1 СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты …………...........................................3 1.1 Пояснительная записка……………………………………………..............3 1.2 Цель и задачи программы…………………………………………............ 8 1.3 Планируемые результаты ………………………………………………….... 8 1.4 Содержание программы …………………………………………………….10 1.5 Учебный план программы ………………………………………………......10 1.6 Модуль 1 « Конструирование и испытание простейших летательных аппаратов ».………………………………………..…………………………...... 11 1.6 Модуль 2 «Изготовление и испытание летательных аппаратов»………………………………………………………….………..........12 Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»…………………………………………...15 2.1 Календарный учебный график ……………………………………………..15 2.2 Условия реализации программы ………………………………...………..21 2.3Материально-техническое обеспеспечие………………………………….21 2.4 Кадровое обеспечение ……………………………………………………..23 2.5 Формы аттестации …………………………………………………………..23 2.6 Оценочные и методические материалы……………………..………….....23 Список литературы……………………………………...…………………….....29 Приложение 1 (раздел воспитания) ………………………………………… …30 Приложение 2 (договор о сетевом взаимодействии) .……………………….33 Приложение 3 (Индивидуальный образовательный маршрут) ………………35 2 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной Думой 21.12.2013; 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 1726р; 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ и программ электронного обучения от 15июля 2015г.; 7.Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г.; 8.Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». 9.Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дом творчества ; 10. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (2020г.) Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты. 1.1 Пояснительная записка. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», дополнительному образованию детей определена значимая роль – всесторонне удовлетворять образовательные потребности граждан, общества, государства. Дополнительное образование детей направлено на развитие личности, повышение культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации, приобретение им новых знаний. Особое место в системе дополнительного образования занимает техническое 3 творчество – один из наиболее сложных и специфических видов человеческой деятельности. Именно технологическое знание способно глобально влиять на рост научно-технического прогресса, от уровня которого зависит благосостояние общества. Авиамоделизм - первая ступень воспитания не только будущих летчиков, но и будущих квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов, изобретателей и рационализаторов. При стремительном росте науки и техники объем знаний неуклонно растет, появляются новые технологии производства, новые материалы. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями их изготовления, учащиеся познают современные, передовые технические решения. Обучение данной программе позволяет решить проблему занятости обучающихся в свободное время, пробудить интерес к новому виду деятельности, помогает профессиональному самоопределению обучающихся, мотивирует к занятию творчеством, развивает самостоятельность мышления. Участие в конкурсах, семинарах, исследовательская деятельность повышают самооценку, позволяют добиться более высокой результативности работы, рождают стремление совершенствовать свои навыки и умения в данном виде творчества. Сотрудничество в работе воспитанников и педагога обогащает обе стороны, стимулирует процесс созидания, помогает комплексному решению проблем обучения и воспитания. Авиация прочно вошла в современную жизнь, как самый скоростной и удобный вид транспорта. Летающие модели нередко называют «малой авиацией», с их помощью можно не только понять, как устроены и действуют летающие аппараты, глубже изучить законы физики и механики, но и проводить исследования в области аэродинамики, устойчивости и прочности летательных аппаратов. Виды многих знаменитых самолѐтов утеряны безвозвратно. Не хочется мирится с тем, что исчезают творения выдающихся изобретателей. Поэтому только авиамодели дают возможность представить, какой была техника прошлого. А можно пофантазировать и сделать модель будущего, скопировать модель настоящего самолѐта. Какими летательными аппаратами располагает современный воздушный транспорт? Как рождается самолѐт в конструкторском бюро? Каковы перспективы развития авиации? На эти и многие другие вопросы выпускники получают ответ. Занятия авиамоделизмом помогут воспитанию будущих исследователей, конструкторов. Авиационный моделизм является одним из наиболее популярных технических видов спорта. Модель самолѐта – это самолѐт в миниатюре со всеми его свойствами, аэродинамикой, прочностью конструкции. Авиамоделизм – это первая ступень овладения авиационной техникой. Программа доступна для детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа «Техномир» направлена на социально-экономическое развитие муниципального образования Кущѐвский район и всего региона в 4 целом, в соответствии со стратегией социально-экономического развития муниципального образования Кущевский район, утвержденной Решением совета муниципального образования Кущевский район от 16 декабря 2020 года. Направленность. Образовательная программа «Техномир» научно-технической направленности. Программа соответствует уровню основного общего образования, направлена на формирование познавательной мотивации, на расширение кругозора, обще трудовых знаний и умений, формирование устойчивого интереса к технике. Новизна. Новизной данной программы является модульность организации образовательного процесса. Работа в объединении расширяет знания школьников по авиационной и модельной технике, по основам аэродинамики и методике проведения несложных технических расчѐтов. Все изучаемые модели и технологические приемы их изготовления находят дальнейшее развитие в элементах других, более сложных моделей. В начале курса занятий у воспитанников велико стремление к получению быстрого результата, а умений и навыков ещѐ недостаточно. Для повышения заинтересованности обучающихся, улучшения качества моделей, программа практических занятий построена по принципу "от простого к сложному". На начальном этапе основной упор в изготовлении моделей делается на сборку, раскраску и регулировку моделей. Постепенно, когда приобретаются определенные навыки, вырабатываются усидчивость и трудолюбие, наборы моделей усложняются. Важно так же является научить детей выполнять работу с соблюдением техники безопасности. Новизна программы заключается в том, что образовательный процесс осуществляется с применением информационнокоммуникационных технологий, использованием методов и приемов дистанционного обучения при опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога. Произошло обновление методического обеспечения образовательного процесса в связи с широким внедрением информационных технологий, таких как: мультимедийные презентации, чертежи, технологические карты в электронном виде, использование сети Интернет. Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Поэтому также новизной данной образовательной программы является понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта воспитанника, его моральноволевых и нравственных качеств. Также новизной программы является то, что она реализуется в сетевой форме совместно с Ленинградским техническим колледжем. Сетевое взаимодействие осуществляется на основе Положения о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме и договора о сетевом взаимодействии (Приложение 2). 5 Актуальность. Начальная подготовка и воспитания будущих специалистов ложится на дополнительное образование технической направленности. Технические направления дополнительного образования являются уникальным направлением творческой деятельности, они соединяют в себе науку, технику, спорт, а также учат творчески мыслить и изобретать, применять полученные знания на практике. Особая актуальность программы заключается в интеграции основного и дополнительного образования, т.к. техническое творчество является стимулом к более широкому изучению отдельных блоков или предметов школьной программы – математики, физики, биологии, др. Актуальность данной программы определяют современные требования к образовательной среде, в которой естественным является организация обучения с использованием как традиционных, так и дистанционных форм обучения. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы «Техномир» состоит в том, что она пробуждает интерес к познанию мира техники, развивает конструкторские, творческие способности и техническое мышление, пространственное воображение, интерес детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности. Педагогическая целесообразность определена тем, что программа способствует формированию навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности, а так же ранней профориентации и формированию осознанного выбора профессии, что является ключевой задачей в системе дополнительного образования. Программа способствует развитию действенно-практической сферы личности, с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности, нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженерконструктор, инженер-технолог, проектировщик Отличительные особенности программы. В основу программы положено развитие творческих способностей детей через интегрирование различных технологий на занятиях по техническому творчеству. Программа построена так, что дети, преодолевая одно затруднение за другим, переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического творчества. Темы в программе логически связаны в одну педагогическую цепочку: от простого к сложному. Занятия авиамоделированием проходят в специальном кабинете, где предусматриваются все необходимые мероприятия, обеспечивающие нормальный 6 режим и безопасность работы, более индивидуальный подход к каждому ученику. Ребята работают с более сложными инструментами и материалами, как надфиль, лобзик, дерево, пенопласт, краски, смолы. Делая модели от простого бумажного самолета, до сложной кордовой авиамодели и выравнивая для ребят стартовые условия, мы получили в результате более высокий уровень знаний, умений и навыков обучающихся, повысилась наполняемость объединения. Важной составляющей педагогического процесса является участие авиамоделистов в соревнованиях, творческих конкурсах и технических конференциях. Это позволяет воспитанникам расширить свой кругозор, сравнить результаты своего труда с результатами других авиамоделистов, пробуждает у ребят желание достичь более высоких результатов Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических знаний. Выполнение практических работ требует консультирования педагога и соблюдения правил техники безопасности. Данная программа разработана для дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС ДО. Так же отличительной особенностью программы является апробация технологий дистанционного обучения, направленных на обеспечение мобильности, стабильности, эффективности учения и преподавания. Программой предусмотрена работа с одаренными детьми, созданы условия для развития творческих способностей одаренных детей, их самореализации в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. На занятиях применяется индивидуальный подход ко всем детям, индивидуальные задания повышенной сложности для одарѐнных детей и выбор модулей и уровня сложности для детей с ограниченными особенностями здоровья. Адресат. Принимаются дети по персонифицированному индивидуальному сертификату (ПФДОД) в возрасте от 10 до 14 лет. Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей детей заниматься техническим творчеством( созданием и испытанием простейших летательных аппаратов) , без специального отбора и не имеющих противопоказаний по здоровью. В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными потребностями, разного уровня развития: - талантливых (одарѐнных, мотивированных) детей; - детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (развитие речи, ЗПР) при условии сохраненного интеллекта и наличия мотивации к участию в занятиях; - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих противопоказания по состоянию здоровья, что должна подтверждать справка от педиатра. - с учетом индивидуальных особенностей ребенка работа в объединении строится по индивидуальному маршруту. 7 Форма обучения: очная (при необходимости возможно проведение дистанционных занятий). Режим занятий: общее количество часов в год – 144 часа часов; количество часов в неделю - 4 часа; продолжительность занятия - 40 минут. Сокращение режима занятий в дистанционной форме обучения по санитарно-эпидемиологическим и другим основания согласно рекомендациям СанПин -15 минут. Количество часов в неделю и наполняемость групп программы соответствуют требованиям СанПиН. Уровень программы – базовый. Особенности организации образовательного процесса. Условия приѐма детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/. Состав группы: постоянный. Занятия: групповые, индивидуальные. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать очные и дистанционные формы занятий: лекции, практические занятия, просмотр мультимедийных и графических объектов, мастер – классов, материала, содержащего ссылки на другие учебные материалы для получения дополнительной информации и др. Сроки реализации программы: Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года. 1.2 Цель программы: формирование готовности к социальному и профессиональному самоопределению, через индивидуальную и самостоятельную работу по выбору, проектированию и изготовлению различных летающих моделей, формирование основ выбора профессии и профессионального самоопределения в соответствии с личностными возрастными особенностями. Задачи программы: Предметные: 1. Дать необходимые знания по истории воздухоплавания и авиастроения, по теории, его устройству и основам полета моделей. 2. Научить изготавливать качественные модели летательных аппаратов, обучить правилам работы с чертѐжным, столярным и слесарным инструментом, материалами, применяемыми в авиамоделизме. 3. Изучить историю Российского Воздушного флота. Метапредметные: 1. Развить самостоятельность и инициативное мышление, научить правильно и рационально использовать свой труд. 2. Выявить и развить природные задатки и способности, способствующие 8 успеху в спортивно – технической деятельности. 3. Формирование конструкторских умений. Личностные: 1. Воспитать интерес, стремление к освоению высот исполнительного мастерства в авиамоделизме. Привить гордость за Российский Воздушный флот. 1.3 Планируемые результаты. Предметные результаты: овладение умениями и навыками в области технического творчества. реализация технических знаний, средств и способов технического труда, технологической культуры. формирование первоначальных представлений о различных профессиях формирование умений быстро адаптироваться к новой технике и технологиям в различных отраслях народного хозяйства. развитие профессиональных и познавательных интересов, активизация творческого мышления учащихся, формирование определенного опыта творческой технической деятельности. овладение научно-исследовательской и конструкторской деятельностью, инженерно-техническими и информационными технологиями, которые формируют практическую и продуктивную направленность знаний Личностные результаты формирование мотивации и расширение возможностей для развития личности, ее творческого, интеллектуального потенциала, ценностей и чувств. формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. .Формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами выбора профессии. 9 Метапредметные результаты овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. использование знаково-символических средств представления информации. активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 1.4 Содержание программы. Модель самолѐта – это самолѐт в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определѐнные навыки и знания. В кружках авиамоделирования увлеченно строят модели ребята разного возраста. Модели самолетов изготавливаются от простейших, с применением бумаги и картона, до самых сложных с двигателями. Занимаясь авиамоделированием, школьники приобретают знания по математике, физике, черчению, географии, метеорологии. Ребята учатся работать различными инструментами, что обязательно пригодиться в жизни. Не один знаменитый летчик свой путь начинал с занятий в авиамодельном кружке. Из рядов юных авиамоделистов вышло много талантливых конструкторов и ученых, выдающихся летчиков и космонавтов. Среди них люди, чьими именами гордится вся Россия и Кубань – Туполев, Антонов (конструкторы); летчики Громов, Покрышкин, Хрюкин. Авиамоделизм – это синтез спорта и технического творчества, возможно для кого-то - это путь в профессию. Объѐм программы – 144 часа. Сроки реализации программы: Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года. 10 1.5 Учебный план программы. № п/п 1. 2 Количество часов Наименование модуля «Конструирование и испытание простейших летательных аппаратов» «Изготовление и испытание летательных аппаратов» Итого Всего: Теория Практика 64 18 46 80 25 55 144 43 101 1.6 Модуль 1 «Конструирование и испытание простейших летательных аппаратов». Цель модуля: создание условий для формирования интереса к авиамоделированию , развития стремления разобраться в конструкции летательных аппаратов и желания выполнять модели этих объектов. создание условий для индивидуального развития творческого потенциала обучающихся через занятия авиамоделированием. Задачи модуля: -развитие технического мышления; - формирование знаний в области аэродинамики; - обучение детей использованию в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений; - формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; - формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления авиамоделей; - мотивация отношения к обучению как важному и необходимому для личности и общества делу. -развитие творческого мышления; - развитие умений умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать и т.д.) - воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач; - воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное. 11 Учебно-тематический план Модуль 1 «Конструирование и испытание простейших летательных аппаратов» № п/п Количество часов Наименование тем Всего Теория Практика Формы аттестации / контроля 1. Вводное занятие. 2 2 - Промежут. 2. Простейшие модели. 30 7 23 Промежут. 3. Планер 32 9 23 Промежут. Итого: 64 18 46 Содержание учебного плана модуля «Конструирование и испытание простейших летательных аппаратов» Тема 1. «Вводное занятие» (2 часа). Вводное занятие План работы на учебный год. Дать общее представление об истории развития авиации, космонавтики, полетах человека. Инструменты и материалы. Демонстрация моделей. Инструктаж по ТБ. Диагностика технической одаренности детей. Тема 2. «Простейшие модели» (30 часов). Теоретическая часть: Модели самолетов из бумаги, пенопласта.. Ознакомить детей с историей возникновения и применения авиамоделей. Дать первоначальные сведения о работе воздушного винта. Задание для технически одаренных детей: подготовить презентацию об истории авиастроении. Практическая работа: изготовление простейших моделей. Тема 3. «Планер» (32 часа). Теоретическая часть: Планер. Модели планеров. Назначение и типы планеров. Принцип создания подъѐмной силы крыла. Почему и как летает планер. Практическая работа: изготовление простейших моделей планеров из различных материалов. Выполнение чертежей крыла и стабилизатора Тренировочные запуски и проведение соревнований на продолжительность. Технические термины, начальные графические понятия. Бумажные модели Теория: Условные обозначениях на графических изображениях. Воздух, его свойства. Почему и как возникает подъѐмная сила. От чего зависит сопротивление воздуха. Тело удобообтекаемой формы. Какой самолет лучше полетит? Что такое устойчивость полѐта и как она обеспечивается? Центр тяжести. Крыло и его характеристики: размах, профиль, хорда. 12 Теория: Рисунок, эскиз, чертеж; общие черты и отличия. Линии на чертеже. Основные детали модели планера. Изготовление стабилизатора, киля, груза, хвостовой балки, пилона, крыла. ТБ. Практика: Практика вычерчивания. Сборка модели. Запуск модели Теория: свойства материалов. Копирование. Практика: Копирование чертежа. Изготовление модели по чертежу. Изготовление основных частей модели, стабилизатора, киля, крыла, фюзеляжа, подставки. Покраска модели. ТБ. Основное место в программе занимают практические занятия. Они направлены на формирование умений и навыков в области авиамоделирования. Структура практического занятия: 1. Организационная часть. Должны быть подготовлены рабочие места и оборудование. Для выполнения групповых занятий формируются группы. Проводится вводный инструктаж. 2. Мотивационный этап. Сообщение темы и цели занятия, поставленные задачи. 3. Самостоятельная практическая работа учащихся. Контроль педагога за правильностью выполнения заданий, устранение недостатков, отработка приемов работы для разных возрастных групп. 4. Итоговая часть. Подведение итогов практической работы. Анализ ошибок. Рекомендации педагога. Уборка рабочих мест. 1.7 Модуль 2 «Конструирование и испытание простейших летательных аппаратов». Цель модуля: воспитание у школьников интереса и любви к технике и труду, развитие творческих способностей и формирование конструкторских умений и навыков. Обучение учащихся основам конструирования моделей и ознакомление их с принципами моделирования Задачи модуля: - получение теоретических знаний и практических навыков, необходимых для продолжения обучения после окончания школы по специальностям авиационного направления в техникумах, колледжах или институтах. - формирование знаний в области аэродинамики; - обучение детей использованию в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений; - формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; - формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления авиамоделей; - формирование отношения к обучению как важному и необходимому для личности и общества делу. 13 Учебно-тематический план № п/п Количество часов Наименование тем Всего Формы аттестации/ контроля Теория Практика 1. Вертолет 36 11 25 Промежут. 3. Самолет 40 12 28 Промежут. 4. Заключительные занятия 4 2 2 Итоговый 80 2. 25 55 ИТОГО Содержание учебного плана модуля «Изготовление и испытание летательных аппаратов» Тема 1. «Вертолет» (36 часов). Т е о р и я: Основные материалы, применяемые в авиастроении (бумага, пенопласт, дерево, алюминий, композитные материалы), их свойства, назначение. Лаки и краски, применяемые в авиамоделизме. Столярные и слесарные инструменты, применяемые в моделизме. Настольные станки, приспособления и другое оборудование, применяемое для постройки моделей. П р а к т и к а: Изучение основных материалов, применяемых в авиамоделизме. Т е о р и я :Проектирование модели. Расчѐты, чертежи, схемы. Эргономика, дизайн летающей модели вертолета . П р а к т и к а :Аэродинамическая эстетика модели вертолета . Самостоятельная разработка рисунка модели. Теоретическая часть: Что такое вертолет? Его характеристики. История возникновения. Вертолет «К-В». Задание для технически одаренных детей: создать вертолет из подручных материалов. Практическая работа: изготовление модели вертолета «К-В». Тема 2. «Самолет» (40 часов). Т е о р и я: Возникновение авиации на заре эры полѐтов. Авиация начала 20 века. 2 мировая война, реактивная эра. Спортивная авиация. П р а к т и к а : Модели исторических самолѐтов их демонстрация, устройство. Т е о р и я :Особенности контурных моделей. П р а к т и к а: Резка пенопласта и подготовка к изготовлению моделей самолѐтов. Т е о р и я: Изучение технологических карт изделия МИГ-15. П р а к т и к а: Крой деталей модели и их склеивание. Настройка готовой модели. Запуски модели. П р а к т и к а: настройка готовой модели. Запуски модели. 14 Теоретическая часть: Что такое самолет? Его характеристики. История возникновения комнатных авиамоделей. Задание для технически одаренных детей: создание макета своего самолета Практическая работа: Построение комнатных авиамоделей из различных материалов. Тема 4. «Заключительные занятия» (4 часа). Подготовка моделей к запуску. Настройка центра тяжести самолѐта П р а к т и к а: тестирование. Выставка авиамоделей. П р а к т и к а: соревнования внутри объединения. Теория: подведение итогов учебного года. Задачи 2 года обучения. Выставка готовых авиамоделей. П р а к т и к а: подведение итогов учебного года.. Выставка готовых авиамоделей. 15 Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» 2.1 Календарный учебный график Модуль 1 «Конструирование и испытание простейших летательных аппаратов». № п\п Дата план. Дата факт. Тема занятий Колво час 2 2 Время провед занят. 3. Вводное занятие. Знакомство с учениками. Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи на год. Порядок работы. Простейшие модели. Бумажные модели. Понятие о бумажной модели как о летательном аппарате. Выбор изготовления бумажной модели. Изготовление бумажной модели по шаблону Сборка модели. 4. Окраска. 2 2 ч. по 40 мин. 5. Регулировка и запуск. 2 2 ч. по 40 мин. 6. 2 2 ч. по 40 мин. 7. Выбор изготовления бумажной модели. Изготовление бумажной модели по шаблону Сборка модели. 2 2 ч. по 40 мин. 8. Окраска. 2 2 ч. по 40 мин. 9. Регулировка и запуск. 2 2 ч. по 40 мин. 1. 2. . Форма занятий Место проведени я Форма контроля 2 ч. по 40 мин. групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии текущий групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 30 16 текущий текущий текущий текущий текущий Парашют. Что такое парашют? Его характеристики. История возникновения парашюта. Изготовление купола и строп. Приклеивание строп к куполу. 2 2 ч. по 40 мин. групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. текущий 12. Присоединение резинки и грузика. Запуск парашюта 2 2 ч. по 40 мин. 13. Регулировка и запуск. 2 2 ч. по 40 мин. 14. Воздушный змей. Что такое воздушный змей? Его характеристики. История возникновения. Изготовление корпуса. Изготовление корпуса.( Изготовление строп. Крепление строп.) Изготовление хвоста. Раскраска корпуса. Регулировка и запуск. 2 2 ч. по 40 мин. групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии 2 2 ч. по 40 мин. текущий 2 2 ч. по 40 мин. групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии Планер 32 Что такое планер? Его характеристики. История возникновения. Планер из потолочки. Изготовление фюзеляжа. Изготовление фюзеляжа 2 2 ч. по 40 мин. групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. текущий 19 Изготовление крыльев. сборка 2 2 ч. по 40 мин. 20 Изготовление хвостового оперения. Сборка 2 2 ч. по 40 мин. 21 Определение ЦТ 2 2 ч. по 40 мин. 22 Сборка модели 2 2 ч. по 40 мин. 23 Регулировка и запуск. 2 2 ч. по 40 мин. групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Техно- 10. 11. 15. 16. 17 18 17 текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий 2 2 ч. по 40 мин. 25 Сложный планер. Изготовление фюзеляжа из дерева. Изготовление фюзеляжа 2 2 ч. по 40 мин. 26 Изготовление груза. 2 2 ч. по 40 мин. 27 Изготовление крыльев. сборка 2 2 ч. по 40 мин. 28 Изготовление хвостового оперения. Сборка 2 2 ч. по 40 мин. 29 Определение ЦТ 2 2 ч. по 40 мин. 30 Сборка модели 31 Регулировка и запуск. 2 2 ч. по 40 мин. 32 Запуски и проведение соревнований на продолжительность. 2 2 ч. по 40 мин. 24 2 ч. по 40 мин. 18 логии групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии групповое СОШ №7 к. Технологии текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий итоговы й Модуль 2 «Изготовление и испытание летательных аппаратов» № п\п 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 Дата план. Дата факт. Тема занятий Вертолет Что такое вертолет? Его характеристики. История возникновения. Вертолет «К-В». Профессия пилота вертолета Изготовление моторной балки. Моторная балка (Изготовление кронштейна и крючка. Крепление.) Моторная балка (Изготовление нижнего крючка и втулки. Крепление.) Моторная балка (Изготовление ступицы и оси. Установка оси. Загибание в крючок.) Моторная балка (Изготовление 2й ступицы. Установка) Лопасть винта. (Изготовление лопасти) Моторная балка (Изготовление 2й ступицы. Установка лопасть винта. (Изготовление лопасти) Сборка модели (установка лопастей Изготовление резиномотора) Регулировка и запуск. Вертолет с одной верхней лопастью. Кол-во Время час провед занят. 36 2 2 ч. по 40 мин. Форма занятий Место проведения Форма контро ля Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. Групповое текущий 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии СОШ №7 к. Техно- 19 текущий 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 Изготовление моторной балки. Изготовление моторной балки логии 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии СОШ №7 к. Технологии текущий Моторная балка (Изготовление кронштейна и крючка. Крепление.) Моторная балка (Изготовление нижнего крючка и втулки. Крепление.) Моторная балка (Изготовление ступицы и оси. Установка оси. Загибание в крючок.) Моторная балка (Изготовление 2й ступицы. Установка) Лопасть винта. (Изготовление лопасти) Моторная балка (Изготовление 2й ступицы. Установка) Лопасть винта. (Изготовление лопасти) Сборка модели (установка лопастей. Изготовление резиномотора) Регулировка и запуск. 2 2 ч. по 40 мин. Групповое 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий Самолет 40 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий Что такое самолет? Его 2 характеристики. История возникновения. Самолет «К-0». Профессия летчика Фюзеляж 2 (изготовление кронштейна и крючков. Сборка) 20 текущий Фюзеляж (изготовление шасси. Изготовление колес. Сборка) 1. Крыло. Стабилизатор. Киль. (Изготовление.) Крыло. Стабилизатор. Киль. (Сборка) 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 2 ч. по 40 мин. Групповое текущий 2 2 ч. по 40 мин. Групповое Крыло. Стабилизатор. Киль. (Сборка и крепление) Лопасть винта. (Изготовление лопасти) Лопасть винта. (Изготовление лопасти) Сборка модели (установка лопастей. Изготовление резиномотора) Регулировка и запуск. 2 2 ч. по 40 мин. Групповое 2 2 ч. по 40 мин. Групповое 2 2 ч. по 40 мин. Групповое 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии СОШ №7 к. Технологии СОШ №7 к. Технологии СОШ №7 к. Технологии СОШ №7 к. Технологии СОШ №7 к. Технологии 2 2 ч. по 40 мин. Групповое текущий Самолет «К-0» 2 2 способ. Изготовление фюзеляжа. Фюзеляж 2 (изготовление кронштейна и крючков. Сборка) Крыло. Стабилизатор. 2 Киль. (Изготовление.) 2 ч. по 40 мин. Групповое 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии СОШ №7 к. Технологии СОШ №7 к. Технологии 2 ч. по 40 мин. Групповое текущий 64 Крыло. Стабилизатор. Киль. (Сборка) 2 2 ч. по 40 мин. Групповое 65 Стабилизатор. Киль. (Сборка) 2 2 ч. по 40 мин. Групповое 66 Крыло. ( Изготовление пилона. Сборка крвльев) Лопасть винта. (Изготовление лопасти) 2 2 ч. по 40 мин. Групповое 2 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии СОШ №7 к. Технологии СОШ №7 к. Технологии СОШ №7 к. Технологии СОШ №7 к. Технологии 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 67 21 текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий 68 69 70 71 72 1 9 . 5 Лопасть винта. (Изготовление лопасти) Сборка модели (установка лопастей. Изготовление резиномотора) 2. Регулировка и запуск. 2 2 ч. по 40 мин. Групповое 2 2 ч. по 40 мин. Групповое 2 2 ч. по 40 мин. Заключительные 4 занятия. Подведение итогов 2 Регулировка и запуск готовых моделей. Профессии, связанные с производством и эксплуатацией летательных аппаратов. Экскурсия…….. 2 СОШ №7 к. Технологии СОШ №7 к. Технологии текущий Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии текущий 2 ч. по 40 мин. Групповое СОШ №7 к. Технологии итоговы й текущий 2.2 Условия реализации программы. Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. 2.3 Материально-техническое обеспечение программы включает: Необходимые ресурсы для проведения занятий различного типа: - помещения для занятий, оборудованные: 1. Стулья – 12 шт 2. Парты – 6 шт 3. Стол для педагога – 1 шт 4. Стул для педагога – 1шт 5. Шкаф для оборудования – 1 шт 6. Стеллажи для инструментов – 2 шт 7. Чертежная доска – 1 шт 8. Полки для литературы – 4 шт 9. Шкаф для моделей – 3 шт 10.Стол для слесарных работ - 1шт 11.Стол верстак для столярных работ – 1 шт 12.Шкаф для незаконченных работ – 3 шт 13.Аптечка – 1 шт 22 14.Ящики для транспортировки моделей – 6 шт Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся): Станки и вспомогательное оборудование 1. Комбинированный станок УБДС по дереву – 1 шт 2. Токарновинторезный станок – 1 шт 3. Фрезерный станок – 1 шт 4. Заточный станок – 1 шт 5. Сверлильный станок – 2шт 6. Шлифовальный по дереву – 1 шт 7. Шуруповерт – 1 шт 8. Дрель электрическая 9. Принудительная вентиляция – 1 комплект 10.Огнетушитель порошковый – 2 шт Материалы, клей, лакокраски 1. Древесина разных пород 2. Бумага разных видов 3. Фанера 0,5 – 6 мм 4. Стеклотекстолит металлизированный 5. Латунь листовая 0,25 – 2 мм 37 6. Жесть белая луженая 0,33 мм 7. Пластик листовой 0,25 – 4 мм 8. Оргстекло 3 – 20 мм 9. Прут бронзовый 5 – 15 мм 10.Прут алюминиевый 5 – 15 мм 11.Прут стальной 5 – 15 мм 12.Резина модельная 13.Припои оловоносные 14.Шпатлевка автомобильная 15.Лак бесцветный на водной основе 16.Клеи: «Момент», ПВА, нитроцеллюлозный, эпоксидный Инструменты 1. Плоскогубцы – 3 шт 2. Пассатижи – 2 шт 3. Круглогубцы – 3 шт 4. Отвертки – 5 шт 5. Ручные ножницы по металлу – 1 шт 6. Шило – 3 шт 7. Молоток слесарный – 2 шт 8. Киянка – 2 шт 9. Ножовка по металлу с полотнами – 1 шт 23 10.Ножовка по дереву – 2 шт 11.Напильники разных сечений – 15-20 шт 12.Рашпили 2-3 типов – по 1 шт 13.Стальная щетка (карчетка) – 1 шт 14.Сверла диаметром, мм: 0,3 -3,0 – 10 комп. 3, 0 – 5,0 – 5 шт. 5,5 – 10,0 – 2 шт. более 10,0 – 1 шт. 15.Зенкеры и развертки – 1 шт 16.Метчики плашки под болты и гайки диаметром 2-8 мм – 2 шт 17.Дрель ручная – 2 шт 18.Шлифовальная шкурка – 10 кв.м. 19.Чертилка – 2 шт 20.Разметочный циркуль – 1 шт 21.Кернер – 2 шт 22.Линейки металлические длиной, мм: до 150 мм – 10 шт. 300-400 – 5шт. 1000 мм – 1 шт. 23.Штангенциркуль – 2 шт 24.Микрометр – 1 шт 25.Угольник – 1 шт 26.Лобзик с пилочками – 8 шт 27.Стамески – 5 шт 28.Рубанки малые – 5 шт 29.Секундомер – 4 шт Кадровое обеспечение Программу составила педагог дополнительного образования Яшин Никита Владимирович. Образование высшее инженерно-техническое. В 2019 году прошел профессиональную переподготовку по программе «Физика». Учитель физики и математики. Педагогический стаж 3 года. Сведения о повышении квалификации: курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: «ИКТ в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования» в объѐме 72 часов. 2.5 Формы аттестации. Для определения результативности образовательной программы педагогом осуществляются следующие формы аттестации: 1. Промежуточная; 2. Итоговая. Промежуточная аттестация осуществляется по итогам выполнения практических работ, упражнений по выработке определенных умений. Педагог оценивает аккуратность, степень самостоятельности. Итоговая аттестация проводится в форме конструирования и защиты проекта. По окончанию защиты проекта подводятся итоги. Оценка качества освоения учебной программы включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце 2.4 24 учебного года обучения. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, опросы, просмотры (возможность использования дистанционных форм). В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы. 2.6 Оценка планируемых результатов. Оценочные материалы. Результативность освоения программы определяется в ходе наблюдения, анализа результатов практической деятельности, а также участия учащихся в конкурсах различного уровня. Результаты диагностики фиксируются в диагностической карте. Вводный контроль: собеседование. Текущий контроль: опрос, наблюдение, анализ работ, выставка моделей, самоанализ работ результаты участия в конкурсах и соревнованиях как внутри группы, на районном и городском уровне. Оценочные материалы Критерии оценки ЗУН по разделу Цель: выявить знания и умения учащихся. Показатели Количество выполненных работ Качество выполненных работ Оригинальность Высокий Уровень (5б.) 5 и более Средний Уровень (4б.) 3 работы Низкий Уровень (3б.) Менее 3 работ Модель самолета выполнена по описанию. Модель выполненаы по требованиям образца В каждую модель самолета внесены свои идеи, доработки Модель самолета выполнены по описанию с небольшими отклонениями. Качество работы ниже требуемого. В 50% работы внесены свои идеи, доработки Модель самолета выполнена с отступлением от описания, не соответствует образцам. Модели самолета выполнены по образцу Протокол фиксации результатов творческой активности учащихся (количество и качество работ) ФИО Кол-во вып. работ Качество вып. работ Оригинальность 25 Итого Система оценки. Количество полученных баллов по показателям суммируются: 15-13 баллов - высокий уровень; 12-10 баллов - средний уровень; 9 баллов - низкий уровень. Формы (методы) дистанционных занятий: Программа может реализовываться с использованием дистанционных технологий, возможно проведение дистанционных занятий через Интернет (VK Мессенджер и Сферум). В условиях удаленного обучения используются (дистанционные, образовательные технологии), кейс-технологии (электронное обучение): - пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и др.) по телекоммуникационным каналам (электронная почта); - самообучение, реализуемое при помощи использования образовательных ресурсов, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимальны; - видео-занятия; - чат (онлайн консультации); - онлайн практические задания; - индивидуальные консультации; - дистанционное тестирование и самооценка знаний умений и навыков. Методические материалы. Методическое обеспечение образовательной программы Основной формой работы педагога по представленной программе являются занятия, которые делятся на практические и теоретические. Практическим занятиям отдается большая часть времени: на этих занятиях ребята под руководством педагога работают над своими моделями. Однако не меньшее значение имеют занятия теоретические, которые требуют от педагога не меньше внимания, но больше творческой инициативы и выдумки. Для того чтобы занятия не были утомительными и скучными, их построение должно удовлетворять следующим требованиям: а) тема занятия должна иметь «интригующее» название; б) тема занятия должна содержать максимум новой для ребят информации; в) занятие желательно проводить в форме «свободного» диалога; г) необходимо к диалогу привлечь весь коллектив группы; д) продолжительность занятия должна быть 20 - 30 минут, не более. Особенно эффективна такая форма занятий при изучении образовательных тем: «История авиации и географические открытия», и т.д. Тема разбивается на отдельные небольшие сюжеты, из которых за несколько занятий складывается целостная «картина». Темы разбиваются на сюжеты. Обозначив вопросом тему занятия, опрашиваю ребят: кто, что знает по этому вопросу и уже затем перехожу к изложению материала, как бы отвечая на 26 вопросы или дополняя сказанное ребятами. При этом использую наглядные пособия (слайды, плакаты, рисунки, карты, модели). Материал для этих занятий можно всегда найти в журналах. Проверка, как усвоился материал, проводится также в виде «хитрого вопроса». В такой форме материал хорошо усваивается и запоминается, а занятие проходит в непринужденной обстановке. Хотелось бы обратить внимание, что третья часть занятия - практическая может быть построена по принципу игры - состязания. При этом из учащихся составляется несколько бригад - которым поручается изготовить планеры в кратчайшие сроки и с высоким качеством. Ребята в этой игре должны организовать свою работу, разделив между собой операции согласно технологической карты, чтобы быстро и качественно выполнить работу. В конце занятия проводится оценка работы, разбираются ошибки, запуск моделей, отмечается лучшая работа. Особое место в подготовке этих занятий занимает материально - техническое обеспечение, что подробно должно быть отражено в организационной части. Теоретическая часть этих занятий не должна быть более 10 минут, изложение должно быть максимально кратким и ясным, формулировки четкие, формулы для расчета лишь необходимые. В конце каждого теоретического занятия рекомендуется обязательно дать ребятам список литературы, из которой они узнают более подробно об изученной теме. К сожалению, литература по авиамоделированию в магазинах бывает редко, а методические пособия вообще трудно найти. Поэтому их приходится создавать самим: рисовать плакаты, составлять технологические карты, готовить наглядные пособия и методические разработки. Широкое распространение информационных технологий, с одной стороны, значительно облегчает процесс проведения занятий, но с другой стороны, подготовка педагога требует больших временных и интеллектуальных затрат. Методическое обеспечение основных тем образовательной программы представлены в таблице. № Тема п\п Форма занятий Методы 1 Вводное занятие Рассказ, беседа, показ Словесный, наглядный, 2 Простейшие модели Учебный диалог, Словесный, наглядный, 27 Материальнотехническое оснащение Инструмент для обработки материалов, презентация. Плакаты, чертежи, методические, Форма подведения итогов Совместное обсуждение Анализ практической 3 Планеры 4 Самолеты 6 Итоговое занятие практикум практическая презентация, работы. работа пособия, шаблоны, Совместное демонстрационные обсуждение. модели, Выставка инструменты, работ карто, клей, краски Учебный Словесный, Плакаты, чертежи, Анализ диалог, наглядный, методические практической практикум практическая пособия, работы. работа презентация, Совместное шаблоны, обсуждение. демонстрационные Выставка работ модели, инструменты, клей, краски Учебный Словесный, Шаблоны, Анализ диалог, наглядный, презентация, практической практикум практическая демонстрационные работы. работа модели, чертежи Совместное моделей, обсуждение. инструменты, клей, Выставка краски работ Беседа, Словесный, Демонстрационные Подведение показ наглядный. модели, грамоты, итогов, презентация, поощрение музыкальный центр. победителей соревнований и выставок. С целью более широкого ознакомления детей с материалом и повышения качества образования, разрабатывается наглядный материал, создаются и используются презентации, созданные в программе POWER POINT. 28 Список литературы: Для педагогов Андриянов, П.Н., Галагузова, М.А., Каюкова, Л.А., Нестерова, Н.А., Фетцер, В.В.,. Развитие технического творчества младших школьников [Текст] /П.Н.Андрианов, М.А.Галагузова,Л.А.Каюкова, Н.А.Нестерова, В.В.Фетцер// уч. пособие, - М: «Просвещение», 1990г., С. - 110 Голубев, Ю.А., Камышев Н.И. ,Юному авиамоделисту [Текст] / Ю.А Голубев., Н.И. Камышев// уч. пособие, -М: «Просвещение», 1979г., С. - 128 Гукасова, А. М., Внеклассная работа по труду [Текст] / А. М. Гукасова.// уч. пособие, -М.: Просвещение,1981г., С. 173 Гульянц, Э.К., Учите детей мастерить. [Текст] / Э. К. Гульянц// уч. пособие, - 2-е изд-е, дополненное, - М: Просвещение,1984г., С. 158 .Ермаков, А.М., Простейшие авиамодели [Текст] / А. М. Ермаков// уч. пособие, - 2-е изд. - М., 1989г., С. 144 Журавлева, А.П., Болотина, Л.А., Начальное техническое моделирование [Текст] /А. П. Журавлева, Л. А. Болотина // уч. пособие, -М: Просвещение , 1982г., С. 162 Заворотнов, В. А., От идеи до модели [Текст] /В. А. Заворотнов// - 2-е изд., перераб. и доп.,— М.: Просвещение, 1988., С. — 160 Зуев, В.П., Камышев Н.И., Качурин М.В., Голубев Ю.А., Модельные двигатели [Текст] /В.П.Зуев , Н.И.Камышев ,М.В.Качурин , Ю.А.Голубев// уч. пособие, -М: Просвещение, 1973г., С. -240 История гражданской авиации СССР [Текст] / Б.П.Бугаев//- научнопопулярный очерк . - М.: Воздушный транспорт, 1983 г., С. - 376 Киселев, Б.А., Модели воздушного боя [Текст] /Б. А. Киселев// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1981 г., С. -160 Никитин, Г.А., Баканов, Е.А., Основы авиации [Текст] / Г.А. Никитин, Е.А. Баканов // Павлов, А.П. ,Твоя первая модель [Текст] / А.П. Павлов// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1979 г., С. - 143 Пантюхин, С.П., Воздушные змеи [Текст] / С. П. Пантюхин// уч. пособие, М: ДОСААФ, 1984г., С. - 89 Рожков, В.С., Авиамодельный кружок [Текст] / В.С.Рожков // уч. пособие, М: «Просвещение», 1986г., С. - 74 Сироткин, Ю.А., В воздухе - пилотажные модели [Текст] / А.Ю. Сироткин// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1972 г., С. 153 Смирнов, Э.П., Как сконструировать и построить летающую модель [Текст] / Э. П. Смирнов// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1973 г., С. -176. 29 Приложение 1 Раздел воспитания. Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребѐнка, формирование культуры здорового образа жизни, профессиональное самоопределения в соответствии с личностными возрастными особенностями у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники. Задачи: - воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества; - развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе, обсуждении; - развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца; - формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира; - формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами выбора профессии; - формировать активную гражданскую позицию, чувство верности Отечеству. Планируемые формы и методы воспитания: - развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.); - закладываются нравственные основы личности (ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе); - сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. - прививается культура чувств. Организационные условия: подбор тематического материала; использование простых и сложных средств; построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью материала. Выравнивание и просчѐт по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения. 30 Календарный план воспитательной работы Сентябрь Дата проведения Тема мероприятия Форма проведения Проведение инструктажа по ТБ. Беседа по ПДД «В стране дорожных знаков» Беседа Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Беседа о дне пожилых людей «Старость нужно уважать!» Акция по ПДД «Правила дорожного движения» Беседа Беседа на тему: «Полезные и вредные привычки». День народного единства «Крепка семья – крепкая держава!» Всемирный день прав ребенка Беседа «Мои права и обязанности»». Направление воспитательной работы Воспитание здорового образа жизни Воспитание здорового образа жизни Духовнонравственное Воспитание здорового образа жизни Духовнонравственное Гражданскопатриотическое Беседа Духовнонравственное День Матери: «Самый дорогой человек». Духовнонравственное Беседа, посвященная правилам безопасности в новогодние праздники «Азбука безопасности». Воспитание здорового образа жизни Беседа на тему: «Здоровье надо беречь!» Беседа «Будем вежливы». 31 Беседа Беседа Воспитание здорового образа жизни эстетическое Февраль Март Апрель Май Беседа на тему: «Освобождение Кущѐвской от немецкофашистких захватчиков». Беседа на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать!» Беседа о Международном женском дне: «Мама, милая моя!». Беседа на тему: «Добрые дела». Беседа «Такой далекий космос», посвященная Дню космонавтики. Беседа на тему: «Дружба и друзья» Беседа к празднованию Дня Победы «Помним, чтим, гордимся». Правила безопасного поведения на водоемах в летнее время. ТБ. Беседа Гражданскопатриотическое Беседа Духовнонравственное Беседа Духовнонравственное Учебнопознавательная Беседа Беседа 32 Духовнонравственное Духовнонравственное Гражданскопатриотическое Воспитание здорового образа жизни Приложение 2 33 34 Приложение 3 Индивидуальный образовательный маршрут Ф.И.О обучающегося: ___________________________________________ Объединение: _________________________________________________ Цель: ________________________________________________________ Задачи: ______________________________________________________ Срок реализации программы: ___________________________________ Название Название и Коли№ № темы во раздела часов программ ы Формы и методы изучения учебного материал а Образователь ные результаты, их сроки 35 Формы проверк и, сроки Индивидуаль -ные результаты, сроки 36