1 СОДЕРЖАНИЕ 1.Комплекс основных характеристик образования……………....................3 1.1 Краткое описание программы………………………………..........................3 1.2 Пояснительная записка…………………………………………….................3 1.3 Цель и задачи программы………………………………………….................7 1.4 Учебный план……………………………………………………………..…...9 1.5 Календарно-учебный график ……………………………………..………....10 2. Комплекс организационно-педагогических условий…..…………..…....11 2.1 Условия реализации программы ………………………………...……...…..11 2.2 Оценочные и методические материалы……………………..……………....11 Список литературы………………….………………...……………………......14 2 Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» 1.1 Краткое описание программы Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финлето» (далее программа) разработана с учетом развития науки, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финлето» социально-гуманитарной направленности. Основная задача – научить детей грамотности в сфере финансов, которая так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. 1.2 Пояснительная записка Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финлето» является модифицированной. Данная программа отнесена к программам социально-гуманитарной направленности. В программе использованы современные образовательные технологии, отражены основные научные принципы обучения, реализованы принципы индивидуальноличностного подхода. Программа основывается на личностно - деятельном подходе, используя личностно-ориентированную технологию. Задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии всех участников образовательного процесса. Цель программы, содержание и условия реализации представлены в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной Думой 21.12.2013; 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими 3 образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ и программ электронного обучения от 15июля 2015г.; 7. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г.; 8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». 9. Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дом творчества; 10. Краевые методические рекомендации по дополнительных общеобразовательных программ (2020г.) проектированию Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. Воспитание финансовой грамотности детей школьного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Таким образом, возникает необходимость в определении современных подходов к созданию системы профориентационной работы. Она должна представлять собой систему подготовки детей к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии. Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением - мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об 4 одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д.Б. Эльконин). Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в искаженной форме. Данная программа направлена на: формирование элементарных экономических представлений; формирование финансовой грамотности; формирование полезных привычек в сфере финансов, которое поможет детям избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности; заложение основы финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни; раскрытие окружающего предметного мира как мира духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры. Новизной программы является: - внедрение сетевого взаимодействия с использованием ресурсов нескольких организаций (как образовательных, так и иных направлений). Данная образовательная программа предусматривает сетевое взаимодействие с ИП Давиденко Я.В. Данная форма реализации дополнительной общеобразовательной программы позволяет повысить качество и доступность образования за счет интеграции и использования ресурсов организацийпартнеров. Сетевое взаимодействие осуществляется на основе Положения о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме и договора о сетевом взаимодействии. - использование системно-деятельного комплексного подхода к формированию у детей элементарных знаний и экономических представлений. Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме. Знания по теории ребёнок получает в контексте практического применения данного дидактического материала с использованием развивающих игр, творческих и проектных работ, сюжетноролевых форм и тренингов. По итогам прохождения каждой темы обучающимся предлагается пройти финансовую викторину или интеллектуально – игровые задания для закрепления пройденного материала. В процессе реализации программы у детей развиваются творческие способности, креативное мышление, логическое мышление, устная речь. Актуальность данной программы позволит помочь детям школьного возраста адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Актуальность рабочей программы обусловлена ранней профориентацией детей школьного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития. Ребята развивают свои возможности на занятиях социально-гуманитарного профиля, где не только расширяют знания о мире профессий, но и формируются 5 положительное отношение к трудовой деятельности. Именно в данной направленности школьник получает первичные навыки, узнает многие профессии, пробует себя в различных ролях, т.е. осуществляет профессиональные пробы. Педагогическая целесообразность заключается в том, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли финансов в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Обучающиеся в возрасте начиная с 6 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах. Педагогическая целесообразность определена тем, что программа способствует формированию навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности, а также ранней профориентации и формированию осознанного выбора профессии, что является ключевой задачей в системе дополнительного образования. Отличительной особенностью данной программы является то, что учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, миниисследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализ и представления информации и публичных выступлений. На занятиях применяется индивидуальный подход ко всем детям, индивидуальные задания повышенной сложности для одарённых детей и выбор уровня сложности для детей с ограниченными особенностями здоровья. Адрес программы. Данная программа рассчитана на детей от 6 до 10 лет. Группы смешенные, разновозрастные, имеющие интерес и мотивацию к данной предметной области. Набор в группу осуществляется без специального отбора и не имеющие противопоказаний по здоровью. В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одарённых, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих противопоказания по состоянию здоровья, что должна подтверждать справка от педиатра. Формы обучения: очная. Возможно использованием дистанционных форм и методов образовательной деятельности в условиях дистанционного обучения. Педагогом используются асинхронные учебные системы. В случае необходимости, учащиеся получают информацию в созданных группах Whatsapp, Телеграм, смс сообщениями и ссылками на учебные пособия и ролики в интернете. 6 Режим занятий: общее количество часов в год –14 часов; занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия – 40 мин. Сокращение режима занятий в дистанционной форме обучения по санитарноэпидемиологическим и другим основаниям согласно рекомендациям СанПин20 минут. Особенности организации образовательного процесса. Условия приёма детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/. Состав группы: постоянный. Занятия: групповые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать очные и дистанционные формы занятий: лекции, практические занятия, просмотр мультимедийных и графических материалов. Комплексный подход в обучении, сочетая практику и теорию, делает процесс интересным, познавательным. Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, закладывают основу к развитию устойчивой мотивации к занятиям в данной области ориентируя на выбор к дальнейшей профессиональной траектории, связанной с финансами и экономикой. Учащиеся в будущем могут поступить в Краснодарский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова на факультеты «Менеджмент», «Экономика», «Торговое дело»; Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве РФ на факультеты «Бизнес-информатика», «Экономика». Уровень программы: ознакомительный уровень. Программа курса рассчитана на средний уровень изучения финансовой грамотности. Объем программы: программа, рассчитанная на 14 часов. Срок реализации программы: данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года. 1.3 Цель и задачи программы Цель программы: формирование у детей школьного возраста основ социально-экономической жизни, способствовать формированию финансовой грамотности, формирование основ выбора профессии и профессионального самоопределения в соответствии с личностными возрастными особенностями. . Задачи: Предметные: Сформировать представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители; 7 Дать представление о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; Расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «магазин», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»; Познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека; Заложить основы экономического образа мышления. Метапредметные: Развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность. Развивать навыки бережного общения материальными средствами; Способствовать развитию у детей любознательности, стремления к опытнической деятельности, желания самостоятельно найти ответ; Способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности; Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка в окружающем мире. Познакомить обучающихся с востребованными в Краснодарском крае профессиями и профессиями, которые представлены в «Атласе новых профессий». Личностные: Воспитывать бережное отношение к труду; Воспитывать нового человека через осознание творческого взаимодействия; Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту. Воспитывать Гражданина России и юного патриота. Сформировать у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения и ознакомить учащихся с основами выбора профессии. Содержание программы. Программа предполагает два аспекта: воспитательный и образовательный. Воспитательный аспект состоит в развитии у ребенка креативного и экономического мышления. Образовательный аспект состоит в обогащении детских представлений о мире финансов, развитии мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «Доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «Деньги», «Экономика», «Финансовая безопасность», помочь понять основные правила экономики. 8 Учебный план (2 часа в неделю) Разделы, темы № п/п Количество часов всего Теория прак тика Форма контроля и аттестации 1 Организационно - ознакомительное занятие 2 1 1 Текущий 2 Деньги 12 5 7 Текущий Итого: 14 6 8 Содержание учебного плана Разделы, темы 1 2 Организационно - ознакомительное занятие Теория 1 час: знакомство с образовательной программой. Практика 1 час: составление плана работы по программе. Деньги История денег. Деньги: банкноты, монеты. Что такое «Бартер» и для чего нужны деньги. Профессии. Что это такое? Виды профессий. «Атлас новых профессий». Оплата труда Азы финансовой безопасности Посещение продовольственного магазина Викторина «Финансовый эрудит» Теория 5часов. Практика 7 часов Планируемые результаты: Личностные результаты: Проявляет бережное отношение к труду; Повышение интереса к финансово экономической сфере. Осознает главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь; Следует социальным нормам и общепринятым правилам общества. Обладает надпрофессиональными навыками Метапредметные результаты: Способен применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации программы (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.); Понимает, что расходы семьи не должны быть расточительными; 9 Понимает, что сначала зарабатываем – затем расходуем. Ознакомлен с востребованными профессиями в Краснодарском крае и «Атласом новых профессий». Предметные результаты: Способен осознавать и соизмерять свои потребности и возможности; Имеет представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд; Имеет представления об элементарных правилах финансовой безопасности. Сформировано профессиональное самоопределение в соответствии с возрастными особенностями. Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» 2.1 Условия реализации программы: Календарно-учебный график (2 часа в неделю) 1 1.1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 Темы занятий Кол -во часов Организационно. ознакомительное занятие Организационно. ознакомительное занятие Деньги Деньги: история, монеты, банкноты. Деньги: откуда они берутся и куда «уходят»? Профессии. Что это такое? Оплата труда Финансовая безопасность 2 Факт Дата План № п/п 2 12 2 2 2 2 Посещение 2 продовольственного магазина Викторина «Финансовый 2 эрудит» Итого: 72 Продть занятий Форма занятия Форма контроля 2ч. по 40 мин Теория Практика текущий МАОУ ДО ДТ с. Новоивановское 2ч. по 40 мин 2ч. по 40 мин 2ч. по 40 мин 2ч. по 40 мин 2ч. по 40 мин Теория Практика Теория Практика Теория Практика Теория Практика Теория Практика текущий МАОУ ДО ДТ с. Новоивановское МАОУ ДО ДТ с. Новоивановское МАОУ ДО ДТ с. Новоивановское МАОУ ДО ДТ с. Новоивановское МАОУ ДО ДТ с. Новоивановское 2ч. по 40 мин Практика Практика текущий 10 текущий текущий текущий текущий Место проведения занятия МАОУ ДО ДТ с. Новоивановское Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. Материально-техническое обеспечение программы: ноутбук, дидактический материал (наглядные пособия, иллюстрационный материал, карточки), настольные игры (по финансам), набор игровых денег. Кадровое обеспечение Программу составила педагог дополнительного образования Воробьева Татьяна Анатольевна. Образование высшее. Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2009г. Специальность – экономика и управление на предприятии АПК. Сведения о повышении квалификации: курсы профессиональной переподготовки по программе: «Педагогическое образование: педагог дополнительного образования детей и взрослых» в объёме 560 часов. Формы аттестации: 1. Промежуточная; 2. Итоговая. Промежуточная аттестация осуществляется по итогам выполнения заданий и творческих работ, выявляющие уровень освоения пройденной темы. Итоговая аттестация проводится в виде выполнения итоговой групповой творческой работы. Оценка качества освоения учебной программы включает в себя текущий контроль успеваемости. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться опросы, викторины, игры, просмотры проектов и творческих работ педагогом. При бесконтактном, дистанционном обучение применяются следующие виды контроля - тестирование, анкетирование, самостоятельные проектные работы. 2.2 Оценочные материалы. Для организации целенаправленной образовательной деятельности объединения планируется проведение диагностики. Оценка образовательных результатов учащихся по краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Финлето» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом муниципальной бюджетной образовательной организации 11 дополнительного образования Дома творчества муниципального образования Кущевский район. Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутренней итоговой аттестации, составленный педагогом. Оценочные материалы составлены автором программы: - Викторина «Финансовый эрудит» Критерии оценки: Низкий уровень – Ребенок имеет неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняется в характеристике понятия, явления, в распознании его по содержанию, не может установить причинно – следственные связи, после обозначения понятия, явлении или объекта, частично выделяет его признаки, не обобщает отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняется в классификации по признаку. Не использует финансово – экономические знания в игровой и трудовой деятельности. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями. Средний уровень - Ребенок имеет правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно – следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово – экономические представления в игре и труде. Высокий уровень – Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности. Методическое материалы При составлении учебно-тематических планов на основании программы исходит, из своей личной педагогической квалификации, опираться на годовые календарные планы учреждения и распределять учебный материал в удобных вариантах по полугодиям. При этом необходимо учитывать следующие факторы: объем учебного материала, цикличность по сезонам года, последовательное усложнение материала. 12 В процессе обучения используются различные методы и приемы. Работа по реализации программы предполагает использование различных методов: наглядные, словесные, практические, объяснительноиллюстративного, сравнения. В зависимости от поставленных задач педагог использует различные методы обучения (демонстрационные, практические, словесные), чаще всего объединяя их. Основные методы профориентации. лекционный метод передачи знаний; психодиагностические методы исследования личности; методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность. Приемы: диалог, беседа, работа со специальной литературой, наблюдения, упражнения, конкурсы, сюжетные игры, практические работы, экскурсии, видео показы, акции, разгадывание кроссвордов, ребусов, проведение викторин, проектная деятельность и другое. План занятий строится так, чтобы перед детьми всегда стояла ближайшая и доступная им цель: экскурсия к интересному объекту, проектная деятельность, участие в викторинах. При планировании работы используются все виды меж предметных связей: опорные, сопутствующие, перспективные. Для определения (ЗУН) результативности работы регулярно проводятся творческие работы и викторины после изучения крупных тем, с целью проверки усвоения теоретического и практического курса программы. № п/п 1 Тема методических материалов Деньги Формы методических материалов Обучающее пособие «Деньги», иллюстрационный материал «Бюджет семьи», видео презентация «Азы финансовой безопасности», игра «Коммерсант», викторина «Финансовый эрудит» 13 Список литературы 1. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017 2. Основы финансовой грамотности. Методическое пособие для общеобразовательных организаций. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017 3. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017 4. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995. 5. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с. 6. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 7. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с. 8. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010. 9. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе. Режим доступа: http://www.hse.ru Интернет – ресурсы: www.cbr.ru — официальный сайт Банка России fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами» 14