1 СОДЕРЖАНИЕ 1.Комплекс основных характеристик образования……………...............2 1.1 Краткое описание программы………………………………......................2 1.2 Пояснительная записка…………………………………………….............3 1.3 Цель и задачи программы…………………………………………............8 1.4 Учебный план……………………………………………………………...14 2. Комплекс организационно-педагогических условий……………..….21 2.1Условия реализации программы ………………………………...………..27 2.2 Планируемые результаты………………………………………………....25 2.2Оценочные и методические материалы……………………..………….....28 Список литературы……………………………………...…………………...30 Приложение…………………………………………………………………….37 Приложение…………………………………………………………………….40 Приложение…………………………………………………………………….43 2 1. Нормативно правовая база 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной Думой 21.12.2013; Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка» от 07 декабря 2018г.; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодѐжи»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242; Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04; Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов; Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 3 11. 12. 13. 14. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298-н « Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» ( гл.VI); Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения 2020 г.; Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дом творчества. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты. 1.1 Краткое описание программы В учебной программе объединения «Красочный мир" особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, художественных навыков, вкуса и мышления, творческого подхода к делу. Основными материалами в обучении являются карандаши, фломастеры, краски и пластилин, солѐное тесто. В процессе обучения ребята овладевают первоначальными знаниями и навыками в разных сферах творчества. 1.2 Пояснительная записка Программа основывается на личностно - деятельностном подходе, используя личностно-ориентированную технологию. Задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии всех участников образовательного процесса. Основное направление базовой программы «Красочный мир» художественной направленности - познакомить с различными графическими и живописными материалами, научить детей наблюдать окружающий мир и отражать красоту природы и мира вокруг нас в своих работах, замечать то, на что обычно мы не обращаем внимания. Дети такие разные, у каждого из них свои привязанности и предпочтения, свой неповторимый стиль и почерк, но всех их объединяет очень важное качество: язык искусства, техника исполнения, ремесло осваиваются и используются ими, чтобы выразить то, что чувствует их живая душа. Творчество для них это отражение душевной работы; чувства, разум, глаза 4 и руки - инструменты души. Темы и задания, прежде всего обращены к познанию мира природы, к душе ребенка, его нравственному чувству. Занятия по данной теме способствуют развитию не только знаний о природе и искусстве, но и умений по работе карандашом и кистью, художественного мышления, чувства композиции. В процессе обучения учащиеся должны усвоить порядок работы над декоративной композицией – подготовительный рисунок-эскиз, перенос рисунка на картон, выполнение в материале. Учащиеся должны усвоить, что выработка аккуратности, точности являются важным компонентом данного предмета. Для выполнения практических работ предусматривается применение доступных для учащихся материалов (тушь, гуашь, бумага белая и цветная, картон), материалов, необходимых для создания декоративных композиций. Направленность дополнительной образовательной программы: художественная. Программа обновлена в связи с учѐтом развития науки, культуры, технологий и социальной сферы. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности основана на современных подходах к развитию и воспитанию детей. Программа основывается на личностно - деятельностном подходе, используя личностно-ориентированную технологию. Задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии всех участников образовательного процесса. Актуальность. Актуальность данной программы - применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, шарф, скатерть, подушку и т.д. Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личность ребѐнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всѐ самое лучшее, светлое, доброе. Ребѐнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу. Школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное 5 мышление и творческие способности. В настоящее время возникла потребность дополнить массовое образование творчеством, акцентировать в нем духовно-творческое начало, умение и желание трудиться. Происходит ориентация детей на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. Новизна. Новизна данной программы заключается в том, что искусство графики, композиции и цветоведения не изучается на уроках в общеобразовательной школе. Программа «Красочный мир» составлена таким образом, что по ней могут заниматься все желающие дети, даже те, кто не имеет специальных навыков.. Программа «Красочный мир» направлена на социально-экономическое развитие муниципального образования Кущѐвский район и всего региона в целом, в соответствии со стратегией социально-экономического развития муниципального образования Кущевский район, утвержденной Решением совета муниципального образования Кущевский район от 16 декабря 2020 года. Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Поэтому также новизной данной образовательной программы является понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта воспитанника, его морально-волевых и нравственных качеств. Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в том, что групповые занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию художественных способностей детей среднего школьного возраста, формируют эстетический вкус, улучшают эмоциональное состояние детей. В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно - исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Участвуя в выставках, конкурсах разного уровня, воспитанники чувствуют свою значимость среди сверстников. Программа реализуется в сетевой форме совместно с МУК «РКМЦКиТ» «Районный Центр ремѐсел». Сетевое взаимодействие осуществляется на основе Положения о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме и договора о сетевом взаимодействии. Приложение 1. Отличительные особенности программы. Особенность программы заключается во 6 взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Данная программа разработана для дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС ДО. На занятиях применяется индивидуальный подход ко всем детям, индивидуальные задания повышенной сложности для одарѐнных детей и выбор модулей и уровня сложности для детей с ограниченными особенностями здоровья. Адресат. Программа рассчитана на детей 6-17 лет. В основной состав группы могут включаться обучающиеся с любым видом и типом психофизиологических особенностей (в том числе и с детьми ОВЗ, талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации), с разным уровнем интеллектуального развития. В этом случае образовательныйпроцесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программеорганизуются с учетом психофизического развития указанных категорийобучающихся. Для данной категории детей могут быть разработаныиндивидуальные образовательные маршруты. Условия приема детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/ . При приѐме учитывается личный интерес и мотивация к данному виду деятельности. Наполняемость группы регламентируется Уставом учреждения. Группы формируются по возрастному принципу, численный состав обучающихся 10 – 15 человек, учитывая площадь помещения согласно требованиям СанПиН. Привлечение обучающихся в детское объединение, проходит в форме мастер-классов, рекламных объявлений, бесед с родителями. Допускается зачисление новых учащихся в течение учебного года. В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями 7 здоровья; талантливых (одарѐнных, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих противопоказания по состоянию здоровья, что должна подтверждать справка от педиатра. Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 6-17 лет. Все зачисленные в объединение обучающиеся делятся на две возрастные категории - первая группа (6-11 лет) и вторая группа (12-17 лет). Для возрастной категории обучающихся первой группы (6-11 лет).В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Девочки стараются красиво выглядеть, дарить подарки «не так как у всех». Стремление выглядеть и поступать неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных изделий. Это вызывает у окружающих чувство восхищения, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. В возрасте 6-11 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы. Вторая группа обучающихся - 12-17 лет. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, создает возможность реализации своей индивидуальности. Поэтому в данной возрастной категории детей целесообразно привлекать к такой деятельности как помощь в оформлении праздников. Для учащихся юношеского возраста на первый план выходит жизненное, личностное и профессиональное самоопределение. Важно предоставить им свободу выбора содержания и формы деятельности. В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными потребностями, разного уровня развития: - талантливых (одарѐнных, мотивированных) детей; - детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (развитие речи, ЗПР) при условии сохраненного интеллекта и наличия мотивации к участию в занятиях; - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих противопоказания по состоянию здоровья, что должна подтверждать справка 8 от педиатра. - с учетом индивидуальных особенностей ребенка работа в объединении строиться по индивидуальному маршруту. Уровень программы - базовый. Программа курса рассчитана на начальный уровень подготовки – отсутствие навыков работы. Объѐм и сроки программы . Педагогом используются асинхронные учебные системы. В случае необходимости, учащиеся получают информацию в созданных группах Whatsapp,Телеграм, смс сообщениями и ссылками на учебные пособия и ролики в интернете. Сроки реализации образовательной программы-три года. Продолжительность образовательного процесса каждого года обучения составляет 144 часа. В группах -10-15 человек. Обьем учебных занятий - 4 часа в неделю. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Количество часов в неделю и наполняемость групп программы соответствуют требованиям СанПиН. Особенности организации образовательного процесса Условия приѐма детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/. Комплексный подход в обучении, сочетая практику и теорию, делает процесс интересным, познавательным. Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, закладывают основу к развитию творческих способностей, устойчивую мотивацию к занятиям в данной области ориентируя на выбор к дальнейшей профессиональной траектории связанной с декоративноприкладным искусством, творчеством, дизайном. Цель программы: создание условий для творческого развития личности ребенка через общение с окружающим миром, его художественного воображения, пространственного мышления, памяти, трудовых навыков, эмоционального и эстетического отношения к реальности, определяющих выбор будущей профессии. Задачи программы предметные: 9 -овладеть практическими навыками и приемами декоративной композиции; - сформировать знания по основам композиции и материаловедения; -овладеть приемами цветоведения, живописи, лепки и композиции в соответствии с выбранной техникой ; -овладеть практическими навыками и приемами изобразительного искусства; -расширить знания об истории возникновения и развития изобразительного искусства; метапредметные: - развивать моторные навыки; - сформировать эстетический и художественный вкус; - развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, внимание; - повышать общий интеллектуальный уровень; - способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности; - способствовать расширению кругозора; - содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе - создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка в окружающем мире. -ознакомление учащихся с широким спектром профессий и специальностей, спецификой профессиональной деятельности, связанных с декоративно - прикладным творчеством. личностные: - способствовать взаимопомощи при выполнении работы; - воспитать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, внимательность; - формировать общую культуру учащихся; - формирование навыков здорового образа жизни; - прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, декоративных композиций; - воспитание духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей обучающихся. Цель первого года обучения -художественно-эстетическое воспитание обучающихся, раскрытие и развитие художественных способностей ребенка. Создание условий для развития творчества, возможности проявления своей фантазии. Задачи 1 года обучения: Предметные: 10 Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики. Умение отличать технику исполнения. Метапредметные: развить творческие способности, художественный вкус, фантазию, изобретательность, приобщить обучающихся к творческому подходу в решении поставленных задач. Личностные: воспитать творческую, компетентную, востребованную личность, способную самостоятельно мыслить и нестандартно решать поставленные задачи, воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, воспитать художественную культуру, художественный вкус, патриотизм. создавать оптимальные условия для выявления и развития способностей одаренных детей и организовывать работу и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием; патриотическое воспитание обучающихся, формирование активной гражданской позиции, чувства верности Отечеству. Цель 2 года обучения: создание условий, способствующих развитию творческого потенциала личности ребенка средствами декоративноприкладного творчества. Задачи 2 года обучения: Предметные: углубить теоретические знания и практические навыки в работе с декоративно-прикладной композицией; познакомить учащихся с основами декоративной композиции. Метапредметные: развитие мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; развитие творческое мышления и воображения; развивать у обучающихся практические умения и навыки выполнения росписи ткани; развитие волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.д.); развитие художественных способностей и эстетического вкуса. Личностные: воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, аккуратность, коммуникативность, самостоятельность; 11 создавать оптимальные условия для выявления и развития способностей одаренных детей и организовывать работу и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием; патриотическое воспитание обучающихся, формирование активной гражданской позиции, чувства верности Отечеству. Цель 3 года обучения: создание условий, способствующихразвитию информационной культуры, поисковой деятельности, возможности научиться не только у природы, но и у людей искусства. Задачи 3 года обучения: Предметные: углубить практические навыки в работе. сформировать знания по основам композиции и материаловедения. Метапредметные: развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие творческое мышления и воображения; развивать у учащихся практические умения и навыки выполнения горячего батика; развитие волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.д.); развитие художественных способностей и эстетического вкуса. Личностные: воспитывать усидчивость, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, аккуратность,самостоятельность; прививать уважение традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран; создавать оптимальные условия для выявления и развития способностей одаренных детей и организовывать работу и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием; воспитание духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей обучающихся Содержание программы. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программа включает темы, разработанные с учетом возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами материалов, изучения основ композиции и 12 цветоведения до самостоятельного составления и решения в материале работы с целостным композиционным и колористическим решением. В первый год обучения дети осваивают основы изобразительной грамоты, тема года: «Мир вокруг нас и фантазия» отражает основные задачи развитию творческих способностей детей. Основное направление этой темы– познакомить с различными графическими и живописными материалами, научить детей наблюдать окружающий мир и отражать красоту природы и мира вокруг нас в своих работах, замечать то, на что обычно мы не обращаем внимания. Дети такие разные, у каждого из них свои привязанности и предпочтения, свой неповторимый стиль и почерк, но всех их объединяет очень важное качество: язык искусства, техника исполнения, ремесло осваиваются и используются ими, чтобы выразить то, что чувствует их живая душа. Творчество для них это отражение душевной работы; чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Темы и задания, прежде всего обращены к познанию мира природы, к душе ребенка, его нравственному чувству. Занятия по данной теме способствуют развитию не только знаний о природе и искусстве, но и умений по работе карандашом и кистью, художественного мышления, чувства композиции. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания становится задача развития у ребенка интереса к творчеству, способности самореализации. С целью освоения опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Второй год обучения проходит под темой «Природа – лучший художник», где дети учатся не проходить мимо удивительной красоты окружающей природы, отражать ее в своих работах, а также использовать идеи, взятые у природы, для украшения своего дома. Тема третьего года обучения: «Красоту нужно уметь замечать». Чувство соразмерности, ритма, образное мышление, воображение, интуиция, нравственное чувство - одинаково необходимые инструменты для выражения чувств и мыслей во всех видах творчества, в том числе и в изобразительном искусстве. Учебный план занятий в творческом объединении «Красочный мир». 1 год обучения (144 часа) Тема года: «Мир вокруг нас и фантазия». № Наименование разделов и тем тем ы Обще е кол- Теория во часов 13 В том числе: Практик Воспитате Формы а льный аттестации/ компонен контроля т Вводное занятие. Инструктажи. Знакомство с программой. Мир природы вокруг нас. Инструменты и материалы. Раздел 1. Мир вокруг нас и фантазия. 44ч. 1 2 Раздел 2.Учимся у природы. 48ч. 2.1 Многообразие рыб и морских обитателей. Декор в стилизованном изображении. Ракушки и морские камешки. .«Рыбы-фантазии» Разнообразие водорослей. Композиция «Этот загадочный морской мир» . Раздел 3.Красота родного края. 48 ч. 3.1 . Композиция «Среди цветов». Стилизация природных форм. Стилизованный рисунок. Композиция «Цветы Кубани». Изображение деревьев различной формы с элементами декора. 3.2 «Цветущий сад» или «Сказочный сад». Итого: 1 Промежут. 1 Промежут. Промежут. 2 1.1. Рисование с натуры растительных форм. 4 Стилизация растительных форм 4 (графика). 1.2 Основы цветоведения. Упражнения. 8 Подбор цветовой гаммы.. Витраж «Бабочки» (маркер, акварель). Композиция «Рождественская сказка». 2 1 1 3 3 1 7 Промежут. 8 1 7 Промежут. 20 2 18 8 1 7 Промежут. 4 1 3 Промежут. 12 2 12 2 10 Промежут. 1 1 Промежут. 2 10 Промежут. 8 4 22 1 7 4 20 Промежут. 2 Промежут. 2 2 12 144 1 11 1 Промежут. Промежут. Промежут. 1 Промежут. 4 Учебно-тематический план занятий в творческом объединении « Красочный мир» 2 год обучения (4 часа в неделю) Тема года: «Природа – лучший художник». № Наименование разделов и тем Об 14 В том числе: темы Введение.4ч. Введение. Знакомство с программой. Инструменты и материалы. Раздел 1. Природа – лучший художник. 1.1. Рисование с натуры растительных форм. Воспитат ельный компоне нт Формы аттестаци и/ контроля 2 2 1 2 1 1 Промежут . Промежут . 4 1 3 44 ч. 4 Основы цветоведения. Упражнения. Подбор цветовой гаммы.. Витраж «Краски осени» (маркер, акварель). 8 1 7 8 1 7 20 1 19 4 1 3 Промежут . Промежут . Промежут . 4 Промежут . Промежут . 1 Промежут . Промежут . Промежут . Промежут . Промежут . «Ангел» 18 Шарф «Снежинки». Холодный батик. 12 1 11 Рисование бабочек 2 1 1 12 1 11 8 1 7 Промежут . 4 Промежут . Промежут . Промежут . Композиция «Радость. Бабочки». Холодный батик. Раздел 3. Украшение и реальность. 48 ч. 3.1. Изображение яхт. Композиция «Среди волн». Стилизация природных форм, волн. 3.2. Теор Практ. Стилизация растительных форм (графика). Композиция «Сказочный букет». Холодный батик Раздел 2.Украшение и фантазия. 48ч. 2.1. Рисование снежинок. 2.2. щее кол-во часов 18 4 Композиция «Ясный день. Яхты». 22 1 21 Изображение ваз различной формы с элементами декора. Композиция «Декоративный натюрморт». 2 1 1 Итого: 12 144 12 14 130 Учебно-тематический план занятий в творческом объединении «Красочный мир.» 3 год обучения ( 4 часа в неделю) Тема года: «Красоту нужно уметь замечать» . 15 1 Промежут . № № тем уроы ков Наименование разделов и тем Общее В том числе: кол-во Теор Практ Воспит Формы аттестации/ часов .компо контроля . . нет Введение. 2 ч. Введение. Знакомство с программой. Раздел 1.Учимся у природы. 48 ч. 1.1. 3-4 Линия, ее выразительные возможности. 5-8 Рисование с натуры растительных форм. 9-12 Стилизация растительных форм (графика). 13-16 Основы цветоведения. Упражнения. Подбор цветовой гаммы. 17-26 Платок «Осенний букет». 1.2. 27-30 Рисование с натуры цветов. 31-34 Стилизация цветов. 35-40 Витраж «Мои любимые цветы» 41-50 Шарф «Удивительный мир цветов». Раздел 2.Учимся у людей искусства. 48 ч. 2.1. 51-52 Учимся у художников. 1-2 1 Промежут. 2 1 1 2 1 1 Промежут. 4 4 Промежут. 4 4 Промежут. 4 1 3 Промежут. 10 4 4 6 10 1 1 1 9 3 4 6 9 Промежут. Промежут. Промежут. Промежут. Промежут. 2 1 1 10 4 1 1 9 3 Промежут. Промежут. 10 1 9 Промежут. 2 1 1 Промежут. 1 2 2 6 9 Промежут. Промежут. Промежут. Промежут. 1 Промежут. Профессии нашего региона Стилизация природных форм. Шарф «В сказке Берендея». Учимся у архитекторов. Геометрические формы и тела. Варианты композиций. Стилизация, декор зданий. 67-76 Панно «Волшебный город». Холодный батик. 2.3. 77-78 Учимся у народных мастеров. Элементы росписи Гжели. 79-80 Элементы хохломской росписи. 81-82 Элементы Жостово. 83-88 Витраж «Цветы и птицы» 89-98 Платок «Русские мотивы». Раздел 3. Учимся у разных народов. 46 ч. 3.1. 99-100 Национальные традиции Китая. 101-102 Стилизация природных, 53-62 2.2. 63-66 2 2 6 10 2 2 16 1 1 2 1 Промежут. Промежут. архитектурных форм. 103-104 Изображение драконов, мифических существ. 105-114 Композиция «Дракон – символ добра, мира и процветания». 3.2. 115-116 Традиции Японии. 117-118 Стилизация природных форм, архитектурных форм. 119-120 Японский национальный костюм. 121-130 Композиция «Праздник цветения Сакуры». 3.3. 131-132 Традиции Востока. 133-134 Стилизация природных форм, архитектурных форм. 135-144 Композиция «Восточные сказки». 2 2 Промежут. 10 1 9 Промежут. 2 2 1 1 2 Промежут. Промежут. 2 Промежут. 2 10 1 9 Промежут. 2 2 1 1 2 Промежут. 10 1 9 Промежут. 144 18 126 Промежут. 3 Итого: III. Содержание программы обьединения «Красочный мир» 1 год обучения Тема года: «Мир вокруг нас и фантазия». Введение. Беседа. Мир природы вокруг нас. Беседа об окружающей природе. Знакомство с материалами и инструментами, основными средствами выразительности. Раздел 1. Мир вокруг нас и фантазия. 1.1. Зарисовки бабочек и цветов. Рисование с натуры листьев, цветов, бабочек. Знакомство с осью симметрии, основами композиции, цвета, видами орнаментов Если художнику удается показать развитие и изменение цвета в природе, то мертвая краска превращается в живой цвет, свет, объем, пространство, выражает настроение. Изображение удивительной красоты и разнообразия бабочек. Творческая работа «Бабочки». 1.2.Тайна снежинок. Графическая композиция. Подготовка к Новому году. Введение в тему начнется с экскурсии в лес. Состояние природы вызывает в душе человека эмоциональный отклик. Человек наделяет мир природы душой, родственной душе человека. Искусство не 17 просто копирует формы, краски природы, а передает нюансы ее настроения. Человек - единая часть природы и живет по единым с природой законам. Творящие силы природы используют принцип построения целого из малого элемента - модуля. Транслируя модуль илипервичный мотив, природа рождает огромное разнообразие форм. Цветы и снежинки познакомят детей с принципами радиальной симметрии, а пчелиные соты - с принципом мозаичной. Раздел2.Учимся у природы. Способность созерцать, любоваться и восхищаться - щедрый дар природы человеку. Человек не только получает эстетическое наслаждение от гармонии мира, но и получает импульс к собственному творчеству. Способность всматриваться и подмечать помогает подойти к открытию тайн творящей природы. Ребята встают перед проблемой создания творческой работы с учетом маленьких шедевров природы. На протяжении многих столетий люди создавали что-то новое, наблюдая за природой, растениями, насекомыми. Так многоэтажный дом похож на улей, самолет на стрекозу, автомобиль на жука и т.д. Стилизация изображений рыб, морских обитателей, водорослей, их декорирование. Творческая работа «Этот загадочный морской мир» Раздел3.Красота родного края. Изображение многообразия цветов в природе родного края – коллективная работа. «Цветущий сад» или «Сказочный сад». Холодный батик. Отработка умений по работе кистью по ткани, отбору нужного количества краски. 2 год обучения Тема года: «Мир вокруг нас и фантазия». Принцип обучения: постепенное усложнение творческих работ, углубление детализации изображаемых форм. 1.1. Введение. Знакомство с программой. Инструменты и материалы.Раздел 1. Природа – лучший художник. 44ч. Композиция «Сказочный букет». Рисование с натуры растительных форм.Стилизация растительных форм (графика). Основы цветоведения. Упражнения.Подбор цветовой гаммы.Витраж «Краски осени» (маркер, акварель). Композиция «Сказочный букет». Раздел 2.Украшение и фантазия.48ч. 2.1. Шарф «Снежинки». Повторение основ композиции, цветоведения, радиальной симметрии. Рисование снежинок. Декорирование. Ровные линии резерва - залог качественной работы. Шарф «Снежинки». 2.2. Композиция «Радость. Бабочки». 18 Рисование бабочек. Стилизация крыльев, элементы декора. Упражнения по правильному наложению живописных мазков, работа по сырой и сухой ткани. Составление декоративной композиции, используя тему движения цвета в пространстве, объединяя, соединяя, выполняя фантазийную композицию. Раздел 3. Украшение и реальность. 48ч. 3.1. Композиция «Ясный день. Яхты». Изображение яхт. Композиция «Среди волн». Упражнения по подбору цветовых сочетаний. Стилизация природных форм, волн. Декорирование волн. 3.2. Композиция «Декоративный натюрморт». Изображение ваз различной формы с элементами декора. Разноплановая композиция. Создание объема предметов с помощью их декорирования. Композиция «Декоративный натюрморт». Календарный учебный график (4часа в неделю) (2 год обучения, уровень: базовый) Третий год обучения Цель 3го года обучения: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей через овладение навыками живописи и рисунка. Задачи на 3-й год обучения: предметные: - познакомить детей с основными видами лепки; - формировать умения следовать устным инструкциям; - формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином; - создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина. метапредметные - развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения; - развивать конструктивное мышление и сообразительность; - формировать эстетический и художественный вкус; 19 - развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. личностные: - вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству; - формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; - способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей; ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Третий год обучения № Раздел программы Теория 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 Основы изобразительной грамоты 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 Декоративно – прикладное искусство 2 3. 4. Композиция Графика Цветоведение Монотипия. Линейная перспектива. Прикладная графика Батик Флористика Станковая композиция 4 1 1 1 1 0 1 Количество часов Воспитател Практика ьный компонент 64 1 1 1 Пленэр Итоговое занятие Итого: 1 3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 20 Всего 68 17 13 19 7 8 18 14 20 8 8 58 60 14 9 12 23 8 8 14 10 12 24 8 8 144 Третий год обучения Раздел 1.Основы изобразительной грамоты (68ч) Тема 1.1 Композиция Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок – тест « Впечатление о лете». Фломастеры. «Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. Тема 1.2 Графика Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заострѐнной палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тѐплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. Тема 1.3 Цветоведение Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт. Тема 1.4 Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чѐрная, заострѐнные палочки. «Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. « Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. « Скачущая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. «Улицы моего города». Тема 1.5 Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам. . Оформление работ к выставке. Раздел 2. Декоративно – прикладное искусство (60ч) Тема 2.1 Прикладная графика Введение в тему. Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. 21 «Цветы». Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приѐма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели». «Цветы и травы». Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи. «Цветы и бабочки» – декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа. Плакат – вид прикладной графики. Поздравление ко Дню учителя. Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах. Новогодние поздравления. Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приѐмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи. Открытка – поздравление к 8 марта. Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа. Тема 2.2 Батик Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства. Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. «Осенние листья». Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок. «Туманный день». Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией. Кукольный антураж. Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом. Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком. Тема 2.3 Флористика. Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий. Тема 2.4 Станковая композиция. Работа над сюжетной композицией на выбранную тему. Раздел 3. Пленэр. (8 ч) Оформление работ, выставки, посещение выставок. Раздел 4.Итоговое занятие (8ч) Календарный учебный график 3 год обучения 22 2 Графика 14 3 Цветоведе ние 4 Беседа: «Правила поведен. в образовательно м учреждении» Беседа: «Правила поведения на зимних каникулах» 18 занятия по 40 группо минут вая Форма контроля 18 Место проведения Композиц ия Форма занятия факт Время проведения занятия план Воспитательны й компонент 1 Тема занятия Кол-во часов № Дата п/п текущий 14 занятий по 40 группо минут вая текущий 20 20 занятия по 40 группо минут вая текущий Монотипи я 8 8 занятия по 40 группо минут вая текущий 5 Линейная перспакти ва 8 8 занятий по 40 группо минут вая текущий 6 Прикладн ая графика 14 14 занятий по 40 минут текущий 7 Батик 10 10 занятий по 40 группо минут вая итоговый 8 Флористи ка 12 12 занятий по 40 группо минут вая текущий 9 Станковая композици я 24 24 занятий по 40 группо минут вая текущий 10 Пленэр 8 11 Итоговое занятие 8 Итого 144 Беседа: « 10 занятий по 40 Особенности минут рисования на природе» 8 занятий занятий по 40 минут 3 23 группо вая группо вая текущий группо вая текущий К концу третьего года обучения дети будут знать: основы линейной перспективы; основные законы композиции; пропорции фигуры и головы человека; различные виды графики; основы цветоведения; свойства различных художественных материалов; основные жанры изобразительного искусства; уметь: работать в различных жанрах; выделять главное в композиции; передавать движение фигуры человека и животных в рисунках; сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла; строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник); критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей; у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества: умение воспринимать конструктивную критику; способность к адекватной самооценке; умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; трудолюбие, упорство в достижении цели. Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1 Условия реализации программы Мотивационные условия На учебных занятиях и массовых мероприятиях особое место уделяется формированию мотивации учащихся к занятию дополнительным образованием. Для этого: 24 -удовлетворяются разнообразные потребности учащихся: в создании комфортного психологического климата, в отдыхе, общении и защите, принадлежности к детскому объединению, в самовыражении, творческой самореализации, в признании и успехе; - дети включаются в разнообразные виды деятельности (игровая, поисковая, исследовательская, творческая, культурно-досуговая и т. д.), в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, а также возрастными особенностями и уровнем сохранности здоровья; - учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний через проведение фрагментов занятий, мастер- классов, подготовку презентаций, сообщений, докладов, исследовательских работ. Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение, наличие необходимых инструментов и материалов. Кадровое обеспечение Программу составила педагог дополнительного образования Жданова Елена Павловна. Материально – техническое оснащение для работы по программе необходимо: - помещение (кабинет); - качественное электроосвещение; - столы и стулья ; - шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий; - художественные материалы и принадлежности. Информационное обеспечение: - книги, журналы; - методические пособия; - технологические карты;- схемы работ, образцы работ; - интернет источники. 2.2 Оценочные и методические материалы Формы аттестации: Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля: 1. Текущий контроль (в течение периода обучения). Проходит в форме анализа практических работ. 25 2. Промежуточный контроль (январь). В форме открытого занятия. 3. Итоговый контроль (май) в форме отчѐтной выставки. 4. Для определения результативности образовательной программы педагогом ведется мониторинг. Оценка знаний и умений детей – это вспомогательный процесс, который способствует успешному течению всего образовательного процесса в объединении, где дети не только обучаются, но имеют широкие возможности для разнообразных форм общения и творческой самореализации. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, материалы анкетирования и тестирования протокол уровня обученности, мониторинг в конце учебного года , журнал посещаемости. Выставка детских работ позволяет оценить знания, умения обучаемых, приучает детей справедливо и объективно оценивать свою работу, работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче. По результатам оценки проводится отбор работ для участия в районных и краевых конкурсах. В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы. Работы оцениваются по следующим критериям: -качество выполнения изучаемых на занятиях техники работы в целом; - степень самостоятельности при изготовлении работы; - уровень творческой деятельности (выполнение работы по описанию); - выполнение в соответствии с технологией, внесение в работу собственных идей. ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ обучающихся в объединении «Красочный мир» МАОУ ДО ДТ 20___ /20____ учебный год Вид аттестации (предварительная, текущая, промежуточная, итоговая) Направление Отдел Название объединения 26 Образовательная программа и срок ее реализации Уровень программы № группы год обучения кол-во группе учащихся в ФИО педагога Дата проведения аттестации Тема: Форма проведения: Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность): № Результаты аттестации Фамилия, имя ребенка Этап (год) обучения Результат аттестации Всего аттестовано . Из них по результатам аттестации: высокий уровень средний уровень низкий уровень Подпись педагога Члены аттестационной комиссии: ______________ Критерии оценки ЗУН по разделу УТП к промежуточному контролю первого года обучения Цель: выявить знания и умения учащихся 1года обучения Форма контроля: выставка В конце учебного года по результатам 1 года обучения проводится итоговая выставка. При подведении итогов выявляются группы учащихся с высоким, средним, низким уровнем обученности. Показатели Высокий Уровень (5б.) Средний Уровень (4б.) 27 Низкий Уровень (3б.) Количество выполненных работ 5 и более 3 работы Качество выполненных работ Работы выполнены описанию. Работы выполнены требованиям образца Оригинальность В каждую работу В 50% работы Работы внесены свои внесены свои выполнены идеи, доработки идеи, доработки образцу Работы по выполнены по описанию с небольшими по отклонениями. Качество работы ниже требуемого. Менее 3 работ Изделие выполнены с отступлением от описания, не соответствует образцам. по Протокол фиксации результатов творческой активности учащихся (количество и качество работ по итогам года) ФИО Кол-во работ вып. Качество вып. работ Оригинальность Итого Система оценки. Количество полученных баллов по показателям суммируются: 15-13 баллов- высокий уровень; 12-10 баллов- средний уровень; 9 баллов- низкий уровень. Формы (методы) дистанционных занятий: Программа может реализовываться с использованием дистанционных технологий, возможно проведение дистанционных занятий через Интернет (VK Мессенджер и Сферум). В условиях удаленного обучения используются (дистанционные, образовательные технологии), кейс-технологии (электронное обучение): - пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и др.) по телекоммуникационным каналам (электронная почта); самообучение, реализуемое при помощи использования образовательных ресурсов, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимальны; 28 - видео-занятия; - чат (онлайн консультации); - онлайн практические задания; - индивидуальные консультации; - дистанционное тестирование и самооценка знаний умений и навыков. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Для обучения цветоведению, композиции, рисованию и лепке используются разнообразные методы и приемы. Методы Наглядный Приѐмы Знакомство с работы известных мировых мастеров. Анализ их работ. Изучение основных приѐмов изобразительного искусства Информационнорецептивный Изучение и работа с изобразительного искусства. основными составляющими Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация примеров, грамотного поэтапного ведения работы. Индивидуальнофронтальный С помощью педагога решение сложных поставленных задач. С целью более широкого ознакомления детей с материалом и повышения качества образования, разрабатывается наглядный материал, создаются и используются презентации, созданные в программе POWER POINT. 29 Список литературы 1. Энциклопедия для детей, Искусство (архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи возрождения, Аванта +, т.7, ч.1, Москва,2003 2. Виктор Власов Новый энциклопедический словарь изобразительного искусство, СПб, Азбука-Классика 3. П.П. Гнедич. История искусств (Живопись, Скульптура, Архитектура) Москва, Эксмо, 2005 4. Энциклопедия Символы, знаки, эмблемы Москва ЛОКИД-ПРЕСС, 2005 5. Все о технике: Цвет, незаменимый справочник для художника, Москва, АРТ-РОДНИК ,2002 6. Все о технике: Иллюстрация, незаменимый справочник для художника, Москва, АРТ-РОДНИК ,2002 7. Богуславская Н.Я. Русское народное искусство. - Л.: Советский художник, Л-д, 1988. 8. Морил А. История декоративно-прикладного искусства - М.: Искусство, 1982. 9.Казин В., Сиротин В Изобразительное искусство. Начальная школа, Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 1999. Интернет -ресурсы http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ 30 31 32 Приложение 2 Раздел воспитания. Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребѐнка, формирование культуры здорового образа жизни, профессиональное самоопределения в соответствии с личностными возрастными особенностями у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники. Задачи: - воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества; - развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе, обсуждении; - развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца; - формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира; - формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами выбора профессии; - формировать Отечеству. активную гражданскую позицию, чувство верности Планируемые формы и методы воспитания: - развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.); - закладываются нравственные основы личности (ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе); - сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. - прививается культура чувств. Организационные условия: подбор тематического материала; использование простых и сложных средств; построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью материала. Выравнивание и просчѐт по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения. 33 Календарный план воспитательной работы Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентяб рь Дата проведения Тема мероприятия Проведение инструктажа по ТБ. Беседа о дне пожилых людей «Старость нужно уважать!» Акция по ПДД «Правила дорожного движения» День народного единства «Крепка семья – крепка держава!» Беседа, посвященная правилам безопасности в новогодние праздники «Азбука безопасности». Беседа на тему: «Здоровье надо беречь!» Форма проведения Беседа Беседа Беседа Беседа Беседа Беседа «Будем вежливы». Беседа на тему: «Освобождение Кущѐвской от немецкофашистких захватчиков». Беседа на тему: «Наши защитники- наши герои. 34 Направление воспитательной работы Воспитание здорового образа жизни Духовнонравственное Воспитание здорового образа жизни Гражданскопатриотическое Воспитание здорового образа жизни Воспитание здорового образа жизни эстетическое Беседа Духовнонравственное Гражданскопатриотическое Март Апрель Май Беседа о Международном женском дне: «Мама,самый родной человек!». Беседа на тему: «Добрые поступки». Беседа посвящѐнная Дню космонавтики Беседа на тему: «Дружба и друзья» Беседа к празднованию Дня Победы Правила безопасного поведения на водоемах в летнее время. ТБ. 35 Беседа Духовнонравственное Духовнонравственное Беседа Беседа Беседа Учебнопознавательная Духовнонравственное Гражданскопатриотическое Воспитание здорового образа жизни Приложение 3 Индивидуальный образовательный маршрут Ф.И.О обучающегося: ___________________________________________ Объединение: _________________________________________________ Цель: ________________________________________________________ Задачи: ______________________________________________________ Срок реализации программы: ___________________________________ Название и Название и Кол-во Формы и Образовательн Формы Индивидуальные № раздела № темы часов методы ые результаты, проверки результаты, сроки программы изучения их сроки , сроки учебного материала 36