1 СОДЕРЖАНИЕ: 1.комплекс основных характеристик образования…………………..3 1.1.пояснительная записка......................................................................3 1.2 цель и задачи программы .................................................................5 1.3.учебный план ....................................................................6 1.4.планируемые результаты .................................................................11 1.5. календарно- учебный график ……………………………………. 14 2. комплекс организационно-педагогических условий.....................27 2.1.условия реализации программы …………………………..………27 2.2.формы аттестации .............................................................................28 2.3.оценочные и методические материалы ...........................................29 2.5. список литературы..............................................................………...38 2 1. Нормативно-правовая база 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной Думой 21.12.2013; 2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 4. Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка» от 07 декабря 2018г.; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодѐжи»; 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Минобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242; 7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04; 8. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов; 9. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 10. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 3 августа 2018 года, регистрационный № 25016); 12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (гл.VI); 13. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения 2020 г.; 14. Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дом творчества. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты». 1.1 Пояснительная записка Ознакомительный уровень программы «Эскиз+» имеет художественную направленность и включает в себя 144 часовой курс обучения. Предлагает детям знакомство с основными видами искусства. Программа рассчитана на учащихся с 10 до 14 лет. Разбита на отдельные предметы: рисунок, живопись и станковую композицию. Даѐт возможность познакомится с основными направлениями в искусстве. Учащиеся знакомятся с различными техниками и материалами живописи и рисунка. Основными материалами в обучении живописи является художественная гуашь. В рисунке учащиеся осваивают технику рисования графитными карандашами разной мягкости. В процессе обучения ребята овладевают первоначальными знаниями и навыками академического рисунка, живописи и станковой композиции, у них развиваются этетические способности и формируется художественный вкус. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей 4 становится особенно актуальным. Таким образом, возникает необходимость в определении современных подходов к созданию системы профориентационной работы. Она должна представлять собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии. Программа «Эскиз+» направлена на социально-экономическое развитие муниципального образования Кущѐвский район и всего региона в целом, в соответствии со стратегией социально-экономического развития муниципального образования Кущевский район, утвержденной Решением совета муниципального образования Кущевский район от 16 декабря 2020 года. Направленность дополнительной образовательной программы: художественная. Изобразительное искусство занимает особое место в развитии и формировании разносторонней личности в процессе освоения данной образовательной программы у детей: развивается мышление, фантазия, умение наблюдать и анализировать, развитие творческой и познавательной деятельности; работа и общение в группе способствует развитию социально значимых коммуникативных качеств. Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, учат понимать прекрасное. Это очень важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую детскую психику. Изучение лучших произведений искусства, художественного творчества пробуждает у детей интерес к искусству, любовь. Уважение к различным народам и культурам. Программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы Новизна программы заключается в выделении разделов обучения рисунок, живопись, станковая композиция в отдельные модули. Что позволяет параллельно изучать законы изобразительной грамоты и осваивать работу различными материалами. Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она отвечает, в рамках концепции модернизации образования, потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. 5 Действительно, освоение обучающимися основного содержания программы содействует развитию познавательной компетенции в области изобразительного искусства и повышению на этой основе общего уровня мотивации к обучению. Выполнение обучающимися творческих работ по заданным темам содействует раскрытию индивидуальных возможностей каждого обучающегося при условии бережного сохранения непосредственности творчества. Занятия способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Актуальность данной программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Актуальность рабочей программы обусловлена ранней профориентацией детей школьного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития. Ребята развивают свои данные на занятиях изобразительным искусством, где не только расширяют знания о мире профессий, но и формируются положительное отношение к трудовой деятельности. Именно в данной направленности, учащиеся получают первичные академические знания и практические навыки, знакомятся с профессиями художественной направленности. Педагогическая целесообразность определена тем, что программа способствует формированию навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности, а также ранней профориентации и формированию осознанного выбора профессии, что является ключевой задачей в системе дополнительного образования. Отличительные особенности программы. 6 В образовательной программе ознакомительного уровня, изучая основы академического рисунка, живописи и станковой композиции, раскрывается потенциал учащегося для дальнейшего обучения академическим дисциплинам. Культивируется тяга ребѐнка к профессиональному исполнению и глубине замысла композиции, сохранение качеств, характерных для младшего возраста – свежесть и непосредственность восприятия, богатство воображения, увлеченность процессом изображения и умение в самой натуре найти источник выразительности. Кроме того, тематически программа ориентирована на дальнейшее применение полученных знаний и навыков в различных видах художественной деятельности. Во-первых, содержание программы сформировано на художественноэстетической направленности. Исторический контекст, позволяет расширить общий кругозор обучающихся, повысить интерес к предмету деятельности, развить творческое воображение. Во-вторых, особенность программы – личностно ориентированный характер образования. В начале обучения с целью выявления исходного уровня знаний и практических умений, мотивации к занятиям обучающемуся предлагается несложное задание. В дальнейшем, с учѐтом индивидуальных возможностей, задания будут дифференцироваться по уровню сложности. Все это позволяет практически каждому обучающемуся проходить программу по индивидуальной траектории. Программой предусмотрена работа с одаренными детьми, созданы условия для развития творческих способностей одаренных детей, их самореализации в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. На занятиях применяется индивидуальный подход ко всем детям, индивидуальные задания повышенной сложности для одарѐнных детей и выбор модулей и уровня сложности для детей с ограниченными особенностями здоровья. Адресат программы Принимаются дети по социальному заказу от 10 до 14 лет. При приѐме учитываются индивидуальные творческие возможности, личный интерес и мотивация к данному виду деятельности. Наполняемость группы регламентируется Уставом учреждения. Группы формируются по возрастному принципу, численный состав обучающихся 10 – 15 человек, учитывая площадь помещения согласно требованиям СанПиН. Форма организации деятельности детей – объединение. Форма обучения – очная, при необходимости возможно проведение дистанционных занятий. 7 Педагогом используются асинхронные учебные системы. В случае необходимости, учащиеся получают информацию в созданных группах Whatsapp,Телеграм, смс сообщениями и ссылками на учебные пособия и ролики в интернете. Режим занятий: общее количество часов в год - 144 часов; количество часов в неделю – 4 часа; продолжительность занятия - 40 минут. Количество часов в неделю и наполняемость групп программы соответствуют требованиям СанПиН. Особенности организации образовательного процесса Условия приѐма детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/. Форма проведения занятий- групповая. Состав групп постоянный. Учебные группы формируются из учащихся примерно одного возраста и одой смены в СОШ. Учебный год начинается 15 сентября и заканчивается 31 мая. В период школьных каникул учебные группы работают по специальному расписанию. Занятия могут быть перенесены на удобное для учеников дневное время свободное от уроков в школе. Кроме того, в каникулы организуются выездные экскурсии в художественные музеи. Основная форма работы с детьми – учебное занятие. Дополнительными формами организации учебной деятельности являются: выставки, экскурсии. Расписание занятий составляется с учетом школьного расписания учеников. Срок реализации образовательной программы 1 год- 144 часа. Режим занятий, периодичность и продолжительность (группа) Этапы обучения Кол-во часов / занятий в неделю кол-во часов за год 1 год обучения 4 часа/ 2 раз в неделю (занятие 40 минут, 10 минут перерыв, с использованием дистанционных технологий 20 мин) 144 1.2. Цель программы: 8 Создание условий для личностного творческого потенциала учащихся, формирование его художественного вкуса и эстетической культуры. Интерес к искусству и эмоциональная отзывчивость на всѐ прекрасное снимут негативную психологическую перегрузку, получаемую в школе и повседневной жизни, формирование основ выбора профессии и профессионального самоопределения в соответствии с личностными возрастными особенностями. Задачи: Образовательные: -познакомить с азами изобразительного искусства; -познакомить с основными законами изобразительного искусства; -познакомить с направлениями в изобразительном искусстве; -освоение техники модульных учебных блоков программы; -знакомить обучающихся с востребованными в Краснодарском крае профессиями и профессиями, которые представлены в «Атласе новых профессий». Личностные: -развивать творческое воображение, память; -развивать творческий потенциал в процессе освоения образного языка пластических искусств и приѐмов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных материалах и техниках; -развивать творческую и познавательную активность, художественный труд; -формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами выбора профессии. Метапредметные: - формировать устойчивую положительную мотивацию к занятиям; - воспитывать самостоятельность, уверенность в собственных силах, ответственность; - формировать желание участвовать в выставках, конкурсах различного уровня. 9 1.3 Учебный план программы и его содержание 1 год обучения № Наименование модуля п/п Количество часов Всего: Теория Практика 1. Живопись 64 12 52 2. Станковая композиция 80 11 69 Итого: 144 23 121 1 модуль «Живопись» Модуль «Живопись» художественной направленности, основан на академических традициях. В основе лежит метод сравнительных тональноцветовых соотношений. Обучение построено на выполнении заданий согласно возрастным особенностям учащихся по принципу “от простого к сложному”. Даѐт возможность овладеть навыками работы различными техническими материалами, получить начальные знания по теории цветоведения. Обучение данному модулю создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности учащегося, развития познавательной активности и творческой самореализации. Цель модуля: Познакомить с азами цветоведения. Освоить композиционное размещение изображения в заданном формате листа. Пробудить интерес к живописи. Задачи модуля: - познакомить с основными законами цветоведения; - дать понятия о этапах ведения работы; - познакомить с техникой живописи гуашью; - привитие интереса к живописной культуре и академическому направлению в творчестве художников; - воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения; - формирование эстетического и художественного вкуса. 10 Учебно- тематический план 1модуля «Живопись» 1 год обучения № п/п Название раздела 1. Вводное занятие Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 2 2 - вводный Правила техники безопасности. 2. Теория цветоведения. Выполнение этюдов. 12 4 8 текущий 3. Этюд из фруктов. 12 2 10 текущий 4. Натюрморт с кувшином. 12 2 10 текущий 5. Натюрморт из предметов быта. Нюансные цветовые сочетания. 14 2 12 текущий 6. Натюрморт из предметов быта. Контрастные цветовые сочетания. 14 2 12 текущий итого 64 14 50 Содержание учебного плана 1 модуля «Живопись» Тема 1. Вводное занятие. (2 часа) 11 Цели и задачи: Организационная беседа. Инструктаж по ТБ. Знакомство техникой живописи гуашью. Материалы: бумага, гуашь. Тема 2. Теория цветоведения. Выполнение этюдов. (10 часов) Цели и задачи: выполнение цветовых этюдов. Материалы: бумага, гуашь. Тема 3. Этюд из фруктов. (12 часов) Цели и задачи: Гармонизация цветовых отношений и передача объѐма. Материалы: бумага, гуашь. Тема 3. Натюрморт с кувшином. (12 часов) Цели и задачи: Определение цветотональных отношений в натюрморте и передача объѐма. Материалы: бумага, гуашь. Тема 3. Натюрморт из предметов быта. Нюансные цветовые сочетания. (14 часов) Цели и задачи: Определение цветотональных отношений в натюрморте и передача объѐма. Работа над выявлением объѐма. Материалы: бумага, гуашь. Тема 3. Натюрморт из предметов быта. Контрастные цветовые сочетания. (14 часов) Цели и задачи: Определение цветотональных отношений в натюрморте и передача объѐма. Работа над выявлением объѐма. Материалы: бумага, гуашь. Планируемые результаты обучения 1 модуля «Живопись» 1 год обучения По окончании обучения, учащиеся будут знать: - основные цвета; - пары контрастных цветов; 12 - группы хроматических и ахроматических цветов; - нюансные цветовые сочетания; - закон гармонизации цвета; - овладение надпрофессиональными навыками; -формирование профессионального самоопределения в соответствии с возрастными особенностями. уметь: - работать с палитрой; - находить нужные цветовые оттенки; - работать в технике гуашь; - вести грамотно работу по законам цветоведения; -обучающиеся познакомятся с востребованными Краснодарском крае и «Атласом новых профессий». Календарно-учебный график «Эскиз+» профессиями в 1 модуль «Живопись» 1 год обучения (ознакомительный) № Дат п\п а пла н. 1. 2. 3. Дата факт. Тема занятий Кол. Время ч. проведен ие занят. 1.Вводное занятие. 2. Теория цветоведенияВыполнение этюдов. Работа с палитрой. Основные цвета. Форма занятий Место проведе ния Форма контро ля 2 2 занятия Группо по 40 мин вое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 текущ ий 10 10 занятий по 40мин Группо вое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущ ий 2 2 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль 13 4. 5. 6. Составные цвета. Холодные цветовые отношения. Тѐплые цветовые отношения. 3. Этюд из фруктов. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Композиционное размещение. Гармонизация цветов. Выполнение цветового этюда. Цветовые отношения в этюде. Контрасты в живописи. Обобщение. Завершение. 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие Группов ое занятие Группов ое занятие 12 Группо занятий вое по 40 мин занятие 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие Группов ое занятие Группов ое занятие Группов ое занятие Группов ое занятие Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Итогов ый контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Итогов ый контро ль 14 4.Натюрморт с кувшином. 12 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Композиционное размещение. Гармонизация цветов. Выполнение цветового этюда. Цветовые отношения в этюде. Контрасты в живописи. Завершение. 2 2 2 2 2 2 5.Натюрморт из предметов быта. Нюансные цветовые сочетания. 14 Композиционное размещение. 2 Конструктивное построение предметов. 2 12 Группо занятий вое по 40 мин занятие 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие Группов ое занятие Группов ое занятие Группов ое занятие Группов ое занятие Группов ое занятие 14 Группо занятий вое по 40 мин занятие 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Итогов ый контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль 15 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Работа в материале. Работа над объѐмом предметов. Работа над объѐмом предметов. Обобщение. Завершение. 2 2 2 2 2 6.Натюрморт из предметов быта. Контрастныецветовые сочетания. 14 Композиционное размещение. 2 Конструктивное построение предметов. Работа в материале. Работа над объѐмом предметов. 2 2 2 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие Группов ое занятие Группов ое занятие Группов ое занятие Группов ое занятие 14 Группо занятий вое по 40 мин занятие 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие Группов ое занятие Группов ое занятие Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Итогов ый контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль 16 Работа над объѐмом предметов. 30. 2 Обобщение. 31. 2 Завершение. 32. 2 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие Группов ое занятие Группов ое занятие МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 Текущ ий контро ль Текущ ий контро ль Итогов ый контро ль 2 модуль «Композиция станковая» Модуль «Композиция станковая» предполагает, что ребята получат первоначальные знания по основам композиции. Научатся применять на практике законы композиционного размещения. Смогут начать грамотно выстраивать процесс создания собственной работы на заданную тему. Цель модуля: – способствовать формированию у учащихся начальных знаний о законах композиции, тем самым развитие творческой активности и художественной культуры. Задачи модуля: - познакомить с начальными законами композиции; - начать знакомство с творчеством великих художников и их картинами; - развитие эстетического и художественного вкуса, умение видеть прекрасное; - расширение кругозора обучающихся, творческого воображения, активности, интереса к предмету; - формировать интерес к различным профессиям, - воспитание уважительного отношения к собственной культуре и традициям. Учебно- тематический план 2 модуля «Композиция станковая.» № п/п Название раздела Количество часов 1. Вводное занятие Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 2 2 17 2. 3. 4. 5. 6. 7. Законы композиционного размещения и выделения главного. Законы равновесия в композиции. Ритмы в композиции. Сюжетная композиция по теме. Иллюстрация к сказке. Итоговая композиция. Итого 10 2 8 текущий 12 2 10 текущий 12 2 10 текущий 16 2 14 текущий 14 2 12 текущий 14 2 12 текущий 80 14 66 Содержание учебного плана 2 модуля «Композиция станковая» Тема 1. Вводное занятие. Вводное занятие. Техника безопасности. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. План работы объединения, цели и задачи занятий. Тема 2. Законы композиционного размещения и выделения главного. (10 часов) Теория: Композиционное размещение. Выделение главного в композиции. Практика: выполнение набросков и зарисовок. Тема 3. Законы равновесия в композиции. (12 часов) Теория: Статика и динамика. Выполнение набросков. Практика: Выполнение набросков и основных схем. Тема 4.Ритмы в композиции. (12 часов) Теория: Ритмы в композиции. Выполнение цветовых зарисовок. Практика: Выполнение набросков и основных схем. Тема 5.Станковая композиция. (16 часов) Теория: Выполнение набросков по теме. Цветовые этюды. Практика: Выполнение набросков и цветовых этюдов. Тема 6.Иллюстрация к сказке. (14 часов) Теория: Композиционные зарисовки. Выполнение цветовых этюдов. Практика: Выполнение сюжетной композиции. Тема 7.Итоговая композиция. (14 часов) 18 Теория: Выбор темы. Работа над цветовыми этюдами. Практика: Выполнение набросков и работа в материале. Планируемые результаты обучения 2 модуля «Композиция станковая» По окончании обучения, учащиеся будут знать: -законы размещения; -приѐмы выделения центра; -законы статики и динамики; -ритмы и способы выделения сюжета; - правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами. уметь: - вести работу над композицией согласно основным этапам; - грамотно выстраивать композицию; - анализировать работы известных художников; - выстраивать с помощью контрастов и нюансов композиционный центр. Календарно-учебный график 2 модуль «Композиция станковая» 1 год обучения (ознакомительный) № п\п Дата план. Тема занятий Кол. ч. Время провед занят. 2 занятия по 40 мин Форма занятий 1. Вводное занятие. 2 2. Законы композиционного размещения и выделения главного. Законы композиционного размещения. 10 10 занятий по 40мин Группо вое занятие 2 2 занятия по40 ми Группов ое занятие 3. Законы композиционного размещения. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 4. Композиционный центр. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 5. Композиционный центр. 2 2 занятия Группов 1. 2. Дата факт. 19 Группо вое занятие Место провед ения МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ Форма контроля Входящий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий по 40 мин ое занятие Группов ое занятие Контраст в композиции. 2 2 занятия по 40 мин 3. Законы равновесия в композиции. 12 12 Группо занятий вое по 40 мин занятие 7. Ритмы в композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 8. Статика в композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 9. Динамика в композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 10. Законы построения композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 11. Законы построения композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 12. Цветовой контраст в композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 4. Ритмы в композиции. 12 12 Группо занятий вое по 40 мин занятие 13. Ритмы в композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 14. Статика в композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 15. Динамика в композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 6. 20 ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. контроль Итоговый контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Итоговый контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль №4 16. Законы построения композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 17. Законы построения композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 18. Цветовой контраст в композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 5. Станковая композиция. 16 16 часов Группо по 40 мин вое занятие 19. Выполнение набросков по теме. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 20. Цветовые этюды к композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 21. Цветовые этюды к композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 22. Работа в формате. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 23. Работа в формате. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 24. Работа в материале. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 25. Работа в материале. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 26. Завершение. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 21 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. Текущий контроль Текущий контроль Итоговый контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Итоговый контроль 6.Иллюстрация к сказке. 14 14 часов Группо по 40 мин вое занятие 27. Выполнение набросков по теме. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 28. Цветовые этюды к композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 29. Цветовые этюды к композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 30. Работа в формате. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 31. Работа в формате. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 32. Работа в материале. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 33. Завершение. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 7.Итоговая композиция. 14 14 часов Группо по 40 мин вое занятие 34. Выполнение набросков по теме. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 35. Цветовые этюды к композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 36. Цветовые этюды к композиции. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 37. Работа в формате. 2 2 занятия Группов 22 №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий по 40 мин ое занятие 38. Работа в формате. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 39. Работа в материале. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие 40. Завершение. 2 2 занятия по 40 мин Группов ое занятие ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 МБОУ ДО ДТ Каб. №4 контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» 2.1 Условия реализации программы. Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. Материально-техническое обеспечение программы включает: 1. Мольберты; 2. Информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе; 3. Наглядный и учебный материал (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок; 4. Натюрмортный фонд; 5. Классная доска. Формы аттестации: Для определения результативности образовательной программы педагогом осуществляется: - входящий, - промежуточный, - итоговый контроль, - мониторинг. 23 Оценка знаний и умений детей – это вспомогательный процесс, который способствует успешному течению всего образовательного процесса в кружке, где дети не только обучаются, но и имеют широкие возможности для разнообразных форм общения и творческой самореализации. Оценочные материалы. Критерии оценки ЗУН к итоговому и промежуточному контролю. Цель: выявить знания и умения, учащихся за полугодие. Форма контроля: выставка. В завершении полугодия проводится выставка творческих работ учащихся выполненных на занятиях по рисунку, живописи и станковой композиции. показатели Количество выполненных работ Качество выполненных работ Высокий уровень (5 б.) 7 Средний уровень Низкий уровень (4 б.) (3 б) 5 2 Учитывая С небольшими С небольшими законы рисунка недочётами недочётами и живописи Форма занятия: 1. Вводное занятие. 2. Групповая форма подходом. 3. Урок – экскурсия. с ярко выраженным индивидуальным Формы контроля • текущий; • итоговый. Текущий контроль проходит в виде просмотр готовых работ педагогом. Итоговый контроль по темам проходит в виде выставки оформленных работ. Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1 Условия реализации программы: Реализация программы происходит на основе принципов организации педагогического процесса: 24 -принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость связи теоретических знаний и практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой практикой; -принцип научности как, требование соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития живописи и рисунка; -принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса; -принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование; -принцип наглядности как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности; Также, в рамках реализации программы необходимо учитывать такие принципы управления деятельностью воспитанников, как: -принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; -принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе, требующий от педагога организации такого взаимодействия с воспитанником, в котором последний мог выступать в активной роли; -принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; -принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности. Кадровое обеспечение Программу составила педагог дополнительного образования Хлебникова Татьяна Юрьевна. Образование средне специальное. В 2001 году окончила Ростовское художественное училище им. М. Грекова. Художник живописец с правом преподавания. Педагогического стажа 20 лет. Сведения о повышении квалификации: С 01.004.2022 по 15.04.2022 курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Методика преподавания декоративно-прикладного искусства и инновационные подходы к организации образовательного процесса» в объѐме 72 часа. С 12.02.2021 по 26.02.2021 курсы повышения квалификации 25 по дополнительной профессиональной программе «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе дополнительного образования: возможности и перспективы» в объѐме 72 часа. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Для обучения детей живописи и рисованию используются разнообразные методы и приемы. Методы Наглядный Приѐмы Знакомство с картинами известных художников живописцев. Анализ их работ. Изучение приѐмов композиции на примере предложенных картин. Информационно- Изучение формы предмета, перед непосредственным его рисованием, посредством тактильных ощущений. Изучение рецептивный фактуры и материальности предметов. Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация примеров, грамотного поэтапного ведения работы. Индивидуальнофронтальный С помощью педагога решение сложных постановочных задач. Материально-техническое обеспечение программы 1). Предметы декоративно-прикладного искусства. 2). Репродукции картин известных художников. 3). Муляжи. 4). Драпировки. 5). Гипсовые предметы. 6). Софиты. Основные методы профориентации. лекционный метод передачи знаний; психодиагностические методы исследования личности; 26 методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность. Список литературы Для учащихся. 1. Художественная галерея. (4 папки).2005 год.de Agostini/ 2. Музей Московского кремля. Великие музеи мира «ДиректМедиа» 2011 год. 3. Государственный музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина. . Великие музеи мира« Директ- Медиа» 2011год 4. Старая национальная Галерея. Великие музеи мира «ДиректМедиа» 2011год. 5. Лондонская национальная картинная галерея. Великие музеи мира «Директ- Медиа». 2011год 6. Русский музей. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год 7. Третьяковская галерея. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год 8. Прадо. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год 9. Лувр. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год 10. Египетский музей. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год 11. Метрополитен. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год 12. Эрмитаж. Великие музеи мира «Директ- Медиа» 2011год 13. Азбука Русской живописи. «Белый город» 2005 год. 14. И. И. Левитан. «Белый город» 2000 год. 15. Техника рисования фигуры человека в движении. Рисунок. « Эксмо» 2004 год. 16. Рисунок. Джованни Чиварди. Художественный портрет. «Эксмо». 2004 год. 17. И. Е. Репин. «Арт-Родник» 2001 год. Для преподавателя. 1. Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия. Русская живопись от иконописи до авангарда. «Москва». 2007 год. 2. Рафаэль. Abrams. 2003 год. 3. Искусство Москва. «Педагогика- Пресс». 2002 год. 4. В. Перов. Из собрания государственной Третьяковской галереи. «Изобразительное искусство». 1984 год. 5. В. Васнецов. Из собрания государственной Третьяковской галереи. «Изобразительное искусство». 1984 год. 6. И. Репин. Из собрания государственной Третьяковской галереи. 27 «Изобразительное искусство». 1987 год. 7. Журнал «Юный художник». 8. Школа изобразительного искусства. 10 томов. «Академия Художеств». 9. Русские художники от А до Я. Москва «Слово» 1996 год. 10. Графика юга России XXI век. Ростов-на-дону 2013 год. 28 Приложение 1 29 30 Приложение 2 Раздел воспитания. Цель- патриотическое воспитание учащихся на занятиях по живописи, рисунку и станковой композиции. Уроки ИЗО обладают большим потенциалом, знакомясь с творчеством известных художников- приобщаются к миру искусства, приобретают неотчуждѐнное, бескорыстное отношение к миру, формируют эстетическую культуру. Приобщаясь к наследию отечественного и мирового искусства, воспитывают потребность в постоянном развитии творческой личности и способствуют формированию индивидуальности. Задачи: - формирование нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональноценностного отношения к миру. - откликаться на красоту и многообразие окружающего мира в разных его проявлениях, видеть, эмоционально воспринимать богатство форм, цвета, элементов украшений в природном мире, созданном человеком. - сопереживать, проявлять ко всему заботливое, доброе, чуткое, внимательное отношение и выражать его в художественных видах деятельности. Планируемые формы и методы воспитания: - развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.); - закладываются нравственные основы личности (ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе); - сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. - прививается культура чувств. Организационные условия: 31 подбор интересного материала; использование простых и сложных средств; построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью материала. Выравнивание и просчѐт по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения. Календарный план воспитательной работы Декабр ь Ноябрь Октябрь Сентябрь Дата проведения Тема мероприятия Форма проведения Проведение инструктажа по ТБ. Беседа «Война и мри в картинах В.В. Верещагина» Беседа Направление воспитательной работы Воспитание здорового образа жизни Духовнонравственное Беседа «Спешить делать добро. Что такое доброта» Духовнонравственное Беседа о дне пожилых людей «Бабушка и дедушкаисточник мудрости» Духовнонравственное Беседа День народного единства «В единстве наша сила!» Гражданскопатриотическое Беседа «Сюжетная композиция в картинах В.Д. Поленова» Духовнонравственное Беседа День Матери: «Самый дорогой человек». Духовнонравственное Беседа, посвященная правилам безопасности в новогодние праздники «Азбука безопасности». Воспитание здорового образа жизни 32 Беседа Январь Беседа на тему: «Художниксказочник В,М Васнецов». Беседа Февраль Беседа: «Образ женщины в творчестве художников». Беседа на тему: «Добрые дела». Апрель Беседа на тему: «Освобождение Кущѐвской от немецко-фашистких захватчиков». Беседа на тему: «Наши защитники- наши герои. Март Беседа «Будем вежливы». Беседа «Такой далекий космос», посвященная Дню космонавтики. Подготовка работ и участие в отчѐтной выставке. Беседа к празднованию Дня Победы «Мы помним и гордимся!». Беседа на тему: «Искусство натюрморта в творчестве Русских художников» Май Творческий отчѐт 33 Духовнонравственное эстетическое Беседа Духовнонравственное Гражданскопатриотическое Беседа Беседа Беседа Беседа Выставка , демонстр ация работ декорати вноприкладн ого творчеств Духовнонравственное Духовнонравственное Учебнопознавательная Учебнопознавательная Гражданскопатриотическое Духовнонравственное Эстетическое воспитание а 34 Приложение 3 Индивидуальный образовательный маршрут Ф.И.О обучающегося: ___________________________________________ Объединение: _________________________________________________ Цель: ________________________________________________________ Задачи: ______________________________________________________ Срок реализации программы: ___________________________________ Название и Название и № раздела № темы программы Кол-во часов Формы и методы изучения учебного материал а Образовательн Формы ые проверк результаты, их и, сроки сроки 35 Индивидуальные результаты, сроки 36 37 38