1 Содержание 1. «Комплекс основных характеристик образования: объѐм, содержание, планируемые результаты» 1.1. Пояснительная записка. 1.2. Направленность программы. 1.3. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы. 1.4. Отличительные особенности данной программы. 1.5. Адресат программы. 1.6. Форма обучения и режим занятий. 1.7. Особенности организации образовательного процесса. 1.8. Уровень программы, объѐм и сроки реализации. 1.9. Содержание программы. 1.10. Планируемые результаты работы 1.11. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» 2.1. Календарный учебный график. 2.2. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 3. Литература. 3.1. Список литературы для родителей. 3.2. Приложение 1. 3.3. Приложение 2. 3.4. Приложение 3. 3 3 4 5 6 6 6 6 7 7 16 18 19 19 22 25 25 26 29 36 2 Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объѐм, содержание, планируемые результаты» 1.1. Пояснительная записка. Для успешного преодоления нарушений речи у дошкольников огромным стимулом для детей является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях деятельности, которая способствует раскрепощению и развитию каждого ребѐнка. В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль театральных играх и упражнений. Цель программы, содержание и условия реализации представлены в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной Думой 21.12.2013г.; 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждѐнная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р; 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам»; 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 января 2014 г. №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 5. Постановление Главного государственного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 6. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ электронного обучения от 15 июля 2015 г. 7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. №061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 3 8. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных программ (2020г.); 9.Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дом творчества. 1.2. Направленность программы Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорун» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, под которым понимается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (далее ФФНР). Цель данной программы: речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством нормализации и совершенствования звуковой стороны речи, средствами театрализованной деятельности. Задачи: 1.Предметные: - формирование правильного произношения искаженных звуков; - постановка отсутствующих звуков русского языка; - автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и связной речи; - дифференциация звуков в слогах, словах, фразах; - закрепление полученных умений произношения в монологах и диалогах сказочных персонажей. - формирование умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски - формирование представления о театральных куклах разных систем и приѐмах кукловождения. 2. Метапредметные: развитие артикуляционного аппарата; развитие зрительного и слухового гнозиса; развитие фонематической системы языка; развитие грамматической системы языка; развитие лексической системы языка; развитие связной речи детей и коррекция еѐ нарушений через театрализованную деятельность; развитие интереса к театрализованной игре, желания попробовать себя в разных ролях. 4 3. Личностные: воспитание личностных качеств: самостоятельность, целеустремленность, активность, культура общения, чувство коллективизма и взаимопомощи. воспитание желания слушать художественные произведения, следить за развитием сюжета. формирование мотивации к занятиям по программе «Говорун»; формирование бережного отношения к родному языку. 1.3. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы Новизна данной программы заключается в комплексном подходе к содержанию и организации обучающих воздействий на детей с ФФНР. Основными принципами организации обучающего процесса является индивидуальный подход, использование театрализованной деятельности и дифференцированных по уровню сложности развивающих упражнений и форм совместной деятельности детей (работа в парах). В дополнительной общеобразовательной программе «Говорун» усилено содержание разделов, направленных на углубленное изучение фонетической и фонематической системы языка, лексико-грамматического строя речи, совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. Программа доступна и для детей с ограниченными возможностями здоровья, помогает устранять речевые нарушения, развивать мелкую моторику рук, устойчивое внимание, мышление. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Говорун» определяется ее направленностью на развитие познавательной сферы детей 5-6-ти лет, а именно, на развитие звуковой культуры речи. Возраст 5-6-ти лет является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха, фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. К 5-ти годам у ребенка должны быть сформированы: фонетическая сторона речи, лексико-грамматическая система языка, фонематическое восприятие, связная речь. Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. В случае недоразвития звуковой стороны речи, у дошкольника возникают трудности в общении со сверстниками, 5 взрослыми и, в последующем, при переходе на ступень школьного обучения, в освоении чтения, письма и других учебных предметов. Обучение детей старшего дошкольного возраста по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Говорун» позволяет устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения. А театрализованные игры с использованием театральных кукол разных систем позволяют облегчить этот процесс и сделать его увлекательным. Актуальность программы также обусловлена запросом со стороны родителей, так как в настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Педагогическая целесообразность реализации данной программы в работе с детьми связана со значимостью коррекции речевых нарушений именно в возрасте 5-6 лет, с построением обучающих воздействий на игровых технологиях, театрализованной деятельности с помощью театральных кукол разных систем. 1.4. Отличительные особенности данной программы Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Говорун» от большинства программ данной направленности в том, что процесс корректировки речи детей строится на использовании театрализованной деятельности, игровых технологиях. 1.5. Адресат программы Адресат программы Программа направлена на детей в возрасте 5-6-ти лет, имеющих речевые нарушения. Данный возраст является сензитивным для освоения грамматической и звуковой структуры речи. 1.6. Форма обучения и режим занятий Форма обучения по данной программе может быть, как очная, так и дистанционная. При условиях очного обучения групповые занятия проходят по 2 часа два раза в неделю. Продолжительность одного занятия: 30 минут, что соответствует физиологическим особенностям возраста детей и требованиям СанПин 2.4.4.3172-14. При дистанционной форме обучения продолжительность одного занятия: 15 минут. 1.7. Особенности организации образовательного процесса Условия приѐма детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края». 6 1.8. Уровень программы, объѐм и сроки реализации Уровень предлагаемой программы – базовый. Реализация программа рассчитана на 1 год обучения 144ч. Обучение идет в групповом режиме. 1.9 Содержание программы Учебный план Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля № п/п 1. 1.1. 1. . 1.3. 2 2.1. 2.2. Всего Теория Практика Раздел 1. «Постановка и автоматизация звуков» Вводное занятие. 3 2 1 Введение в программу. Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая 19 19 гимнастики Постановка и 42 42 автоматизация звуков Раздел 2. Развитие речи и дикция- 30ч. Развитие языкового анализа 13 2 11 и синтеза Развитие лексико 17 2 15 грамматического строя речи текущий текущий промежуточн ый текущий текущий 3. Раздел 3. Актѐрское мастерство и кукловождение -50 ч. 3.1. Актѐрсккое мастерство 25 Кукловождение 25 3.2. Итого 144 2 23 текущий 2 23 текущий 10 134 Содержание Раздел 1. «Постановка и автоматизация звуков» 1.Введение в программу Теория. Структура программы Практика. Знакомство с театральными куклами разных систем. 2.Обследование речи детей. Практика: Проведение входной диагностики состояния речи детей. 3.Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата Теория. Артикуляционная моторика. Кинетический и кинестетический праксис. Практика: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, 7 выполнение отдельных артикуляционных движений и серий движений. Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой», «Сказка о веселом язычке») 4. Формирование направленной воздушной струи Практика: Упражнения для развития силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе, и формирования кинетического праксиса. Укрепление мышц артикуляционного аппарата. Развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе. Формирование кинестетического праксиса. Планируемые результаты: Правильное выполнение отдельных артикуляционных движений и серий движений. 5. Развитие пальчиковой моторики Практика. Упражнение для развития пальчиковой моторики. Использование картотеки пальчиковых игр. Самомассаж кистей, пальцев и ладоней рук. 6. Постановка свистящих звуков «с», «з». Теория. Артикуляционный уклад звука «с» и «з». Практика: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Обучение произношению свистящих звуков в изолированном звучании. Формирование артикуляции. Развитие артикуляторных движений для свистящих звуков. Закрепление навыков точного артикуляционного уклада. Планируемые результаты: Четкое и правильное произнесение свистящих звуков в изолированной позиции. 7. Автоматизация звуков «с» «з» Теория. 1.Отличать звук «с» от других звуков и различать его в потоке речи. 2.Отличать звук «з» от других звуков и различать его в потоке речи. Практика 1: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Закрепление навыка правильного (изолированного) произнесения свистящих звуков в слогах, словах, фразах, текстах. Выделять звук «с» на фоне слова и из слова. Различать звук «с» в потоке речи. Слоговые таблицы: прямые слоги - са-со-су-сы. Обратные слоги - ас-ос-ус-ыс; слоги со стечением согласных - тса-тсо-тсу-тсы. Заучивание скороговорок, чистоговорок. Описание сюжетной картинки «Доктор Айболит». Планируемые результаты: звук «с» полностью автоматизирован в связной речи. Практика 2: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Закрепление навыка правильного 8 (изолированного) произнесения свистящих звуков в слогах, словах, фразах, текстах.Формирование умений выделять звук «з» на фоне слова и из слова. Формирование навыка правильного звукоразличения. Звук «З»: «звенит комарик», «горка», «звенит оса». Слоговые таблицы: прямые - за-зо-зу-зы; обратные слоги: аза-озо-узу-ызы; со стечением согласных: дза-дзо-дзу-дзы. Составление коротких фраз по серии сюжетных картинок. Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений. Планируемые результаты: звук «з» полностью автоматизирован в связной речи. 8.Постановка шипящих звуков «ш», «ж». Теория. Артикуляционный уклад звука «ш». Практика: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Обучение произношению шипящих звуков в изолированном звучании.Формирование артикуляции. Развитие артикуляторных движений для шипящих звуков. Закрепление навыков точного артикуляционного уклада. Игровые упражнения на звук «ш»«чашечка», «окошечко», «шипит змея». Игра «Что лишнее», «Шар лопнул». Планируемые результаты: Четкое и правильное произнесение шипящих звуков в изолированной позиции. 9.Автоматизация звука «ш». Теория. Отличать звук «ш» от других звуков и различать его в потоке речи. Практика: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Формирование правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: слогах, словах, фразах, текстах. Формирование умений выделять звук «ш» на фоне слова и из слова.Формирование навыка правильного звукоразличения. Слоговые таблицы: прямые - ша-ша-ша; обратные – аш – аш - аш. Игра: В гостях у буквы «ш». Планируемые результаты: звук «ш» полностью автоматизирован в связной речи. 8.Постановка звука «ж». Теория. Артикуляционный уклад звука «ж». Практика: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Обучение произношению шипящих звуков в изолированном звучании.Формирование артикуляции. Развитие артикуляторных движений для шипящих звуков. Закрепление навыков точного артикуляционного уклада. Игровые упражнения на звук «Ж»«чашечка», «окошечко». «жужжит жук». Игра «Запомни и повтори». 9 Планируемые результаты: Четкое и правильное произнесение шипящих звуков в изолированной позиции. 9.Автоматизация звука «ж». Теория. Отличать звук «ж» от других звуков и различать его в потоке речи. Практика: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Формирование правильного произношения поставленного звука «ж» во всех формах речи: слогах, словах, фразах, текстах. Формирование умений выделять звук «ж» на фоне слова и из слова, различать звук «ж» в потоке речи. Планируемые результаты: звук «ж» полностью автоматизирован в связной речи. 10. Постановка звуков «р», «л». Теория. Артикуляционный уклад звука «р». Практика: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Обучение произношению звуков «р», «л» в изолированном звучании. Формирование артикуляции. Развитие артикуляторных движений для звуков «р», «л». Закрепление навыков точного артикуляционного уклада. Упражнение «болтушка», «идет дождик», «ливень», «хулиганы», «дятел», «губная гармошка», «балалайка». Планируемые результаты: Четкое и правильное произношение звука «Р» 11. Автоматизация звука «р» Теория. Отличать звук «р» от других звуков и различать его в потоке речи. Практика: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Закрепление навыка правильного произнесения звука «р» в слогах, словах, фразах, текстах. Выделять звук «р» на фоне слова и из слова. Формирование навыка правильного звукоразличения. Слоговые таблицы: прямые: ра-ро-ру-ры; обратные ар-орур-ыр. Слоговые таблицы: дра-дро-дру-дры; зра-зро-зру-зры. Игры на повторения «В гостях у буквы Р». Планируемые результаты: звук «р» полностью автоматизирован в связной речи. 10.Постановка звука «л». Теория. Артикуляционный уклад звука «л». Практика: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Обучение произношению звуков «л», в изолированном звучании. 10 Формирование артикуляции. Развитие артикуляторных движений для звука «л». Закрепление навыков точного артикуляционного уклада. Слоговые таблицы: ла-лолу-лы; ал-ол-ул-ыл; тла-тло-тлу-тлы; бла-бло-блублы. Игра: «найди и назови». Планируемые результаты: Четкое и правильное произнесение звуков «л» 11. Автоматизация звука «л». Теория. Отличать звук «л» от других звуков и различать его в потоке речи. Практика: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Закрепление навыка правильного произнесения звука «л» в слогах, словах, фразах, текстах. Формирование умений выделять звук «л» на фоне слова и из слова. Формирование навыка правильного звукоразличения. Речевые игры: «Зимавесна», «охота на злого волка», «классическое лото», «ласковое слово», «путешествие с ласточками на юг», «космические завоеватели», «чье слово». Картинки для составления фраз, рассказов. Заучивание скороговорок. Планируемые результаты: звук «л» полностью автоматизирован в связной речи. 12.Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Практика: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Дифференциация свистящих и шипящих звуков в слогах, словах, фразах, текстах. Формирование умений различать шипящие и свистящие звуки. Закрепление правильного артикуляционного уклада данных звуков. Учатся отличать один звук от другого по акустическим признакам. Учатся осуществлять слуховой контроль над собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков. Планируемые результаты: умение варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать шипящие и свистящие звуки во всех видах речи. 13. Дифференциация звуков «р-л». Практика: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Дифференциация «р-л» звуков в слогах, словах, фразах, текстах.Формирование умений различать звуки «рл». Закрепление правильного артикуляционного уклада данных звуков. Учить отличать один звук от другого по акустическим признакам. Учить осуществлять слуховой контроль над собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков. 11 Произнесение слогов по опорным стрелкам. Слоговые таблицы: ра-ла, ро-ло, ру-лу, ры-лы и др. Составить предложения по картинкам, произнести словосочетания отраженно. Игра: «Один и десть», «Наоборот», закончи слово, «путаница», изменить слово по образцу. Заучивание чистоговорок, скороговорок. Планируемые результаты: варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звуки «р-л» во всех видах речи. 14.Постановка звука «ч» Теория. Артикуляционный уклад звука «ч». Практика: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Обучение произношению звуков «ч», в изолированном звучании. Формирование артикуляции. Развитие артикуляторных движений для звуков «ч». Закрепление навыков точного артикуляционного уклада. Звук «Ч»: произнесение сочетаний звуков «тщтщттщт», «пыхтит паровоз». Планируемые результаты: Четкое и правильное произнесение звуков «ч», 15. Автоматизация звука «ч». Теория. Отличать звук «ч» от других звуков и различать его в потоке речи. Практика: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Закрепление навыка правильного произнесения звука «ч» в слогах, словах, фразах, текстах. Формирование умений выделять звук «ч» на фоне слова и из слова. Формирование навыка правильного звукоразличения. Слоговые таблицы: прямые слоги: ча-чо-чучы; обратные таблицы: ач-оч-уч-ыч. Игра «Запомни и повтори», «Человек паук», «закипел чайник», «подружи слова»,«Назови ласково». Выбери картинку и составь предложение. Заучивание потешек и скороговорок. Планируемые результаты: звук «ч» полностью автоматизирован в связной речи. 16.Постановка звука «Ц» Теория. Артикуляционный уклад звука «ц». Практика: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Обучение произношению звуков «ц», в изолированном звучании. Формирование артикуляции. Развитие артикуляторных движений для звуков «ц». Закрепление навыков точного артикуляционного уклада. 12 Планируемые результаты: Четкое и правильное произнесение звуков «ц». 17. Автоматизация звука «ц» Теория. Отличать звук «ц» от других звуков и различать его в потоке речи. Практика: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Закрепление навыка правильного произнесения звука «ц» в слогах, словах, фразах, текстах. Формирование умений выделять звук «ц» на фоне слова и из слова. Формирование навыка правильного звукоразличения. Слоговые таблицы6 прямые слоги: ца-цо-цуцы. Обратные слоги ац-оц-уц-ыц. Игры «Посмотри и назови», «Угадай, чего не стало», «Цепочки слов», «Подружи слова», «Вспомни и назови». Заучивание потешки «Цыпленок». Планируемые результаты: звук «ц» полностью автоматизирован в связной речи. 18. Постановка звука «Щ» Теория. Артикуляционный уклад звука «щ». Практика: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Формирование правильного произношения поставленного звука «щ» во всех формах речи: слогах, словах, фразах, текстах. Формирование умений выделять звук «щ» на фоне слова и из слова, различать звук «щ» в потоке речи. Произнесение звуков по опорным стрелкам. Планируемые результаты: звук «щ» полностью автоматизирован в связной речи. 19. Автоматизация звука «щ». Теория. Отличать звук «щ» от других звуков и различать его в потоке речи. Практика: Артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой» «Сказка о веселом язычке»). Закрепление навыка правильного произнесения звука «щ» в слогах, словах, фразах, текстах. Формирование умений выделять звук «ц» на фоне слова и из слова. Формирование навыка правильного звукоразличения. Слоговые таблицы: ща-що-щу-щи; ащ-ощущ-ыщ. Слоговые таблицы: са-ша, со-шо, су-шу, сыши. Игровые упражнения: «Найди и назови», «Составь слоги из букв разрезной азбуки». Выбери картинку и составь предложение. Отраженное повторение словосочетаний. Составление рассказов по опорным сюжетным картинкам. Заучивание скороговорок, чистоговорок. 13 Планируемые результаты: звук «щ» полностью автоматизирован в связной речи. Раздел 2. «Развитие речи и дикция» Реализация этого модуля направлена на развитие связной речи и дикции, умение определять количество, последовательность и место слов в предложении, умение делить слово на составляющие его слоги. Под дикцией понимается чѐткое, ясное и отчѐтливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при чѐтком и внятном произнесении всех слов и фраз. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: развитие языкового анализа и синтеза, развитие лексико - грамматического строя речи. Работа над дикцией. 1. Развитие фонематической системы языка. 1.1. Развитие фонематического восприятия. Теория: Различать на слух звуки русского языка. Развитие слухового внимания. Практика: Проговаривание парных слов. Составь слово по образцу, измени слово по образцу, замени в слове звук. 1.2. Развитие фонематического анализа. Теория: Выделять звук на фоне слова и из слова. Определять место звука в слове. Определять последовательность звука в слове. Определять количество звуков в слове. Практика: Инструкции: 1. «Слышишь ли ты звук «с»; «ш»; «з»; «ж»; «ц»; «ч»; «р»; «л» в слове сом; шубу; Заяц; жук; цапля; чайник; рыба; ложка». 2. «Где ты слышишь звук в слове в начале, в середине, или в конце?». 3. «Какой ты слышишь первый звук в слове; второй; третий и т.д.» 4. «Сколько всего звуков?». Тема 2.1.3 синтеза. Развитие фонематического. Теория: Составлять слово из букв в ненарушенной последовательности. Составлять слова из букв в нарушенной последовательности. Практика: Разрезные буквы для составления слов. Игры: «найди и назови», «Переставь местами». 1.3. Развитие фонематического синтеза. Теория: Находить картинки с заданным звуком. Развивать мышление, память 14 Практика: Предметные картинки. Придумывание слов с заданным звуком. Игровые упражнения: «Зайка трусишка», «Пожарники», «Мешок с подарками». 2. Развитие грамматической системы языка. 2.1. Развитие функции словоизменения. Теория: Употреблять сущ. Им. П. ед.и мн. числа. Употреблять сущ. в косвенных падежах. Согласовывать числ. 2 и 5 . Употреблять глаголы в прошедшем времени. Практика: Предметные картинки. Игры: «Назови много», Назови где 2, а где 5». 2.2. Развитие функции словообразования. Теория: Образовывать уменьшительно-ласкательные суффиксы. Образовывать сущ. от прил. Образовывать приставочные глаголы. Практика: Предметные картинки. Игры: « Назови ласково», «Из чего сделано», «Машина и гараж». 3. Развитие лексической системы языка. 3.1. Обогащение словаря. Теория: Обогащать словарный запас предикатами, атрибутами, номинантами. Практика: Называть по картинке предметы, признаки, действия, «Скажи наоборот». «Скажи по-другому». 3.2. Понятие «Обобщающие слова», «синонимы, антонимы». Теория: Обобщать слова по классификациям предметов. Называть антонимы и синонимы Практика: Игры: «Назови одним словом», «Назови по-другому», «назови противоположным словом». 3.3. Работа над дикцией. Практика. Артикуляционная гимнастика. Разминка для губ и языка. Упражнения на дикцию. Изучение скороговорок. Раздел 3. «Актѐрское мастерство и кукловождение» Реализация этого модуля направлена на обучение актѐрскому мастерству, знакомству с видами театральных этюдов и развитие навыков актѐрского мастерства. Во второй части третьего модуля дети знакомятся с видами театральных кукол и приѐмами кукловождения театральных кукол разных систем. Учатся контролировать движение куклы и сопровождать персонажа словами. 15 1. Этюды на перевоплощение. Теория: Вербальные и не вербальные средства Практика: Картинки для перевоплощения. 2. Постановка отрывка из сказки «Буратино». Теория: Распределение ролей. Пересказ текста. Практика: Игра по ролям. 3. Кукловождение 3.1. Упражнения и этюды с театральными куклами разных систем: перчаточными куклами; Теория. История театра перчаточных кукол. Практика. Приѐмы кукловождения перчаточных кукол. 3.2. Упражнения и этюды с театральными куклами разных систем: тростевыми куклами; Теория. История создания тростевых кукол. Практика. Приѐмы кукловождения тростевых кукол. 3.3. Упражнения и этюды с театральными куклами разных систем: куклы с «Живой рукой»; Теория. История создания кукол с «живой» рукой. Практика. Приѐмы кукловождения кукол с «живой рукой». Тема: 3.4. Постановка кукольного спектакля «Заюшкина избушка». Теория. Распределение ролей. Пересказ текста по частям. Практика. Отыгрывание этюдов с тростевыми куклами по сказке «Заюшкина капуста»: «Приход лисы к зайцу», «Встреча зайца с собакой», «Встреча зайца с волком», «Встреча зайца с медведем», «Встреча зайца с петушком», «Диалог лисы с собакой», «Диалог лисы с волком», «Диалог лисы с медведем», «Диалог лисы с петушком». Показ кукольного спектакля «Заюшкина избушка». Тема: 3.5. Сказочный концерт. Теория. Выбор персонажей. Распределение ролей. Практика. «Песня водяного», «Песня волшебника Сулеймана», «Песня кота Леопольда», «Песня Б.Яги», «Песня змея Горыныча», «Песня Бременских музыкантов». 1.10. Планируемые результаты метапредметные и предметные В области личностного развития: - любознательность и активность на занятиях. работы: личностные, 16 - произвольность поведения; - бережное отношение к родному языку; В области освоения предметных результатов: - знание правил поведения и техники безопасности на занятии; - знание правил артикуляции всех звуков речи в различных фонетических позициях и формах речи; - знание скороговорок, потешек; русских народных сказок; - умение дифференцировать все изученные звуки; -умение правильно называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; - умение находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; - умение различать понятия ―звук‖, ―слог‖, ―предложение‖ на практическом уровне; -умение использовать интонационные средства выразительности речи в пересказ сказок, чтении стихов; - умение производить элементарный звуковой анализ и синтез; -овладение всеми правилами лексико-грамматической системы речи; - овладение приѐмами кукловождения; - овладение приѐмами актѐрского мастерства и перевоплощения; В области усвоения метапредметных умений: - умение принимать и удерживать цель деятельности на занятии; - умение оценивать результаты своей работы по заданному алгоритму; - умение контролировать свою деятельность по выполнению заданий и вносить коррективы с учетом обнаруженных ошибок; - умение взаимодействовать со взрослым и сверстником при выполнении задания; - умение высказывать суждение о качестве своей работы. Для отслеживания эффективности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Говорун» используются следующие методы: предметные пробы, наблюдение, анализ продуктов деятельности (сочинение рассказов, сказок), тестовые задания для детей, проективные методики. Для изучения сформированности качеств личности ребенка дошкольного возраста используются карта наблюдения. Для изучения предметной результативности используется логопедическая диагностика: диагностика моторики артикуляционного аппарата; зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти; диагностика языковой системы (состояние звукопроизношения); диагностика фонематической системы 17 языка, грамматической системы языка, лексической системы языка, связной речи. 1.11. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Основными формами являются: открытое занятие для родителей, выступления на праздниках для учащихся и родителей. 18 Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических включающий формы аттестации» условий, 2.1. Календарный учебный график п/п Тема занятия Кол- Время во ча проведе ния сов занятия Дата план факт 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Раздел/модуль Постановка автоматизация звуков Введение в программу. Форма занятия Форма Место контрол прове я дения 1 и Обследование речи детей. Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата Формирование направленной воздушной струи Развитие пальчиковой моторики Постановка свистящих звуков Звуки с-з Автоматизация звуков с-з Постановка шипящих звуков ж-ш Автоматизация звуков ж-ш Постановка сонорных звуков р-л Автоматизация звуков р-л 1 2 5 3 30 мин. групповое МАОУ текущий ДО ДТ Каб.№2 30 мин. комбинирова МАОУ текущий нное ДО ДТ 30мин групповое МАОУ текущий ДО ДТ 30мин кобинирован МАОУ ДО ДТ ное текущий групповое МАОУ ДО ДТ групповое МАОУ ДО ДТ текущий групповое МАОУ ДО ДТ 30мин. комбинирова МАОУ ДО ДТ нная 30 мин. групповое МАОУ ДО ДТ 30мин. комбинирова МАОУ ДО ДТ нная 30 мин. групповое МАОУ ДО ДТ текущий 4 30мин 4 30мин. 3 30 мин. 4 3 8 5 Прмежу точный промежу точный текущий промежу точный текущий 19 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Дифференциация шипящих и свистящих звуков Дифференциация звуков р-л Постановка звука- ч 2 30 мин. групповое МАОУ ДО ДТ текущий 3 30 мин. текущий 2 30 мин. Автоматизация звука -ч Постановка звука - ц Автоматизация звука ц Постановка звука щ Автоматизация зука щ 3 30 мин. 4 30мин. 2 30 мин. 4 30мин. 2 30 мин. групповое МАОУ ДО ДТ комбинирова МАОУ ДО ДТ нная групповое МАОУ ДО ДТ комбинирова МАОУ ДО ДТ нная групповое МАОУ ДО ДТ групповое МАОУ ДО ДТ групповое МАОУ ДО ДТ 14 30 мин групповое МАОУ ДО ДТ текущий 4 30мин. групповое МАОУ ДО ДТ Текущий 2.Развитие фонематического анализа. 3.Развитие фонематического синтеза. 2.2.Развитие грамматической системы языка. 1.Развитие функции словоизменения. 5 30мин. групповое МАОУ ДО ДТ Текущий 5 30мин. групповое МАОУ ДО ДТ Текущий 3 30мин. комбинирова МАОУ нное ДО ДТ Текущий 2.Развитие функции словообразования. 2.3 Развитие лексической системы 3 30мин. комбинирова МАОУ нное ДО ДТ Текущий 30мин. комбинирова МАОУ нное ДО ДТ Текущий Раздел/модуль 2 Развитие речи и дикции 2.1 Развитие фонематической системы языка 1.Развитие фонематического восприятия. 1. Обогащение словаря. промежу точный текущий промежу точный текущий промежу точный текущий 6 10 3 20 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 2. Понятие «Обобщающие слова», «синонимы, антонимы». Работа над дикцией 3 30мин. групповое МАОУ ДО ДТ Текущий 4 30мин. групповое МАОУ ДО ДТ Текущий 30мин. комбинирова МАОУ нное ДО ДТ 30мин. групповое МАОУ ДО ДТ текущий Раздел/модуль 50 3 Актѐрское мастерство и кукловождение 3.1.Актѐрское 25 мастерство 1.Этюды на 7 перевоплощение 2.Постановка отрывка 18 из сказки «Буратино» текущий 3.2.Кукловождение 1.Упражнения и этюды с театральными куклами разных систем: перчаточными куклами; 2.Упражнения и этюды с театральными куклами разных систем: - тростевые куклы 3.Упражнения и этюды с театральными куклами разных систем: - куклы с «Живой рукой» 4.Посновка кукольного спектакля «Заюшкина избушка» 25 2 30мин. групповое МАОУ ДО ДТ текущий 2 30мин. групповое МАОУ ДО ДТ текущий 2 30мин. групповое МАОУ ДО ДТ 5.«Сказочный концерт» ИТОГО 6 14 30мин. 30мин. текущий групповое МАОУ ДО ДТ текущий групповое МАОУ ДО ДТ текущий 144 21 2.2. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Организация работы по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Говорун» базируется на следующих подходах и частных методиках: методе устранения фонетикофонематического недоразвития речи (авт. Ястребова А.В., Спирова Л. Ф.), методике по преодолению фонетикофонематического недоразвития у детей (авт. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.), методике исправления недостатков речи у дошкольников (авт.Каше Г.А), рекомендациях Ляпидевского С.С., Шаховской С.Н. «Расстройства речи и методы их устранения», Лопатиной Л.А. «Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи». Основой для разработки дидактических материалов послужили рекомендации Рау Ф.Ф.(«Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН), 1998). Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления. Для преодоления дефектов произношения широко применяется дидактический материал: это разнообразные предметные картинки, игры со звуками: «Найди свой домик», «Парочки», «Пчелка на лугу», «Космические завоеватели», «Ласковое слово», «Артистическая лотерея», «Логическое лото» и т.д. Для достижения результата коррекционной работы применяются театрализованные игры, театральные куклы разных систем. При этом применяются разнообразные варианты организации занятия с использованием: -сказочных сюжетов; -сюрпризных моментов; -воображаемых путешествий; -литературных персонажей; -известных и придуманных игр; -сюжетных и пейзажных картин; -специально изготовленных пособий, рисунков, -сюжетов и героев мультфильмов. 22 Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют: -развитию всех компонентов речи; -формированию навыков звуко - слогового анализа и синтеза; -развитию познавательных процессов; -развитию творческих способностей детей; -воспитанию нравственно - эстетических чувств Основной целью при нарушении звукопроизношения является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии, т. е. узнавать звук по акустическим признакам; осуществлять слуховой контроль над собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи. Педагог-логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению. При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах нарушения. Немало важно правильно выстроить структуру занятий, которые включают в себя обязательные элементы: 1.Организационный момент. 2.Сообщение темы занятия. 3.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим принципам. 4.Произношение изучаемых звуков изолированно, в слогах, словах. 5.Физминутка. 6.Работа над предложением. 7.Произношение звука в связной речи. 8.Обучение элементам грамоты 8.Итог занятия. Кроме обязательных элементов занятия вводятся дополнительные: задания на развитие языкового анализа и синтеза; - подготовка к обучению грамоте; - лексико-грамматические задания; - физпаузы, голосовые, дыхательные, мимические упражнения; - имитация движение и действий, происходящих по ходу развития сюжета; - творческие задания; - словотворчество; 23 - стихи, диалоги и др. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного задания. Их введение определено темой занятия, характером персонажей, используемых в занятии. 24 3. Литература 1). О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина «Энциклопедия логопедических игр», изд. КАРО Санкт-Петербург 2004; 2). Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Киселенко, И.А. Могилѐва, И.Г. Соловьѐва, Т.В. Титкова «Настольная книга педагога – дефектолога», изд. «Феникс», Ростов-на-Дону; 3). И.В. Скворцова «Логопедические игры», изд. № ОП-08-0441-ПР., Москва. 2008г. 4). О.Е. Егорова «Звуки Ф,ФЬ,В,ВЬ», Москва, изд. «ГНОМ», 2013г. 5). О.Е. Егорова «Звуки Т,ТЬ,Д,ДЬ», Москва, изд. «ГНОМ», 2013г. 6). В.С. Володина «Альбом по развитию речи» изд. «РОСМЕН», Москва 2006; 7). С.В. Пятак «Читаю слова и предложения», изд. «Эксмо»,2008. (Ломоносовская школа). 8). И.В. Скворцова «Логопедические игры», -М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. 9). Н.Г. Вологодина «Домашний логопед», изд. «Феникс», Ростов-на Дону, 2006. 10). Л.В. Управителева «Подготовка к школе в детском саду. Счѐт, чтение, речь, мышление», изд. «Академия развития». Ярославль. 2006. 11). Я.Л. Юдина, И.С. Захарова «Сборник логопедических упражнений», изд. «ВАКО». Москва – 2011. 3.1. Список литературы для родителей 1.Лебедева, И.Л. Трудный звук ты наш друг! Звуки Р, Рь. / Лебедева, И.Л.-М., ВентаГраф, 2004г. С. 4-27 2.Лебедева, И.Л. Трудный звук ты наш друг! Звуки Л, Ль. / Лебедева, И.Л.- М., ВентаГраф,2005г. С. 4-26 3.Лебедева, И.Л. Трудный звук ты наш друг! Звуки Ш, Ж, Щ. / Лебедева, И.Л.-М., вента-Граф, 2004г. С. 4-27 4.Лебедева, И.Л. Трудный звук ты наш друг! Звуки С, Сь, З, Зь. ]/ Лебедева, И.Л.-М., Вента-Граф, 2004г. С. 4-27 Сайты: 1. www.nsportal.ru 2. www.logoped.ru 3. www.podelise.ru 4. www.center-psi.ru 5. www.savuch.info 6. http://programs.gov.ru/Portal 7. http://dopedu.ru/ 25 3.2. Приложение №1 Критерии показателей развития Качество: «Любознательный, активный». 3 балла – интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире предметов и вещей, в мире отношений и в своем внутреннем мире); задаѐт вопросы взрослому, любит экспериментировать, принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе: задания выполняет с интересом. 2 балла – трудно заинтересовать новым, недостаточно активен и самостоятелен, мало задаѐт вопросов, задание выполняет под нажимом взрослого. 1 балл – уровень активности и самостоятельности низкий, любознательности не проявляет, задания выполнять не хочет. Качество: «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками». 1. Общение с взрослыми: 3 балла – владеет диалогической речью, со вниманием прислушивается к рекомендациям, проявляет конструктивные средства общения (способен изменять стиль общения с взрослыми в зависимости от ситуации) 2 балла – контакт и общение затруднены, проявление неадекватного восприятия ситуации, проявляет неконструктивные средства общения (прерывает беседу, вопросы задаѐт не по теме). 1 балл – испытывает сильные затруднения в общении. Не вступает в контакт. 2. Общение со сверстниками: 3 балла – общаясь с детьми, обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, до конца выслушивает собеседника, не перебивает. Является организатором игр, следит за соблюдением правил, выступает инициатором наказания при нарушении правил, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, хорошо владеет диалогической речью. 2 балла – в игре берѐт на себя определѐнную роль, но чаще подчиняется инициативе других детей, обижается на замечания. В общении с детьми подражает авторитетному взрослому, его словам и действиям. 1 балл – испытывает сильные затруднения в общении, долгое время может находиться в сторонке, являясь наблюдателем Качество: «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения 26 1. Личностное поведение: 3 балла – проявляет знания моральных норм, умеет соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умеет выделять нравственный аспект поведения. Адекватно реагирует на эмоции окружающих. Обнаруживает сопереживания реальным людям. 2 балла – элементарные общепринятые нормы соблюдает по требованию взрослых, имеет слабое представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», о нравственном аспекте имеет поверхностное понятие. Часто поведение не соответствует общему настрою. Может сопереживать персонажам сказок, мультфильмов. 1 балл – чаще поведение определяется сиюминутными требованиями и желаниями, поведение на улице и в общественных местах (ПДД, на занятиях, в магазине, в театре, в поликлинике) не организовано. Проявляет неустойчивую эмоциональную реакцию на ситуацию, его касающуюся. 2. Регулятивные действия: 3 балла – последовательно планирует свои действия на основе первичных ценностных представлений, направленных на достижения конкретной цели; в ситуации выбора отдаѐт предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого; сдерживает свои импульсивные действия. 2 балла – не всегда осознаѐт свои действия, к достижению цели идет методом проб и ошибок; в присутствии авторитетного взрослого не всегда сдерживает свои непосредственные желания. 1 балл – действует под влиянием ситуативных эмоций. Качество: «Способный решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту» 3 балла – может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; может преобразовывать способы решения задач; правильно определяет содержание, смысл анализируемого; точно и ѐмко обобщает; видит и осознаѐт тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи; способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, в рассказе или в игре. 2 балла – задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого. 1 балл – новые сведения получает практическим способом: при выполнении задания нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется. 27 Качество: «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» 3 балла – умеет работать по правилу и по образцу, внимательно слушает взрослого и выполняет его инструкции, проявляет высокий уровень работоспособности. 2 балла – допускает 1-2 ошибки при выполнении задания 1 балл – допускает много ошибок, отвлекается на посторонние дела. 28 3.3. Приложение 2 Карта логопедической диагностики. I. Анкетные данные: 1. Фамилия, имя ребенка: 2.Дата рождения: 3.Домашний адрес: Анамнестические сведения: Наследственные заболевания____________________ Протекание беременности____________________ Закричал__________ Наблюдалась ли асфиксия______________ Отклонения в первые три месяца________________ Раннее психомоторное развитие: Держание головы___________(1.5 мес.) Ползание________(5 мес.) Сидит__________(6 мес.) Ходит________(до 1 г.) Характер моторики: излишне подвижен, суетлив, заторможен, неповоротлив. Раннее речевое развитие: Гуляние________(3 мес.) Слоговой лепет______(4-6 мес.) Первые слова______(1г.) Первая фраза______(1.5-2г.). II. Состояние артикуляционного аппарата: Губы_______ Зубы___________ Челюсти_________ Язык_________ Небо________ Подъязычная связка__________ III. Исследование артикуляционной моторики. -состояние кинестетического праксиса: губ («улыбка», «хоботок»)_________ языка («иголочка», «лопаточка»)_________ - состояние кинетического праксиса: губ («улыбка-хоботок»)________ языка («иголочка-лопаточка»)___________ IV. Состояние слухового восприятия. способность к локализации звуков в пространстве: дифференциация звучащих игрушек________________________ слуховое внимание: инструкции(положи карандаш на книгу, положи ручку под тетрадь)______________________________ -слуховая память: повторить за логопедом «Тары-бары растабары, у Варвары куры стары.)____________________________ V. Состояние зрительного гнозиса, внимания, памяти. -восприятие предметов в реальном изображении, контурном, зашумленном:____________________________________ -узнавание предмета по частям_______________________ -зрительное внимание: (игра «Что изменилось?»)____________________ - зрительная память: (игра «Что пропало?»)________________________ 29 VI. Состояние языковой системы. Фонетико-фонематическая система: -состояние звукопроизношения C С’ З З’ Ш Ж Ч Ц Р Р’ Л Л’ Изолирован В словах -состояние фонематического восприятия: Параметры Выполняет С ошибками отсутствует Бочка-почка Мишка-миска Рак-лак -состояние фонематического анализа: Параметры Параметры Выполняет С ошибками Отсутствует Выделение звука на фоне слова и из слова (шапка, лапа, рыба). Определение места звука в слове (сумка, жук) Определения количества и последовательность звука в слове (рука, полка, сом). -состояние фонематического синтеза: Параметры Выполняет С ошибками Отсутствует 30 Составить слово из букв в не нарушенной последовательности (Р А К, С О М) Составить слово из букв в нарушенной последовательности (А К М, О З А Р). - состояние фонематического восприятия: Параметры Выполняет С ошибками Отсутствует Отобрать картинки с заданным звуком Придумать слова с заданным звуком VII. Состояние грамматической системы языка. Функция словоизменения: -употребление существительных в именительном падеже ед. и мн. Числа (коса-косы, муха_ мухи, лев-львы)__________________________ -употребление родительного падежа множественного числа: (стул- Много чего? – стульев)_____________________________________ -употребление существительных в косвенных падежах без предлогов (у меня есть карандаш, у меня нет……, я рисую……)________________ -согласование числительных 2и5______________________________ -мужской, средний, женский род существительных и прилагательных (покажи, где красная….., покажи, где красный……., покажи, где красное…..)____________________________________________ 2. Функция словообразования: -образование уменьшительно-ласкательных суффиксов (стул-….., миска……)________________________________________ -образование прилагательных от существительных (Из чего сделан стакан?из стекла, значит, он какой?......)________________________ -образование приставочных глаголов 9что делает мальчик? Уходит, приходит, выходит, заходит.) __________________________ VIII. Состояние лексической системы. предикативный словарь (сидеть, стоять, писать)_________________ -отребутивный словарь (красивый, синий, грязный)_________________ -номинативный словарь (кукла, стул, кнопка)______________________ -обобщающие слова (посуда, деревья, мебель и т.д.)________________ -функция синонимии (врач-доктор)_____________________________ -функция антонимии (большой- маленький)______________________ 31 IX, Состояние связной речи. составление простых предложений_________________________ составление сложных предложений_________________________ -составление рассказа по серии сюжетных картинок_____________ -составление рассказа по одной сюжетной картинке______________ -составление рассказа на заданную тему______________________ X. Логопедическое заключение__________________________________ Приложение 3. Уклад органов артикуляции. Недостатки произношения звуков «р», «рь» называются ротацизмы. Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4—5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нѐбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нѐбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки колеблются, производя голос. Рис. 1. Артикуляция звуков р, р. _______р; _ . _ . _ р Мягкий звук р отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нѐбу (примерно, как при гласном и), кончик языка находится несколько ниже, чем при р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута 2. Недостатки произношения звуков л и л (искажения— ламбдацизм, замены— параламбдацизм). Уклад органов артикуляции. При л губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами — 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Переднесредняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому нѐбу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, 32 через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая, как при произнесении всех звонких согласных. Мягкое нѐбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки колеблются, производя голос. Артикуляция мягкого л отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны. Передняя часть спинки языка поднимается к твердому небу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена. Рис. 2. Артикуляция звуков л, л. Недостатки произношения звуков «с» «з» называются сигматизмы. При произнесении звука с губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы. Перед лабиализованными гласными губы округляются, зубы сближены до расстояния в 1—2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренным зубам. При таком укладе образуется узкий проход (круглая щель) между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Чем уже щель, тем шум выше, чем шире щель — тем шум более низкий, переходящий в «шепелявый» (звук произносится с «пришепетыванием»). Мягкое нѐбо поднято и закрывает проход в полость носа; голосовые складки разомкнуты и не производят голос. При артикуляции з и з в дополнение к парным им глухим добавляется голос и напор воздушной струи ослабевает. Уклад органов артикуляции и при произнесении звука ц. Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами — 1—2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при т), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые его края прижаты к коренным зубам; звук заканчивается щелевым элементом (как при с), который звучит очень кратко. Граница между взрывным и щелевым элементами не улавливается ни на слух, ни 33 артикуляционно, так как они слиты воедино. Мягкое нѐбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой, выдыхаемая струя Рис. 3. Артикуляция звуков с з Рис. 4. Артикуляция звука ц ___момент смычки; __.__. —щель При произнесении звука ш губы вытянуты вперед и округлены (перед, а — округление минимально, перед ы (и) округления может и не быть). Расстояние между зубами больше, чем при свистящих — 4—5 мм. Кончик языка поднят по направлению к началу твердого нѐба или альвеолам, средняя часть спинки языка прогибается, а задняя—поднимается по направлению к мягкому нѐбу и оттягивается к стенке зева. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; нѐбная занавеска поднята и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты; сильная выдыхательная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким нѐбом, а также между кончиком языка и твердым нѐбом. При этом производится сложный шум, более низкий, чем при произнесении свистящих, напоминающий шипение. При образовании звонкого ж та же артикуляция, что и при образовании звука ш; она дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых Рис. 5. Артикуляция звуков ш, ж Недостатки произношения звука ч. При произнесении звука ч губы, как при всех шипящих, вытянуты и округлены. Расстояние между зубами 1—2 мм. Звук имеет сложную язычную артикуляцию: он начинается со смычного элемента (как при звуке т)- Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или 34 альвеолам. Средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нѐбу. Весь язык несколько продвигается вперед. Звук заканчивается щелевым элементом (как при щ), который звучит кратко. Граница между взрывным и щелевым (фрикативным) элементами не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, так как элементы слиты воедино. Мягкое нѐбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой 35 3.4. Приложение 3. Беседа с родителями. Тема: Предупреждение ошибок в письменной речи. Эта тема, на мой взгляд, очень актуальна она поможет вам подготовить вашего ребенка к такому сложному процессу, как письмо. Письмо представляет сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. Профилактику предупреждения ошибок в письменной речи нужно начинать в дошкольном возрасте. В нем принимают участия различные процессы: достаточно сформированная артикуляция звуков, пальчиковая моторика, зрительный гнозис, фонематический слух, анализ, синтез. Нарушение письма может сопровождаться и неречевой симптоматикой: нарушение, памяти и психическими нарушениями. Для того, чтобы предупредить ошибки в письменной речи, нужно развивать артикуляционную моторику, которая ведет к формированию правильного звукопроизношения. Эти упражнения рекомендуется выполнять перед зеркалом, чтобы был зрительный контроль над выполнением. Для того, чтобы лучше их запомнить я предлагаю выполнить их вместе со мной. Упражнения («трубочка-улыбка»), («щелканье плотно сжатыми губами»), «фырканье», «лопаточка-иголочка», «вкусное варение», «часики». Для предотвращения ошибок в письменной речи необходимо развивать фонематический слух, анализ, синтез: упражнения - определить звучание игрушек; определение голосов животных, хлопни в ладоши, когда услышишь заданный звук, придумать слово, состоящее из 3,4,5 слов, отобрать картинки в названии которых 4 или 5 звуков, поднять цифру, соответствующую количеству звуков в слове, разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове, подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте, составить слова различной слоговой структуры из букв разрезной азбуки, преобразовать слова, изменить один звук в слове, переставить звуки в слове, ридумать слова к схемам.Большое стимулирующее значение для развития головного мозга имеет развитие функции руки. Развивая речь ребенка, важно развивать пальчиковую моторику, выполняя различные упражнения: «кошки мышки», «пальчики здороваются», «мышка чистюля».Для того, чтобы развивалась письменная речь, нужно развивать и психические процессы (внимание, память).-« В конце я бы хотела узнать у вас, как вы развиваете ребенка, к чему его больше влечет, чем он любит заниматься». Высказывания родителей, беседа. 36