Основы ИЗО

СОДЕРЖАНИЕ:
1.комплекс основных характеристик образования……..3
1.1.пояснительная записка......................................................................3
1.2 цель и задачи программы ..................................................................5
1.3.учебный план

....................................................................6

1.4.планируемые результаты .................................................................11
1.5. календарно- учебный график ……………………………………. 14

2. комплекс организационно-педагогических условий......................27

2.1.условия реализации программы …………………………..………27
2.2.формы аттестации .............................................................................28
2.3.оценочные и методические материалы ...........................................29
2.5. список литературы..............................................................………...38

1. Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной
Думой 21.12.2013;
2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р;
4. Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка» от 07 декабря 2018г.;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодѐжи»;
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо
Минобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242;
7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий,
письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04;
8. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего
одной из национальных целей развития Российской Федерации
предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
9. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
10. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298-н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28
августа 2018 года, регистрационный № 25016);
12. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных

правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (гл.VI);
13. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных
общеобразовательных программ и программ электронного обучения 2020 г.;
14. Устав Муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования Дом творчества.

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты».
1.1 Пояснительная записка
Программа «Основы ИЗО» создаѐт условия, обеспечивающие комплексное
художественное образование. Знакомя учащихся с законами построения
предметов, линейной и воздушной перспективы, а также теоретическим
приѐмам композиции она тесно связанна с программой «Эскиз». Данная
программа построена так, чтобы учащиеся получили полные теоретические
знания во всех направлениях ИЗО, которые они с лѐгкостью применят на
практике.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные
эмоциональные контакты учеников с искусством, приобщить их к
художественной культуре. В основу программы положены следующие
направления: теория рисунка, теория живописи, станковой композиции, а
также знакомство с творчеством художников.
Полученные знания помогут учащимся расширить кругозор,
расширить интеллект, стать более творчески развитой личностью, воспитать
вкус и интерес к искусству, а кому-то определить свой профессиональный
выбор. Таким образом, возникает необходимость в определении
современных подходов к созданию системы профориентационной работы.
Она должна представлять собой систему подготовки молодежи к
свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии.
Программа
«Основы
ИЗО»
направлена
на
социальноэкономическое развитие муниципального образования Кущѐвский
район и всего региона в целом, в соответствии со стратегией социальноэкономического развития муниципального образования Кущевский район,
утвержденной Решением совета муниципального образования Кущевский
район от 16 декабря 2020 года.
Программа составлена с учетом «Методических рекомендаций по
проектированию
и
реализации
разноуровневых
дополнительных
общеобразовательных программ», г. Краснодар, 2020 г. (Министерство
образования, науки и молодѐжной политики Краснодарского края.
Региональный модельный центр дополнительного образования детей

Краснодарского края).
Данную программу могут реализовать педагоги дополнительного
образования,
имеющие
профильное
художественно-педагогическое
образование и стаж работы не менее 1 года. Программа основывается на
личностно - деятельностном подходе, используя личностно-ориентированную
технологию. Задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и
реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при
непосредственном активном участии всех участников образовательного
процесса.
Направленность
дополнительной
образовательной
программы:
художественная. Изобразительное искусство занимает особое место в развитии
и формировании разносторонней личности в процессе освоения данной
образовательной программы у детей: развивается мышление, фантазия, умение
наблюдать и анализировать, развитие творческой и познавательной
деятельности; работа и общение в группе способствует развитию социально
значимых коммуникативных качеств. Занятия изобразительным искусством
совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать,
учат понимать прекрасное. Это очень важно в настоящее время, когда мир
массовой культуры давит на неокрепшую детскую психику. Изучение лучших
произведений искусства, художественного творчества пробуждает у детей
интерес к искусству, любовь. Уважение к различным народам и культурам.
Программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью.
Актуальность данной программы направленна на одновременное
решение задач художественного образования и эстетического воспитания
ребѐнка.
Актуальность
рабочей
программы
обусловлена ранней
профориентацией детей школьного возраста и возможности полноценного
развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях
развития. Ребята развивают свои данные на занятиях изобразительным
искусством, где не только расширяют знания о мире профессий, но и
формируются положительное отношение к трудовой деятельности. Именно в
данной направленности, учащиеся получают первичные академические
знания и практические навыки, знакомятся с профессиями художественной
направленности.
Новизна, педагогическая целесообразность данной дополнительной
образовательной программы заключается в том, что в процессе обучения,
учащиеся получают теоретические знания о закономерностях построения
сложных форм, о видах перспективы, о законах цветоведения и композиции,
о выполнении пленэрных этюдов и зарисовок, а также о наиболее
выдающихся мастерах изобразительного искусства. Программа объясняет
формирование высокого интеллекта, духовности через мастерство. Целый
ряд специальных знаний служат для достижения этого.

Также новизной программы является то, что она реализуется в сетевой
форме совместно с Районным историческим музеем. Сетевое
взаимодействие осуществляется на основе Положения о реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
сетевой форме и договора о сетевом взаимодействии (Приложение 1).
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она
отвечает, в рамках концепции модернизации образования, потребности
общества в формировании компетентной, творческой личности.
Действительно, освоение обучающимися основного содержания программы
содействует развитию познавательной компетенции в области
изобразительного искусства и повышению на этой основе общего уровня
мотивации к обучению.
Выполнение обучающимися творческих работ по заданным темам
содействует раскрытию индивидуальных возможностей каждого
обучающегося при условии бережного сохранения непосредственности
творчества.
Занятия способствуют развитию таких психических процессов, как:
внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей.
Педагогическая целесообразность определена тем, что программа
способствует формированию навыков самостоятельной познавательной и
практической деятельности, а также ранней профориентации и
формированию осознанного выбора профессии, что является ключевой
задачей в системе дополнительного образования.
Отличительные особенности программы.
Программа разрабатывалась с учѐтом уже имеющихся знаний и умений,
полученных в ходе обучения по программе ознакомительного уровня.
Поэтому программа дополнительного образования имеет интегрированный
характер, включает расширение основы разных видов визуальнопространственных искусств: живопись, рисунок, композицию, пленэр.
Программа помогает ребѐнку ощутить себя частью современного мира и
наследником традиций всех предшествующих поколений.
На занятиях учащиеся получают знания о жизни и творчестве известных
художников, законах цветоведения, линейной и воздушной перспективы,
учатся применять полученные знания на практике.
Программой предусмотрена работа с одаренными детьми, созданы
условия для развития творческих способностей одаренных детей, их
самореализации в условиях дифференцированного и индивидуального
обучения. На занятиях применяется индивидуальный подход ко всем детям,
индивидуальные задания повышенной сложности для одарѐнных детей и

выбор модулей и уровня сложности для детей с ограниченными
особенностями здоровья.
Адресат программы
Принимаются
дети
по
персонифицированному
индивидуальному
сертификату (ПФДОД) от 11 до 18 лет, которые обучались по программе
«Основы графики» ознакомительного уровня. При приѐме учитываются
индивидуальные творческие возможности, личный интерес и мотивация к
данному виду деятельности. Наполняемость группы регламентируется
Уставом учреждения. Группы формируются по возрастному принципу,
численный состав обучающихся 10 – 15 человек, учитывая площадь
помещения согласно требованиям СанПиН.
Форма организации деятельности детей – объединение.
Форма обучения – очная, при необходимости возможно проведение
дистанционных занятий.
Педагогом используются асинхронные учебные системы. В случае
необходимости, учащиеся получают информацию в созданных группах
Whatsapp, Телеграм, смс сообщениями и ссылками на учебные пособия и
ролики в интернете.
Режим занятий: общее количество часов в год - 72 часа; количество часов в
неделю – 2 часа; продолжительность занятия - 40 минут. Количество часов в
неделю и наполняемость групп программы соответствуют требованиям
СанПиН. Сокращение режима занятий в дистанционной форме обучения по
санитарно-эпидемиологическим
и
другим
основания
согласно
рекомендациям СанПин -20 минут.
Особенности организации образовательного процесса
Условия
приѐма
детей:
запись
на
дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через
систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/.
Форма проведения занятий- групповая. Состав групп постоянный. Учебные
группы формируются из учащихся примерно одного возраста и одой смены в
СОШ.
Учебный год начинается 10 сентября и заканчивается 31 мая. В период
школьных каникул учебные группы работают по специальному расписанию.
Занятия могут быть перенесены на удобное для учеников дневное время
свободное от уроков в школе. Кроме того, в каникулы
организуются выездные экскурсии в художественные музеи. Основная

форма работы с детьми – учебное занятие. Дополнительными формами
организации
учебной
деятельности являются: выставки, экскурсии. Расписание занятий
составляется
с
учетом
школьного
расписания
учеников.
Уровень содержания программы - базовый.
Срок реализации образовательной программы 3 года: первый год -72
часа, второй -72 часа, третий год -72 часа.

Сроки
реализации
программы:
данная
дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на полную
реализацию в течение трѐх лет.
Режим занятий, периодичность и продолжительность (группа)
Этапы обучения

Кол-во часов / занятий в неделю

кол-во
часов за
год

1 год обучения

2 часа/ 1раз в неделю (занятие 40
минут, 10 минут перерыв, с
использованием дистанционных
технологий 20 мин)

72

2 год обучения

2 часа/ 2раз в неделю (занятие 40
минут, 10 минут перерыв, с
использованием дистанционных
технологий 20 мин)

72

3 год обучения

2 часа/ 2раз в неделю (занятие 40
минут, 10 минут перерыв, с
использованием дистанционных
технологий 20 мин)

72

1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы: создание условий для личностного творческого
потенциала учащихся, приобщение к эстетическим ценностям, развитие

духовности и эстетической культуры. Формирование основ выбора
профессии и профессионального самоопределения в соответствии с
личностными возрастными особенностями.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с основными законами изобразительного искусства;
-научить применять законы изобразительного искусства на практике, при
выполнении собственной творческой работы;
-познакомить с направлениями в изобразительном искусстве;
- освоение техники модульных учебных блоков программы.
Личностные:
- развивать творческое воображение, память;
-развивать творческий потенциал в процессе освоения образного языка
пластических искусств и приѐмов художественной деятельности по созданию
художественного образа в различных изобразительных материалах и
техниках;
-формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту
профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами
выбора профессии.
- развивать творческую и познавательную активность, художественный труд.
Метапредметные:
- формировать устойчивую положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самостоятельность, уверенность в собственных силах,
ответственность;
- формировать желание участвовать в выставках, конкурсах различного
уровня.
- знакомить обучающихся с востребованными в Краснодарском крае
профессиями и профессиями, которые представлены в «Атласе новых
профессий».
1.3 Учебный план 1 год обучения
№ Название
п/п модуля

Всего часов

теория

практика

1

Рисунок. Теория. 34

6

28

2

Живопись.
Теория.

14

24

38

итого

72

20

52

1 модуль «Рисунок. Теория»
Модуль «Рисунок. Теория» художественной направленности,
является основой всех видов художественного образования. Включает в себя
комплексные знания по теории ведения рисунка, его конструктивные законы
построения, законы линейной и воздушной перспективы, а также законы
работы тоном над созданием пространства и объѐма изображаемых
предметов. Носит академический характер и способствует получению
профессиональных знаний по теории ИЗО.
Обучение по данному
модулю создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного
воспитания личности учащегося, развития познавательной активности и
творческой самореализации.

Цель модуля:
Познакомить с основными законами конструктивного построения, рисования
с натуры, рисования на заданные темы. Освоить композиционное
размещение изображения в заданном формате листа. Пробудить интерес к
истории искусств, изучению творчества художников.
Задачи модуля:
- закрепление ознакомительных знаний о построении и формообразовании
предметов,
- формирование знаний по основам композиции и ритмическому строю
картины;
- изучение законов цветоведения и;
- привитие интереса к живописной культуре и академическому направлению
в творчестве художников;
- воспитание эстетического отношения к действительности,
трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения;
- формирование эстетического и художественного вкуса.
- овладение надпрофессиональными навыками;
формирование профессионального самоопределения в соответствии с
возрастными особенностями.

Учебно- тематический план 1модуля
«Рисунок. Теория»
1 год обучения
№ Название
п/ раздела
п

1

Количество часов
Всего

Вводное занятие 2

Теория Практика

Формы
аттестаци
и/
контроля

1

1

вводный

Правила
техники
безопасности.
Востребованные
профессии в
Краснодарском
крае и «Атлас
новых
профессий».
2

Конструктивное
построение
предметов.

10

2

8

текущий

3

Законы
10
линейной
перспективы.
Информационны
е ресурсы по
профориентации
;

2

8

текущий

4.

Конструктивный 12
натюрморт.

2

10

текущий

итого

7

27

34

Содержание учебного плана 1модуля «Рисунок. Теория»
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. (2 часа)
Цели и задачи: Организационная беседа. Инструктаж по ТБ.

Знакомство с законами композиционного размещения. Знакомство с
востребованными профессиями в Краснодарском крае и Ростовской области
и «Атласом новых профессий».
Материалы: бумага, простые карандаши, ластик.
Тема 2. Конструктивное построение предметов. (10 часов)
Цели и задачи: построение предметов по законам формообразования.
Материалы: бумага, простые карандаши, ластик.
Тема 3. Законы линейной перспективы. (10 часов)
Цели и задачи: построение предметов по законам линейной перспективы.
Информационные ресурсов по профориентации;
Материалы: бумага, простые карандаши, ластик.
Тема 4. Конструктивный натюрморт. (12 часов)
Цели и задачи: конструктивное построение предметов быта по законам
линейной перспективы.
Материалы: бумага, простые карандаши, ластик.

Планируемые результаты обучения 1 модуля
«Рисунок. теория»
1 год обучения
По окончании обучения обучающиеся должны знать:
- основы организации рабочего места,
- приѐмы и правила безопасной работы на занятиях,
- основы композиционного размещения на заданном формате,
- конструктивное построение предметов,
- симметрия и асимметрия,
- последовательность ведения работы,
Уметь:
- грамотно размещать изображение на плоскости листа;
- уметь конструктивно построить предмет быта;
- работать тоном над созданием объѐма предметов;
- работать и общаться в коллективе.
Календарно-учебный график
1 модуль «Рисунок. Теория»

1 год обучения (базовый уровень)
№ Да
та
п\ пл
п ан.
1.

Место
проведен
ия

Форма
контроля

2 занятия Группо
по 40 мин вое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

текущий

10
занятий
по 40мин

Группо
вое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий

2

2 занятия
по40 ми

Группов
ое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №

Текущий
контроль

2

2 занятия
по 40 мин

Группов
ое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

2

2 занятия
по 40 мин

6.

Построение куба.

2

3.Законы
линейной
перспективы.

10

Группов
ое
занятие
2 занятия Группов
по 40 мин ое
занятие
2 занятия Группов
по 40 мин ое
занятие
10
Группо
занятий
вое
по 40 мин занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4
МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4
МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4
МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Итоговый
контроль

5.

Окружность в
перспективе.
Эллипс.
Построение куба.

7.

Линейная
перспектива.

2

2 занятия
по 40 мин

Построение
прямоугольных
предметов.
Построение
окружности.

2

2 занятия
по 40 мин

2

2 занятия
по 40 мин

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4
МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4
МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

8.

Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие

10.

Построение
предметов быта.

2

2 занятия
по 40 мин

Построение
предметов быта.

2

2 занятия
по 40 мин

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4
МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

11.

Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие

2.

3.

4.

9.

Да
та
фа
кт.

Тема занятий

Кол. Время
ч.
провед
занят.

1.Вводное
занятие.

2

10
2.Конструктивно
е построение
предметов.
Закон
композиционного
размещения
изображения на
формате листа.
Формообразовани
е предметов.

2

Форма
занятий

контроль

Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль

Итоговый
контроль
Итоговый
контроль

Текущий
контроль

4.Конструктивн
ый натюрморт.

12

12
Группо
занятий
вое
по 40 мин занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4
МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4
МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4
МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4
МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4
МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

12.

Композиционное
размещение.

2

2 занятия
по 40 мин

13.

Формообразовани
е предметов.

2

2 занятия
по 40 мин

14.

Построение
окружности в
перспективе.
Конструктивное
построение
предметов.
Конструктивное
построение
предметов.
Завершение.

2

2 занятия
по 40 мин

1

2 занятия
по 40 мин

2

2 занятия
по 40 мин

2

2 занятия
по 40 мин

15.

16.

17.

Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие
Группов
ое
занятие

контроль

Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Итоговый
контроль

2 Модуль «Живопись. Теория»
Цель модуля:
Формирование и раскрытие художественно- творческого потенциала
ученика. Знакомство детей теоретическими знаниями по предметуживопись, обучение основам изобразительной грамоты. Развитие
надпрофессиональных навыков.
Задачи модуля:
-познакомить с законами цветоведения;
-познакомить с законом гармонизации цветов;
-познакомить с законом воздушной перспективы;
- научить детей поэтапно вести работу;
Учебно-тематический план 2 модуля «Живопись. Теория»
1 год обучения
№ Название
Количество часов
п/ раздела
Всего Теория Практика Формы
п
аттестации
/ контроля
1

Законы
цветоведен

12

6

6

текущий

ия.
2

Закон
гармонизац
ии цветов.

12

4

8

текущий

3.

Натюрморт. 14

2

12

текущий

Итого

12

26

38

Содержание учебного плана 2 модуля
«Живопись»
1 год обучения
Тема 1. Законы цветоведения. (12 часов)
Теория: Знакомство цветовым кругом. Основные цвета. Составные цвета.
Знакомство с профессией художник-иллюстратор. Пары контрастных цветов.
Хроматические и ахроматические цвета.
Практика: Выполнение выкрасок по теме.
Тема 2. Закон гармонизации цветов. (12 часов)
Теория: Нюансные цветовые сочетания. Контрастные цветовые сочетания.
Практика. Выполнение этюдов.
Тема 3.Натюрморт. (14 часов)
Теория: Основные этапы ведения натюрморта.
Практика. Выполнение цветовых этюдов.
Планируемые результаты обучения 2 модуля
«Живопись.»
1 год обучения
По окончании обучения учащиеся будут знать:
- основные цвета;
- пары контрастных цветов;
- группы хроматических и ахроматических цветов;
- нюансные цветовые сочетания;
- закон гармонизации цвета.
уметь:
- работать с палитрой;
- находить нужные цветовые оттенки;
- вести грамотно работу по законам цветоведения.
Календарно-учебный график
2 модуль «Живопись. Теория»

1 год обучения (базовый уровень)
№
п\п

Дата Дата Тема занятий Кол.
план факт
ч.
.
.
1.Законы
12
цветоведения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Цветовой
круг.

Основные
цвета.

Составные
цвета.

8.

2

Нюансные
цветовые
сочетания.
Контрастные
цветовые
сочетания.

2

2

2 занятия
по 40мин

Групповое
занятие

2 занятия
по 40 мин

2 занятия
по 40 мин

2 занятия
по 40 мин

2

12

Форма
занятий

2 занятия
по 40 мин

2

Ахроматическ 2
ие цвета.

Пары
контрастов.

Время
провед
занят.
12 занятий
по 40 мин

2 занятия
по40 ми

2

Хроматически 2
е цвета.

2.Закон
гармонизаци
и цветов.

7.

Воспитатель
ный
компонент

2

Групповое
занятие

Групповое
занятие

Групповое
занятие

Групповое
занятие

Групповое
занятие

Групповое
занятие

12 занятий Групповое
по 40 мин занятие

2 занятия
по 40 мин

2 занятия
по 40 мин

Групповое
занятие

Групповое
занятие

Место
провед
ения
МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4
МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4
МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4
МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4
МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4
МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4
МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4
МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4
МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4
МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

Форма
контро
ля
Входя
щий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Итогов
ый
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро

ль
9.

. Беседа на
тему:
«Творчество
И. И.
Левитана»

2

2 занятия
по 40 мин

2

12.

Работа с
цветовым
кругом
Выполнение
цветовых
выкрасок.
Свойства
красок.
Беседа на
тему:
«Акварельная
живопись С.
Андрияка»
Цветотон.

2

2 занятия
по 40 мин

13.

3.Натюрморт

14

14 занятий Групповое
по 40 мин занятие

10.

11.

14.

15.

16.

17.

18.

1

2

Выполнение
цветовых
этюдов.

2

2

Гармонизация 2
цветовых
пятен.
Работа над

2 занятия
по 40 мин

Групповое
занятие

Групповое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

Текущ
ий

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

Текущ
ий

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

Текущ
ий

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4
МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

Итогов
ый
контро
ль
Текущ
ий

контро
ль

контро
ль

контро
ль

1

Этапы
ведения
живописного
натюрморта.

Работа над
цветовым
содержанием.

2 занятия
по 40 мин

Групповое
занятие

2

2 занятия
по 40 мин

2 занятия
по 40 мин

2 занятия
по 40 мин

2 занятия
по 40 мин

2 занятия

Групповое
занятие

Групповое
занятие

Групповое
занятие

Групповое
занятие

Групповое
занятие

Групповое

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4
МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4
МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4
МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4
МБОУ

контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ

объѐмом
предметов.
Обобщение.

19.

Завершение.

20.

занятие

по 40 мин

2 занятия
по 40 мин

2

Групповое
занятие

2 занятия
по 40 мин

2

Групповое
занятие

ДО ДТ
Каб.
№4
МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4
МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Итогов
ый
контро
ль

Учебный план 2 год обучения
№

Название
модуля

Всего
часов

Воспитательн
ый компонент

теория

практика

1

Рисунок.
Теория.

34

2

2

30

2

Живопись.
Теория.

38

3

5

30

итого

72

5

7

60

п/п

1 модуль «Рисунок. Теория»
Модуль «Рисунок. Теория» художественной направленности,
является основой всех видов художественного образования. Включает в себя
комплексные знания по теории ведения рисунка, его конструктивные законы
построения, законы линейной и воздушной перспективы, а также законы
работы тоном над созданием пространства и объѐма изображаемых
предметов. Носит академический характер и способствует получению
профессиональных знаний по теории ИЗО.
Обучение по данному
модулю создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного
воспитания личности учащегося, развития познавательной активности и
творческой самореализации.
Цель модуля:
Продолжить работу над изучением основных законов конструктивного
построения, рисования с натуры, рисования на заданные темы. Отработать
композиционное размещение изображения в заданном формате листа.
Пробудить интерес к истории искусств, изучению творчества художников.

Задачи модуля:
- закрепление знаний о построении и формообразовании предметов,
- формирование знаний по основам композиции и ритмическому строю
картины;
- привитие интереса к графической культуре и академическому направлению
в творчестве художников;
- воспитание эстетического отношения к действительности,
трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения;
- формирование эстетического и художественного вкуса.
Учебно- тематический план 1модуля
«Рисунок. Теория»
2 год обучения
№ Название
п/ раздела
п

1

Вводное
занятие

Количество часов
Всего Теория

Практи
ка

Формы
аттестаци
и/
контроля

2

2

-

вводный

10

-

10

текущий

Правила
техники
безопасности
.
2

Конструктив
ное
построение
предметов
сложной
формы.

3

Законы
8
линейной
перспективы.

2

6

текущий

4.

Конструктив
ное
построение
гипсовой
капители.

2

12

текущий

14

итого

34

6

28

Содержание учебного плана 1модуля «Рисунок. Теория»
2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. (2 часа)
Цели и задачи: Организационная беседа. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с законами композиционного размещения.
Материалы: бумага, простые карандаши, ластик.
Тема 2. Конструктивное построение предметов сложной формы. (10
часов)
Цели и задачи: построение предметов по законам формообразования.
Материалы: бумага, простые карандаши, ластик.
Тема 3. Законы линейной перспективы. (8 часов)
Цели и задачи: построение предметов по законам линейной перспективы.
Материалы: бумага, простые карандаши, ластик.
Тема 4. Конструктивное построение гипсовой капители. (14 часов)
Цели и задачи: построение предмета сложной конструкции с учѐтом законов
линейной перспективы.
Материалы: бумага, простые карандаши, ластик.
Планируемые результаты обучения 1 модуля
«Рисунок. теория»
2 год обучения
По окончании обучения обучающиеся должны знать:
- основы организации рабочего места,
- приѐмы и правила безопасной работы на занятиях,
- основы композиционного размещения на заданном формате,
- конструктивное построение предметов сложных форм,
-симметрия и асимметрия, характер предметов,
-последовательность ведения работы,
Уметь:
-грамотно размещать изображение на плоскости листа;
- уметь конструктивно построить предмет быта повышенной сложности,
- работать тоном над созданием объѐма предметов;
- работать и общаться в коллективе.

Календарно-учебный график
1 модуль «Рисунок. Теория»
2 год обучения (базовый уровень)
№ Дата
п\п план.
1.

2.

Дата
факт.

Тема занятий
1.Вводное занятие.

2.Конструктивное
построение
предметов
повышенной
сложности.
Закон
композиционного
размещения
изображения на
формате листа.

Кол. Время
ч.
провед
занят.
2
2
занятия
по 40
мин

Форма
занятий
Группо
вое
занятие

Место
Форма
проведе контроля
ния
МБОУ
текущий
ДО ДТ
Каб. №4

10

10
занятий
по
40мин

Группо
вое
занятие

МБОУ
Текущий
ДО ДТ
Каб. №4 контроль

2

2
занятия
по40 ми

Группов
ое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №

Текущий
контроль

2
занятия
по 40
мин

Группов
ое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

3.

Беседа на тему:
«Творчество
художниковграфиков»

4.

Формообразование
предметов.
Окружность в
перспективе. Эллипс.

2

2
занятия
по 40
мин

Группов
ое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Итоговый
контроль

5.

Построение куба.

2

2
занятия
по 40
мин

Группов
ое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

6.

Построение куба.

2

2
занятия
по 40
мин

Группов
ое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

3.Законы линейной
перспективы.

8

8
занятий
по 40
мин

Группо
вое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий

2
занятия

Группов
ое

МБОУ
ДО ДТ

Текущий
контроль

7.

Линейная
перспектива.

2

контроль

по 40
мин

занятие

Каб. №4

8.

Построение гипсовой
капители.

2

2
занятия
по 40
мин

Группов
ое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

9.

Построение гипсовой
капители

2

2
занятия
по 40
мин

Группов
ое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

10.

Построение и работа
тоном над объѐмом
шара.

2

2
занятия
по 40
мин

Группов
ое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Итоговый
контроль

4.Конструктивное
построение гипсовой
капители.

14

14
занятий
по 40
мин

Группо
вое
занятие

МБОУ
Текущий
ДО ДТ
Каб. №4 контроль

11.

Композиционное
размещение предмета.

2

2
занятия
по 40
мин

Группов
ое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

12.

Конструктивное
построение.

2

2
занятия
по 40
мин

Группов
ое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

13.

Конструктивное
построение.

2

2
занятия
по 40
мин

Группов
ое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

14.

Конструктивное
построение.

2

2
занятия
по 40
мин

Группов
ое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

15.

Лѐгкий тональный
разбор.

2

2
занятия
по 40
мин

Группов
ое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

16.

Обобщение.

2

2
занятия
по 40
мин

Группов
ое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

Завершение.

17.

2

2
занятия
по 40
мин

Группов
ое
занятие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Итоговый
контроль

2 Модуль «Живопись».
Цель модуля:
Формирование и раскрытие художественно- творческого потенциала
ученика. Знакомство детей теоретическими знаниями по предметуживопись, обучение основам изобразительной грамоты.
Задачи модуля:
-закрепить с законы цветоведения;
-продолжить знакомство с законом гармонизации цветов;
-работа над освоением законов воздушной перспективы;
- отработать этапность работы над постановкой;
Учебно-тематический план 2 модуля «Живопись. Теория»
2 год обучения
№ Название
Количество часов
п/ раздела
Всего Теория Практика Формы
п
аттестаци
и/
контроля
1

Законы
цветоведения.

12

2

10

текущий

2

Законы
гармонизации
цветов.

12

2

10

текущий

3.

Живописный
натюрморт.

14

2

12

текущий

Итого

38

6

32

Содержание учебного плана 2 модуля
«Живопись. Теория»
2 год обучения
Тема 1. Законы цветоведения. (12 часов)
Теория: Работа с цветовым кругом. Основные цвета. Составные цвета. Пары
контрастных цветов. Хроматические и ахроматические цвета.
Практика: Выполнение этюдов по теме.
Тема 2. Закон гармонизации цветов. (12 часов)
Теория: Нюансные цветовые сочетания. Контрастные цветовые сочетания.
Практика. Выполнение этюдов.
Тема 3. Живописный натюрморт. (14 часов)
Теория: Последовательность выполнения натюрморта.
Практика. Выполнение цветовых этюдов.
Планируемые результаты обучения 2 модуля
«Живопись. Теория»
2 год обучения
По окончании обучения учащиеся будут знать:
- основные цвета;
- пары контрастных цветов;
- группы хроматических и ахроматических цветов;
- нюансные цветовые сочетания;
- закон гармонизации цвета.
уметь:
- работать с палитрой;
- находить нужные цветовые оттенки;
- вести грамотно работу по законам цветоведения.
Календарно-учебный график
2 модуль «Живопись. Теория»
1 год обучения (базовый уровень)
№
п\п

1.

Дата Дата Тема занятий
план факт
.
.

Кол.
ч.

1.Законы
цветоведения

12

Цветовой круг.

2

Время
провед
занят.

Форм
а
занят
ий
12
Груп
заняти повое
й по 40 занят
мин
ие
2

Груп

Место
проведе
ния

Форма
контроля

МБОУ
Входящи
ДО ДТ
й
Каб. №4 контроль
МБОУ

Текущий

заняти
я по
40мин

повое
занят
ие

ДО ДТ
Каб. №4

контроль

2.

Работа с контрастами.

2

2
заняти
я по40
ми

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

3.

Составные цвета.

2

2
заняти
я по 40
мин

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

4.

Хроматические цвета.

2

2
заняти
я по 40
мин

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Итоговый
контроль

5.

Ахроматические цвета.

2

2
заняти
я по 40
мин

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

6.

Пары контрастов.

2

2
заняти
я по 40
мин

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

2.Закон гармонизации
цветов.

12

12
заняти
й по 40
мин

Груп МБОУ
Текущий
повое ДО ДТ
занят Каб. №4 контроль
ие

7.

Нюансные цветовые
сочетания.

2

2
заняти
я по 40
мин

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

8.

Контрастные цветовые
сочетания.

2

2
заняти
я по 40
мин

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Итоговый
контроль

9.

Работа с цветовым
кругом.

2

2
заняти
я по 40
мин

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Итоговый
контроль

10.

Выполнение цветовых
этюдов.

2

2
заняти
я по 40

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

мин
11.

Свойства красок.

2

2
заняти
я по 40
мин

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

12.

Цветотон.

2

2
заняти
я по 40
мин

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

3.Живописный
натюрморт.

14

14
заняти
й по 40
мин

Груп МБОУ
Текущий
повое ДО ДТ
занят Каб. №4 контроль
ие

13.

Композиционное
размещение.

2

2
заняти
я по 40
мин

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

14.

Конструктивное
построение предметов.

2

2
заняти
я по 40
мин

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Итоговый
контроль

15.

Цветовые этюды.

2

2
заняти
я по 40
мин

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

16.

Глубина в натюрморте.

2

2
заняти
я по 40
мин

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

2

2
заняти
я по 40
мин

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

17.

18.

Объѐм предметов.
Цветовые отношения.

2

2
заняти
я по 40
мин

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Текущий
контроль

19.

Завершение.

2

2
заняти
я по 40
мин

Груп
повое
занят
ие

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

Итоговый
контроль

Учебный план 3 год обучения
№

Название модуля

Всего часов теория

практика

1

Рисунок. Теория.

34

10

22

2

Живопись. Теория.

38

14

21

итого

72

24

43

1 модуль «Рисунок. Теория»
Модуль «Рисунок. Теория» художественной направленности,
является основой всех видов художественного образования. Включает в себя
комплексные знания по теории ведения рисунка, его конструктивные законы
построения, законы линейной и воздушной перспективы, а также законы
работы тоном над созданием пространства и объѐма изображаемых
предметов. Носит академический характер и способствует получению
профессиональных знаний по теории ИЗО.
Обучение по данному
модулю создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного
воспитания личности учащегося, развития познавательной активности и
творческой самореализации.
Цель модуля:
Продолжить работу над изучением основных законов конструктивного
построения, рисования с натуры, рисования на заданные темы. Научиться
передавать материальность и фактуру предметов. Отработать
композиционное размещение изображения в заданном формате листа.
Закрепить интерес к истории искусств, изучению творчества художников.
Задачи модуля:
- закрепление знаний о построении и формообразовании предметов,
- отработать навыки передачи объѐма и материальности предметов;
- развитие интереса к графической культуре и академическому направлению
в творчестве художников;
- воспитание эстетического отношения к действительности,
трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения;
- формирование эстетического и художественного вкуса.
Учебно- тематический план 1модуля

№ Название
п/ раздела
п

1

Вводное
занятие

«Рисунок. Теория»
3 год обучения
Количество часов
Всего

Теория Практика

Формы
аттестации
/ контроля

2

2

-

вводный

Правила
техники
безопасности.
2

Конструктивн
ое построение
предметов
сложной
формы.

9

1

8

текущий

3

Законы
линейной
перспективы.

9

1

8

текущий

4.

Натюрморт из 14
предметов
быта.

2

12

текущий

итого

6

28

34

Содержание учебного плана 1модуля «Рисунок. Теория»
3 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. (2 часа)
Цели и задачи: Организационная беседа. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с законами композиционного размещения.
Материалы: бумага, простые карандаши, ластик.
Тема 2. Конструктивное построение гипсовой головы античного героя.
(10 часов)
Цели и задачи: построение по законам формообразования.
Материалы: бумага, простые карандаши, ластик.
Тема 3. Законы линейной перспективы. (8 часов)
Цели и задачи: построение предметов повышенной сложности по законам
линейной перспективы.

Материалы: бумага, простые карандаши, ластик.
Тема 4. Натюрморт из предметов быта. (14 часов)
Цели и задачи: построение предметов повышенной сложности по законам
линейной перспективы с лѐгким тональным разбором.
Материалы: бумага, простые карандаши, ластик.
Планируемые результаты обучения 1 модуля
«Рисунок. теория»
3 год обучения
По окончании обучения обучающиеся должны знать:
- основы организации рабочего места,
- приѐмы и правила безопасной работы на занятиях,
- основы композиционного размещения на заданном формате,
- конструктивное построение предметов сложных форм,
- профессиональную терминологию,
-последовательность ведения работы,
- этапы ведения работы над построением гипсовой головы.
Уметь:
-грамотно размещать изображение на плоскости листа;
- уметь конструктивно построить предмет повышенной сложности,
- работать тоном над созданием объѐма и материальности предметов;
- работать и общаться в коллективе.
Календарно-учебный график
1 модуль «Рисунок. Теория»
3 год обучения (базовый уровень)
№ Да
п\п та
пл
ан.
1.

2.

Дат
а
фак
т.

Тема занятий

Кол. Время
ч.
провед
занят.

Форма
заняти
й

Место
провед
ения

Форма
контро
ля

1.Вводное занятие.

2

2
занятия
по 40
мин

Групп
овое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

текущ
ий

2.Конструктивное построение
гипсовой головы античного
героя.

10

10
занятий
по
40мин

Групп
овое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

Текущ
ий

2
занятия
по40 ми

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №
е

Закон композиционного
размещения изображения на
формате листа.

2

контро
ль
Текущ
ий
контро

3.

4.

5.

6.

Формообразование предметов.

Этапы построения.

Этапы построения.

Этапы построения.

3.Законы линейной
перспективы.

7.

8.

9.

10.

Линейная перспектива.

Построение гипсовой капители.
Построение и работа тоном над
объѐмом шара.

2

2

2

2

8

2

2

Беседа на тему: «Скульптура
Веры Мухиной»

Построение предметов быта
сложной конструктивной формы.

4.Натюрморт из предметов
быта.

2

14

2
занятия
по 40
мин

Группо
вое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

2
занятия
по 40
мин

Группо
вое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

2
занятия
по 40
мин

Группо
вое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

2
занятия
по 40
мин

Группо
вое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

8
занятий
по 40
мин

Групп
овое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

2
занятия
по 40
мин

Группо
вое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

2
занятия
по 40
мин

Группо
вое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

2
занятия
по 40
мин

Группо
вое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

2
занятия
по 40
мин

Группо
вое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

14
занятий
по
40мин

Групп
овое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

ль
Текущ
ий
контро
ль
Итогов
ый
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Итогов
ый
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Попозиционное размещение
предметов.

Конструктивное построение.

Конструктивное построение.

Тональный разбор.

2

2

2

Работа над объѐмом предметов.

Работа над объѐмом предметов

Завершение.

2

2

2

2

2
занятия
по40 ми

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №
е

2
занятия
по 40
мин

Группо
вое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

2
занятия
по 40
мин

Группо
вое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

2
занятия
по 40
мин

Группо
вое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

2
занятия
по 40
мин

Группо
вое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

2
занятия
по 40
мин

Группо
вое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

2
занятия
по 40
мин

Группо
вое
заняти
е

МБОУ
ДО ДТ
Каб.
№4

2 Модуль «Живопись. Теория»
Цель модуля:
Формирование и раскрытие художественно- творческого потенциала
ученика. Знакомство детей теоретическими знаниями по предметуживопись, обучение основам изобразительной грамоты.
Задачи модуля:
- закрепить с законы цветоведения;
- продолжить знакомство с законом гармонизации цветов;
- работа над освоением законов воздушной перспективы;

ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Текущ
ий
контро
ль
Итогов
ый
контро
ль

- отработать этапность работы над постановкой;
- отработать навыки передачи объѐма предметов;
- освоить передачу материальности.

№
п/п

Учебно-тематический план 2 модуля «Живопись. Теория»
3 год обучения
Название
Количество часов
Формы
раздела
аттестаци
Всего
Теория Практика и/
контроля

1

Законы
цветоведения.

13

2

11

текущий

2

Законы
гармонизации
цветов.

12

2

10

текущий

3.

Натюрморт.

13

2

11

текущий

Итого

38

6

32

Содержание учебного плана 2 модуля
«Живопись. Теория»
3 год обучения
Тема 1. Законы цветоведения. (10 часов)
Теория: Работа с цветовым кругом. Основные цвета. Составные цвета. Пары
контрастных цветов. Хроматические и ахроматические цвета.
Практика: Выполнение этюдов по теме.
Тема 2. Закон гармонизации цветов. (10 часов)
Теория: Нюансные цветовые сочетания. Контрастные цветовые сочетания.
Практика. Выполнение этюдов.
Тема 2. Натюрморт. (14 часов)
Теория: этапы ведения живописного натюрморта.
Практика. Выполнение цветовых этюдов.
Планируемые результаты обучения 2 модуля
«Живопись. Теория»
3 год обучения

По окончании обучения учащиеся будут знать:
- основные цвета;
- пары контрастных цветов;
- группы хроматических и ахроматических цветов;
- нюансные цветовые сочетания;
- закон гармонизации цвета.
уметь:
- работать над пространством в постановке;
- передавать объѐм предметов;
- освоить передачу материальности .
Календарно-учебный график
2 модуль «Живопись. Теория»
3 год обучения (базовый уровень)
№
п\п

1.

2.

3.

4.

5.

Дата
план.

Дата Тема занятий
факт
.
1.Законы цветоведения

Цветовой круг.
Беседа на тему: «Творчество
художников Передвижников»
Работа с контрастами.

Составные цвета.

Работа над объѐмами
предметов.

Работа над материальностью
предметов.

2.Закон гармонизации цветов.

Кол.
ч.
10

2

2

2

2

2

10

Время
провед
занят.
10
занятий
по 40
мин

Форма
заняти
й
Групп
овое
заняти
е

Место
проведе
ния
МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

2
занятия
по
40мин

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4
е

2
занятия
по40 ми

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4
е

2
занятия
по 40
мин

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4
е

2
занятия
по 40
мин

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4
е

2
занятия
по 40
мин

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4
е

10
занятий

Групп
овое

МБОУ
ДО ДТ

Форма
контрол
я
Входящ
ий
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Нюансные цветовые сочетания.

Контрастные цветовые
сочетания.

Работа с цветовым кругом.

Выполнение цветовых этюдов.

Свойства красок. Цветотон.

2

2

2

2

2

по 40
мин

заняти
е

Каб. №4

2
занятия
по 40
мин

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4
е

2
занятия
по 40
мин

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4
е

2
занятия
по 40
мин

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4
е

2
занятия
по 40
мин

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4
е

2
занятия
по 40
мин

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4
е

3.Натюрморт.

14

14
занятий
по 40
мин

Групп
овое
заняти
е

Композиционное размещение.

2

2
занятия
по 40
мин

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4
е

2
занятия
по 40
мин

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4
е

2
занятия
по 40
мин

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4
е

2
занятия
по 40

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4

Конструктивное построение.

Работа цветом.

Работа над глубиной в
натюрморте.

2

2

2

МБОУ
ДО ДТ
Каб. №4

контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Итоговы
й
контрол
ь
Итоговы
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й

15.

16.

17.

18.

Работа над объѐмом предметов.

Работа над объѐмом предметов.

Обобщение.

Завершение.

2

2

2

2

мин

е

2
занятия
по 40
мин

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4
е

2
занятия
по 40
мин

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4
е

2
занятия
по 40
мин

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4
е

2
занятия
по 40
мин

Группо МБОУ
вое
ДО ДТ
заняти Каб. №4
е

контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Итоговы
й
контрол
ь

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
2.1 Условия реализации программы.
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники
безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен
иметь хорошее освещение и периодически проветриваться.
Материально-техническое обеспечение программы включает:
1.
Мольберты;
2.
Информационные материалы на сайте, посвященном данной
дополнительной образовательной программе;
3.
Наглядный и учебный материал (натюрмортный фонд, гипсовые
фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии
должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения
натюрмортных постановок;
4.
Натюрмортный фонд;
5.
Классная доска.

Формы аттестации:
Для определения результативности образовательной программы
педагогом осуществляется:
- входящий,
- промежуточный,
- итоговый контроль,
- мониторинг.
Оценка знаний и умений детей – это вспомогательный процесс который
способствует успешному течению всего образовательного процесса
в кружке, где дети не только обучаются, но и имеют широкие возможности
для разнообразных форм общения и творческой самореализации.
Оценочные материалы.
Критерии оценки ЗУН к итоговому и промежуточному контролю.
Цель: выявить знания и умения учащихся за полугодие.
Форма контроля: выставка.
В завершении полугодия проводится выставка творческих работ
учащихся выполненных на занятиях по рисунку, живописи и станковой
композиции.
показатели
Количество
выполненных
работ
Качество
выполненных
работ

Высокий
уровень (5 б.)
3

Средний уровень Низкий уровень
(4 б.)
(3 б)
2
1

Учитывая
С небольшими С небольшими
законы рисунка недочётами
недочётами
и живописи

Форма занятия:
1.
Вводное занятие.
2.
Групповая форма
подходом.
3.
Урок – экскурсия.

с

ярко

выраженным

индивидуальным

Формы контроля
• текущий;
• итоговый.
Текущий контроль проходит в виде просмотр готовых работ педагогом.

Итоговый контроль по темам проходит в виде выставки оформленных
работ.
Условия реализации:
Реализация программы
Продолжительность занятий 40 минут.
Реализация программы происходит на основе принципов организации
педагогического процесса:
-принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой,
предполагающий необходимость связи теоретических знаний и
практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой
практикой;
-принцип научности как, требование соответствия содержания, форм и
методов образования современному уровню развития живописи и рисунка;
-принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный
на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных
форм организации педагогического процесса;
-принцип преемственности, последовательности и систематичности
педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных
знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их
последовательное развитие и совершенствование;
-принцип
наглядности
как
отражение
взаимозависимости
интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;
Также, в рамках реализации программы необходимо учитывать такие
принципы управления деятельностью воспитанников, как:
-принцип сочетания педагогического управления с развитием
инициативы и самостоятельности воспитанников;
-принцип сознательности и активности учащихся в целостном
педагогическом процессе, требующий от педагога организации такого
взаимодействия с воспитанником, в котором последний мог выступать в
активной роли;
-принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной
требовательностью к нему;
-принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников при организации их деятельности.
Кадровое обеспечение
Программу составила педагог дополнительного образования
Хлебникова Татьяна Юрьевна. Образование средне специальное. В 2001 году

окончила Ростовское художественное училище им. М. Грекова. Художник
живописец с правом преподавания. Педагогического стажа 20 лет.
Сведения о повышении квалификации: Сведения о повышении
квалификации: С 01.004.2022 по 15.04.2022 курсы повышения квалификации
по дополнительной профессиональной программе «Методика преподавания
декоративно-прикладного искусства и инновационные подходы к
организации образовательного процесса» в объѐме 72 часа. С 12.02.2021 по
26.02.2021 курсы повышения квалификации по дополнительной
профессиональной программе «Социализация детей с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью в системе дополнительного
образования: возможности и перспективы» в объѐме 72 часа.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для обучения детей живописи и рисованию используются
разнообразные методы и приемы.
Методы
Наглядный

Приѐмы
Знакомство с картинами известных художников живописцев.
Анализ их работ. Изучение приѐмов композиции на примере
предложенных картин.

Информационно- Изучение формы предмета, перед непосредственным его
рисованием, посредством тактильных ощущений. Изучение
рецептивный
фактуры и материальности предметов.
Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и
демонстрация примеров, грамотного поэтапного ведения
работы.

Индивидуальнофронтальный
С помощью педагога решение сложных постановочных задач.
Материально-техническое обеспечение программы
1). Предметы декоративно-прикладного искусства.
2). Репродукции картин известных художников.
3). Муляжи.
4). Драпировки.
5). Гипсовые предметы.
6). Софиты.

Список литературы
Для учащихся.
1.
Художественная галерея. (4 папки).2005 год.de Agostini/
2.
Музей Московского кремля. Великие музеи мира «ДиректМедиа» 2011 год.
3.
Государственный музей изобразительного искусства им.
А.С.Пушкина. . Великие музеи мира« Директ- Медиа» 2011год
4.
Старая национальная Галерея. Великие музеи мира «ДиректМедиа» 2011год.
5.
Лондонская национальная картинная галерея. Великие музеи
мира «Директ- Медиа». 2011год
6.
Русский музей. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год
7.
Третьяковская галерея. Великие музеи мира «Директ- Медиа»
2011год
8.
Прадо. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год
9.
Лувр. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год
10. Египетский музей. Великие музеи мира «Директ- Медиа»
2011год
11. Метрополитен. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год
12. Эрмитаж. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год
13. Азбука Русской живописи. «Белый город» 2005 год.
14. И. И. Левитан. «Белый город» 2000 год.
15. Техника рисования фигуры человека в движении. Рисунок. «
Эксмо» 2004 год.
16. Рисунок. Джованни Чиварди. Художественный портрет.
«Эксмо». 2004 год.
17. И. Е. Репин. «Арт-Родник» 2001 год.
Для преподавателя.
1.
Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия. Русская
живопись от иконописи до авангарда. «Москва». 2007 год.
2.
Рафаэль. Abrams. 2003 год.
3.
Искусство Москва. «Педагогика- Пресс». 2002 год.
4.
В. Перов. Из собрания государственной Третьяковской галереи.
«Изобразительное искусство». 1984 год.
5.
В. Васнецов. Из собрания государственной Третьяковской
галереи. «Изобразительное искусство». 1984 год.
6.
И. Репин. Из собрания государственной Третьяковской галереи.
«Изобразительное искусство». 1987 год.
7.
Журнал «Юный художник».
8.
Школа изобразительного искусства. 10 томов. «Академия
Художеств».
9.
Русские художники от А до Я. Москва «Слово» 1996 год.

10. Графика

юга

России

XXI

век.

Ростов-на-дону

2013

год.

Приложение 1

Приложение 2
Раздел воспитания.
Цель- патриотическое воспитание учащихся на занятиях по живописи,
рисунку и станковой композиции.
Уроки ИЗО обладают большим потенциалом, знакомясь с творчеством
известных художников- приобщаются к миру искусства, приобретают
неотчуждѐнное, бескорыстное отношение к миру, формируют эстетическую
культуру.
Приобщаясь к наследию отечественного и мирового искусства, воспитывают
потребность в постоянном развитии творческой личности и способствуют
формированию индивидуальности.

Задачи:
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональноценностного отношения к миру.
- откликаться на красоту и многообразие окружающего мира в разных его
проявлениях, видеть, эмоционально воспринимать богатство форм, цвета,
элементов украшений в природном мире, созданном человеком.
- сопереживать, проявлять ко всему заботливое, доброе, чуткое,
внимательное отношение и выражать его в художественных видах
деятельности.
Планируемые формы и методы воспитания:
- развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала;
создаются благоприятные условия для формирования положительных
черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);
- закладываются нравственные основы личности (ответственности за
порученное дело, умение заниматься в коллективе);
- сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью,
доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
- прививается культура чувств.
Организационные условия:

подбор интересного материала;

использование простых и сложных средств;

построение логической последовательности хода и логической
завершенности в соответствии с поставленной целью материала.

Выравнивание и просчѐт по продолжительности мероприятия в

соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.
Календарный план воспитательной работы

Январь

Декабр
ь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Дата проведения

Тема мероприятия

Форма
проведения

Проведение инструктажа по
ТБ.
Беседа «Война и мри в
картинах В.В. Верещагина»

Беседа

Воспитание
здорового образа
жизни
Духовнонравственное

Беседа «Спешить делать
добро. Что такое доброта»

Духовнонравственное

Беседа о дне пожилых
людей «Бабушка и дедушкаисточник мудрости»

Духовнонравственное

Беседа

День народного единства
«В единстве наша сила!»

Гражданскопатриотическое

Беседа «Сюжетная
композиция в картинах В.Д.
Поленова»

Духовнонравственное

Беседа

День Матери: «Самый
дорогой человек».

Духовнонравственное

Беседа, посвященная
правилам безопасности в
новогодние праздники
«Азбука безопасности».

Беседа

Воспитание
здорового образа
жизни

Беседа

Духовнонравственное

Беседа на тему: «Художниксказочник В,М Васнецов».

Беседа «Будем вежливы».
Февраль

Направление
воспитательной
работы

Беседа на тему:
«Освобождение Кущѐвской
от немецко-фашистких
захватчиков».

эстетическое
Беседа

Духовнонравственное

Март
Апрель

Беседа на тему: «Наши
защитники- наши герои.

Гражданскопатриотическое

Беседа: «Образ женщины в
творчестве художников».
Беседа на тему: «Добрые
дела».

Духовнонравственное
Духовнонравственное

Беседа «Такой далекий
космос», посвященная Дню
космонавтики.
Подготовка работ и участие
в отчѐтной выставке.
Беседа к празднованию Дня
Победы «Мы помним и
гордимся!».
Беседа на тему: «Искусство
натюрморта в творчестве
Русских художников»

Май

Творческий отчѐт

Беседа

Беседа

Беседа

Беседа
Выставка
,
демонстр
ация
работ
декорати
вноприкладн
ого
творчеств
а

Учебнопознавательная
Учебнопознавательная
Гражданскопатриотическое
Духовнонравственное
Эстетическое
воспитание

Приложение 3
Индивидуальный образовательный маршрут

Ф.И.О обучающегося: ___________________________________________
Объединение: _________________________________________________
Цель: ________________________________________________________
Задачи: ______________________________________________________
Срок реализации программы: ___________________________________

Название и Название и
№ раздела № темы
программы

Кол-во
часов

Формы и
методы
изучения
учебного
материал
а

Образовательн Формы
ые
проверк
результаты, их и, сроки
сроки

Индивидуальные
результаты, сроки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».