13. Акварель+

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативно – правовая база……………………………………………… 3
2. Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
2.1 Пояснительная записка……………………………………………..............4
2.2 Цель и задачи программы…………………………………………............ 6
2.3 Учебный план программы ………………………………………………...7
2.4 Планируемые результаты ………………………………………………......
.8
3. Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации ………………………………………….. 10
3.1 Календарный учебный график
…………………………………………………………10
3.2 Раздел воспитания ………………………………………………………………………..….
11
3.3 Условия реализации программы ………………………………...……….12
3.4 Формы аттестации ………………………………………………………… 13
3.5 Оценка планируемых результатов……………………..……………...... 14
3.6 Методические материалы …………………………………………………. 14
3.7 Список литературы…………………………………...…………………......16

2

1. Нормативно-правовая база.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной
Думой 21.12.2013;
2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р;
4. Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка» от 07 декабря 2018г.;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодѐжи»;
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо
Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242;
7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий,
письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04;
8. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего
одной из национальных целей развития Российской Федерации
предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
9. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
10. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298-н « Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28
августа 2018 года, регистрационный № 25016);
12. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 « Об утверждении санитарных
правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования

3

к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (гл.VI);
13. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных
общеобразовательных программ и программ электронного обучения 2020 г.;
14. Устав Муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования Дом творчества.
2. Раздел I. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты.

2. 1. Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Программа составлена в соответствии с общей концепцией воспитания,
на основе нормативных документов, с учетом современных методик и форм
обучения.
Приоритетным направлением воспитательной работы с детьми сегодня
становится гражданско-патриотическое воспитание, которое направлено на
формирование гражданско-патриотического сознания юных граждан России
как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства
общества. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы
гражданско-патриотического
воспитания,
так
как
это
период
самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных
идеалов, поэтому во время занятий с детьми проводятся беседы по
гражданско-патриотическому воспитанию.
Программа «Акварель» направлена на социально-экономическое
развитие муниципального образования Кущѐвский район и всего
региона в целом, в соответствии со стратегией социально-экономического
развития муниципального образования Кущевский район, утвержденной
Решением совета муниципального образования Кущевский район от 16
декабря 2020 года.
I.
1.2.Новизна,
актуальность,
практическая
значимость
и
педагогическая целесообразность.
Новизна программы в том, что обучающиеся овладевают
самыми
несложными,
но доступными и
красочными
видами
изобразительного творчества, используя новые технологии: технологии КТД,
технологии
исследовательского
(проблемного)
обучения,
игровые
технологии. Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека
всесторонне и гармонически развитого. Поэтому также новизной данной
образовательной
программы
является
понимание
приоритетности

4

воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта воспитанника,
его морально-волевых и нравственных качеств.
Художественное детское творчество является одним из важных
способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует
развитию устойчивого интереса творчеству.
Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:
1.
Постановка творческой задачи;
2.
Сбор и изучение нужной информации;
3.
Поиск конкретного решения задачи;
4.
Воплощение творческого замысла.
В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к
моделированию простейших механизмов.
Новизна программы заключается в том, что образовательный процесс
осуществляется
с
применением
информационно-коммуникационных
технологий, использованием методов и приемов дистанционного обучения
при опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога.
Программа реализуется в сетевой форме совместно
с МУК
«Районная межпоселенческая библиотека». Сетевое взаимодействие
осуществляется на основе Положения о реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме и
договора о сетевом взаимодействии. Приложение 1.
Новизной данной программы является то, что по форме организации
образовательного процесса она является модульной и состоит из двух
модулей:
Модуль 1: Основы рисунка, основы графики.
Модуль 2: Основы живописи, основы цветоведения.
Также новизна данной программы заключается в том, что графика и
живопись не изучаются на уроках в общеобразовательной школе. Программа
«Акварель+» составлена с учѐтом особенностей контингента детей:
доступность теоретического и практического материала, небольшие
материальные затраты, зримые результаты работы.
Актуальность программы в самом целеполагании отражающее
общую тенденцию к возрождению популярности рисования среди детей,
поиску новых техник, внесению новых веяний в традиционные виды
изобразительного искусства. Через приобщение детей к инновационным
видам творчества изодеятельность оказывает влияние на формирование их
художественного вкуса, открывающего простор для последующего развития
и совершенствования, развивает широту интересов, помогает познать и

5

развить собственные способности и возможности. На основе эстетических
знаний и художественного опыта у учащихся младшего школьного возраста
складывается отношение к собственной художественной деятельности, что в
дальнейшем способствует изменению отношения ребенка к процессу
познания.
Практическая значимость:
- раздвигает границы видения и осознания красоты и гармонии окружающего
мира;
-возможность
приобретения
первичных
навыков
собственной
художественно-творческой деятельности;
-приобретение социальных знаний для устойчивого познавательного
интереса к творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что она
направлена на мотивацию личности к творчеству и познанию, а так же:
- обеспечивает тесное взаимодействие учащегося и педагога, помогающего
реализовать творческую идею учащегося не только в рамках занятия;
- стимулирует проявление собственной творческой фантазии и
самостоятельные креативные поиски;
- мотивирует учащегося заниматься данным видом деятельности
по
программам базового уровня.
I. 1.3. Отличительные особенности данной программы от уже
существующих программ художественной направленности заключаются в
том, что за короткое время дети имеют возможность ознакомиться с
широким спектром направлений изобразительной деятельности. В обучении
каждый учащийся поэтапно формирует творческие способности через
овладение креативными видами рисования. Чем богаче фантазия, тем
большее количество поделок можно придумать. В современном понятии
занятие искусством – это творчество не только педагога, но и ученика.
Поэтому для совершенствования творческого потенциала учащихся
используются такие методы работы как занятие-игра, занятие - вернисаж,
виртуальная или целевая экскурсия, путешествие, праздник искусств.
Программой предусмотрена работа с одаренными детьми, созданы
условия для развития творческих способностей одаренных детей, их
самореализации в условиях дифференцированного и индивидуального
обучения. Организация учебного процесса построена следующим
образом:
проведение
нестандартных
занятий,
использование
современных образовательных технологий на занятиях, включение
детей в исследовательскую деятельность, выставки творческих работ,
участие в конкурсах. На занятиях применяется индивидуальный подход
ко всем детям, индивидуальные задания повышенной сложности для
одарѐнных детей и выбор модулей и уровня сложности для детей с
ограниченными особенностями здоровья.
I. 1.4. Адресат программы

6

Принимаются дети по персонифицированному индивидуальному
сертификату (ПФДОД) в возрасте
от 6 до 10 лет не имеющие
предварительной подготовки. При приѐме учитывается личный интерес и
мотивация к данному виду деятельности. Наполняемость группы
регламентируется Уставом учреждения. Группы формируются по
возрастному принципу, численный состав обучающихся 10 – 15 человек,
учитывая площадь помещения согласно требованиям СанПиН. Привлечение
обучающихся в детское объединение, проходит в форме мастер-классов,
рекламных объявлений, бесед с родителями.
Допускается зачисление новых учащихся в течение учебного года.
В
программе
предусмотрено
участие
детей
с
особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья; талантливых (одарѐнных, мотивированных) детей;
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих
противопоказания по состоянию здоровья, что должна подтверждать справка
от педиатра.
В
программе
предусмотрено
участие
детей
с
особыми
образовательными потребностями, разного уровня развития:
- талантливых (одарѐнных, мотивированных) детей;
- детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья
(развитие речи, ЗПР) при условии сохраненного интеллекта и наличия
мотивации к участию в занятиях;
- детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих
противопоказания по состоянию здоровья, что должна подтверждать справка
от педиатра.
- с учетом индивидуальных особенностей ребенка работа в
объединении строиться по индивидуальному маршруту. (Приложение 4)
I. 1.5. Форма обучения и режим занятий
Форма обучения - очная (при необходимости возможно проведение
дистанционных занятий). Общее количество часов в год - 144 часа;
количество часов в неделю - 4 часа; продолжительность занятия - 40 минут.
Сокращение режима занятий в дистанционной форме обучения по
санитарно-эпидемиологическим
и
другим
основания
согласно
рекомендациям СанПин -25 минут.
Количество часов в неделю и наполняемость
соответствуют требованиям СанПиН.
Педагогом используются асинхронные учебные
необходимости, учащиеся получают информацию в
Whatsapp,Телеграм, смс сообщениями и ссылками на
ролики в интернете.

групп

программы

системы. В случае
созданных группах
учебные пособия и

I. 1.6. Особенности организации образовательного процесса.

7

Условия
приѐма
детей:
запись
на
дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется
через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования
детей Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/.
Состав группы: постоянный.
Занятия: групповые.
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и
могут предусматривать очные и дистанционные формы занятий: лекции,
практические занятия, просмотр мультимедийных и графических объектов,
мастер – классов, материала, содержащего ссылки на другие учебные
материалы для получения дополнительной информации и др.
Материал ознакомительной программы рассчитан на работу с детьми
младшего школьного возраста. При реализации учитываются возрастные
особенности детей, которым адресована программа. Развитие младшего
школьника обусловлена ведущей познавательной деятельностью, они
общительны и эмоциональны, поэтому учебный процесс во многом
определяется игровой деятельностью.
I. 1.7. Уровень программы ознакомительный, дает возможность учащимся
освоить основные знания, умения и навыки данного вида деятельности для
дальнейшей мотивации к познаниям в предметных дисциплинах.
I. 1.8. Цель программы: создание условий для развития творческой
личности ребенка при помощи различных видов рукоделия и живописи,
раскрытие заложенных потенциальных способностей, воображения и
эстетического восприятия.
Комплексный подход в обучении, сочетая практику и теорию, делает
процесс интересным, познавательным. Знания, умения и навыки, полученные
на занятиях, закладывают основу к развитию творческих способностей,
устойчивую мотивацию к занятиям в данной области ориентируя на выбор к
дальнейшей профессиональной траектории связанной с
декоративноприкладным искусством, творчеством, дизайном. Учащиеся в будущем могут
продолжить обучение по данной направленности у других педагогов ДТ,
занимающихся с более старшим возрастом.
Задачи программы
Предметные:
-предоставление возможности детям развить и освоить художественные
навыки;
-ознакомление с разными видами и жанрами изобразительного искусства,
его историей, новыми техниками;
-развитие знаний и умений изображать предметы, животных, человека,

8

растений, пейзажи, портреты, натюрморты;
-способствовование духовно-нравственному воспитанию, эстетическому
развитию детей, приобщение к непреходящим общечеловеческим ценностям;
-формирование знаний о цвете, композиции, о художественном
моделировании,
умений
составлять
эскизы
открыток,
делать
самостоятельный выбор, моделировать и проектировать объекты труда.
Личностные:
-раскрытие творческого потенциала и формирование художественного вкуса;
-воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения
довести дело до конца;
-формирование навыков созидательной, творческой деятельности;
-воспитание экономичного отношения в работе с используемыми
материалами;
-формирование культуры общения, умения работать в коллективе.
Метапредметные:
-привитие интереса к данному виду занятия, к рукоделию, мотивация на
творческую деятельность;
-воспитание максимальной самостоятельности, принятия решений в
творческой деятельности;
-привитие желания к самопознанию, умения применять навыки с
использованием материалов изобразительной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Задания учитывают возрастные и психологические особенности
детского возраста. Формирование у учащихся умений и навыков происходит
постепенно: от изучения основ композиции и упражнений до
самостоятельного составления композиции.
I. 1.9. Учебный план
№п
/п

Количество часов

Название модуля
Всего

Воспитательн
ый компонент

Теория

Практика

1

Основы рисунка,
основы графики.

64

2

12

50

2

Основы живописного
рисунка, основы

80

3

17

60

9

цветоведения.
Итого:

144

5

29

110

3.2 Раздел воспитания.
Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребѐнка, формирование
культуры здорового образа жизни, профессиональное самоопределения в
соответствии с личностными возрастными особенностями у детей старшего
дошкольного возраста средствами робототехники.
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
- развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе, обсуждении;
- развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и
окружающего мира;
- формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту
профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами
выбора профессии;
- формировать активную гражданскую позицию, чувство верности
Отечеству.
Планируемые формы и методы воспитания:
- развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала;
создаются благоприятные условия для формирования положительных черт
характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);
- закладываются нравственные основы личности (ответственности за
порученное дело, умение заниматься в коллективе);
- сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
- прививается культура чувств.
Организационные условия:

подбор тематического материала;

использование простых и сложных средств;

построение логической последовательности хода и логической
завершенности в соответствии с поставленной целью материала.

Выравнивание и просчѐт по продолжительности мероприятия в
соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.
Календарный план воспитательной работы
№

Название события,

Сроки

10

Форма

Практический

п/п

мероприятия

проведения

Проведение инструктажа
по ТБ.

1 ч.

беседа

Беседа на тему дружбы

1ч.

Беседа о книгах

1ч

Беседа,
презентация
Беседа,
презентация

Беседа на тему
безопасного интернета

1ч

Отчетная выставка

2ч

ИТОГО:

результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
поставленной цели
Знания
о
технике
безопасности
при
работе в объединении.

Понятие дружба, кто
такой друг.
Важность чтения книг
в образовательном и
процессе. Книга как
полезное и приятное
времяпровождение.
Беседа,
Интернет как
презентация территория
безопасности, пользы и
развития.
Результат работы за
весь прошедший год.

5ч.

Модуль 1 Основы рисунка, основы графики.
Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным правилам
рисунка и графики, приобретение навыков работы с инструментами,
материалами.
Общее ознакомление учащихся с основами рисунка, основами графики;
приобретение основных навыков и умений.
Виды графических материалов, используемых на занятиях: перо, тушь,
кисть, маркер, гелевая ручка, гуашь.
Модуль разработан с учетом личностно – ориентированного подхода и
составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать
конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.
Цель модуля: развитие умений и навыков в освоении основ рисунка,
графики, суммирование знаний в графическом изображении.
Задачи модуля:

11

● знакомство с рисунком, основными графическими приемами. Умение
вести последовательную работу от эскизов до законченного варианта.
Умение грамотно построить простую композицию.
● познакомить с примерами рисунка и графики в мировом искусстве.
Ожидаемые результаты 1 модуля:
● -Понимать значение терминов: композиция, художник, линия,
орнамент; симметрия, асимметрия, линия, силуэт, пятно.
● - организовать рабочее место в соответствии с используемым
материалом и поддерживать порядок во время работы;
● - соблюдать правила безопасной работы с инструментами;
● - самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с
преподавателем плану с опорой на эскиз;
● выделять
основные
этапы
изготовления,
устанавливать
последовательность выполнения операций;
● - проявлять элементы творчества на всех этапах;
● - эстетично оформлять работы.
Итог реализации: участие в благотворительных акциях и конкурсах,
выставка работ.
Модуль 2 Основы живописного рисунка, основы цветоведения.
Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным правилам
живописного рисунка, приобретение навыков работы с инструментами,
материалами. Знакомство с основами цветоведения.
Общее ознакомление учащихся с живописи, основными законами
смешивания различных цветов, колористика, законы цветового круга.
Виды живописных материалов: тушь, гуашь, акварель, кисти разных
размеров и форм, простые карандаши, стерка, бумага формата А3.
Модуль разработан с учетом личностно – ориентированного подхода и
составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать
конкретный объем работы, наиболее интересный и приемлемый для него в
исполнении и решении программных задач.
Цель модуля: развитие умений и навыков в освоении основ живописного
рисунка, основ цветоведения, суммирование и умений
Задачи модуля:
● знакомство с живописным рисунком, основными живописными
приемами. Умение вести последовательную работу от эскизов до
законченного варианта. Умение грамотно построить простую
композицию.
● познакомить с примерами живописи в мировом искусстве.
● Познакомить с основными приемами смешивания цвета, законами.
● Теплые и холодные, контраст, нюанс, смежные, противоположные
цвета, цветовые иллюзии.
Ожидаемые результаты 2 модуля:

12

● -Понимать значение терминов: композиция, художник, линия,
орнамент; симметрия, асимметрия, линия, силуэт, пятно.
● - организовать рабочее место в соответствии с используемым
материалом и поддерживать порядок во время работы;
● - соблюдать правила безопасной работы с инструментами;
● - самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с
преподавателем плану с опорой на эскиз;
● выделять
основные
этапы
изготовления,
устанавливать
последовательность выполнения операций;
● - проявлять элементы творчества на всех этапах;
● - эстетично оформлять изделия.
Итог реализации: участие в благотворительных акциях и конкурсах,
выставка работ.
Учебно-тематический план
№

Наименование разделов,
тем

Всего

Количество часов
учебных занятий

часов

1модуль Основы рисунка, основы
графики.

Теория

Воспитательн
ый
компонент

Практика

64

12

2

50

1.1

Виды линий

4

1

1.2

Техника работы
графическими
художественными
материалами

16

2

1.3

Исполнение линий разного
характера

4

1

3

1.4

Исполнение линий разного
характера

4

1

3

1.5

Тональное рисование

16

2

14

1.6

Творческая самостоятельная
работа

20

7

Бесда о родном
крае 1ч

13

80

17

3

60

2модуль Основы живописного
рисунка, основы

13

3
Беседа
обезопасном
интернете 1ч

14

цветоведения.
2.1

Ахроматические цвета

2

1

1

2.3

Хроматические цвета

2

1

1

2.4

Теплый и холодный цвет

2

1

1

2.5

Овладение правилами
работы гуашью

10

2.6

Овладение правилами
работы акварелью

10

1

9

2.7

Цветовой контраст

2

1

1

2.8

Знакомство с жанром
пейзаж

10

1

9

2.9

Знакомство с жанром
натюрморт

10

1

9

2.10

Знакомство с
анималистическим жанром

10

2

8

2.11

Творческая самостоятельная
работа

22

Итого

Беседа о
здоровой пище
1ч

Отчетная
выставка 2 ч

9

20

144ч

Содержание учебного плана.
Учебный план включает теоретическую часть и практическую
деятельность.
Модуль 1 основы рисунка, основы графики (64 часа).
Теория: роль графики, виды и назначение линий. Освоение техник
работы различными художественными материалами.
Практика: исполнение линий разного характера и назначения.
Тональное рисование геометрических фигур и тел, компоновка
геометрических фигур и тел.
1. Основы живописного рисунка, основы цветоведения. (80 часов)
Теория: выразительные средства цвета, цвет и форма, создание
художественного образа. Работа с ограниченной палитрой (3 краски).
Понятие колорита в живописи. Овладение правильными приѐмами работы
гуашью. Ритм, контраст, нюанс.
Практика: выполнение развивающих упражнений и творческих

14

заданий.
I. 1.10. Планируемые результаты.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- технику безопасности при работе с инструментами, правила поведения
в группе, правила организации рабочего места;
- различать понятия «графика», «живопись», «композиция»;
- расширить кругозор в изучении направлений рисунка, живописи;
- виды и назначение линий, виды композиций, выразительные средства;
- основные техники работы с материалами;
- владеть основными приемами работы с бумагой;
- планировать работу по реализации замысла, вносить личные
творческие корректировки.
Учащиеся должны уметь:
- делать зарисовки внешнего вида объектов разными инструментами и
материалами;
- визуализировать свою идею на плоскости, в объеме и пространстве.
Личностные:
- уметь проявлять творческий подход к каждой работе, проявлять
усидчивость, аккуратность;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной
работы в команде учащихся под руководством педагога;
- уметь сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать свою точку
зрения, обсуждать и анализировать деятельность;
- проявлять навыки самостоятельной работы в процессе выполнения
художественно-творческих заданий.
Метапредметные:
- сформировать высокий интерес к творчеству и ручному труду при
изготовлении поделок и изделий;
- сформировать потребность к данной предметной деятельности,
испытывать устойчивый интерес и желание обучаться знакомиться с новыми
техниками;
- владеть элементарной компонентной грамотностью, речевыми
средствами, уметь добывать нужную информацию с применением
коммуникационных технологий для решения творческих задач; проявлять
способность к саморазвитию.

15

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
II. 1. Календарный учебный график
№

Тема занятия

п\п

Количес
тво
часов

Воспитате
льный
компонент

Дата

всего

План
1мод Основы
уль рисунка,
основы
графики.

64

1.1

Виды линий

4

1.2

Техника работы
графическими
художественным
и материалами

16

1.3

Исполнение
линий разного
характера

4

1.4

Исполнение
линий разного
характера

4

1.5

Тональное
рисование

16

1.6

Творческая
самостоятельная
работа

20

2мод Основы
живописного

факт

Беседа
обезопасном
интернете 1ч

Бесда о
родном крае
1ч

80

16

Форма
проведения,
место
проведения

Форма
контроля

уль

рисунка,
основы
цветоведения.

2.1

Ахроматические
цвета

2

2.3

Хроматические
цвета

2

2.4

Теплый и
холодный цвет

2

2.5

Овладение
правилами
работы гуашью

10

2.6

Овладение
правилами
работы
акварелью

10

2.7

Цветовой
контраст

2

2.8

Знакомство с
жанром пейзаж

10

2.9

Знакомство с
жанром
натюрморт

10

2.10

Знакомство с
анималистическ
им жанром

10

2.11

Творческая
самостоятельная
работа

22

3

Беседа о
здоровой
пище 1ч

Отчетная
выставка 2 ч

17

II. 2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо материальнотехническое обеспечение:
- светлое помещение: класс, кабинет;
- столы и стулья;
- учебная доска, мольберты;
- шкафы для хранения материалов и принадлежностей для занятий;
Оборудование:
- компьютер, принтер;
- мультимедийное оборудование (проектор);
- музыкальный центр;
- стенды для наглядных пособий к занятиям и для демонстрации
достижений учащихся;
Дидактический материал:
- раздаточный материал (рисунки, схемы, эскизы, альбомы, образцы
моделей, макетов, творческих работ учащихся);
- подборка информационной и справочной литературы, иллюстрации.
Инструменты: канцелярские принадлежности; бумага (писчая, чертежная,
ватман, альбомная, цветная, газетная и др.); кисти разного размера, гуашь,
акварель, простые карандаши.
Кадровое обеспечение. Для реализации программы необходим педагог
дополнительного
образования,
располагающий
профессиональными
знаниями в области изобразительного искусства и декоративно-прикладного
творчества, имеющий опыт работы с детьми и знающий специфику работы
образовательного учреждения.
В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль
выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно
устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит
итог выполненной работы.
II. 3. Формы аттестации
Формы
аттестации

Содержание

Формы
отслеживания

Входная
диагностика

Мотивация
поступления и
причины выбора

Собеседование

18

Формы
фикса-

Сроки

ции
Наличие
мотивации

Момент
поступления

направленности
Определение
Просмотр
исходного уровня самостоятельных
знаний учащихся
работ
перед началом
учебного
процесса

Наличие
работ

Текущий
контроль

Оценка качества
усвоения тем
программы

Просмотр работ
уч-ся, опрос по
основным
понятиям и
терминам

Уровни

Итоговый

Соответствие
результатов
освоения
дополнительной

Опрос по
основным
понятиям и
терминам

контроль

В.С,Н,
протокол

Уровни
В,С,Н,
протокол

В середине
учебного
цикла

В конце
обучения

общеразвивающей
программы
заявленным целям
и планируемым
результатам
обучения
Готовность к

Готовый
продукт (защита
самостоятельному
проекта)
творческому
труду
Творческая
активность

Участие в
мероприятиях

Уровни
В,С,Н,
наличие
работы
Мониторинг

Высокий: знает, владеет материалом, предусмотренным программой.
Средний: обладает знаниями ½.
Низкий: знает менее ½ .
II. 3.1. Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов: выставка, конкурс, портфолио, защита творческого проекта.

19

II. 4. Оценка планируемых результатов
Оценочные материалы
Критерии оценки ЗУН по разделу
Цель: выявить знания и умения учащихся.
Показатели
Количество
выполненных работ
Качество
выполненных работ

Оригинальность

Высокий
Уровень (5б.)
5 и более

Средний
Уровень (4б.)
3 работы

Низкий
Уровень (3б.)
Менее 3 работ

Модель
выполнена по
описанию.
Модель
выполненаы по
требованиям
образца
В каждую модель
внесены свои
идеи, доработки

Модель выполнены
по описанию с
небольшими
отклонениями.
Качество работы
ниже требуемого.

Модель выполнена с
отступлением от
описания, не
соответствует
образцам.

В 50% работы
внесены свои идеи,
доработки

Модели выполнены по
образцу

Протокол фиксации результатов творческой активности учащихся
(количество и качество работ)
ФИО

Кол-во вып.
работ

Качество
вып. работ

Оригинальность

Итого

Система оценки. Количество полученных баллов по показателям
суммируются: 15-13 баллов - высокий уровень; 12-10 баллов - средний
уровень; 9 баллов - низкий уровень.

№

Входная диагностика
Мотивация
поступления и причины выбора направленности
(собеседование):
- для общего развития, нравится рисовать, моделировать, выполнять рисунки
рукодельничать.
Определение исходного уровня знаний учащихся перед началом учебного
процесса:
- просмотр самостоятельных работ:
Критерии
Высокий уровень
Средний
Низкий
уровень
уровень

20

Наличие
Авторские работы с
Работы
самостоятельных
выраженной
выполнены
работ разной
индивидуальностью,
аккуратно, с
тематики и
выполнены
небольшими
техники
аккуратно
погрешностями
исполнения

Работы
отсутствуют
или
выполнены
неаккуратно

Критерии результативности промежуточной аттестации:
№

Критерии

Высокий
уровень

Средний
уровень

Низкий уровень

1

Идея
произведения

Создание и
защита
оригинального
произведения

Создание
произведения с
элементами
авторской идеи

Произведение,
не имеющее
авторской идеи

Мало
поискового

Отсутствие
дополнительного
материала

2

Наличие
Наличие
дополнительного
поискового и
материала
дополнительного
материала

и
дополнительного
материала

3

Исполнение
произведения

Аккуратно
выполненные
работы

Имеются
погрешности в
исполнении
работ

Небрежное
исполнение
работ

Творческая активность
1

Посещение
мероприятий

Посещение 80%
и выше

Посещение не
ниже 50%

Посещение
менее 50%

2

Участие в
творческих
конкурсах и
выставках

Отмечены
наградами

Участники

Не участвовали

Критерии оценки итоговой аттестации:

21

Параметры оценки
№

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Самостоятельность
идеи и выполнения
работы

Помощь педагога в
проведении работ при
самостоятельной идее

Работы выполнены
по идее педагога и
проведены с его
помощью

2

Аккуратно
выполненные и
оформленные работы

Имеются погрешности в
исполнении работ

Небрежное
исполнение работ

Итоговые работы
1

2

Идея работы

Создание и
защита
оригинального
произведения
или проекта

Наличие
Наличие
дополнительного
поискового и
материала
дополнительного
материала

Наличие
авторской идеи

Отсутствие
авторской идеи

Мало
поискового

Отсутствие
дополнительного
материала

и
дополнительного
материала

3

Исполнение
произведения,
презентации

Аккуратно
выполненные
работы

Имеются
погрешности в
исполнении
работ

Небрежное
исполнение
работ

Творческая активность
1

Соревновательная
деятельность

Победители
творческих

Участники
творческих

22

Участники менее
50% творческих

2

Участие в
мероприятиях

конкурсов

конкурсов

конкурсов

Постоянные
участники
выставок

Участники 50%
мероприятий
объединения

Менее

Диагностическая карта учащегося
Результаты
Критерий

Предметные
результаты

Владение
объемом знаний
и понятий

Уровень

Высокий: знает
понятия
и
термины,
предусмотренны
е программой
Средний: знает
½ понятий и
терминов,
предусмотренны
х программой
Низкий:
знает
менее ½ понятий
и
терминов,
предусмотренны
х программой

Умения и навыки Высокий:
исполнения работ самостоятельнос
ть идеи, наличие
дополнительного
материала,
точность
выполнения
задания,
аккуратность

23

50% ,не
посещали
мероприятия

В
начале
обучени
я

В конце
обучени
я

выполнения 90 %
работ
Средний:
самостоятельнос
ть
идеи,
отсутствие
дополнительного
материала,
частичная
помощь
педагога,
аккуратность
выполнения 50 и
выше % работ
Низкий:
заимствование
идеи, отсутствие
дополнительного
материала,
помощь
педагога,
неаккуратность
выполнения
ниже 50% работ
Творческий
проект

Высокий:
создание
и
защита
(защита готового
оригинального
продукта)
авторского
проекта
публично.
Средний:
создание
и
публичная
защита проекта с
элементами

24

авторской идеи.
Низкий: создание
проекта,
не
имеющий
авторской идеи и
дополнительного
материала,
без
защиты
Творческая
активность

Высокий:
победители
творческих
конкурсов,
выстовок,
активные
участники
мероприятий.
Средний:
участники
творческих
конкурсов,
выставок,
участники
не
ниже
50%
мероприятий
Низкий:
участники менее
50% творческих
конкурсов или не
участвовали.

Метапредметн
ые результаты

Развитое
визуальное
мышление и
пространственное
воображение

Высокий: имеет
способность
представлять
объемные
структуры
и
объекты
в

25

пространстве и
мысленно
манипулировать
ими.
Средний:
представляет
объемные
структуры
и
объекты
в
пространстве
после
показа
серии наглядных
примеров.
Низкий:
не
представляет
объемные
структуры
и
объекты
в
пространстве или
представляет
единичные
объекты
Исследовательска
я и
экспериментальн
ая деятельность

Высокий:
самостоятельно
находит
и
исследует
материалы
по
дизайну, пробует
проектировать,
конструировать и
т.д.
Средний:
самостоятельно
или с помощью
находит
и
исследует

26

материалы
по
дизайну, пробует
проектировать,
конструировать и
т.д. с помощью
родителей
и
педагога.
Низкий:
не
интересуется
дополнительным
и материалами,
выполняет
минимум
задания
по
конструировани
ю,
проектированию.
Умение
генерировать
идеи, привлекая
знания из других
областей

Высокий:
способен
выдвигать свои
идеи
для
решения задач,
привлекает опыт
из
других
областей знаний.
Средний:
выдвигает одну
идею, привлекает
знания из других
областей
с
помощью
педагога.
Низкий:
идея
формируется
с
помощью
педагога,
с

27

трудом
использует
знания из других
областей
Потребность к
самовыражению

Высокий: имеет
стабильное
стремление
показать
собственные
достоинства,
достижения
и
положительные
качества.
Средний: имеет
нестабильное
стремление
показать
положительные
качества.
Низкий: не имеет
стремления
показать
положительные
качества,
равнодушен,
имеет
низкую
самооценку.

Наличие
мотивации к
продолжению
обучения

Высокий: имеет
стабильно
высокую
мотивацию.
Средний: имеет
мотивацию.
Низкий: не имеет
мотивации.

28

Личностные
результаты

Ценностносмысловые

Высокий:
сформированы

качества

четкие
обоснованные
эстетические
позиции
в дизайнерской
деятельности,
умение ставить
цели и строить
жизненные
планы.
Средний:
нуждаются в
периодической
коррекции.
Низкий: не
сформированы.

Общекультурные
качества

Высокий:
сформировано
уважительное
отношение к
окружающим, к
результатам
своего и чужого
творчества в
частности.
Средний:
нуждается в
периодической
коррекции.
Низкий: не
сформировано

29

Учебнопознавательные
качества

Высокий:
сформировано
ответственное
отношение к
занятиям, умение
выдвигать
гипотезы и
находить
несколько
вариантов
решения
проблемы.
Средний:
нуждается в
периодической
коррекции.
Низкий: не
сформировано.

Информационные
качества

Высокий:
сформирована
готовность к
саморазвитию и
самообразовани
ю, умение найти
нужную
информацию и
материалы.
Средний:
нуждается в
периодической
коррекции.
Низкий: не
сформирована.

30

Коммуникативны
е качества

Высокий:
сформировано
умение работать
в коллективе,
выступать на
публике.
Средний:
нуждается в
периодической
коррекции.
Низкий: не
сформировано.

Социальнотрудовые
качества

Высокий:
сформировано
умение
сосредоточиться
на решении
поставленной
задачи, довести
замысел до
воплощения,
проявляя
терпение,
аккуратность и
усидчивость
Средний:
нуждается в
периодической
коррекции.
Низкий: не
сформировано.

Формы (методы) дистанционных занятий:
Программа может реализовываться с использованием дистанционных
технологий, возможно проведение дистанционных занятий через Интернет

31

(VK Мессенджер и Сферум). В условиях удаленного обучения используются
(дистанционные,
образовательные
технологии),
кейс-технологии
(электронное обучение):
- пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и
др.) по телекоммуникационным каналам (электронная почта);
самообучение,
реализуемое
при
помощи
использования
образовательных ресурсов, при этом контакты с другими участниками
образовательного процесса минимальны;
- видео-занятия;
- чат (онлайн консультации);
- онлайн практические задания;
- индивидуальные консультации;
- дистанционное тестирование и самооценка знаний умений и навыков.

II. 5. 1. Методическое обеспечение программы.
Методы
обучения:
словесный,
наглядный,
практический,
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый,
проектный.
Методы
воспитания:
убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, мотивация.
Технологии:
- проблемного, диалогового, дифференцированного обучения;
- игровые, репродуктивные, проектно-исследовательские, творческопродуктивные технологии, направленные на формирование устойчивой
мотивации к выбранному виду деятельности и самообразованию;
- деловая игра, метод проектов, профильные экскурсии;
- здоровьесберегающая технология.
Формы организации учебного занятия:
Практические
занятия
предусматривают
различные
виды
изобразительной и прикладной деятельности. Это мастер-классы,
тренинговые упражнения, выставки, подготовка и участие в конкурсах
различного уровня, презентации, выполнение самостоятельной работы,
поисковая и исследовательская деятельность.
Методы, в основе которых лежит форма организации
деятельности детей на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми ребятами;
- дифференцированный – индивидуально-личностный подход (каждый
учащийся должен сделать свой готовый продукт);
- групповой – организация групповой работы, работа с малыми формами
(при выполнении коллективных работ каждая мини-группа выполняет
определенное задание);
- коллективный - в процессе подготовки и выполнения коллективного

32

проекта учащиеся работают все вместе, не разделяя обязанностей.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и детей,
реализация собственных творческих потребностей);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их
самовыражения. В ходе усвоения обучающимися содержания программы
учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень
самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет
индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет
интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить
работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы
сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед
трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Тематика и формы методических материалов:
- наглядные пособия: таблицы, плакаты, образцы изделий, фотоматериалы,
иллюстрации, работы учащихся;
- медиа пособия: учебные фильмы, презентации, коллекции изображений;
- методические рекомендации опытных педагогов.
Дидактические материалы:
- раздаточный материал: распечатки шрифтов, коллекций графических
изображений;
- коллекции упражнений и заданий, образцы изделий и их элементов.
Алгоритм учебного занятия:
Этап подготовительный:
- организационный - подготовка учащихся к работе на занятии;
- проверочный – повторение пройденного, выявление пробелов и их
коррекция.
Этап основной:
- подготовительный - сообщение темы, цели занятия и мотивация
деятельности учащихся;
- усвоение новых знаний и способов действий - использование заданий и
вопросов, которые активизируют познавательную деятельность учащихся;
- первичная проверка понимания изученного - применение тренировочных
упражнений практических заданий, которые выполняются самостоятельно
учащимися;
- обобщение и систематизация знаний – коррекция выполняемых
практических заданий;
- контрольный - использование тестовых заданий, устного опроса, просмотр
работ.

33

Этап итоговый:
- итоговый - анализ и оценка успешности достижения цели, определение
перспективы последующей работы;
- рефлексивный - мобилизация учащихся на самооценку результативности
работы;
- информационный - обеспечение информации о дальнейших занятиях.

III. Список литературы
Основная литература
1. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ // Принят
Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации
26 декабря 2012 года . — М. : Просвещение, 2012.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726р)//Дополнительное образование: сборник нормативных документов. – М.:
издательство «Национальное образование», 2015. – 48 с.
3. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей
и взрослых//Официальные документы в образовании. – 2015.- №34. – с.33-57
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №
1008 ―Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам‖.
5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей».
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и
науки РФ.
7. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных
общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15
июля 2015 г.
8.Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. - М.: Диалог
культур, 2015. - 512с.
Дополнительная учебная литература
1.«Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост.
Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. – 372 с.
2.М.Ю.Монахов. Учимся проектировать на компьютере. Практикум.- М.:
«Бином», 2015.– 176 с.
3.Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по
изобразительному искусству 1-4 класса.- М. : Владос, 2014. – 122 с.

34

5.« Творческие и развивающие занятия с детьми 7 лет» под ред.
Парамоновой.Л.А.- ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2015 - 944 с.
6.Поурочные разработки по изобразительному искусству. Под ред. Л. Ю.
Бушкова ( по программе Б. М. Неменского) .- ИздательствоВако, 2020–144 с.
7.Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. Подарки, сувениры из бумаги.–
СПб.: Паритет, 2012. – 127 с.
8.Форлин М. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера.–
М.: Арт – Родник, 2016. – 30 стр.
9.«Бумагопластика» Г. Н. Давыдова. М.: Издательство. «Скрипторий 2003»,
2007. - 32 с.
10. Беда, Г. В. Живопись и ее изобразительные средства : Учебное пособие /
Г. В. Беда. - М.: Просвещение, 1977. - 186 с.
Литература для учащихся и родителей
1.Н.Н.Волков «Композиция в живописи» М. «Искусство» 2013 г.
2.Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство» 1-4ч. Обнинск , 2016 г.
3.Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. Подарки, сувениры из бумаги.–
СПб.: Паритет, 2007. – 127 с.
4.Форлин М. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера.–
М.: Арт – Родник, 2015. – 30 с.
5.«Бумагопластика» Г. Н. Давыдова.
6.Энциклопедия для детей т.7 ч.1-2 «Архитектура, ИЗО и ДПИ» «Аванта +»
2013г – 224с.: ил., 64с. цв. ил.
Интернет-ресурсы
1.www
.interproms .ru
2.www
.forma . spb .ru Форма.
3.www
.rosdesign . com
4.www
.yindex . ru Графика, живопись, композиция.
5.www.
lenagold. ru Картинки.

Приложение 1

35

36

37

Приложение №2
Раздел воспитания.
Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребѐнка,
формирование культуры здорового образа жизни, профессиональное
самоопределения в соответствии с личностными возрастными
особенностями у детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста средствами робототехники.
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к изобразительным видам творчества;
- развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе,
обсуждении;
- развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и
окружающего мира;
- формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту
профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с
основами выбора профессии;
- формировать активную гражданскую позицию, чувство верности
Отечеству.
Планируемые формы и методы воспитания:
- развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала;
создаются благоприятные условия для формирования положительных
черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);
- закладываются нравственные основы личности (ответственности за
порученное дело, умение заниматься в коллективе);
- сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу.
- прививается культура чувств.
Организационные условия:

подбор тематического материала;

использование простых и сложных средств;

построение логической последовательности хода и логической
завершенности в соответствии с поставленной целью материала.
Выравнивание и просчѐт по продолжительности мероприятия в
соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения. С целью более
широкого ознакомления детей с материалом и повышения качества
образования, разрабатывается наглядный материал, создаются и
используются презентации, созданные в программе POWER POINT.

38

План воспитательной работы объединения «Акварель+» на 2024-25 уч
год.
Педагог дополнительного образования Пустовая И. В.

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Дата проведения

Тема мероприятия
Беседа о прошедшем лете,
каникулах, правилам
безопасности во время
Проведение инструктажа по
ТБ.
Беседа о безопасном
интернете
Беседа и показ
видеороликов о
экологических катастрофах
планеты. Природоохранные
меры для сохранения редких
видов животных
Беседа о дне пожилых
людей.

Форма
проведения

Направление
воспитательной
работы
Воспитание
здорового образа
жизни

Беседа

Духовнонравственное
Духовнонравственное

Беседа
Духовнонравственное

День народного единства
«Россия могучая наша
держава!»

Гражданскопатриотическое

День Матери: « Ведь так не
бывает на свете, чтоб были
потеряны дети!»

Духовнонравственное

Беседа

Что такое режим дня и как
важно его соблюдать
Беседа

39

Воспитание
здорового образа
жизни

Беседа о здоровой пище.
Январь

Беседа

Духовнонравственное

Май

Апрель

Март

Феврал
ь

Беседа: «Книга, источник
знаний!».
Беседа о родном крае.

Что такое семейные
традиции и как важно их
соблюдать.
Беседа на тему: «Добрые
дела».

Духовнонравственное
Беседа

Беседа

Духовнонравственное

Беседа «Святая Пасха».
Беседа

Беседа к празднованию Дня
Победы «Мы помним и
гордимся!».
Отчетная выставка.

40

Духовнонравственное
Гражданскопатриотическое
Духовнонравственное

Беседа

Духовнонравственное
Учебнопознавательная
Гражданскопатриотическое

Приложение 3

Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О обучающегося: ___________________________________________
Объединение: _________________________________________________
Цель: ________________________________________________________
Задачи: ______________________________________________________
Срок реализации программы: ___________________________________
Название и Название и
№ раздела № темы
программы

Кол-во
часов

Формы и Образовательн
методы
ые результаты,
изучения их сроки
учебного
материала

41

Формы
проверк
и, сроки

Индивидуальн
ые результаты,
сроки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».