людьми в России и за еѐ пределами, но и многогранный способ развития
ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.
Социально – экономическое преобразование в России, демократизация и
гуманизация усилили интерес общества к проблеме самореализации и
самоактуализации личности, где профессиональная деятельность занимает особое
место. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества –
разнообразие и вариативность работы с детьми. А так же формирование молодого
поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном
обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации
на базе новейших информационных технологий. Умея работать с необходимыми в
повседневной жизни вычислительными системами, базами данных и электронными
таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек
информационного общества приобретает не только новые инструменты
деятельности, но и новое видение мира. Таким образом, возникает необходимость в
определении современных подходов к созданию системы профориентационной
работы. Она должна представлять собой систему подготовки молодежи к
свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии.
Программа составлена с учетом «Методических рекомендаций по
проектированию
и
реализации
разноуровневых
дополнительных
общеобразовательных программ», г.Краснодар, 2020 г. (Министерство образования,
науки и молодѐжной политики Краснодарского края. Региональный модельный центр
дополнительного образования детей Краснодарского края).
4

Данную программу могут реализовать педагоги дополнительного образования,
имеющие педагогическое образование и стаж работы не менее 1 года. Программа
основывается на личностно - деятельностном подходе, используя личностноориентированную технологию. Задачи, темы и содержание, виды деятельности
планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и
потребностей, при непосредственном активном участии всех участников
образовательного процесса.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования Кущѐвский район и всего региона в целом, в
соответствии со стратегией социально-экономического развития муниципального
образования Кущевский район, утвержденной Решением совета муниципального
образования Кущевский район от 16 декабря 2020 года.
Программа доступна для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Радиосвязь существует уже более ста лет. И с тех давних пор живут среди нас
такие люди - радиолюбители, которые в свое свободное время проводят
эксперименты с радиоволнами и приемниками, передатчиками и антеннами.
Стремительно развивается техника. Но неизменна человеческая тяга к
непознанному, желание попробовать сделать что-то своими руками. И вокруг
радиолюбителей собирается молодежь, чтобы поучиться и наравне со взрослыми
принять участие в эксперементах.
Направленность.
Базовая образовательная программа «Юный радиолюбитель» является
программой технической направленности. Программа ориентирована на реализацию
интересов детей в сфере изучения основ радиотелефонной связи, конструктивных
особенностей радиоаппаратуры и улучшение коммуникабельности (радиотелефонная
связь с абонентами России и зарубежья). Программа соответствует уровню основного
общего образования, направлена на формирование познавательной мотивации,
определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта
продуктивной творческой деятельности.
Новизна.
Новизной данной программы является то, что по форме организации
образовательного процесса она является модульной и состоит из двух модулей:
Модуль 1: «Основы радиосвязи»
Модуль 2: «Основы радиотехники»
Новизна программы заключается в том, что получая практические знания и
навыки в области радиосвязи и радиоэлектроники, обучающиеся могут проводить
свои собственные эксперименты в области радиосвязи и создавать оригинальные
современные радиоэлектронные устройства. Совершенствуя свои навыки и
применяя на практике полученные знания, ребенок становится все более
свободным в творчестве, и стремится к получению новых знаний.
Также новизной программы является то, что она реализуется в сетевой форме
совместно с ГБПОУ КК Ленинградский технический колледж. Сетевое
5

взаимодействие осуществляется на основе Положения о реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой
форме и договора о сетевом взаимодействии. Приложение.
Актуальность.
Актуальность рабочей программы обусловлена ранней профориентацией детей
школьного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации
профессионализации на ранних стадиях развития. Ребята развивают свои
возможности на занятиях технического профиля, где не только расширяют знания о
мире профессий, но и формируются положительное отношение к трудовой
деятельности. Именно в данной направленности школьник получает первичные
навыки, узнает многие профессии, пробует себя в различных ролях, т.е. осуществляет
профессиональные пробы.
Педагогическая целесообразность.
Невозможно, даже просто перечислить те функции, которые выполняет сегодня
радиоклуб. Он даѐт базовые знания и поднимает уровень мотивации к учебе. В
радиоклубе находят себе любимое дело талантливые и способные школьники, и в то
же время не теряются те, кому нужна социальная и психологическая реабилитация.
Трудные подростки и дети с ограниченными физическими возможностями усваивают
программу наравне с остальными.
Педагогическая целесообразность определена тем, что программа способствует
формированию навыков самостоятельной познавательной и практической
деятельности, а так же ранней профориентации и формированию осознанного выбора
профессии, что является ключевой задачей в системе дополнительного образования.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она, не
являясь продолжением какого-либо традиционного школьного курса, тем не менее,
находится на стыке школьных предметов - физики, математики, географии,
астрономии, иностранного языка и т.д. Традиционные школьные курсы не
позволяет обучающимся в полной мере применить свои знания на практике,
поэтому часто изучение основных предметов в школе для ребенка является
занятием не интересным и скучным. Образовательная программа «Юный
радиолюбитель» даѐт возможность не только приобрести новые знания, которые
часто далеко выходят за пределы школьных курсов, но и применить полученные
знания на практике, что способствует лучшему освоению не только знаний
полученных в объединении, но и знаний, полученных в школе. Спортивная
составляющая курса воспитывает в обучающихся такие качества, как воля к победе,
самосовершенствование и самодисциплина.
Адресат.
Программа рассчитана на обучающихся, в возрасте от 9 до 17 лет. В творческое
объединение принимаются все желающие без специального отбора, с разрешения
родителей. Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью от 10 до 12 человек.
В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными
потребностями, разного уровня развития:
6

- талантливых (одарѐнных, мотивированных) детей,
- детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья
(развитие речи, ЗПР) при условии сохраненного интеллекта и наличия мотивации к
участию в занятиях;
- детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих
противопоказания по состоянию здоровья, что должна подтверждать справка от
педиатра.
- с учетом индивидуальных особенностей ребенка работа в объединении
строится по индивидуальному маршруту. (Приложение 4)
Форма обучения: очная.
Режим занятий: общее количество часов в год - 144 часов; количество часов в
неделю - 4 часа; продолжительность занятия - 40 минут.
Количество часов в неделю и наполняемость групп программы соответствуют
требованиям СанПиН.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав группы: постоянный.
Условия приѐма детей: запись на дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте
«Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края»
https://p23.навигатор. дети/.
Занятия: групповые, индивидуальные.
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать очные и дистанционные формы занятий: лекции, практические
занятия, просмотр мультимедийных и графических объектов, материала,
содержащего ссылки на другие учебные материалы для получения дополнительной
информации и др. Комплексный подход в обучении, сочетая практику и теорию,
делает процесс интересным, познавательным. Знания, умения и навыки, полученные
на занятиях, закладывают основу, устойчивую мотивацию к занятиям в данной
области ориентируя на выбор к дальнейшей профессиональной траектории
связанной с работой в технической области.
Уровень содержания программы - ознакомительный.
Программа курса рассчитана на начальный уровень подготовки – отсутствие
навыков работы с радиопередающей аппаратурой.
Объѐм программы – 144 часа.
Сроки реализации программы: Данная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа рассчитана на полную реализацию в течение одного
года.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы: передать учащимся базовые знания и основные практические
навыки в области любительской и профессиональной радиосвязи, обучение языку
радиолюбителей, основам спортивной радиопеленгации, основам электроники и
конструирования, применению компьютеров в области связи и коммуникаций,
развитие познавательных интересов обучающихся. Формирование основ выбора
7

профессии и профессионального самоопределения в соответствии с личностными
возрастными особенностями.
Задачи программы:
Предметные:
Познакомить и обучить основам работы в эфире. Обучить принимать и передавать
радиосообщения, используя различные виды сигналов. Научить правильному
обращению с приемо-передающей аппаратурой, в соответствии с правилами техники
безопасности. Повышение уровня мотивации при изучении отдельных предметов
школьного курса.
Метапредметные:
Способствовать развитию познавательных процессов: памяти, внимания, мышления,
воображения, восприятия. способствовать развитию уверенности в себе и развитию
самостоятельности. Развивать слух и умение вслушиваться и распознавать слабые
сигналы на фоне шумов. Знакомить обучающихся с востребованными в
Краснодарском крае профессиями и профессиями, которые представлены в «Атласе
новых профессий».
Личностные:
Сформировать умение общаться со сверстниками. Воспитать усидчивость, упорство,
стремление доводить начатое дело до конца. Приучать к аккуратности в работе.
Сформировать умение работать в коллективе, устанавливать дружественные
(командные) взаимоотношения в коллективе. Предоставить возможность
социализации каждому ученику. Профориентация по военным и гражданским
специальностям, связанным с радио. Формирование у обучающихся отношения к себе
как субъекту профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с
основами выбора профессии.
1.3 Планируемые результаты.
Личностные результаты:
1) Формирование ответственного отношения к учению, воспитать усидчивость,
упорство, стремление доводить начатое дело до конца.
2) Формирование умения работать в коллективе, устанавливать дружественные
(командные) взаимоотношения в коллективе.
3) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
4) Овладение надпрофессиональными навыками.
Метапредметные результаты:
1) Умение самостоятельно проводить наблюдения за работой русскоязычных
радиостанций
с
определением
страны,
района
для
российских
станций,принадлежности к клубу, уметь различать повседневные и специальные
позывные любительских радиостанций;
2) Умение наблюдать работу любительски радиостанций;
8

3) Понимать назначение любительской документации и уметь правильно вести
аппаратный журнал;
4)Уметь проводить типовую радиосвязь в УКВ и КВ диапазонах, в прямом канале и с
использованием ретранслятора, телефоном на русском языке;
5)Обучающиеся познакомятся с востребованными профессиями в краснодарском
крае и «атласом новых профессий».
Предметные результаты:
1) Правила техники безопасности и личной гигиены при работес радиостанцией;
2) Историю возникновения радиосвязи;
3) Основы любительской радиосвязи и спортивной радиопеленгации;
4) Условные обозначения; чтение схем;
5) Знание основных радиолюбительских кодов
6)Формирование профессионального самоопределения в соответствии с возрастными
особенностями.
1.4 Учебный план ДООП «Юный Радиолюбитель»
Количество часов
Всего:
Теория Практика
64
32
32
80
34
46

№

п/п Наименование модуля
1. Основы радиосвязи.
2. Основы радиотехники.
Итого:

144

66

78

1.5 Модуль 1 «Основы радиосвязи».
Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным правилам
любительской радиосвязи, усвоение правил техники безопасности, приобретение
навыков работы с трансивером.
Осуществление обучения детей по данному модулю дает им возможность
познакомиться с первичными представлениями о любительской радиосвязи, ее
значением в жизни человека.
Цель модуля: создание условий для формирования интереса к любительской
радиосвязи и радиоспорту. А также формирование основ выбора профессии,
первоначального интереса к каким-либо профессиям.
Задачи модуля:

познакомить с первичными представления о радиосвязи;

научить правилам организации рабочего места;

формировать интерес к различным профессиям,


научить правилам безопасной работы при работе с РЭС;



изучить основные принципы любительской радиосвязи.
9

Учебно-тематический план
Модуль 1 «Основы радиосвязи»
№

Количество часов

Наименование тем

п/п
1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.

Всего
Вводное занятие. Наша страна родина радио
Востребованные профессии в
Краснодарском крае и «Атлас
новых профессий». Экскурсия в
ГБПОУ КК Ленинградский
технический колледж.
Основы
любительской
радиосвязи
Радиосвязь на УКВ и КВ.
Самостоятельная
работа
эфире.
Радиолюбительская
документация.
Радиолюбительские
соревнования.
Итого:

в

Формы
Практи аттестации/
Теория
контроля
ка

2

2

-

Промежут.

2

2

-

Промежут.

8

4

4

Промежут.

14

6

8

Промежут.

12

4

8

Промежут.

14

8

8

Промежут.

12

3

3

Промежут.

64

32

32

Содержание учебного плана модуля «Основы радиосвязи»
Тема 1. Вводное занятие. Наша страна - родина радио (2 часа).
1. Цели и задачи обучения, по программе «Юный радиолюбитель». План работы на
учебный год. Правила внутреннего распорядка. Охрана труда, безопасность при
эксплуатации РЭС любительской службы. Организационные вопросы.
2. История изобретения и развития радио. Научная деятельность русского ученого изобретателя Александра Степановича Попова. Вклад связистов в победу нашего
народа в Великой Отечественной войне.
Кто такие радиолюбители.Зарождение и развитие радиолюбительства.
Известные персоны среди радиолюбителей: короли и актеры, политики и ученые.
Тема 2. Востребованные профессии в Краснодарском крае и «Атлас новых
профессий» (2 часа).
1. Знакомство с востребованными профессиями в Краснодарском крае и «Атласом
новых профессий». Экскурсия в ГБПОУ КК Ленинградский технический колледж.

10

Тема 3. Основы любительской радиосвязи (8 часов)
1. Любительская радиосвязь. Цель любительской и спутниковой любительской
службы в самореализации граждан в сфере любительской радиосвязи и
радиоспорта.Знакомство с оборудованием радиостанции.
2. Язык радиолюбителей. Русский фонетический алфавит, используется для
повышения разборчивости при передаче позывных сигналов и сообщений в
условиях помех.
3. Позывной сигнал радиостанции - наше имя в эфире. Позывные сигналы
любительской службы. Радиолюбительские районы в России. Радиолюбительская
карта мира. Извлечение информации из позывного сигнала.
4. Радиоспорт, виды радиоспорта. История радиолюбительских соревнований.
Радиоспорт в России. Спортивная классификация: спортивные звания и разряды и
условия их выполнения. Основные виды радиоспорта, история возникновения.
Знакомство с оборудованием радиостанции.
Тема 4. Радиосвязь на УКВ и КВ подготовка к самостоятельному выходу в
эфир (14 часов).
1.Общие понятия о средствах связи. Радиоприемники, радиостанции, трансиверы,
радиопередатчики, радиомаяки. Экспериментальный характер работы на УКВ.
Практическая работа с портативными УКВ - радиостанциями.
2. Радиолюбительские УКВ и КВ диапазоны. Виды модуляции. Основные
характеристики диапазонов частот, применяемых для радиолюбительской связи.
Виды используемой модуляции. Практическая работа с портативными УКВ радиостанциями.
3. Правила работы в эфире. Любительская станция может проводить радиосвязи
только с любительскими радиостанциями, если радиостанция не участвует в
проведении аварийно - спасательных работ. Практическая работа с КВ
трансивером.
4. Работа на "общий вызов" и на "поиск". Сравнение особенностей двух способов
установления радиосвязи - общего вызова и работы на поиск. Практическая работа
с портативными УКВ - радиостанциями.
5. Системы RST и RS. Шкалы обозначения качества сигнала. Практическая работа
с КВ трансивером.
6. Требования к содержанию радиосвязи. О посторонних разговорах в эфире.
Дисциплинированность и ответственность - качества, необходимые каждому
коротковолновику. Практическая работа с портативными УКВ - радиостанциями.
7. Основные радиолюбительские коды и сокращения, применяемые для работы
телефоном. Q-коды, цифровые коды, радиолюбительский слэнг. Изучение
наиболее часто употребляемых в любительской и профессиональной связи
сочетаний. Например, кодом QSO – обозначается слово «радиосвязь», кодом QSY «изменение частоты», QRT- «прекращение работать в эфире», QRN– «атмосферные
11

помехи», QRM – «помехи от других станций», QRP – «станция малой мощности»,
QRO – «станция большой мощности».
Действия оператора при получении сигналов QRT, QRX, QSY, QRM, BREAK.
Сигнал SOS. Практическая работа с КВ трансивером.
Тема 5. Самостоятельная работа в эфире (12 часов).
1. Первый выход в эфир. Проведение типовой телефонной радиосвязи под
контролем руководителя. Разбор ошибок.Практическая работа с портативными
УКВ - радиостанциями.
2. Диапазоны 2 метра и 70 сантиметров. (144,000-146,000 МГц, VHF). Длина волны
2 метра (144,000-146,000 МГц, VHF). Длина волны 70 сантиметров (430-440 МГц
UHF) Практическая работа с портативными УКВ - радиостанциями.
3. Настройка аппаратуры. Настройка аппаратуры радиостанции на необходимый
диапазон. Регулировки в аппаратуре, переключение антенн. Альбом настроек.
Признаки правильной и неправильной настройки. Опасные режимы работы
аппаратуры.Практическая работа с портативными УКВ - радиостанциями.
4. Учет времени проведения радиосвязей. MSK и GMT. Способы отсчета и
допустимая неточность. Международное и местное время. Время, принятое за
основу, при ведении аппаратных журналов на нашей радиостанции.Практическая
работа с КВ трансивером.
5. QRM и их природа. Умышленные и неумышленные QRM. Техника проведения
радиосвязей в условиях QRM. Практическая работа с КВ трансивером.
6. Диапазоны 80. 40, 20 и 10 метров. Длина волны 80 метров (3500-3800 КГц ).
Длина волны 40 метров (7000-7200 КГц). Длина волны 20 метров (14000-14350
КГц). Длина волны 10 метров (28000-29500 КГц). Полосы частот при
однополосной модуляции ( SSB ) ниже 10 МГц используется нижняя боковая
полоса, выше 10 МГц используется верхняя боковая полоса без использования
наземных ретрансляторов и радиолюбительских спутников. Практическая работа с
КВ трансивером.
Тема 6. Радиолюбительская документация (14 часов).
1.Аппаратный журнал и правила его ведения. Практическая работа с портативными
УКВ - радиостанциями.
2. Электронный аппаратный журнал. Ведение электронного журнала. Обзор
программ аппаратных журналов. Программы для соревнований. Практическая
работа с портативными УКВ - радиостанциями.
3. QSL-карточка - документ, подтверждающий проведение любительской
радиосвязи. Назначение и правила заполнения. Практическая работа с КВ
трансивером.
4. Радиолюбительские дипломы. История возникновения дипломов. Отечественные
и иностранные радиолюбительские дипломы. Практическая работа с портативными
УКВ - радиостанциями.
12

5. Правила оформления заявок на получение дипломов. Практическая работа с КВ
трансивером.
6. СЕРТ (Европейская конференция администраций почт и электросвязи) - единые
требования к квалификации радиолюбителей. Практическая работа с
портативными УКВ - радиостанциями.
7. Требования к радиолюбителям при получении разрешения на эксплуатацию
индивидуальных радиостанций. Практическая работа с портативными УКВ радиостанциями.
Тема 7. Радиолюбительские соревнования (12 часов).
1.КВ и УКВ соревнования, проводимые в Краснодарском крае. Особенности КВ и
УКВ соревнований. Календарь соревнований на текущий учебный год. Подготовка
к соревнованиям. Требования к приемо - передающей аппаратуре и антеннам,
применяемым в соревнованиях.
2. Заочные и очные соревнования на УКВ и КВ. Заочные и очные соревнования,
проводимые в Краснодарском крае. Подготовка к соревнованиям. Тактика и
стратегия работы в соревнованиях с учетом прохождения и особенностей
диапазонов.
3. Регламент соревнований. Очные, очно - заочные и заочные соревнования.
Подготовка к соревнованиям.
4. Рапорт. QTH-локатор. Информация, которой обмениваются участники УКВ
соревнований. Положения о соревнованиях и состав участников. Соблюдение
правил и положения о соревнованиях - закон для радиоспортсмена. Подготовка к
соревнованиям.
5. Командная работа в эфире. Принципы комплектования команды и
распределение обязанностей между ее членами . Приемы и методы проведении
QSO во время соревнований. Значение слаженной работы всех членов
команды.Подготовка к соревнованиям.
6. Участие в соревнованиях. Правила оформления бумажных и электронных
отчетов об участии в соревнованиях и способы их отправки. Работа с бумажным и
электронным отчетом. Работа с компьютерными программами.
1.6 Модуль 2 «Основы радиотехники».
Реализация этого модуля направлена на обучение основам радиотехники, усвоение
правил техники безопасности, приобретение навыков работы с трансивером.
Осуществление обучения детей по данному модулю дает им возможность
познакомиться с первичными представлениями радиотехники, ее значением в
жизни человека.
Цель модуля: создание условий для формирования интереса к радиоэлектронным
устройствам, развитие надпрофессиональных навыков.
Задачи модуля:

познакомить с первичными представления о радиотехники;
13

научить правилам организации рабочего места;
научить правилам безопасной работы при работе с РЭС;
изучить основные принципы работы радиоэлектронных устройств.
изучить основы работы с паяльником в рамках определѐнных профессий.







Учебно-тематический план
Модуль 2 «Основы радиотехники»
№

п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Количество часов

Наименование тем

Всего
Основы спортивной
радиопеленгации.
Радиолюбительские
организации.
Основы радиотехники.
Основы пайки.
Самостоятельные наблюдения
за работой любительских
радиостанций
Редкие радиостанции
Нормативно правовые акты РФ
для радиостанций 3 и 4
категории
Работа малой мощностью
Радиолюбительские
ретрансляторы
Итоговое занятие
Итого:

Формы
аттестации/
Теория Практика
контроля

2

2

-

Промежут.

2

2

-

Промежут.

18
16

9
4

9
12

Промежут.
Промежут.

12

6

6

Промежут.

6

3

3

Промежут.

8

4

4

Промежут.

4

2

2

Промежут.

10

2

8

Промежут.

2

2

-

Промежут.

80

34

46

Итоговая

Содержание учебного плана модуля «Основы радиотехники».
Тема 1 . Основы спортивной радиопеленгации (2 часа).
1. Знакомство с «Охотой на лис». Оборудование для СРП. Радиопередатчики
«Лисы». Пеленгаторы. Практическая работа с портативными УКВрадиостанциями.
Тема 2. Радиолюбительские организации (2 часа).
1. Организация радиолюбительского движения в мире: СРР, IARU, ITU и их
функции. IARU (Международный радиолюбительский союз) - международная
организация радиолюбителей. Практическая работа с КВ трансивером.
Тема 3. Основы радиотехники.(18 часов).
14

1. Радиоприѐмник. Структурная схема супергетеродинного приемника. Основные
характеристики приемника.Самостоятельная работа в эфире.
2.Радиопередатчик.
Структурная
Самостоятельная работа в эфире.

схема

FM

передатчика.

Радиомаяк.

3. Линия питания антенны.Коаксиальный кабель и двухпроводная линия - линии
питания антенны. Самостоятельная работа в эфире.
4. Антенны. Дипольная антенна, основные характеристики. Самостоятельная
работа в эфире.
5. Распространение радиоволн. Механизмы дальнего распространения присущие
радиоволнам. Самостоятельная работа в эфире.
6. Электрический ток - направленное движение электрических зарядов.
Постоянный электрический ток – ток текущий в одном направлении. Переменный
электрический ток – ток меняющий свое направление с определенной частотой.
Самостоятельная работа в эфире.
7. Электрическая цепь. Электрическое напряжение обозначается буквой U или E,
единица измерения - Вольт. Сила тока обозначается буквой I. Самостоятельная
работа в эфире.
8. Закон Ома. Эмпирический физический закон, определяющий связь
электродвижущей силы источника (или электрического напряжения) с силой тока,
протекающего в проводнике, и сопротивлением проводника. Самостоятельная
работа в эфире.
9. Длина волны, частота. Электромагнитная волна характеризуется одним главным
параметром - числом гребней, которые за секунду проходят мимо наблюдателя, эту
величину называют частотой излучения. Самостоятельная работа в эфире.
Тема 4. Основы пайки (16 часов).
1. Что такое паяльник? Принцип работы паяльника. Виды паяльников. Правила ОТ
и ТБ при работе с паяльником. Самостоятельная работа в эфире.
2. Что такое флюс? Виды флюсов и принципы их действия. Самостоятельная
работа в эфире.
3. Способы пайки различных деталей. Самостоятельная работа в эфире.
4. Виды тренажѐров для пайки. Самостоятельная работа в эфире.
5. Пайка простых схем. Самостоятельная работа в эфире.
6. Работа с паяльником в рамках определѐнных профессий.

Тема 5. Самостоятельные наблюдения за работой любительских радиостанций
(12 часов).
1.
Радиолюбитель-наблюдатель.
Структура
сигналов.Самостоятельная работа в эфире.

наблюдательских

позывных

2. Практическая работа в эфире радиолюбителя-наблюдателя. Самостоятельная
работа в эфире.
15

3. SDR-приѐмники. Самостоятельная работа в эфире.
4. Ведение аппаратного журнала радиолюбителя - наблюдателя. Самостоятельная
работа в эфире.
5. Способы учета наблюдений. Самостоятельная работа в эфире.
6. Наблюдательские QSL-карточки. Самостоятельная работа в эфире.
Тема 6. Редкие радиостанции (6 часов).
1. “DX-станция”– это дальняя или редкая радиостанция. Что такое “редкая
страна”? Самостоятельная работа в эфире.
2. Радиопутешествия и экспедиции. Местные
экспедиции.Самостоятельная работа в эфире.

DX-станции

и

DX-

3. Радиостанции на борту морского или воздушного судна. Самостоятельная работа
в эфире.
Тема 7. Нормативно правовые акты РФ для радиостанций 3 и 4 категории (8
часов).
1. Документы Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ). Роскомнадзор
- контролирует выполнение правил и требований любительской службы в России.
Главного радиочастотный центр (ФГУП ГРЧЦ). Самостоятельная работа в эфире.
2. Диапазоны, выделенные любительской службе, первичная и вторичная основа.
Российским радиолюбителям выделяются полосы радиочастот для проведения
радиосвязей
решением
Государственной комиссии по
радиочастотам
(ГКРЧ)Самостоятельная работа в эфире.
3. Радиостанции 4-й категории. Квалификационная категория радиооператора
любительской радиостанции и позывной сигнал опознавания радиостанций
определяется Свидетельством об образовании позывного сигнала опознавания.
Радиостанциям 4-й категории разрешено работать только на УКВ диапазонах.
Самостоятельная работа в эфире.
4. Позывной сигнал радиостанции 4-й категории.Формат позывного сигнала
любительской радиостанции 4-й категории: Буква (R) – цифра – четыре буквы.
Самостоятельная работа в эфире.
Тема 8. Работа малой мощностью (4 часа).
1. Работа на QRP и QRPP. Техника работы на радиостанции малой мощности. Если
радиостанция передает свой позывной с /QRP значит радиостанция работает
мощностью 5 Вт или меньше. Самостоятельная работа в эфире.
2. Частотные участки для работы QRP. Значение работы на QRP в
радиолюбительском движении. Ограничения выходной мощности любительских
радиостанций в РФ и других странах Самостоятельная работа в эфире.
Тема 9.Радиолюбительские ретрансляторы (10 часов).

16

1. Радиоретранслятор, принцип работы. Любительский ретранслятор предназначен
для увеличения возможностей по проведению QSO переносных и мобильных
радиостанций. Самостоятельная работа в эфире.
2. Частоты ретрансляторов диапазона 2м и диапазона 70 см. Самостоятельная
работа в эфире.
3. Коллективная работа в эфире. Работа с группой станций. Самостоятельная
работа в эфире.
4. Любительские ретрансляторы (транспордеры), расположенные на космических
объектах. Самостоятельная работа в эфире.
5. Программа «Орбитрон». Знакомство с программой. Самостоятельная работа в
эфире.
Тема 10. Итоговое занятие (2 часа).
1. Подведение итогов года.
Награждение обучающихся.

Рекомендации

по

дальнейшему

обучению.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации»
2.1 Календарный учебный график
Модуль 1 «Основы радиосвязи»
Дата
№
п/п

1.

2.

план факт

Темы занятия

Вводное занятие.

Время
Кол- прове- Форма Формы
Место
во ча- дения заня- контро- проведесов
занятия
ля
ния
тия
Ввод2ч.по 40
Устный МАОУ ДО
ное заня2
мин
опрос ДТ
тие

Востребованные
профессии в
Краснодарском крае и
«Атлас новых
профессий». Экскурсия в
ГБПОУ КК
Ленинградский
технический колледж.

2

17

2ч.по 40 Групмин
повая

Текущий

МАОУ ДО
ДТ

Основы любительской
радиосвязи.

8

3.1.

Любительская радиосвязь

2

3.2.

Язык радиолюбителей.

2

3.

3.3.
3.4.
4.
4.1.
4.2

Позывной
радиостанции.
Радиоспорт, виды
радиоспорта.

сигнал

2
2

Радиосвязь на УКВ и КВ.
Общие понятия о средствах
связи.
Радиолюбительские УКВ и
КВ диапазоны.

2
2

Правила работы в эфире.

2

4.4.

Работа на "общий вызов" и
на "поиск".

2

4.5.

Системы RST и RS.

2

4.7.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
6.
6.1.
6.2.

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ

ДО

2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий
2ч.по 40 ГрупМАОУ
мин
повая
ДТ

ДО

2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ

ДО

2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ

ДО

ДО
ДО
ДО

14

4.3.

4.6.

2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин

Требования к содержанию
радиосвязи.
Основные
радиолюбительские коды и
сокращения.
Самостоятельная работа в
эфире.
Первый выход в эфир.

2
2

2
2
2
2
2

ДО
ДО
ДО
ДО

ДО
ДО
ДО
ДО
ДО

14
2
2

6.3.

QSL-карточка

2

6.4.

Радиолюбительские
дипломы.

2
18

ДО

12
2

Диапазоны 2 метра и 70
сантиметров.
Настройка аппаратуры.
Регулировки в аппаратуре.
Учет времени проведения
радиосвязей.
Умышленные и
неумышленные QRM.
Диапазоны 80, 40, 20 и 10
метров.
Радиолюбительская
документация.
Аппаратный
журнал
и
правила его ведения.
Электронный аппаратный
журнал.

ДО

ДО
ДО
ДО

6.5.

Правила оформления заявок
на получение дипломов.

2

6.6.

СЕРТ

2

Требования к
радиолюбителям при
получении разрешения на
эксплуатацию
индивидуальных
радиостанций.
Радиолюбительские
соревнования.
КВ и УКВ соревнования,
проводимые в
Краснодарском крае.
Заочные и очные
соревнования на УКВ и КВ.

6.7.

7.
7.1.
7.2.

2

2ч.по 40 Груп- Текущий МАОУ ДО
мин
повая
ДТ
2ч.по 40 Груп- Текущий МАОУ ДО
мин
повая
ДТ
2ч.по 40 Групмин
повая

Текущий

МАОУ ДО
ДТ

12
2
2

7.3.

Регламент соревнований.

2

7.4.

Рапорт. QTH-локатор.

2

7.5.

Командная работа в эфире.

2

7.6.

Участие в соревнованиях.

2

Итого:

64

2ч.по 40 Групмин
повая
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

Текущий

МАОУ ДО
ДТ

Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Итоговый МАОУ
ДТ

ДО
ДО
ДО
ДО
ДО

Итоговая аттестациямодуля проводится в форме конструирования и
защиты проекта. По окончанию защиты проекта подводятся итоги.
Календарный учебный график
Модуль 2 «Основы радиотехники»
Дата
№
п/п
1.
2.

план факт

Темы занятия
Основы спортивной
радиопеленгации
Радиолюбительские
организации

Время
КолФорма Формы
провево чазаня- контродения
сов
тия
ля
заня-тия
2ч.по 40 Груп- Текущий
2
мин
повая
2ч.по 40 Груп- Текущий
2
мин
повая

Основы радиотехники.

18

3.1.

Радиоприѐмник.

2

3.2.

Радиопередатчик.

2

3.3.

Линия питания антенны.

2

3.4.

Антенны.

2

3.

19

2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40

Групповая
Групповая
Групповая
Груп-

Место
проведения
МАОУ ДО
ДТ
МАОУ ДО
ДТ

Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ

ДО
ДО
ДО
ДО

3.5.

Распространение
радиоволн.

2

3.6.

Электрический ток

2

3.7.

Электрическая цепь.

2

3.8.

Закон Ома.

2

3.9.

Длина волны, частота.

2

Основы пайки

16

4.1.

Что такое паяльник?

2

4.2.

Что такое флюс?

2

4.

4.3.
4.4.
4.5.
4.6.

5.

5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
6.
6.1.
6.2.
6.3.

Способы пайки различных
деталей.
Виды тренажѐров для
пайки.

2
2

Пайка простых схем.

6

Работа с паяльником в
рамках определѐнных
профессий.
Самостоятельные
наблюдения за работой
любительских
радиостанций.
Радиолюбительнаблюдатель.
Практическая работа в
эфире
радиолюбителянаблюдателя.
SDR - приѐмники.

2

2
2

2
2
2

Редкие радиостанции

6

“DX-станция”

2

Радиопутешествия
и
экспедиции.
Радиостанции на борту
морского или воздушного
судна.
20

повая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
6ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий

ДТ
МАОУ
ДТ
МАОУ
ДТ
МАОУ
ДТ
МАОУ
ДТ
МАОУ
ДТ

Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий МАОУ
ДТ
Текущий
МАОУ
ДТ

ДО
ДО
ДО
ДО
ДО

ДО
ДО
ДО
ДО
ДО
ДО

12

2

Способы учета
наблюдений.
Ведение аппаратного
журнала радиолюбителя наблюдателя.
Наблюдательские QSL карточки.

мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин

2
2

2ч.по 40 Груп- Текущий МАОУ ДО
мин
повая
ДТ
Текущий
2ч.по 40 ГрупМАОУ ДО
мин
повая
ДТ
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин

Груп- Текущий МАОУ ДО
повая
ДТ
Груп- Текущий МАОУ ДО
повая
ДТ
Текущий
2ч.по 40 ГрупМАОУ ДО
мин
повая
ДТ
2ч.по 40 Груп- Текущий МАОУ ДО
мин
повая
ДТ
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин

Груп- Текущий МАОУ ДО
повая
ДТ
Груп- Текущий МАОУ ДО
повая
ДТ
Текущий
2ч.по 40 ГрупМАОУ ДО
мин
повая
ДТ

7.

7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
8.
8.1.
8.2.
9.
9.1.
9.2.
9.3.
9.4.

Нормативно
правовые
акты
РФ
для
радиостанции 3 и 4
категории.
Документы
Государственной комиссии
по радиочастотам.
Диапазоны,
выделенные
любительской службе.
Радиостанции
4-й
категории.
Позывной
сигнал
радиостанции
4-й
категории.

8

2
2
2
2

Работа малой мощностью

4

Работа на QRP и QRPP.

2

Частотные участки для
работы QRP.
Радиолюбительские
ретрансляторы.
Радиоретранслятор,
принцип работы.
Частоты ретрансляторов
диапазона 2м и диапазона
70 см.
Коллективная работа в
эфире.
Любительские
ретрансляторы.

2

2ч.по 40 Групмин
повая

Текущий

МАОУ ДО
ДТ

2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин

Груп- Текущий МАОУ ДО
повая
ДТ
Груп- Текущий МАОУ ДО
повая
ДТ
Текущий
2ч.по 40 ГрупМАОУ ДО
мин
повая
ДТ

2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин

Груп- Текущий МАОУ ДО
повая
ДТ
Груп- Текущий МАОУ ДО
повая
ДТ

10
2
2
2
2

9.5.

Программа «Орбитрон».

2

10.

Итоговое занятие.

2

Итого:

80

2ч.по 40 Груп- Текущий МАОУ ДО
мин
повая
ДТ
Текущий
2ч.по 40 ГрупМАОУ ДО
мин
повая
ДТ
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин
2ч.по 40
мин

Груп- Текущий МАОУ
повая
ДТ
Груп- Текущий МАОУ
повая
ДТ
Груп- Текущий МАОУ
повая
ДТ
Груп- Итого- МАОУ
повая
вый ДТ

ДО
ДО
ДО
ДО

Итоговая аттестациямодуля проводится в форме конструирования и защиты
проекта. По окончанию защиты проекта подводятся итоги.
2.2 Условия реализации программы.
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники
безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь
хорошее освещение и периодически проветриваться.
Материально-техническое обеспечение программы включает:
1. Вседиапазонный кв трансивер ICOM, модель IC-718
2. Инструкция по ПБ и ТБ.
3. Аппаратный журнал.
21

4. Свидетельство об образовании позывного сигнала
5. Свидетельство о регистрации радиоэлектронного средства (РЭС) и, в случае
необходимости, доверенность владельца на использование данного РЭС
6. Радиолюбительская карта РФ.
7. Библиотека справочной литературы.
8. Столы для аппаратуры.
9. Удобные стулья для операторов.
10. Шкаф для хранения аппаратных журналов на бумажных носителях и иной
документации.
11. Место для QSL-картотеки.
Кадровое обеспечение
Программу составил педагог дополнительного образования Лаштабега Виталий
Александрович.
Формы аттестации.
Для определения результативности образовательной программы педагогом
осуществляются следующие формы аттестации:
1.Промежуточная;
2. Итоговая.
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам выполнения
практических работ, упражнений по выработке определенных умений.
Итоговая аттестация проводится в форме опроса, в ходе которого оценивается
качество освоения учебной программы.
Оценка качества освоения учебной программы включает в себя текущий контроль
успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце учебного года
обучения. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут
использоваться контрольные уроки, опросы, просмотры.
3.3 Формы аттестации.
Для определения результативности образовательной программы педагогом
осуществляются следующие формы аттестации:
1. Промежуточная;
2. Итоговая.
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам выполнения
практических работ, упражнений по выработке определенных умений. Педагог
оценивает аккуратность, степень самостоятельности.
Итоговая аттестация проводится в форме конструирования и защиты
проекта. По окончанию защиты проекта подводятся итоги.
Оценка качества освоения учебной программы включает в себя текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце
учебного года обучения. В качестве средств текущего контроля успеваемости
22

могут использоваться контрольные уроки, опросы, просмотры. Проверка усвоения
программы производится в форме: опроса учащегося по пройденному материалу,
наблюдения на работой, выполнения ребѐнком
отдельных заданий
или
творческих проектов, как в конце учебного года, так и по окончании пройденной
темы.
В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль
выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются
перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной
работы.
Основными критериями результативности данной программы является
участие учащегося в конкурсах, викторинах, выставках технического творчества.
3.4 Оценочные материалы.
Для организации целенаправленной образовательной деятельности
объединения планируется проведение педагогической диагностики.
Оценочные материалы
Критерии оценки ЗУН по разделу
Высокий
Средний
Низкий
Цель: выявить
Уровень (4б.)
Уровень (3б.)
знания и умения Уровень (5б.)
учащихся.
Показатели
Количество
5 и более
выполненных работ
Качество
Модель выполнена по
выполненных работ описанию.
Модель выполненаы по
требованиям образца
Оригинальность

В каждую модель
внесены свои идеи,
доработки

3 работы

Менее 3 работ

Модель выполнены по
описанию с небольшими
отклонениями. Качество
работы ниже требуемого.

Модель выполнена
с отступлением от
описания, не
соответствует
образцам.
Модели выполнены
по образцу

В 50% работы внесены
свои идеи, доработки

Протокол фиксации результатов творческой активности учащихся
(количество и качество работ)
ФИО

Кол-во вып.
работ

Качество
вып. работ

Оригинальность

Итого

Система
оценки.
Количество
полученных
баллов
по
показателям
суммируются: 15-13 баллов - высокий уровень; 12-10 баллов - средний
уровень; 9 баллов - низкий уровень.
Мониторинг позволит определить уровень достижений обучающихся
планируемых результатов, изучить состояние образовательного процесса,
откорректировать деятельность педагога. Содержание и формы педагогической
диагностики планируемого образовательного курса направлены на определение
уровня освоения программного материала, определение уровня познавательной и
23

творческой активности, изучение степени удовлетворенности обучающихся и
родителей образовательным процессом (Приложение 2).
Цель исследования

Форма демонстрации
результатов
Определение уровня
Дневник учета выполненных
освоения программного
работ, практические работы,
материала
итоговое изделие
Определение уровня
Практические
работы,
познавательной и творческой итоговое изделие
активности
Изучение степени
Анкетные бланки
удовлетворенности
обучающихся и родителей
образовательным процессом

Методы
Наблюдение,
обсуждение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Анкетирование

Формы (методы) дистанционных занятий:
Программа может реализовываться с использованием дистанционных
технологий, возможно проведение дистанционных занятий через Интернет (VK
Мессенджер и Сферум). В условиях удаленного обучения используются
(дистанционные, образовательные технологии), кейс-технологии (электронное
обучение):
- пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и др.)
по телекоммуникационным каналам (электронная почта);
- самообучение, реализуемое при помощи использования образовательных
ресурсов, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса
минимальны;
- видео-занятия;
- чат (онлайн консультации);
- онлайн практические задания;
- индивидуальные консультации;
- дистанционное тестирование и самооценка знаний умений и навыков.
2.3 Оценочные и методические материалы.
Оценочные материалы.
Для организации целенаправленной образовательной деятельности объединения
планируется проведение педагогической диагностики.
Мониторинг позволит определить уровень достижений обучающихся планируемых
результатов, изучить состояние образовательного процесса, откорректировать
деятельность педагога. Содержание и формы педагогической диагностики
планируемого образовательного курса направлены на определение уровня
освоения программного материала, определение уровня познавательной и
24

творческой активности, изучение степени удовлетворенности обучающихся и
родителей образовательным процессом.

Цель исследования
Определение уровня освоения
программного материала

Форма демонстрации
результатов
Дневник учета
выполненных работ,
практические работы.

Методы
Наблюдение,
обсуждение.

Определение уровня
Практические работы, Наблюдение,
познавательной активности
итоговое изделие
выставка
Изучение степени
удовлетворенности обучающихся и
Анкетные бланки
Анкетирование
родителей образовательным
процессом
Методические материалы.
При реализации программы используются педагогические технологии,
обеспечивающие личностное развитие ученика за счет уменьшения доли
репродуктивной деятельности: технология сотрудничества – используется с целью
создания условий для активной совместной деятельности обучающихся,
обучающихся и педагога в разных учебных ситуациях; игровые технологии –
эмоциональность игрового процесса активизирует все психические процессы и
функции ребенка, позволяют проводить занятия в нетрадиционной форме,
способствуют раскрытию творческих способностей обучающихся. В процессе
обучения используются следующие основные методы:
Cловесный метод обучения (беседа, рассказ) – позволяет передать большой объем
информации в минимальный промежуток времени.
Наглядный метод обучения (демонстрация схем, видеоматериалов) –
предназначен для наглядно - чувственного ознакомления обучающихся с учебным
материалом. На занятиях используются разнообразные наглядные материалы, на
основе которых и происходит процесс обучения.
Практический метод обучения (практическое задание) – используется с
целью формирования навыков и умений, закрепления и расширения знаний
обучающихся. Большое внимание уделено практической работе, что позволяет
обучающимся наиболее результативно усваивать учебный материал. Программой
предусмотрено выполнение разнообразных практических заданий, целью
выполнения которых является получение законченного результата. В ходе
реализации программы ребята постепенно знакомятся с работой по радиосвязи.
Итоговая работа по программе 24 заключается в разработке творческого проекта на
основе полученных в течение года знаний, умений и навыков.
25

Основные методы профориентации.


лекционный метод передачи знаний;



психодиагностические методы исследования личности;

методы социально - психологического тренинга: дискуссионный метод
обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных
ситуаций, учебно - игровая деятельность.


Список литературы:
1. Анисимова А. На короткой волне. М.: Военное издательство, 1983.
2. Аслезов С. «Дальние страны» выходят на связь. М. ДОСААФ, 1981.
3. Баранов А. Юный радиоспортсмен. М.: ДОСААФ, 1973.
4. Беньковский З., Липинский Э. Любительские антенны коротких и
ультракоротких волн. МРБ 1052, М.: Радио и связь, 1984.
5. Бунин С., Яйленко Л. Антенны. М.: "Энергия", 1979.
6. Бунин С., Яйленко Л. Справочник радиолюбителя - коротковолновика. К.:
"Техника", 1984.
7. Демьянов И., Казанский И. Радиоспорт в СССР. М.:Энергия", 1979.
8. Казанский И.В., Поляков В.Т. Азбука коротких волн.М.: ДОСААФ, 1978.
9. Лабскир Г. Книга юного радиолюбителя. К.: "Радянська школа", 1981.
10. Лаповок Я. Я строю КВ радиостанцию. М.: ДОСААФ,1983.
11. Романов А. Детские клубы-центры внешкольной и внеклассной воспитательной
работы. К.: "Радянська школа", 1982.
12. Ротхаммель К. Антенны. МРБ-0998, М.: "Энергия", 1979.
13. Степанов Б. Справочник коротковолновика. М.: ДОСААФ,1986.
14. Чернышова Е, Чернышов О. Распространение радиоволн. М.: Радио и связь,
1984.
15. Сборник руководящих документов и методических советов по радиоспорту. М.:
ДОСААФ, 1979.
16. Справочник по радиолюбительским дипломам мира. М.: ДОСААФ, 1979.
17. Справочник по внутрисоюзным радиолюбительским дипломам. М.: ДОСААФ,
1979.
18. Полушкин Ю.В. Коллективная радиостанция школьников. Журнал
«Воспитание школьников», 1985, 4, с. 59.
26

Приложение 1

Раздел воспитания.
Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребѐнка, формирование
культуры здорового образа жизни, профессиональное самоопределения в
соответствии с личностными возрастными особенностями у детей старшего
дошкольного возраста средствами робототехники.
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
- развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе, обсуждении;
- развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и
окружающего мира;
- формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту
профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами
выбора профессии;
- формировать активную гражданскую позицию, чувство верности Отечеству.
Планируемые формы и методы воспитания:
- развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала;
создаются благоприятные условия для формирования положительных черт
характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);
- закладываются нравственные основы личности (ответственности за
порученное дело, умение заниматься в коллективе);
- сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
- прививается культура чувств.
Организационные условия:

подбор тематического материала;

использование простых и сложных средств;

построение логической последовательности хода и логической
завершенности в соответствии с поставленной целью материала.

Выравнивание и просчѐт по продолжительности мероприятия в
соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.

27

Календарный план воспитательной работы

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Дата проведения

Тема мероприятия

Форма
проведения

Проведение инструктажа по
ТБ.
Беседа по ПДД «В стране
дорожных знаков»

Беседа

Беседа о дне пожилых
людей «Старость нужно
уважать!»
Акция по ПДД «Правила
дорожного движения»
Беседа на тему: «Полезные
и вредные привычки».

Направление
воспитательной
работы
Воспитание
здорового образа
жизни
Воспитание
здорового образа
жизни
Духовнонравственное

Беседа

Воспитание
здорового образа
жизни
Духовнонравственное

День народного единства
«Крепка семья – крепкая
держава!»

Гражданскопатриотическое

Всемирный день прав
ребенка Беседа «Мои права
и обязанности»».

Духовнонравственное

Беседа

День Матери: «Самый
дорогой человек».

Духовнонравственное

Беседа, посвященная
правилам безопасности в
новогодние праздники
«Азбука безопасности».

Воспитание
здорового образа
жизни

28

Беседа

Январь

Беседа на тему: «Здоровье
надо беречь!»

Беседа

Февраль

Беседа о Международном
женском дне: «Мама, милая
моя!».
Беседа на тему: «Добрые
дела».

Май

Апрель

Беседа на тему:
«Освобождение Кущѐвской
от немецко-фашистких
захватчиков».
Беседа на тему: «Есть такая
профессия – Родину
защищать!»

Март

Беседа «Будем вежливы».

Беседа «Такой далекий
космос», посвященная Дню
космонавтики.
Беседа на тему: «Дружба и
друзья»
Беседа к празднованию Дня
Победы «Помним, чтим,
гордимся».
Правила безопасного
поведения на водоемах в
летнее время. ТБ.

29

Воспитание
здорового образа
жизни

эстетическое

Беседа

Духовнонравственное

Гражданскопатриотическое

Беседа

Духовнонравственное
Духовнонравственное

Беседа

Беседа

Беседа

Учебнопознавательная
Духовнонравственное
Гражданскопатриотическое
Воспитание
здорового образа
жизни

Приложение 2

30

31

Приложение 3
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О обучающегося: ___________________________________________
Объединение: _________________________________________________
Цель: ________________________________________________________
Задачи: ______________________________________________________
Срок реализации программы: ___________________________________
Название и Название и
№ раздела № темы
программы

Кол-во
часов

Формы и Образовательн
методы
ые результаты,
изучения их сроки
учебного
материала

32

Формы
проверк
и, сроки

Индивидуальные
результаты, сроки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».