1 СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты …………...........................................3 1.1 Пояснительная записка……………………………………………..............3 1.2 Цель и задачи программы…………………………………………............ 7 1.3 Планируемые результаты ………………………………………………….... 8 1.4 Учебный план программы ……………………………………………….......8 1.5 Модуль 1 «Информационные технологии».………………………….......9 1.6 Модуль 2 «Мультимедиа и Мультипликация с применением информационных технологий и ЭВМ»…………..............................................10 Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»…………………………………………...14 2.1 Календарный учебный график ……………………………………………..14 2.2 Условия реализации программы ………………………………...………..19 2.3 Кадровое обеспечение ……………………………………………………..19 2.4 Формы аттестации …………………………………………………………20 2.5 Оценочные и методические материалы……………………..………….....20 2.6 Методические материалы …………………………………………………21 Список литературы……………………………………...………………….......24 Приложение 1 (раздел воспитания) …………………………………………. .25 Приложение 2 (договор о сетевом взаимодействии) .……………….……..28 Приложение 3 (Индивидуальный образовательный маршрут) ……………..30 2 1. Нормативно-правовая база. 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной Думой 21.12.2013; 2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 4. Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка» от 07 декабря 2018г.; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодѐжи»; 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242; 7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04; 8. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов; 9. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 10. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298-н « Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016); 12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 « Об утверждении санитарных 3 правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» ( гл.VI); 13. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения 2020 г.; 14. Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дом творчества. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты. 1.1 Пояснительная записка. Значительное внимание в современном образовании уделяется его личностной ориентации. Одна из задач, стоящая перед педагогами – разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности. Основная цель курса – формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира. Социально – экономическое преобразование в России, демократизация и гуманизация усилили интерес общества к проблеме самореализации и самоактуализации личности, где профессиональная деятельность занимает особое место. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. А так же формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира. Таким образом, возникает необходимость в определении современных подходов к созданию системы профориентационной работы. Она должна представлять собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии. 4 Программа «КОМП» направлена на социально-экономическое развитие муниципального образования Кущѐвский район и всего региона в целом, в соответствии со стратегией социально-экономического развития муниципального образования Кущевский район, утвержденной Решением совета муниципального образования Кущевский район от 16 декабря 2020 года. Направленность. Программа «Комп» имеет техническую направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей в анимационной деятельности с учетом их возможностей. Программа ориентирована на изучение основных графических и мультимедийных компьютерных программ в рамках их широкого использования, а также специальных профессиональных возможностей. При этом главное внимание уделяется не масштабу или объему информационного блока, а способам его освоения, развитию познавательного и творческого потенциала ребенка. Она рассчитана на детей младшего школьного возраста, желающих приобрести начальные знания в области основ анимации и мультипликации. Новизна. Новизна программы заключается в том, что позволяет детям в форме познавательной деятельности раскрыть возможности мультипликации, развивать и совершенствовать практические умения и навыки по созданию анимационного фильма, попробовать себя в роли режиссера, аниматора, монтажера и актера. Интегрирование различных видов изобразительной (рисование, лепка, конструирование, изготовление кукол из различных материалов) и технической (освоение различных техник съемки, работа с фото-, видео- и аудиоаппаратурой, специальным программным обеспечением) деятельности дает возможности овладения новыми навыками и расширения круга интересов детей. Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Поэтому также новизной данной образовательной программы является понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта воспитанника, его морально-волевых и нравственных качеств. Также новизной программы является то, что она реализуется в сетевой форме совместно с МАУ Киновидеоцентр «Дружба». Сетевое взаимодействие осуществляется на основе Положения о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме и договора о сетевом взаимодействии Приложение. Актуальность. В современном мире возникла необходимость укрепления связей ребѐнка с новыми информационными компьютерными технологиями и экранным искусством. Актуальность данной программы, в том, что она позволяет средствами дополнительного образования формировать художественно5 эстетический вкус учащихся, создаѐт основу для образно-эмоционального восприятия экранных искусств. Актуальность рабочей программы обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей школьного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития. Ребята развивают свои возможности на занятиях технического профиля, где не только расширяют знания о мире профессий, но и формируются положительное отношение к трудовой деятельности Именно в данной направленности школьник получает первичные навыки, узнает многие профессии (в том числе инженерные), пробует себя в различных ролях, т.е. осуществляет профессиональные пробы. Ранняя профориентация и осознанный выбор профессии – вообще ключевая задача в системе дополнительного образования детей. Программа имеет цели опережающего развития, соответствует вызову времени, творческим запросам подрастающего поколения, позволяет реализовать направление «обучение для будущего» К современной форме профориентационной работы, можно отнести создание мультипликаций и видеороликов по работе определенных профессий, данная работа может просветить ребят об интересующей его профессии, достоинствах и недостатках, проанализировать и проиграть те ситуации, которые могут возникнуть в будущем, возможно, именно благодаря созданию видео ролика ребята получат недостающую информацию о профессии, с которой в дальнейшем свяжут свою жизнь. Педагогическая целесообразность. Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными проектами на занятиях. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника школьного коллектива. Отличительные особенности программы. Важной особенностью программы является еѐ мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства мультфильмы: даже, когда дети ещѐ не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смотрят. И гораздо интересней становится желание детей самим создать мультфильм, узнать о том, как создаются любимые мультфильмы, познакомься с именами известных мультипликаторов, научиться самим делать анимацию. Так же отличительной особенностью программы является апробация технологий дистанционного обучения, направленных на обеспечение мобильности, стабильности, эффективности учения и преподавания. Программой предусмотрена работа с одаренными детьми, созданы условия для развития творческих способностей одаренных детей, их 6 самореализации в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. На занятиях применяется индивидуальный подход ко всем детям, индивидуальные задания повышенной сложности для одарѐнных детей и выбор модулей и уровня сложности для детей с ограниченными особенностями здоровья. Адресат. Принимаются дети в возрасте от 11 до 17 лет. Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей детей заниматься созданием анимационных фильмов, без специального отбора и не имеющих противопоказаний по здоровью. В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными потребностями, разного уровня развития: - талантливых (одарѐнных, мотивированных) детей; - детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (развитие речи, ЗПР) при условии сохраненного интеллекта и наличия мотивации к участию в занятиях; - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих противопоказания по состоянию здоровья, что должна подтверждать справка от педиатра. - с учетом индивидуальных особенностей ребенка работа в объединении строится по индивидуальному маршруту (Приложение 3). Форма обучения: очная (при необходимости возможно проведение дистанционных занятий). Режим занятий: общее количество часов в год - 30 час; количество часов в неделю - 4 часа; продолжительность занятия - 40 минут. Количество часов в неделю и наполняемость групп программы соответствуют требованиям СанПиН. Особенности организации образовательного процесса. Условия приѐма детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/. Состав группы: постоянный. Занятия: групповые, индивидуальные Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать очные и дистанционные формы занятий: лекции, практические занятия, просмотр мультимедийных и графических объектов, мастер – классов, материала, содержащего ссылки на другие учебные материалы для получения дополнительной информации и др. Уровень содержания программы - базовый. Объѐм программы – 144 часа. 7 Сроки реализации программы: Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на полную реализацию в летний период времени. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по созданию мультфильмов, формирование основ выбора профессии и профессионального самоопределения в соответствии с личностными возрастными особенностями. Задачи: Предметные: 1.Формировать представления о фильме. 2.Изучать основы языка экранных искусств. 3.Обучать навыкам фото и видеосъѐмки, монтажа, озвучивания фильма. 4.Способствовать овладению начальных навыков работы сценариста, режиссѐра, оператора, актеров в процессе работы над фильмом. 5.Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам киноискусства. Метапредметные: 1.Развивать внимание и наблюдательность через восприятие и анализ фильмов. 2.Развивать творческое воображение и фантазию, композиционное мышление, художественный вкус. 3.Развивать эмоциональные, артистические качества у детей средствами киноискусства. 4. Знакомить обучающихся с востребованными в Краснодарском крае профессиями и профессиями, которые представлены в «Атласе новых профессий». 5.Развивать отзывчивость, умение выражать свои мысли, коммуникабельность. Личностные: 1. Создавать у детей положительный настрой на занятия в творческом объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями. 2. Воспитывать и развивать художественно-эстетический вкус и уважение к основным видам и жанрам кинематографа. 3.Воспитывать умственные и волевые качества, концентрацию внимания, логичность воображения. 4. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности, патриотизм. 5.Формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами выбора профессии. 8 1.3 Планируемые результаты. Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со сверстниками при групповом и командном творческом взаимодействии; овладение надпрофессиональными навыками; Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; умение работать в информационной среде в соответствии с содержанием общеобразовательной программы; обучающиеся познакомятся с востребованными профессиями в Краснодарском крае и «Атласом новых профессий». Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о видах анимационных техник; формирование первоначальных представлений о законах развития сюжета и правилах драматургии; овладение навыками сценической речи при звуковом сопровождении мультфильмов; приобретение первоначальных знаний о способах «оживления», т.е. движения мультипликационных героев на экране и умений применять их для создания мультипликационных фильмов; формирование профессионального самоопределения в соответствии с возрастными особенностями. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков. 1.4 Учебный план ДООП « КОМП» № п/п Количество часов Наименование модуля Всего: Теория Практика 1. Информационные технологии. 64 40 24 2. Мультимедиа и Мультипликация с применением информационных технологий и ЭВМ. 80 18 62 Итого: 144 58 86 9 1.5 Модуль 1 «Информационные технологии». Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным правилам усвоение правил техники безопасности, приобретение навыков работы с образовательным программами. Цель модуля: развитие интеллектуальных способностей, формирование у школьников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению, развитие творческой личности учащегося, способной к самоопределению и самореализации, через эстетическую, нравственную и духовную силу изобразительного искусства посредством анимационной и мультипликационной деятельности . Задачи модуля: научить различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов; познакомить учащихся с основными технологиями создания мультфильмов расширять представление об окружающем мире; развивать творческие склонности и способности детей; развитие образного мышления, художественно-творческих, способностей личности ребенка; создавать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач. Развивать речь. Формировать навыки творческого мышления. развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других. Учебно-тематический план Модуль 1 «Информационные технологии». № п/п 1. 2. Количество часов Наименование тем Формы аттестации / контроля Всего Теория Практика Работа с текстом и программами 30 15 15 Промежут. Информационные технологии 34 20 14 Промежут Итого 64 40 29 10 Содержание учебного плана модуля «Информационные технологии». Тема 1. «Работа с текстом и программами (30 часов). Занятие по технике безопасности. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах.. Знакомство с растровой и векторной графиками. 1. Повторение сведений о компьютерной графике. Редактор в режиме работы инструментов. 2. Текстовые блоки. 3. Ввод и редактирование текста. Изменение цветовой схемы, образца слайда фона слайда, добавление колонтитулов, форматирование текста слайдов 4. Вставка графических объектов, картинок ,диаграмм (создание диаграмм) , таблиц из WORD 5. Управляющие кнопки и гиперссылки. Настройка времени показа анимации, создание управляющих кнопок. 6.Интерфейс программ.. Панель инструментов. Группировка объектов. Тема 2. «Информационные технологии».(18 часов ). Информационные технологии обработки информации Компоненты и функции телекоммуникационных систем. Локальные и глобальные сети. «Работа с фотоаппаратом. Создание анимации на бумаге». Теория: Знакомство с процессом цветной цифровой фотосъемки и покадровой съемки сюжета Практика: Покадровая сьемка сюжета мультфильма. Знакомство с Windows Movie Maker». Теория: Знакомство с операциями фильма: создание, открытие, сохранение, удаление, перемещение по кадрам, сохранение и просмотр фильма как любого видеофильма, выход из программы. (Создание целостного мультфильма (монтаж) самого фильма осуществляет руководитель группы). «Операции с предметами». Теория: Закрепление операций за рабочими пара с пошаговым действием Теория. Основные техники создания мультфильмов: пластилиновые мультфильмы, кукольные мультфильмы, песочная, рисованная анимация, техника перекладки. Практика. Отработка основных приѐмов каждой техники Элементарные движения персонажа и способы их создания. Практика. Отработка навыков создания элементарных движений персонажа: походка, движение рук, моргание, движение губ 1.6 Модуль 2 «Мультимедиа и Мультипликация с применением информационных технологий и ЭВМ» Цель модуля: создание условий для формирования творческих и коммуникативных способностей посредством самовыражения через создание короткометражных мультфильмов различных жанров. Задачи модуля: научить разработке и изготовлению персонажей, фонов и декораций; 11 сформировать технические навыки работы с оборудованием: установка освещения, съѐмка кадров, озвучивание, монтаж и сведение видео- и звукорядов; формировать мотивацию активного участия в творческой деятельности; развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение; формировать опыт взаимоотношений среди учащихся, готовности к взаимодействию и сотрудничеству; содействовать воспитанию нравственной, творческой личности, способной к самосовершенствованию, стремящейся к правде, добру, красоте; формировать у детей установку на позитивную социальную деятельность в информационном обществе; ознакомить обучающихся с организацией рабочего места, правильной посадкой за компьютером. -воспитывать интерес к лучшим образцам мультипликации и желание к самостоятельному творчеству. Учебно-тематический план Модуль 2 «Мультимедиа и Мультипликация на ЭВМ» № п/п Количество часов Наименование тем Всего Формы аттестации/ контроля Теория Практика 1. Работа с графикой. 49 14 35 Промежут. 2. Графика и графические редакторы 20 6 14 Промежут. 3. Проектная деятельность 11 2 9 Итогов. ИТОГО 80 22 58 Содержание учебного плана модуля 2 «Мультимедиа и Мультипликация с применением информационных технологий и ЭВМ». Тема 1. «Работа с графикой» (49 часов). Занятие по технике безопасности. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах.. Знакомство с растровой и векторной графиками. Вводная беседа о компьютерной графике. Познакомить обучающихся с организацией рабочего места, правильной посадкой за компьютером. 12 Познакомить обучающихся с произведениями графического дизайна. Познакомить обучающихся с возможностями графических программ Создание простых векторных изображений, рисунков и несложных графических объектов Создание графических композиций (дизайн – фонов) на основе использования линий. Технические приемы создания векторных дизайн – фонов Методы выявление центра композиции Способы и приемы редактирования растровых изображений 1. Повторение сведений о компьютерной графике. Редактор в режиме работы инструментов. 2. Текстовые блоки. 3. Ввод и редактирование текста. Изменение цветовой схемы, образца слайда фона слайда, добавление колонтитулов, форматирование текста слайдов 4. Вставка графических объектов, картинок ,диаграмм (создание диаграмм) , таблиц из WORD 5. Управляющие кнопки и гиперссылки. Настройка времени показа анимации, создание управляющих кнопок. 6.Интерфейс программ.. Панель инструментов. Группировка объектов. Тема 2. «Графика и графические редакторы».(20 часов). Занятие по технике безопасности. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах.. Знакомство с растровой и векторной графиками спроектировать и создать виртуальный каркас (“скелет”) объекта, наиболее полно соответствующий его реальной форме; спроектировать и создать виртуальные материалы, по физическим свойствам визуализации похожие на реальные; присвоить материалы различным частям поверхности объекта (на профессиональном жаргоне – “спроектировать текстуры на объект”); настроить физические параметры пространства, в котором будет действовать объект, – задать освещение, гравитацию, свойства атмосферы, свойства взаимодействующих объектов и поверхностей; задать траектории движения объектов; рассчитать результирующую последовательность кадров; наложить поверхностные эффекты на итоговый анимационный ролик. Тема 3. «Проектная деятельность».(11 часов). «Проработка сценария с изготовленными персонажами». «Озвучивание и создание простейшего мультфильма». Теория: Знакомство с микрофоном и правилами записи голоса. Практика: Операции со звуком и музыкой. Распределение ролей Выпуск анимационного фильма». Теория: Презентация проекта (мультфильма). Практика: Выпуск анимационного фильма, показ в группах Составление раскадровки мультфильма.. 13 Понятие раскадровки и ее назначения. Практика. Составление раскадровки мультфильма. Практика. Съемка мультфильма по кадрам в соответствии с раскадровкой. Установка съемочного оборудования: штатив, камера. Установка освещения. Монтаж снятых кадров в соответствии с раскадровкой. Монтаж звука. Запись готового фильма Просмотр и обсуждение мультфильма. Заполнение зрительских карт и рефлексивных листов участниками проекта. Коллективное обсуждение итогов проекта: выявление достоинств и недостатков проекта. 14 Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» 2.1 Календарный учебный график Модуль 1 «Информационные технологии». № Дата п\п план 1 2 3 4 5 6 7 8 Дата факт Тема занятий Работа с текстом и программами Текстовый редактор Word. Назначение. Выделение части текста, всего текста. Шрифты. Цвет надписи. Текстовый редактор Word. Практическая работа № 1 «Список, маркировка списка. Копирование. Анимация (выделенного фрагмента текста)». Текстовый редактор Word. Практическая работа №2 «Список, маркировка списка. Копирование. Анимация (выделенного фрагмента текста)». Текстовый редактор Word . Команды «найти, заменить». Практическая работа №3 «Вставка рисунка из файла (Popular)». Текстовый редактор Word. Практическая работа №4 «Оформление титульного листа», «Создание плаката на заданную тем». Текстовый редактор Word. Практическая работа №4 «Оформление титульного листа», «Создание плаката на заданную тем». Текстовый редактор Word. Практическая работа № 4 «Оформление титульного листа», «Создание плаката на заданную тем». Текст. ред Word. Вставка формул, символов. Практическая работа № 5 «Ввод математических формул в текст с помощью редактора формул Microsoft Equation 3.0 15 Колво час 30 2 Время провед занят. Место проведения Форма контро ля 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий Форма занятий 5 sin( ) , m 2 , ∫ сos x dx cos cos m 1 = sin x + C и других.» Понятие о колонтитулах. Создание Интернет страниц в текстовом редакторе. Практическая работа № 6 «Создание таблицы с основной надписью по черчению». Рассылки с помощью текстового редактора. Творческая работа. типа 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Электронные таблицы Excel. . Назначение. Вставка и удаление строк и столбцов. Ввод формул. Мастер формул (ƒx). Исправление ошибок. Копирование формул. Создание таблицы «математические функции». Электронные таблицы Excel. Практическая работа № 7 Создание электронной таблицы «Расчет заработной платы». Электронные таблицы Excel. Построение диаграмм. Работа с мастером диаграмм. Практическая работа№ 8 «Построение диаграмм» Электронные таблицы Excel. Практическая работа № 9 «Построение графиков функций» Электронные таблицы Excel. Практическая работа № 9 «Построение графиков функций» Создание таблиц «Покупка в магазине».Создание таблицы «Расчет квартплаты» Фильтры и автофильтры в электронных таблицах Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Изменение структуры базы данных. Информационные технологии Web-мастеринг Web-дизайн. Профессия Web-дизайнера. 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Итогов ый 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 34 2 Принципы работы Интернет. 2 16 18 Браузеры, серверы. 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 19 Web-технологии. Динамическая и статическая компоновка сайта. 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 20 Язык программирования HTML. Гиперссылки. Базовые теги разметки гипертекста. Профессия программиста Гостевая книга. МЕТА – определители 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 22 Десять советов Web-дизайнеру. Обслуживание Web-страниц. 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 23 Регистрация сайта в поисковых системах. Создание сайта. Разработка проектов. Структура сайта. Техника безопасности. Языки программирования. Работа ЭВМ в режиме калькулятора. Моделирование. Информационные модели объектов и систем. Многообразие моделей. Систематизация и хранение информации. Базы данных, принципы их построения и функционирования. Представление о системах управления базами данных (СУБД). Форма представления баз данных (таблица, картотека) 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 29 Ввод и редактирование записей. 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 30 Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 31 Создание базы данных 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 32 Создание базы данных «Интернет страницы и Web-сайты» 2 2 ч.по 40 Группомин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущ ий 21 24 25 26 27 28 17 Модуль 2 «Мультимедиа и Мультипликация на ЭВМ» Работа с графикой. 49 2 33 Мультимедийный проектор. Возможности, назначение. 34 36 Мультимедийный проектор. Возможности, назначение. Настройка презентаций. Разработка проектов. Создание презентаций с помощью шаблонов. Настройка презентаций. Разработка проектов. Создание презентаций с помощью шаблонов. Работа с текстом в презентациях. Добавление анимации. 37 Создание презентации «Птицы». 2 38 Растровая и векторная графика. 2 39 Форматы графических файлов. 2 40 Графический редактор Назначение, возможности. Создание статичной Творческая работа Пакет программ Flash MX. 35 41 42 43 44 Групповое СОШ №7 каб.№210 Текущи й 2 2 ч.по Группо40 мин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущи й 2 2 ч.по Группо40 мин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущи й 2 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. Групповое Групповое Групповое Групповое Групповое Групповое Групповое Групповое СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й 2 ч.по Группо40 мин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущи й 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. Групповое Групповое Групповое Групповое Групповое Групповое Групповое СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й 2 ч.по Группо40 мин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущи й Paint. 2 графики. 2 2 Оптимизация графических 2 изображений. Графика в Web-дизайне. 2 46 Использование рисования. Правка графики. 47 Инструменты выбора цвета. 48 49 Текстовые блоки. Параметры 2 текстового блока. Поддержка графических форматов. 2 50 Импорт графики. 2 51 Векторизация растровой графики. 2 52 Работа с графическими фрагментами. 2 45 инструментов 2 2 2 18 2 ч.по 40 мин 53 Вращение, сдвиг, искажение формы. 2 2 ч.по Группо40 мин. вое СОШ №7 каб.№210 Текущи й 54 Типы образцов. Создание образцов. 2 55 Проводник Flash. 2 56 Работа с библиотекой. 2 Трансформационная анимация. Публикация изображения. Вложенная 1 анимация. Профессия мультипликатора-аниматора. Графика и графические 20 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин 1 ч.по 40 мин. Групповое Групповое Групповое Групповое СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й 1 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 1 ч.по 40 мин. Групповое Групповое Групповое Групповое Групповое Групповое Групповое Групповое Групповое Групповое Групповое СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й 1 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. 2 ч.по 40 мин. Групповое Групповое Групповое Групповое СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 СОШ №7 каб.№210 Текущи й Текущи й Текущи й Текущи й 57 редакторы 58 Растровая и векторная графика. 1 59 Форматы графических файлов. 2 60 61 Графический редактор Назначение, возможности. Создание статичной графики. 62 Творческая работа 2 63 Пакет программ Flash MX. 2 64 2 65 Использование инструментов рисования. Правка графики. 66 Инструменты выбора цвета. 2 67 Текстовые блоки. 2 68 Параметры текстового блока. 1 Проектная деятельность 11 69 Применение слоев. 1 70 Импорт видео и работа с ним. 2 71 Создание фильмов анимации. 2 Импорт звука и работа с ним. Сетевое взаимодействие. Встреча с 2 директором кинотеатра «Дружба» Посещение кинотеатра «Дружба» ИТОГО: 144ч. 72 Paint. 2 2 2 19 Итоговая аттестация модуля проводится в форме создания и защиты проекта. По окончанию защиты проекта подводятся итоги. 2.2 Условия реализации программы. Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться Контроль ЗУН проводится по завершению пройденной темы. Материально-техническое оснащение программы 1. Оснащение: Компьютерные столы – 15 шт. 2. Компьютерные кресла – 16 шт. 3. Шкафы встроенные – 2 шт. 4. Стол педагога – 1 шт. 5. Оборудование: Компьютеры на базе процессора Intel Pentium CPU G2030 3.0GHz – 16 шт. 6. Видеопроектор – 1 шт. 7. Интерактивная доска – 1 шт. Магнитно-маркерная доска – 1 шт. 8. Программное обеспечение: компьютерная программа для редактирования видео и динамических изображений, разработки композиций, анимации и создания различных эффектов Adobe After Effects, графический редактор Adobe Illustrator. 9. Электронные учебные материалы: обучающая теоретическая информация, сопровождающаяся иллюстративными материалами (фотографии, рисунки), интернет- ресурсы и ссылки для получения дополнительной информации; - электронные версии учебника или учебного пособия; - обучающая информация в виде мультимедиа презентации; - блок творческих заданий; - методические рекомендации для обучающихся по освоению учебного материала; 2.3 Кадровое обеспечение Программу составил педагог дополнительного образования Смирнов Роман Вячеславович. Образование высшее педагогическое. В 1995 году окончил ФГБОУ ВО АГПУ. Учитель физики и математики. Педагогический стаж 28 лет. Сведения о повышении квалификации: курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: «ИКТ в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования» в объѐме 72 часов. 2.4 Формы аттестации. Для определения результативности образовательной программы педагогом осуществляются следующие формы аттестации: 1. Промежуточная; 2. Итоговая. 20 Промежуточная аттестация осуществляется по итогам выполнения практических работ, упражнений по выработке определенных умений. Педагог оценивает аккуратность, степень самостоятельности. Итоговая аттестация проводится в форме конструирования и защиты проекта. По окончанию защиты проекта подводятся итоги. Оценка качества освоения учебной программы включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце учебного года обучения. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, опросы, просмотры (возможность использования дистанционных форм). В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы. 2.5 Оценка планируемых результатов. Оценочные материалы. Для организации целенаправленной образовательной деятельности объединения планируется проведение педагогической диагностики. Мониторинг позволит определить уровень достижений обучающихся планируемых результатов, изучить состояние образовательного процесса, откорректировать деятельность педагога. Оценочные материалы. Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются: входная диагностика (сентябрь) – в форме собеседования – позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным видом деятельности. Проводится на первых занятиях данной программы. Текущий контроль (в течение всего учебного года) – проводится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся, заканчивается коррекцией усвоенного материала. Формы проведения: опрос, выполнение практических заданий, творческая работа. Промежуточная аттестация – проводится в середине учебного года по изученным темам, разделам для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременной коррекции учебновоспитательного процесса. Форма проведения: тестирование и практическая работа Результаты фиксируются в оценочном листе. Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе и позволяет оценить уровень результативности усвоения программы. Форма проведения: презентация творческого проекта 21 Критерии оценки ЗУН по разделу Цель: выявить знания и умения учащихся. Показатели Количество выполненных работ Качество выполненных работ Оригинальность Высокий Уровень (5б.) 5 и более Средний Уровень (4б.) 3 работы Низкий Уровень (3б.) Менее 3 работ Персонажи и декорации выполнены по описанию. Персонажи и декорации выполнены по требованиям образца В каждый персонаж внесены свои идеи, доработки Персонажи и декорации выполнены по описанию с небольшими отклонениями. Качество работы ниже требуемого. В 50% работы внесены свои идеи, доработки Персонажи и декорации выполнены с отступлением от описания, не соответствует образцам. Персонажи и декорации выполнены по образцу Протокол фиксации результатов творческой активности учащихся (количество и качество работ) ФИО Кол-во вып. работ Качество вып. работ Оригинальность Итого Система оценки. Количество полученных баллов по показателям суммируются: 15-13 баллов - высокий уровень; 12-10 баллов - средний уровень; 9 баллов - низкий уровень. Формы (методы) дистанционных занятий: Программа может реализовываться с использованием дистанционных технологий, возможно проведение дистанционных занятий через Интернет (VK Мессенджер и Сферум). В условиях удаленного обучения используются (дистанционные, образовательные технологии), кейс-технологии (электронное обучение): - пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и др.) по телекоммуникационным каналам (электронная почта); самообучение, реализуемое при помощи использования образовательных ресурсов, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимальны; 22 - видео-занятия; - чат (онлайн консультации); - онлайн практические задания; - индивидуальные консультации; - дистанционное тестирование и самооценка знаний умений и навыков. 2.6 Методические материалы. При реализации программы используются педагогические технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности: технология сотрудничества – используется с целью создания условий для активной совместной деятельности обучающихся, обучающихся и педагога в разных учебных ситуациях; игровые технологии – эмоциональность игрового процесса активизирует все психические процессы и функции ребенка, позволяют проводить занятия в нетрадиционной форме, способствуют раскрытию творческих способностей обучающихся. В процессе обучения используются следующие основные методы: Cловесный метод обучения (беседа, рассказ) – позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени. Наглядный метод обучения (демонстрация схем, рисунков, видеоматериалов) – предназначен для наглядно-чувственного ознакомления обучающихся с учебным материалом. В виду прикладного характера программы, на занятиях используются разнообразные наглядные материалы, на основе которых и происходит процесс обучения. Демонстрация работ, выполненных профессионалами в области анимационного дизайна, позволяет повысить интерес обучающихся к данной сфере, мотивировать их на высокий результат. Практический метод обучения (практическое задание) – используется с целью формирования навыков и умений, закрепления и расширения знаний обучающихся. В рамках программы предусмотрено знакомство с мировыми трендами анимационного дизайна путем просмотра и обсуждения лучших работ в этом направлении цифрового искусства. В течение учебного года обучающиеся приобретают прикладные навыки работы в профессиональных компьютерных программах, таких как Adobe After Effects и Adobe Illustrator. Большое внимание уделено практической работе, что позволяет обучающимся наиболее результативно усваивать учебный материал. Программой предусмотрено выполнение разнообразных практических заданий, целью выполнения которых является получение законченного результата. В ходе реализации программы ребята постепенно знакомятся с технологическими этапами создания анимационного продукта. Итоговая работа по программе 24 заключается в разработке творческого проекта на основе полученных в течение года знаний, умений и навыков. С целью более широкого ознакомления детей с материалом и повышения качества образования, разрабатывается наглядный материал, создаются и используются презентации, созданные в программе POWER POINT. 23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Программно-методические материалы «Информатика 1-11 классы», сост. Л.Е.Самовольнова-2-е издание.-М.:Дрофа,2003. 2. Кушниренко А.Г. и др. Информатика. 7-9кл.-М.:Дрофа, 2002. 3. Ляхович В.Ф. Информатика. 10-11кл.-М.:Просвещение,1999. 4. Светозарова Г.И. и др. Практикум по программированию на языке БейсикМ.:Наука.-2001 5. Первин Ю.А. Информационная культура. Компьютер – инструмент искусства. Учеб.пособие.- М.: Дрофа, 2003 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ И ПОСОБИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Кушниренко А.Г. и др. Информатика. 7-9кл.-М.:Дрофа, 2002. Ляхович В.Ф. Информатика. 10-11кл.-М.:Просвещение,1999. Макарова Н.В. Информатика 10-11 кл. Учебник.-Санкт-П.:Питер, 2003. Макарова Н.В. Информатика 10-11 кл. Задачник по моделированию.-СанктП.:Питер, 2003. Макарова Н.В. Информатика 7-9 кл. Практикум по информационным технологиям. -Санкт-П.:Питер, 2003. Холмогоров В. Основы web-мастерства. Учебный курс. Санкт-П. «Питер», Дронов.В. Macromedia Flash MX. Наиболее полное руководство. Санкт-П. «БВХ-Петербург», 2003. УЧЕБНИКИ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ 1. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. – М.: ABF, 2000. 2. Сенокосов А.И. и др. Информатика. 8-9кл.- М.:Просвещение, 1998. 3. Светозарова Г.И. и др. Практикум по программированию на языке Бейсик- М.:Наука.-2001. 4. Смирнов Р.В. Решение олимпиадных задач. (автор. Издание)-2000. 24 Приложение 1 3.7 Раздел воспитания. Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребѐнка, формирование культуры здорового образа жизни, профессиональное самоопределения в соответствии с личностными возрастными особенностями у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники. Задачи: - воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества; - развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе, обсуждении; - развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца; - формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира; - формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами выбора профессии; - формировать активную гражданскую позицию, чувство верности Отечеству. Планируемые формы и методы воспитания: - развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.); - закладываются нравственные основы личности (ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе); - сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. - прививается культура чувств. Организационные условия: подбор тематического материала; использование простых и сложных средств; построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью материала. Выравнивание и просчѐт по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения. 25 Календарный план воспитательной работы Сентябрь Дата проведения Тема мероприятия Форма проведения Проведение инструктажа по ТБ. Беседа по ПДД «В стране дорожных знаков» Беседа Акция по ПДД «Правила дорожного движения» Беседа Беседа на тему: «Полезные и вредные привычки». День народного единства «Крепка семья – крепкая держава!» Всемирный день прав ребенка Беседа «Мои права и обязанности»». Воспитание здорового образа жизни Воспитание здорового образа жизни Духовнонравственное Воспитание здорового образа жизни Духовнонравственное Гражданскопатриотическое Беседа Духовнонравственное День Матери: «Самый дорогой человек». Духовнонравственное Беседа, посвященная правилам безопасности в новогодние праздники «Азбука безопасности». Воспитание здорового образа жизни Беседа на тему: «Здоровье надо беречь!» Беседа «Будем вежливы». Беседа Беседа Воспитание здорового образа жизни эстетическое Духовно- Ф е в р а л ь Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Беседа о дне пожилых людей «Старость нужно уважать!» Направление воспитательной работы 26 Май Апрель Март Беседа на тему: «Освобождение Кущѐвской от немецкофашистких захватчиков». Беседа на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать!» Беседа о Международном женском дне: «Мама, милая моя!». Беседа на тему: «Добрые дела». Беседа «Такой далекий космос», посвященная Дню космонавтики. Беседа на тему: «Дружба и друзья» Беседа к празднованию Дня Победы «Помним, чтим, гордимся». Правила безопасного поведения на водоемах в летнее время. ТБ. Беседа нравственное Гражданскопатриотическое Беседа Духовнонравственное Беседа Духовнонравственное Учебнопознавательная Беседа Беседа Духовнонравственное Гражданскопатриотическое Воспитание здорового образа жизни Приложение 2 27 28 Приложение 3 Приложение 3 29 Индивидуальный образовательный маршрут Ф.И.О обучающегося: ___________________________________________ Объединение: _________________________________________________ Цель: ________________________________________________________ Задачи: ______________________________________________________ Срок реализации программы: ___________________________________ Название Название и Коли№ № темы во раздела часов программ ы Формы и методы изучения учебного материал а Образователь ные результаты, их сроки 30 Формы проверк и, сроки Индивидуаль -ные результаты, сроки