СОДЕРЖАНИЕ: 1.комплекс основных характеристик образования…………………..3 1.1.пояснительная записка......................................................................3 1.2 цель и задачи программы .................................................................5 1.3.учебный план ....................................................................6 1.4.планируемые результаты .................................................................11 1.5. календарно- учебный график …………………………………….14 2. комплекс организационно-педагогических условий.....................25 2.1.условия реализации программы …………………………..………26 2.2.формы аттестации .............................................................................26 2.3.оценочные и методические материалы ...........................................27 2.5. список литературы..............................................................………...27 1. Нормативно-правовая база 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной Думой 21.12.2013; 2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 4. Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка» от 07 декабря 2018г.; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодѐжи»; 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Минобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242; 7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04; 8. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов; 9. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 10. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016); 12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (гл.VI); 13. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения 2020 г.; 14. Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дом творчества. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты». 1.1 Пояснительная записка Программа «Основы графики» имеет художественную направленность и включает в себя 144 часовой курс обучения. Предлагает детям знакомство с основами графического рисования. Рисунок является основой всех видов искусства, поэтому в этом курсе отводится большое внимание законам конструктивного построения предметов, практическим приѐмам работы тоном, а также технической отработке видов штриховки. Программа рассчитана на учащихся с 10 до 14 лет. Занятия проводятся в группах, количественный состав которых от 10 до 15 учеников. Программа разбита на отдельные модули: академический рисунок и творческий рисунок. Даѐт возможность познакомится с основами линейной и воздушной перспективы, овладеть первичными приѐмами работы основными графическими материалами. Что позволяет в дальнейшем создавать собственные творческие графические работы. Основными материалами в обучении являются графитные карандаши различной мягкости, но также ребята знакомятся с мягкими материалами такими как угольный карандаш. В процессе обучения ребята овладевают первоначальными знаниями и навыками академического и творческого рисунка, у них развиваются этетические способности и формируется художественный вкус. Таким образом, возникает необходимость в определении современных подходов к созданию системы профориентационной работы. Она должна представлять собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии. Программа «Основы графики» направлена на социальноэкономическое развитие муниципального образования Кущѐвский район и всего региона в целом, в соответствии со стратегией социальноэкономического развития муниципального образования Кущевский район, утвержденной Решением совета муниципального образования Кущевский район от 16 декабря 2020 года. Направленность дополнительной образовательной программы: художественная. Программа обновлена в связи с учѐтом развития науки, культуры, технологий и социальной сферы. Данную программу могут реализовать педагоги дополнительного образования, имеющие профильное художественное образование и стаж работы не менее 1 года. Изобразительное искусство занимает особое место в развитии и формировании разносторонней личности в процессе освоения данной образовательной программы у детей: развивается мышление, фантазия, умение наблюдать и анализировать, развитие творческой и познавательной деятельности; работа и общение в группе способствует развитию социально значимых коммуникативных качеств. Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, учат понимать прекрасное. Это очень важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую детскую психику. Изучение лучших произведений искусства, художественного творчества пробуждает у детей интерес к искусству, любовь. Уважение к различным народам и культурам. Программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы Новизна данной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной. Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что в процессе обучения, учащиеся получают начальные теоретические знания о закономерностях построения сложных форм, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства. Программа объясняет формирование высокого интеллекта, духовности через мастерство. Целый ряд специальных знаний служат для достижения этого. Также новизной программы является то, что она реализуется в сетевой форме совместно с Районным историческим музеем. Сетевое взаимодействие осуществляется на основе Положения о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме и договора о сетевом взаимодействии (Приложение 1). Актуальность данной программы направленна на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания ребѐнка. Актуальность рабочей программы обусловлена ранней профориентацией детей школьного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития. Ребята развивают свои данные на занятиях изобразительным искусством, где не только расширяют знания о мире профессий, но и формируются положительное отношение к трудовой деятельности. Именно в данной направленности, учащиеся получают первичные академические знания и практические навыки, знакомятся с профессиями художественной направленности. Педагогическая целесообразность. Программа разрабатывалась с учѐтом уже имеющихся у учащихся знаний и умений, полученных в ходе обучения по программам ознакомительного уровня. Поэтому программа дополнительного образования имеет интегрированный характер, включает расширение основы разных видов визуально- пространственных искусств: рисунок, композицию, пленэр. Программа помогает ребѐнку ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений. На занятиях учащиеся получают знания о жизни и творчестве известных художников, законах линейной и воздушной перспективы, учатся применять полученные знания на практике. Педагогическая целесообразность определена тем, что программа способствует формированию навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности, а так же ранней профориентации и формированию осознанного выбора профессии, что является ключевой задачей в системе дополнительного образования. Отличительные особенности программы. Особенность программы – личностно - ориентированный характер образования. В начале обучения с целью выявления исходного уровня знаний и практических умений, мотивации к занятиям обучающемуся предлагается несложное задание. В дальнейшем, с учѐтом индивидуальных возможностей, задания дифференцируются по уровню сложности. Все это позволяет практически каждому обучающемуся проходить программу по индивидуальной траектории. В программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами и техниками графики – от работ в технике тушьперо, до создания иллюстраций к произведениям в технике «сухая кисть»; обучение некоторым приѐмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов и др. Программой предусмотрена работа с одаренными детьми, созданы условия для развития творческих способностей одаренных детей, их самореализации в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. На занятиях применяется индивидуальный подход ко всем детям, индивидуальные задания повышенной сложности для одарѐнных детей и выбор модулей и уровня сложности для детей с ограниченными особенностями здоровья. Адресат программы Принимаются дети по персонифицированному индивидуальному сертификату (ПФДОД) от 10 до 14 лет. При приѐме учитываются индивидуальные творческие возможности, личный интерес и мотивация к данному виду деятельности. Наполняемость группы регламентируется Уставом учреждения. Группы формируются по возрастному принципу, численный состав обучающихся 10 – 15 человек, учитывая площадь помещения согласно требованиям СанПиН. С учетом индивидуальных особенностей ребенка работа в объединении строится по индивидуальному маршруту. (Приложение 3) Форма обучения: очная, при необходимости возможно проведение дистанционных занятий. Педагогом используются асинхронные учебные системы. В случае необходимости, учащиеся получают информацию в созданных группах Whatsapp,Телеграм, смс сообщениями и ссылками на учебные пособия и ролики в интернете. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Занятия проходят в группах от 10 до 15 человек. Возраст обучающихся с 10 до 14 лет. Особенности организации образовательного процесса Условия приѐма детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/. Форма проведения занятий- групповая. Состав групп постоянный. Учебные группы формируются из учащихся примерно одного возраста и одой смены в СОШ. Учебный год начинается 15 сентября и заканчивается 31 мая. В период школьных каникул учебные группы работают по специальному расписанию. Занятия могут быть перенесены на удобное для учеников дневное время свободное от уроков в школе. Кроме того, в каникулы организуются выездные экскурсии в художественные музеи. Основная форма работы с детьми – учебное занятие. Дополнительными формами организации учебной деятельности являются: выставки, экскурсии. Расписание занятий составляется с учетом школьного расписания учеников. Уровни содержания программы, объѐм и сроки еѐ реализации Программа имеет базовый уровень. Срок реализации образовательной программы 1 год -144 часа. Режим занятий, периодичность и продолжительность (группа) Этапы обучения Кол-во часов / занятий в неделю кол-во часов за год 1 год обучения 4 часа/ 2 раз в неделю (занятие 40 минут, 10 минут перерыв) 144 1.2. Цель программы: Цель программы: Создание условий для личностного творческого потенциала учащихся, формирование его духовности и эстетической культуры. Интерес к искусству и эмоциональная отзывчивость на всѐ прекрасное снимут негативную психологическую перегрузку, получаемую в школе и повседневной жизни, формирование основ выбора профессии и профессионального самоопределения в соответствии с личностными возрастными особенностями. Задачи: Образовательные: -познакомить с основными законами изобразительного искусства; -научить применять законы изобразительного искусства на практике, при выполнении собственной творческой работы; -познакомить с направлениями в изобразительном искусстве; - освоение техники модульных учебных блоков программы. Личностные: - развивать творческое воображение, память; -развивать интерес к дальнейшему изучению предмета и практическому освоению графических материалов. -развивать творческую и познавательную активность, художественный труд. -формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами выбора профессии. Метапредметные: - формировать устойчивую положительную мотивацию к занятиям; - воспитывать самостоятельность, уверенность в собственных силах, ответственность; - Знакомить обучающихся с востребованными в Краснодарском крае профессиями и профессиями, которые представлены в «Атласе новых профессий». 1.3 Учебный план программы и его содержание Учебный план 1 год обучения № Название модуля Всего часов Воспитательный компонент теория практика 1 Рисунок академический. 64 1 11 52 2 Рисунок творческий. 80 4 12 64 итого 144 5 23 116 1 модуль «Рисунок академический» Модуль «Рисунок академический» художественной направленности, является основой всех видов художественного образования. Включает в себя начальные знания по теории и практике ведения рисунка, его конструктивные законы построения, законы линейной и воздушной перспективы, а также законы работы тоном над созданием пространства и объѐма изображаемых предметов. Носит академический характер и способствует получению дальнейшего профессионального обучения. Обучение по данному модулю создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности учащегося, развития познавательной активности и творческой самореализации. Цель модуля: Познакомить с основными законами конструктивного построения, рисования с натуры. Освоить композиционное размещение изображения в заданном формате листа. Пробудить интерес к истории искусств, изучению творчества художников. Формирование основ выбора профессии, первоначального интереса к каким-либо профессиям. Задачи модуля: - получение начальных знаний о построении и формообразовании предметов, - формирование знаний по основам композиции и ритмическому строю картины; - воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения; - формирование эстетического и художественного вкуса. Учебно- тематический план 1модуля «Рисунок академический» № Название раздела п/ п 1 Вводное занятие Количество часов Формы аттестации Практи / контроля ка Всего Теория 2 2 - вводный Правила техники безопасности. 2 Конструктивное 10 построение предметов их формообразовани е. 2 8 текущий 3 Законы линейной перспективы. 12 2 10 текущий 4. Натюрморт с гипсовым цилиндром. 12 2 10 текущий 5. Натюрморт из предметов быта простых форм. 14 2 12 текущий 6. Натюрморт из предметов быта и драпировок со складками. 14 2 12 итого 64 12 52 текущий Содержание учебного плана 1модуля «Рисунок академический» Тема 1. Вводное занятие. (2 часа) Цели и задачи: Организационная беседа. Инструктаж по ТБ. Знакомство с законами композиционного размещения. Материалы: бумага, простые карандаши, ластик. Тема 2. Конструктивное построение предметов. (10 часов) Цели и задачи: построение предметов по законам формообразования. Материалы: бумага, простые карандаши, ластик. Тема 3. Законы линейной перспективы. (12 часов) Цели и задачи: построение предметов по законам линейной перспективы. Материалы: бумага, простые карандаши, ластик. Тема 4. Натюрморт с гипсовым цилиндром. (12 часов) Цели и задачи: построение предметов по законам линейной перспективы. Работа тоном над объѐмом предметов. Материалы: бумага, простые карандаши, ластик. Тема 5. Натюрморт из предметов быта простых форм. (14 часов) Цели и задачи: построение предметов по законам линейной перспективы. Выявление объѐма и тона предметов. Глубина в натюрморте. Материалы: бумага, простые карандаши, ластик. Тема 6. Натюрморт из предметов быта и драпировок со складками. (14 часов) Цели и задачи: построение предметов по законам линейной перспективы. Работа тоном над объѐмом предметов. Конструктивное построение складок драпировок и их лѐгкий тональный разбор. Материалы: бумага, простые карандаши, ластик. Планируемые результаты обучения 1 модуля «Рисунок академический» По окончании обучения обучающиеся должны знать: - основы организации рабочего места, - приѐмы и правила безопасной работы на занятиях, - основы композиционного размещения на заданном формате, - азы конструктивное построение предметов, - симметрия и асимметрия, - последовательность ведения работы, Уметь: - грамотно размещать изображение на плоскости листа; - уметь конструктивно построить предметы простых форм; - работать тоном над созданием объѐма предметов; - работать и общаться в коллективе. Календарно-учебный график 1 модуль «Рисунок академический» (ознакомительный уровень) № Дата п\п план. 1. 2. Дата факт. Тема занятий Кол. ч. 1.Вводное занятие. 2 10 2.Констру ктивное построени е предметов. Закон 2 Время проведения занят. 2 занятия по 40 мин Форма занятий 10 занятий по 40мин Группо вое занятие 2 занятия Группов Группо вое занятие Место провед ения МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Форма контроля МБОУ Текущий текущий Текущий контроль 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. композици онного размещени я изображен ия на формате листа. Формообра зование предметов. по40 ми ое занятие ДО ДТ Каб. № контроль 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие Текущий контроль Окружност ьв перспектив е. Эллипс. Построени е куба. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие Построени е куба. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 3.Законы линейной перспекти вы. Линейная перспектив а. 12 12 занятий по 40 мин Группо вое занятие 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие Построени 2 е прямоуголь ных предметов. Построени 2 е прямоуголь ных предметов. Построени е окружност и. 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущий контроль 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущий контроль Построени е предметов быта. Построени е предметов 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие Текущий контроль 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. Текущий контроль Текущий контроль Итоговый контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Итоговый контроль 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. быта. 4.Натюрм орт с гипсовым цилиндро м. Линейная перспектив а. Построени е прямоуголь ных предметов. Построени е прямоуголь ных предметов. Построени е окружност ив перспектив е. Построени е предметов быта. Построени е предметов быта. 5.Натюрм орт из предметов быта простых форм. Композици онное размещени е предметов на плоскости. Конструкт ивное построение предметов. Конструкт ивное 12 12 занятий по 40 мин Группо вое занятие 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 2 2 занятия по 40 мин №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущий контроль МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущий контроль Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущий контроль 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущий контроль 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие Текущий контроль 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 14 14 занятий по 40 мин Группо вое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущий контроль 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие Текущий контроль 2 2 занятия по 40 мин Группов ое МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Текущий контроль Итоговый контроль Текущий контроль Текущий контроль 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. построение предметов. Работа тоном над выявление м объѐма предметов. Работа тоном над выявление м объѐма предметов. Работа тоном над окружение м. Завершени е. 6.Натюрм орт из предметов быта и драпирово к со складками . Композици онное размещени е предметов на плоскости. Конструкт ивное построение предметов. Конструкт ивное построение предметов. Работа тоном над выявление м объѐма предметов. Работа тоном над выявление м объѐма и конструкци занятие Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие Текущий контроль 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущий контроль 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие Текущий контроль 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 14 14 занятий по 40 мин Группо вое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущий контроль 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие Текущий контроль 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущий контроль Итоговый контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль и складок. Работа 2 тоном над выявление м объѐма и конструкци и складок. Завершени 2 е. 31. 32. 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущий контроль 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Итоговый контроль 2 Модуль «Рисунок творческий» Цель модуля: Формирование и раскрытие художественно- творческого потенциала ученика. Знакомство детей творческим рисунком, обучение основам графической грамоты. Задачи модуля: -познакомить с законами композиции; -познакомить с законом конструктивного построения; -познакомить с законом воздушной перспективы; - научить детей работать графическими; Учебно-тематический план 2 модуля «Рисунок творческий» 1 год обучения № Название п/ раздела п 1 Вводное занятие Количество часов Всего Теория Практи ка Формы аттестации / контроля 2 2 - вводный 2 8 текущий Правила техники безопасности . 2 Работа тоном 10 над объѐмом предметов. 3 Виды и стили штриховки. 12 2 10 текущий 4. Пейзаж. 12 2 10 текущий 5. Иллюстраци як произведени ю. 14 2 12 текущий 6. Наброски фигуры человека. 4 2 2 текущий 7. Станковая композиция. 14 2 12 текущий 8. Пуантилизм. 12 Рисование декоративног о натюрморта. 2 10 текущий итого 16 64 80 Содержание учебного плана 2 модуля «Рисунок творческий» Тема 1.Вводное занятие. (2 часов) Теория: Знакомство с техникой безопасности. Практика: выполнение зарисовок Тема 2. Работа тоном над объѐмом предметов. (10 часов) Теория: Тональные градации. Практика. Выполнение набросков. Тема 3.Виды и стили штриховки. (12 часов) Теория: Работа над наброском пейзажа. Практика. Выполнение набросков. Тема 4. Пейзаж. (12 часов) Теория: Работа в материале над этюдом. Практика. Выполнение набросков. Тема 5.Иллюстрация к произведению. (14 часов) Теория: Работа над набросками к иллюстрации. Выполнение эскизов. Практика. Выполнение эскизов в материале. Тема 6. Наброски фигуры человека. (4 часа) Теория: Работа над характером и пропорциями изображаемой модели. Практика. Выполнение набросков. Тема 7. Станковая композиция. (14 часов) Теория: Работа в материале над сюжетным материалом. Практика. Выполнение набросков и зарисовок. Тема 8. Пуантилизм. Декоративный натюрморт. (12 часов) Теория: Изучение новой техники. Практика. Работа над натюрмортом. Планируемые результаты обучения 2 модуля «Рисунок творческий» По окончании обучения, учащиеся будут знать: - основные виды штриховки; - принципы работы мягкими материалами; - группы хроматических и ахроматических цветов; - нюансные цветовые сочетания; - закон гармонизации цвета. уметь: - работать с палитрой; - находить нужные цветовые оттенки; - вести грамотно работу по законам цветоведения. Календарно-учебный график 2 модуль «Рисунок творческий» (ознакомительный уровень) № п\п Дата Дата Тема план факт занятий . . Кол. ч. Время проведе ния занят. Форм а занят ий Место провед ения Форма контро ля 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1.Вводное занятие. 2 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Входя щий контро ль 2.Работа тоном над объѐмом предметов. 10 10 занятия по 40мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущ ий Виды штриховки. 2 2 занятия по 40 ми Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 12 занятий по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 Груп повое занят МБОУ ДО ДТ Каб. Фактура в графике. Работа мягким материалом над наброском. Выполнение набросков и зарисовок. Выполнение набросков и зарисовок. 3.Виды и стили штриховки. 7. 8. 9. Выполнение зарисовок. Виды и фактура штриха. Работа над тональными набросками. 2 2 2 2 12 2 2 2 контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Итогов ый контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий 10. 11. Работа над тональными набросками. Работа над тональными набросками. Цветотон. 2 2 2 12. 3. Пейзаж. 13. 14. . 15. 16. . 17. 18. Выполнение наброска. Тональный разбор. Работа над объѐмом и глубиной. Работа над объѐмом и глубиной. Работа над объѐмом и глубиной. Обобщение и завершение. 12 2 2 2 2 2 2 мин ие №4 контро ль 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущ ий 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 12 занятий по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 контро ль Текущ ий контро ль Итогов ый контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Итогов ый контро ль мин 19. 20. 21. 22. 23. 4.Иллюстра ция к произведен ию. 14 Выполнение набросков. 1 Выполнение набросков. Цветовые этюды. Цветовые этюды. Работа в материале. 1 2 2 2 14 занятий по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль 24. Работа в материале. 2 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 25. Завершение. 2 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Итогов ый контро ль 5.Наброски фигуры человека. 4 4 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущ ий контро ль 26. Выполнение набросков. 2 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущ ий контро ль 27. Выполнение 2 2 Груп МБОУ Итогов набросков 28. 29. 30. 31. 32. занятия по 40 мин повое занят ие ДО ДТ Каб. №4 ый 6.Станкова 14 я композиция . 14 занятий по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущ ий Выполнение 1 набросков и зарисовок по теме. 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Выполнение 1 набросков и зарисовок по теме. 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Выбор формата. 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Работа в материале. Работа в материале. 2 2 2 контро ль контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль 33. Работа в материале. 2 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 34. Завершение. 2 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Итогов ый 12 занятий по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущ ий 2 занятия Груп повое МБОУ ДО ДТ 35. 7.Пуантили зм. Декоративн ый натюрморт. Композицио нное 12 2 контро ль контро ль Текущ ий размещение предметов. 36. 37. 38. 39. 40. Работа над объѐмом. Работа над объѐмом. Работа над объѐмом. Обобщение. Завершение. 2 2 2 2 2 по 40 мин занят ие Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 2 занятия по 40 мин Груп повое занят ие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Итогов ый контро ль Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» 2.1 Условия реализации программы. Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. Материально-техническое обеспечение программы включает: 1. Мольберты; 2. Информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе; 3. Наглядный и учебный материал (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок; 4. 5. Натюрмортный фонд; Классная доска. Формы аттестации: Для определения результативности образовательной программы педагогом осуществляется: - входящий, - промежуточный, - итоговый контроль, - мониторинг. Оценка знаний и умений детей – это вспомогательный процесс который способствует успешному течению всего образовательного процесса в кружке, где дети не только обучаются, но и имеют широкие возможности для разнообразных форм общения и творческой самореализации. Оценочные материалы. Критерии оценки ЗУН к итоговому и промежуточному контролю. Цель: выявить знания и умения учащихся за полугодие. Форма контроля: выставка. В завершении полугодия проводится выставка творческих работ учащихся выполненных на занятиях по рисунку, живописи и станковой композиции. показатели Количество выполненных работ Качество выполненных работ Высокий уровень (5 б.) 7 Средний уровень Низкий уровень (4 б.) (3 б) 5 2 Учитывая С небольшими С небольшими законы рисунка недочётами недочётами и живописи Форма занятия: 1. Вводное занятие. 2. Групповая форма подходом. 3. Урок – экскурсия. с ярко выраженным индивидуальным Формы контроля • текущий; • итоговый. Текущий контроль проходит в виде просмотр готовых работ педагогом. Итоговый контроль по темам проходит в виде выставки оформленных работ. Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических включающий формы аттестации условий, 2.1 Условия реализации программы. Продолжительность занятий 40 минут. Реализация программы происходит на основе принципов организации педагогического процесса: -принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость связи теоретических знаний и практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой практикой; -принцип научности как, требование соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития живописи и рисунка; -принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса; -принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование; -принцип наглядности как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности; Также, в рамках реализации программы необходимо учитывать такие принципы управления деятельностью воспитанников, как: -принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; -принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе, требующий от педагога организации такого взаимодействия с воспитанником, в котором последний мог выступать в активной роли; -принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; -принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности. Кадровое обеспечение Программу составила педагог дополнительного образования Хлебникова Татьяна Юрьевна. Образование средне специальное. В 2001 году окончила Ростовское художественное училище им. М. Грекова. Художник живописец с правом преподавания. Педагогического стажа 20 лет. Сведения о повышении квалификации: Сведения о повышении квалификации: С 01.004.2022 по 15.04.2022 курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Методика преподавания декоративно-прикладного искусства и инновационные подходы к организации образовательного процесса» в объѐме 72 часа. С 12.02.2021 по 26.02.2021 курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе дополнительного образования: возможности и перспективы» в объѐме 72 часа. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Для обучения детей живописи и рисованию используются разнообразные методы и приемы. Методы Наглядный Приѐмы Знакомство с картинами известных художников живописцев. Анализ их работ. Изучение приѐмов композиции на примере предложенных картин. Информационно- Изучение формы предмета, перед непосредственным его рисованием, посредством тактильных ощущений. Изучение рецептивный фактуры и материальности предметов. Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация примеров, грамотного поэтапного ведения работы. Индивидуальнофронтальный С помощью педагога решение сложных постановочных задач. Материально-техническое обеспечение программы 1). Предметы декоративно-прикладного искусства. 2). Репродукции картин известных художников. 3). Муляжи. 4). Драпировки. 5). Гипсовые предметы. 6). Софиты. Основные методы профориентации. лекционный метод передачи знаний; психодиагностические методы исследования личности; методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность. Список литературы Для учащихся. 1. Художественная галерея. (4 папки).2005 год.de Agostini/ 2. Музей Московского кремля. Великие музеи мира «ДиректМедиа» 2011 год. 3. Государственный музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина. . Великие музеи мира« Директ- Медиа» 2011год 4. Старая национальная Галерея. Великие музеи мира «ДиректМедиа» 2011год. 5. Лондонская национальная картинная галерея. Великие музеи мира «Директ- Медиа». 2011год 6. Русский музей. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год 7. Третьяковская галерея. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год 8. Прадо. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год 9. Лувр. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год 10. Египетский музей. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год 11. Метрополитен. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год 12. Эрмитаж. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год 13. Азбука Русской живописи. «Белый город» 2005 год. 14. И. И. Левитан. «Белый город» 2000 год. 15. Техника рисования фигуры человека в движении. Рисунок. « Эксмо» 2004 год. 16. Рисунок. Джованни Чиварди. Художественный портрет. «Эксмо». 2004 год. 17. И. Е. Репин. «Арт-Родник» 2001 год. Для преподавателя. 1. Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия. Русская живопись от иконописи до авангарда. «Москва». 2007 год. 2. Рафаэль. Abrams. 2003 год. 3. Искусство Москва. «Педагогика- Пресс». 2002 год. 4. В. Перов. Из собрания государственной Третьяковской галереи. «Изобразительное искусство». 1984 год. 5. В. Васнецов. Из собрания государственной Третьяковской галереи. «Изобразительное искусство». 1984 год. 6. И. Репин. Из собрания государственной Третьяковской галереи. «Изобразительное искусство». 1987 год. 7. Журнал «Юный художник». 8. Школа изобразительного искусства. 10 томов. «Академия Художеств». 9. Русские художники от А до Я. Москва «Слово» 1996 год. 10. Графика юга России XXI век. Ростов-на-дону 2013 год. Приложение 1 Приложение 2 Раздел воспитания. Цель- патриотическое воспитание учащихся на занятиях по живописи, рисунку и станковой композиции. Уроки ИЗО обладают большим потенциалом, знакомясь с творчеством известных художников- приобщаются к миру искусства, приобретают неотчуждѐнное, бескорыстное отношение к миру, формируют эстетическую культуру. Приобщаясь к наследию отечественного и мирового искусства, воспитывают потребность в постоянном развитии творческой личности и способствуют формированию индивидуальности. Задачи: - формирование нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональноценностного отношения к миру. - откликаться на красоту и многообразие окружающего мира в разных его проявлениях, видеть, эмоционально воспринимать богатство форм, цвета, элементов украшений в природном мире, созданном человеком. - сопереживать, проявлять ко всему заботливое, доброе, чуткое, внимательное отношение и выражать его в художественных видах деятельности. Планируемые формы и методы воспитания: - развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.); - закладываются нравственные основы личности (ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе); - сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. - прививается культура чувств. Организационные условия: подбор интересного материала; использование простых и сложных средств; построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью материала. Выравнивание и просчѐт по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения. Календарный план воспитательной работы Январь Декабр ь Ноябрь Октябрь Сентябрь Дата проведения Тема мероприятия Форма проведения Проведение инструктажа по ТБ. Беседа «Война и мри в картинах В.В. Верещагина» Беседа Воспитание здорового образа жизни Духовнонравственное Беседа «Спешить делать добро. Что такое доброта» Духовнонравственное Беседа о дне пожилых людей «Бабушка и дедушкаисточник мудрости» Духовнонравственное Беседа День народного единства «В единстве наша сила!» Гражданскопатриотическое Беседа «Сюжетная композиция в картинах В.Д. Поленова» Духовнонравственное Беседа День Матери: «Самый дорогой человек». Духовнонравственное Беседа, посвященная правилам безопасности в новогодние праздники «Азбука безопасности». Беседа Воспитание здорового образа жизни Беседа Духовнонравственное Беседа на тему: «Художниксказочник В,М Васнецов». Беседа «Будем вежливы». Февраль Направление воспитательной работы Беседа на тему: «Освобождение Кущѐвской от немецко-фашистких захватчиков». эстетическое Беседа Духовнонравственное Март Апрель Беседа на тему: «Наши защитники- наши герои. Гражданскопатриотическое Беседа: «Образ женщины в творчестве художников». Беседа на тему: «Добрые дела». Духовнонравственное Духовнонравственное Беседа «Такой далекий космос», посвященная Дню космонавтики. Подготовка работ и участие в отчѐтной выставке. Беседа к празднованию Дня Победы «Мы помним и гордимся!». Беседа на тему: «Искусство натюрморта в творчестве Русских художников» Май Творческий отчѐт Беседа Беседа Беседа Беседа Выставка , демонстр ация работ декорати вноприкладн ого творчеств а Учебнопознавательная Учебнопознавательная Гражданскопатриотическое Духовнонравственное Эстетическое воспитание Приложение 3 Индивидуальный образовательный маршрут Ф.И.О обучающегося: ___________________________________________ Объединение: _________________________________________________ Цель: ________________________________________________________ Задачи: ______________________________________________________ Срок реализации программы: ___________________________________ Название и Название и № раздела № темы программы Кол-во часов Формы и методы изучения учебного материал а Образовательн Формы ые проверк результаты, их и, сроки сроки Индивидуальные результаты, сроки 35 36 37