СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.4.1 2.4.2 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6 3.7. 3.8 3.9 3.10 Нормативно – правовая база. Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования» Пояснительная записка программы. Цель и задачи. Учебный план и содержание образовательной программы. Планируемые результаты. Модуль 1 «Конструирование немеханических моделей». Модуль 2 «Конструирование механических моделей». Раздел 2. «Комплекс организационно – педагогических условий». Календарный учебный график. Условия реализации программы. Формы аттестации. Оценочные материалы. Методические материалы. Список литературы Приложение 1 Раздел воспитания Календарный план воспитательной работы Приложение 2 3 4 4 7 9 9 10 13 16 16 21 22 22 23 24 25 27 Оценочные материалы. 28 Приложение 3 Договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве. 30 2 1. Нормативно-правовая база. 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной Думой 21.12.2013; 2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018г.; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодёжи»; 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242; 7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04; 8. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов; 9. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 10. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298-н « Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016); 12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» ( гл.VI); 3 13. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения 2020 г.; 14. Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дом творчества. 2. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты. 2.1 Пояснительная записка Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO System на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Таким образом, возникает необходимость в определении современных подходов к созданию системы профориентационной работы. Она должна представлять собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии. Приоритетным направлением воспитательной работы с детьми сегодня становится гражданско-патриотическое воспитание, которое направлено на формирование гражданско-патриотического сознания юных граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданскопатриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов, поэтому во время занятий с детьми проводятся беседы по гражданско-патриотическому воспитанию. Программа составлена с учетом «Методических рекомендаций по проектированию и реализации разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ», г.Краснодар, 2020 г. (Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края. Региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края). Направленность. Ознакомительная программа «Роботёнок» научно-технической направленности ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования и моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню основного общего образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Программа предполагает развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) художественного вкуса и творческих способностей посредством занятия техническим творчеством. 4 Новизна. Новизной программы является использование новых форм и видов занятий, современных образовательных технологий и методических материалов. В зависимости от конкретных условий, материалов, требований жизни и интересов учащихся педагог может вносить новые технологии. Также новизна программы заключается в исследовательски-технической направленности обучения. Авторское воплощение замысла и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа: 1. Постановка технической задачи; 2. Сбор и изучение нужной информации; 3. Поиск конкретного решения задачи; 4. Материальное осуществление творческого замысла. В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов. Новизна программы заключается в том, что образовательный процесс осуществляется с применением информационно-коммуникационных технологий, использованием методов и приемов дистанционного обучения при опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога. Также новизной программы является то, что она реализуется в сетевой форме совместно с ГБПОУ КК Ленинградский технический колледж. Сетевое взаимодействие осуществляется на основе Положения о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме и договора о сетевом взаимодействии. Приложение 1. Актуальность. Актуальность программы заключается в востребованности развития широкого кругозора дошкольника, в том числе в техническом направлении. LEGO– конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Актуальность данной программы определяют современные требования к образовательной среде, в которой естественным является организация обучения с использованием как традиционных, так и дистанционных форм обучения. Актуальность рабочей программы обусловлена ранней профориентацией 5 детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития. Ребята развивают свои возможности на занятиях технического профиля, где не только расширяют знания о мире профессий, но и формируются положительное отношение к трудовой деятельности. Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство, имеется целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование. Мотивацией для выбора детьми данного вида деятельности является практическая направленность программы, возможность углубления и систематизации знаний, умений и навыков. Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию. Робототехника поощряет детей мыслить творчески, анализировать ситуацию. Во время «игры» процесс усвоения знаний идет быстрее. Педагогическая целесообразность определена тем, что программа способствует формированию навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности, развитию познавательных потребностей в условиях дистанционного обучения, а так же навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности, а так же ранней профориентации и формированию осознанного выбора профессии, что является ключевой задачей в системе дополнительного образования. Отличительные особенности программы. В ознакомительной программе, изучая конструирование моделей, у дошкольников развивается элементарное конструкторское мышление и фантазия, поэтому отличительной особенностью данной программы является то, что она предполагает творческое использование педагогом: он может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также возрастных особенностей и развития детей, выбрать определенный объем информации. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические задания. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических знаний. Выполнение практических работ требует консультирования педагога и соблюдения правил техники безопасности. Одной из современных инновационных форм организации учебного процесса является использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих посредством сети Интернет организовать обучение, поэтому отличительной особенностью программы также является апробация технологий дистанционного обучения, направленных на обеспечение мобильности, стабильности, эффективности учения и преподавания. Программой предусмотрена работа с одаренными детьми, созданы условия для развития творческих способностей одаренных детей, их самореализации в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. На занятиях применяется индивидуальный подход ко всем детям, индивидуальные задания повышенной сложности для одарённых детей и выбор модулей и уровня сложности для детей с ограниченными особенностями здоровья. 6 Специфика работы с детьми – инвалидами состоит в том, что средства, формы обучения и воспитания таких детей зависит от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также от индивидуальных способностей детей. Данная программа разработана с учетом этих особенностей. Адресат. Принимаются дети по персонифицированному индивидуальному сертификату (ПФДОД) в возрасте от 5 до 6 лет. Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей детей заниматься робототехникой, без специального отбора и не имеющих противопоказаний по здоровью. Форма обучения: очная (при необходимости возможно проведение дистанционных занятий). Режим занятий: общее количество часов в год - 72 часа; количество часов в неделю - 2 часа; продолжительность занятия - 30 минут. Сокращение режима занятий в дистанционной форме обучения по санитарно-эпидемиологическим и другим основания согласно рекомендациям СанПин -15 минут. Количество часов в неделю и наполняемость групп программы соответствуют требованиям СанПиН. Особенности организации образовательного процесса. Условия приёма детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/. Занятия: групповые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать очные и дистанционные занятия: лекции, практические занятия, просмотр мультимедийных и графических объектов, мастер – классов, материала, содержащего ссылки на другие учебные материалы для получения дополнительной информации и др. Данная программа по форме организации образовательного процесса она является модульной и состоит из двух модулей: Модуль 1: Конструирование немеханических моделей. Модуль 2: Конструирование механических моделей. Уровень содержания программы - ознакомительный. Программа курса рассчитана на начальный уровень подготовки – отсутствие навыков работы с LEGO – конструкторами. Объём программы – 72 часа. Сроки реализации программы: Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года. 2.2 Цель и задачи программа. Цель программы: развитие технического творчества и формирование основ выбора профессии и профессионального самоопределения в соответствии с личностными возрастными особенностями у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники. Также целью программы является создание творческой среды для развития творческих способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством технического творчества. 7 Задачи программы: Предметные: Познакомить с первичными представления о робототехнике, ее значением в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств; научить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях; научить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой. Метапредметные: - развитие творческих способностей у обучающихся, практических умений и навыков передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO в решении поставленной задачи. - знакомить обучающихся с востребованными в Краснодарском крае профессиями и профессиями, которые представлены в «Атласе новых профессий». Личностные: - организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы и развитию навыков общения, коммуникативных способностей; создавать оптимальные условия для выявления и развития способностей одаренных детей и организовывать работу и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием, а именно, применять на практике дифференцированные задания и упражнения разной сложности. Воспитывать потребность в самообразовании и творческой реализации; формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира; формировать активную гражданскую позицию, чувство верности Отечеству. Развитие умений работать дистанционно, выполнять задания самостоятельно (контактно и бесконтактно); - формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами выбора профессии. Содержание программы. В учебном процессе предполагается использование образовательных конструкторов. Все образовательные наборы предназначены для групповой работы, что дает возможность обучающимся одновременно приобретать и навыки сотрудничества, и умение справляться с индивидуальным заданием, составляющим часть общей задачи. Конструкторы задуманы таким образом, чтобы постоянно привлекать и удерживать внимание учеников, повышая мотивацию к обучению. Дополнительные элементы, содержащиеся в каждом наборе конструктора, позволяют обучающимся создавать модели не только по схемам, имеющимся в наборах, но и по собственному замыслу. Все комплекты полностью соответствуют индивидуальным возможностям дошкольника и способствуют успешному обучению каждого ребенка любого уровня подготовки. Из деталей конструктора учащиеся строят уменьшенные аналоги различных сооружений. 8 2.3 Учебный план программы № п/п 1. 2. Количество часов Наименование модуля Конструирование немеханических моделей. Конструирование механических моделей. Итого: Всего Воспитательный компонент Теория Практика 34 2 12 20 38 3 19 16 72 5 31 36 2.4 Планируемые результаты. Личностные результаты: 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности; 5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; 6) овладение надпрофессиональными навыками. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 9 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 9) выполнение заданий самостоятельно (контактно и бесконтактно). Предметные результаты: 1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; 2) усвоение правил техники безопасности; 3) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских задач; 4) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи; 5) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач. 2.4.1 Модуль 1 «Конструирование немеханических моделей». Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным правилам роботехники, усвоение правил техники безопасности, приобретение навыков работы с образовательным конструктором и схемами для создания немеханических моделей. Осуществление обучения детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с первичными представления о робототехнике, ее значением в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств. Модуль разработан с учетом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Формирование у детей начальных научно-технических знаний, создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой реализации личности ребенка в окружающем мире. Цель модуля: создание условий для формирования интереса к немеханическим объектам, развития стремления разобраться в их конструкции и желания выполнять модели этих объектов, формирование основ выбора профессии, первоначального интереса к каким-либо профессиям. Задачи модуля: познакомить с первичными представления о робототехнике; научить простейшим правилам организации рабочего места; научить правилам безопасной работы с образовательным конструктором; научить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях; изучить основные технологии постройки плоских и объемных немеханических моделей; 10 формировать интерес к различным профессиям технической направленности; научить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой. Учебно-тематический план Модуль 1 «Конструирование немеханических моделей» № п/п Формы аттестации/ контроля Количество часов Наименование тем Всего Воспитательный компонент Теория Практика 1 - Промежут. 2 4 Промежут. 1. Вводное занятие. Востребованные профессии в Краснодарском крае и «Атлас новых профессий». 1 2. Моя улица. 7 3. Дворик. 7 2 5 Промежут. 4. Зоопарк. 4 1 3 Промежут. 5. Домики. 8 3 4 Промежут. 6. Мебельные фантазии. 7 2 5 Промежут. Итого: 34 10 24 1 1 2 Содержание учебного плана модуля «Конструирование немеханических моделей». Тема 1. Вводное занятие (1 час). Инструктаж по ТБ при работе с деталями. История создания конструктора Lego. Знакомство с конструктором ЛЕГО. Информация об имеющихся конструкторах компании ЛЕГО, их функциональном назначении и отличии. Знакомство с востребованными профессиями в Краснодарском крае и «Атласом новых профессий». Тема 2. Моя улица (7 часов). 1. Сборка прямой и сгибающейся змейки. Что напоминают дорожки и тропинки? Практическая работа № 2 «Игра в сороконожку»). Используя детали конструктора, создаются виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе. Построение модели по образцу. 11 2. Строительство дорожек разной ширины. Расширить знания детей об улице: в городе много дорог и тропинок; дорога делится на две части – проезжую часть и тротуар. Практическая работа № 3 «Куда бегут тропинки?» Построение модели по образцу. 3. Безопасная дорога. Познакомить учащихся с элементами улиц и дорог. Повторить и закрепить знания о сигналах светофора регулировщика и закрепить изученные правила о переходе улиц и дорог. Практическая работа № 4«Светофор и правила перехода улицы». Построение модели по образцу. 4. Строительство лесенки и мостов. Виды мостов и лестниц. Строительство лестниц и мостов. Знаменитые мосты. Практическая работа № 5 «Мост для пешеходов». Построение модели по образцу. Тема 3. Дворик (7 часов). 1. Постройка заборов из деталей прямоугольной формы и комбинированных заборов. Рассмотреть различные виды изгородей от простейших до комбинированных. Практическая работа №6 «Изгородь». Построение модели по образцу. 2. Детская площадка Виды активного отдыха. Оборудование детской площадки. Техника безопасности на детской площадке. Практическая работа № 7 «Песочница и карусель». Построение модели по образцу. 3. Во дворе растет трава. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Практическая работа № 8 «Газонокосилка» Построение модели по образцу. 4. Строительство колонн и крыш. Различные виды колонн и крыш. Практическая работа № 9 «Беседка» Из всех возможных деталей конструктора собирается по усмотрению учащегося беседка. Построение модели по замыслу. Тема 4. Зоопарк (4 часа). 1. Постройка изгороди и клеток для животных. Моделирование изгороди и жилищ для животных. Практическая работа №10 «Домик для животных». Построение модели по замыслу. 2. Мой любимый зоопарк. Архитектура зоопарка. Правила поведения в зоопарке. Практическая работа №11 «Игра в зоопарк» Построение модели по замыслу 12 Тема 5. Домики (8 часов). 1. Постройка простых и сложных пирамид. Что такое пирамиды? Египетская пирамида – одно из семи чудес света. Практическая работа № 12 «Пирамидки». Из всех возможных деталей конструктора собирается по усмотрению учащегося пирамидка. Построение модели по замыслу. 2. Постройка домика по карточке и сооружение одноэтажного домика по образцу. Реализация потребностей человека и животных в жилище. Ремесленные профессии. Практическая работа № 13 «Заюшкина избушка. Построение модели по образцу. 3. Постройка арок и башен. История создания дворов на Руси. Практическая работа № 14 «Башенька» Из всех возможных деталей конструктора собирается по усмотрению учащегося башня. Построение модели по замыслу. 4.Сооружение многоэтажного домика. Архитектура многоэтажных домов. Практическая работа № 15 «Терем» Построение модели по образцу. Тема 6. Мебельные фантазии (7 часов). 1. Мебель для кухни. Предназначение мебели. В какой комнате и почему стоит такая мебель? Кухня- отдельное помещение в квартире с плитой для приготовления пищи. Практическая работа № 16 «Кухня» Построение модели по образцу. 2. Мебель для спальни. Спальня - комната в квартире, предназначенная для сна и отдыха. Практическая работа № 17 «Спальня». Построение модели по замыслу. 3. Мебель для гостиной. Гостиная - одна из комнат квартиры, используемая обычно для приёма гостей. Практическая работа № 18 «Гостиная». Построение модели по замыслу. 4. Сборка мебели для всего дома. Мебель – это предметы домашнего обихода. Практическая работа № 19 «Мой уютный дом» Построение модели по замыслу. Групповая работа. 2.4.2 Модуль 2 «Конструирование механических моделей». Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным правилам построения механических моделей, усвоение правил техники безопасности, приобретение навыков работы с инструкциями и схемами для создания механических моделей. Осуществление обучения по данному модулю дает возможность формирования у детей научно-технических знаний, профессионально-прикладных 13 навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой реализации личности ребенка в окружающем мире. Модуль разработан с учетом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Цель модуля: создание условий для формирования интереса к механическим объектам, развития стремления разобраться в их конструкции и желания выполнять модели этих объектов, развитие надпрофессиональных навыков. Задачи модуля: • развивать творческие способности у обучающихся, практические умения и навыки при построении механических объектов и надпрофессиональные навыки; изучить основные технологии строения механических моделей; научить передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO в решении поставленной задачи; воспитывать потребность в самообразовании и творческой реализации. Учебно-тематический план Модуль 2 «Конструирование механических моделей» № п/п 1. 2. Количество часов Наименование тем Сухопутный транспорт. Знакомство с техническими профессиями, связанными с транспортом. Экскурсия в ГБПОУ КК Ленинградский технический колледж. Железнодорожный транспорт. Формы аттестации / контроля Всего Воспитательный компонент Теория Практика 12 1 2 9 6 1 2 3 3. Водный транспорт. 6 3 3 4. Воздушный транспорт. 7 2 5 5. Военный транспорт. 7 1 2 4 38 3 11 24 ИТОГО Содержание учебного плана модуля 14 «Конструирование механических моделей». Тема 1. Сухопутный транспорт (12 часов). 1. Спешат по дорогам машины. История развития транспорта. Виды транспорта. Профессии людей, занятых на транспорте. Знакомство с техническими профессиями, связанными с транспортом. Экскурсия в ГБПОУ КК Ленинградский технический колледж. Практическая работа № 1«Легковые машины». Построение модели по образцу. 2. Грузовой транспорт. Для чего используют грузовые машины. Какие грузовики бывают. Практическая работа № 2 «Грузовик» Построение модели по образцу, а также по замыслу воспитанника. 3. Служебный транспорт. Какой служебный транспорт бывает? Какой транспорт встречается в нашем населенном пункте, как он используется. Практическая работа № 3 «Подъемный кран». Построение модели по образцу, а также по замыслу учащихся. Тема 2. Железнодорожный транспорт (6 часов). 1.Путешествие на поезде. История развития железных дорог в России. Виды железнодорожного транспорта. Правила поведения вблизи железных дорог. Практическая работа № 4 «Конструирование поезда». Построение модели по образцу. Тема 3. Водный транспорт (6 часов). 1.Наша страна на карте мира. Водные ресурсы России. Виды водного транспорта. Правила безопасного поведения на воде. Лодка. Практическая работа № 5 «Конструирование лодки». Построение модели по образцу. 2. Парусник. Практическая работа № 6 «Конструирование парусника». Построение модели по образцу. 3. Корабль. Практическая работа № 7 «Конструирование корабля». Построение модели по образцу. Тема 4. Воздушный транспорт (7 часов). 1.Воздушное пространство нашей Родины. История возникновения воздушного транспорта. Вертолет. Практическая работа № 8 «Конструирование вертолета». Построение модели по образцу. 2.Самолет. Практическая работа №9 «Конструирование самолета». Построение модели по образцу. Тема 5. Военный транспорт (7 часов). 1.Вооруженные силы Российской федерации. Виды войск. 15 Танк. Практическая работа № 10 «Конструирование танка». Построение модели по образцу. 2. Катюша. Практическая работа № 11 «Катюша». Построение модели по образцу. 3. Боевые машины. Практическая работа № 12 «Боевые машины». Построение модели по образцу. 16 3.Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» 3.1 Календарный учебный график Модуль 1 «Конструирование немеханических моделей» факт № п/п план Дата Темы занятия 1. Вводное занятие. Знакомство с конструктором ЛЕГО. Инструктаж по ТБ при работе с деталями. Правила сборки комплектов конструктора. Востребованные профессии в Краснодарском крае и «Атлас новых профессий». 2. Моя улица Воспитательный компонент 1 Количество часов Время проведения занятия Форма занятия Формы контроля Место проведе -ния 2 2ч.по 30 мин Вводное занятие Устный опрос ДТ 1ч.по 30 мин Групповая, индии вид. с детьми с ОВЗ 5 2.1. Сборка прямой и сгибающейся змейки. Практическая работа № 2. «Игра в сороконожку» 2.2. Строительство дорожек разной ширины. Практическая работа № 3. «Куда бегут тропинки?» 2.3. Безопасная дорога Практическая работа № 4 «Светофор и правила перехода улицы» 2.4 Беседа на тему: «Правила дорожного движения» 2.5. Строительство лесенки и мостов. Практическая работа №5 «Мост для пешеходов» 2 Дворик. 7 3. 3.1. Постройка заборов из деталей прямоугольной формы и комбинированных заборов. Практическая работа № 6 «Изгородь». 1 ДТ Текущий ДТ 1 1ч.по 30 мин Урокигра Текущий ДТ 1 1 1ч.по 30 мин Групповая 1ч.по 30 мин Групповая Текущий ДТ ДТ 2ч.по 30 мин Комбинир. Итоговый ДТ 2 17 2ч.по 30 мин Групповая Текущий 3.2. 3.3. 3.4. Во дворе растет трава. Практическая работа № 8 «Газонокосилка» Строительство колонн и крыш. Практическая работа № 9 «Беседка» 4. Зоопарк 4.1. Постройка изгороди и клеток для животных и возведение общей ограды для парка. Практическая работа № 10 «Домик для животных» 4.2. Мой любимый зоопарк. Практическая работа № 11 «Игра в зоопарк» 5. Домики 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 6. 6.1. ДТ Детская площадка Практическая работа № 7 «Песочница и карусель». 2 2ч.по 30 мин Урокигра Текущий 1 2ч.по 30 мин Групповая Текущий 2 2ч.по 30 мин Комбинир. Итоговый ДТ ДТ 4 ДТ 2 2 1 Постройка простых и сложных пирамид. Практическая работа № 12 «Пирамидки». Постройка домика по карточке и сооружение одноэтажного домика по образцу. Практическая работа № 13 «Заюшкина избушка» 2ч.по 30 мин 2ч.по 30 мин Групповая Комбин. Текущий Итоговый ДТ 7 ДТ 2 2 2ч.по 30 мин Урокигра 2ч.по 30 мин Групповая, индии вид. с детьми с ОВЗ Текущий ДТ Текущий ДТ Постройка арок и башен. Практическая работа № 14 «Башенька» 1 Беседа на тему: «Мама, самый дорогой человек». Сооружение многоэтажного домика. Практическая работа № 15 «Терем» 1 1ч.по 30 мин Урокигра Текущий 1ч.по 30 мин Групповая Текущий 2ч.по 30 мин Групповая Текущий ДТ ДТ 2 Мебельные фантазии. 7 ДТ Мебель для кухни. Практическая работа № 16 «Кухня» 2 18 2ч.по 30 мин Групповая Текущий ДТ Мебель для спальни. Практическая работа № 17 «Спальня» 6.2. 2 Мебель для гостиной. Практическая работа № 18 «Гостиная» 6.3. Урокигра Текущий ДТ 2 Сборка мебели для всего дома. Практическая работа № 19 «Мой уютный дом» 6.4. 3ч.по 30 мин 1 Итого: 2 2ч.по 30 мин 1ч.по 30 мин Групповая Текущий Итоговый Комбин. ДТ 32 Модуль 2 «Конструирование механических моделей» 1. 1.1. факт № п/п план Дата Темы занятия Сухопутный транспорт. Время прове дения занятия Форма занятия 4ч.по 30 мин Урокигра 3 4ч.по 30 мин Групповая, индии вид. с детьми с ОВЗ 1 1ч.по 30 мин Групповая 4 4ч.по 30 мин Урокигра Воспитательный компонент Колво часов 1 11 Спешат по дорогам машины. Экскурсия в ГБПОУ КК Ленинградский технический колледж. Знакомство с профессиями, связанными с транспортом. Практическая работа № 1 «Легковые машины» 4 Грузовой транспорт. 1.2. Практическая работа № 2 «Грузовики» 1.3. Беседа на тему: «Наши защитники - наши герои». 1.4. Служебный транспорт. Практическая работа № 3 «Подъёмный кран» 2. Железнодорожный транспорт. 1 1 19 5 Формы контроля Место проведе -ния Текущий ДТ Текущий ДТ ДТ Текущий ДТ 2.1. Путешествие на поезде. Практическая работа № 4 «Конструирование поезда» 2.2. Беседа о Международном женском дне: «Женщины, милые наши!» 3. 1 Водный транспорт. 5 6ч.по 30 мин Урокигра 1 1ч.по 30 мин Групповая 2ч.по 30 мин Урокигра 2 2ч.по 30 мин Групповая, индии вид. с детьми с ОВЗ 2ч.по 30 мин Урокигра 1ч.по 30 мин Урокигра 3 3ч.по 30 мин Групповая, индии вид. с детьми с ОВЗ 3 3ч.по 30 мин Урокигра 2 2ч.по 30 мин Урокигра 2 2ч.по 30 мин Урокигра Лодка. Практическая работа № 5 «Конструирование лодки» 3.2. Парусник. Практическая работа № 6 «Конструирование парусника» 3.3. Корабль. Практическая работа № 7 «Конструирование корабля» 2 4. Воздушный транспорт. 7 4.1 Воздушный транспорт и его виды. 4.2. 4.3. Самолет. Практическая работа № 9 «Конструирование самолета» 5. Военный транспорт. 2 1 1 Практическая работа № 10 «Конструирование танка». Катюша. 5.2. ДТ Практическая работа № 11 «Конструирование Катюши». 20 Текущий ДТ Текущий ДТ Текущий ДТ Текущий ДТ Текущий ДТ Текущий ДТ Текущий ДТ Текущий ДТ 6 Танк. 5.1. ДТ 6 3.1. Вертолет. Практическая работа № 8 «Конструирование вертолета» Текущий 5.3. Боевые машины. Практическая работа № 12 «Конструирование боевых машин». 5.4. Выставка моделей к празднованию Дня Победы «Помним, чтим, гордимся!» 1 Итого: 3 2 3ч.по 30 мин Урокигра 1ч.по 30 мин Групповая итоговы й ДТ ДТ 33 3.2 Условия реализации программы. Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. Материально-техническое обеспечение программы включает: 1. LEGO – конструктор; 2. Информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе; 3. Набор карточек и схем для каждого вида конструктора. 4. Информационное обеспечение – аудио, видео, фото, интернет источники. Электронные учебные материалы: обучающая теоретическая информация, сопровождающаяся иллюстративными материалами (фотографии, рисунки), интернет- ресурсы и ссылки для получения дополнительной информации; - обучающая информация в виде мультимедиа презентации; - блок творческих заданий; - методические рекомендации для обучающихся по освоению учебного материала; - материал, содержащий ссылки на другие учебные материалы; - мультимедийные объекты: видео- и аудиофайлы, графические объекты; - иллюстративный материал; аудио-видеоматериалы,. Кадровое обеспечение Программу составила педагог дополнительного образования Ковтышняя Валентина Николаевна. Образование высшее педагогическое. В 2004 году окончила Адыгейский Государственный Университет по специальности Математик. Преподаватель математики. Информатики и компьютерных наук. Педагогического стажа 14 лет. Сведения о повышении квалификации: с 2.05.2017 по 20.05.2017 курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Педагогическая деятельность в дополнительном образовании»в объёме 108 часов. 3.3 Формы аттестации. Для определения результативности образовательной программы педагогом осуществляются следующие формы аттестации: 1. Промежуточная; 2. Итоговая. 21 Промежуточная аттестация осуществляется по итогам выполнения практических работ, упражнений по выработке определенных умений. Педагог оценивает аккуратность, степень самостоятельности. Итоговая аттестация проводится в форме конструирования и защиты проекта. По окончанию защиты проекта подводятся итоги. Оценка качества освоения учебной программы включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце учебного года обучения. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, опросы, просмотры. Проверка усвоения программы производится в форме: опроса учащегося по пройденному материалу, наблюдения на работой, выполнения ребёнком отдельных заданий или творческих проектов, как в конце учебного года, так и по окончании пройденной темы. Основными критериями результативности данной программы является участие учащегося в конкурсах, викторинах, выставках технического творчества. 3.4 Оценочные материалы. Для организации целенаправленной образовательной деятельности объединения планируется проведение педагогической диагностики. Мониторинг позволит определить уровень достижений обучающихся планируемых результатов, изучить состояние образовательного процесса, откорректировать деятельность педагога. Содержание и формы педагогической диагностики планируемого образовательного курса направлены на определение уровня освоения программного материала, определение уровня познавательной и творческой активности, изучение степени удовлетворенности обучающихся и родителей образовательным процессом (Приложение 2). Цель исследования Определение уровня освоения программного материала Определение уровня познавательной и творческой активности Изучение степени удовлетворенности обучающихся и родителей образовательным процессом Форма демонстрации результатов Дневник учета выполненных работ, практические работы, итоговое изделие Практические работы, итоговое изделие Анкетные бланки 22 Методы Наблюдение, обсуждение, выставка Наблюдение, выставка Анкетирование Формы (методы) дистанционных занятий: - чат – занятия, с использованием чат-технологий; - рассылка учебно-методических материалов, видеороликов по теме. 3.5 Методические материалы. Для обучения детей разнообразные методы и приемы. LEGO-конструированию Методы Наглядный используются Приёмы Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Информационно- Обследование LEGO деталей, которое предполагает рецептивный подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. 23 3.6 Список литературы: 1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001. 2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. 4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981. 5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999. 6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011. 7. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. – 2009г. 8. Рыбалёва И. А. «Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности. Интернет – ресурсы: https://sites.google.com/site/nxtwallet/ http://www.elrob.org/elrob-2011 http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69 http://www.robo-sport.ru/ http://www.railab.ru/ http://www.tetrixrobotics.com/ http://lejososek.sourceforge.net/index.htmhttp://robotics.benedettelli.com/ http://www.battlebricks.com/ http://www.nxtprograms.com/projects.htmlhttp://roboforum.ru/ http://www.robocup2010.org/index.phphttp://myrobot.ru/index.php http://www.aburobocon2011.com/ https://www.maam.ru/detskijsad/distancionaja-forma-obuchenija-kak-inovacionajaobrazovatelnaja-model.html 24 Приложение 1 3.7 Раздел воспитания. Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребёнка, формирование культуры здорового образа жизни, профессиональное самоопределения в соответствии с личностными возрастными особенностями у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники. Задачи: - воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества; - развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе, обсуждении; - развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца; - формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира; - формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами выбора профессии; - формировать активную гражданскую позицию, чувство верности Отечеству. Планируемые формы и методы воспитания: - развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.); - закладываются нравственные основы личности (ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе); - сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. - прививается культура чувств. Организационные условия: подбор тематического материала; использование простых и сложных средств; построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью материала. Выравнивание и просчёт по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения. 25 3.8 Календарный план воспитательной работы Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Дата проведения Тема мероприятия Форма проведения Проведение инструктажа по ТБ. Беседа по ПДД «В стране дорожных знаков» Беседа Беседа о дне пожилых людей «Старость нужно уважать!» Акция по ПДД «Правила дорожного движения» Беседа на тему: «Полезные и вредные привычки». Направление воспитательной работы Воспитание здорового образа жизни Воспитание здорового образа жизни Духовнонравственное Беседа Воспитание здорового образа жизни Духовнонравственное День народного единства «Крепка семья – крепка держава!» Гражданскопатриотическое Всемирный день прав ребенка Беседа «Мои права и обязанности»». Духовнонравственное Беседа День Матери: «Самый дорогой человек». Духовнонравственное Беседа, посвященная правилам безопасности в новогодние праздники «Азбука безопасности». Воспитание здорового образа жизни 26 Беседа Январь Беседа на тему: «Здоровье надо беречь!» Беседа Февраль Беседа о Международном женском дне: «Мама, милая моя!». Беседа на тему: «Добрые дела». Май Апрель Беседа на тему: «Освобождение Кущёвской от немецко-фашистких захватчиков». Беседа на тему: «Наши защитники- наши герои. Март Беседа «Будем вежливы». Беседа «Такой далекий космос», посвященная Дню космонавтики. Беседа на тему: «Дружба и друзья» Беседа к празднованию Дня Победы «Помним, чтим, гордимся». Правила безопасного поведения на водоемах в летнее время. ТБ. 27 Воспитание здорового образа жизни эстетическое Беседа Духовнонравственное Гражданскопатриотическое Беседа Духовнонравственное Духовнонравственное Беседа Беседа Беседа Учебнопознавательная Духовнонравственное Гражданскопатриотическое Воспитание здорового образа жизни Приложение 2 3.9 Оценочные материалы. Диагностика уровня знаний и умений по конструированию у детей 6 - 7 лет. Уровень Умение правильно развития конструировать поделку по ребенка по образцу, схеме Высокий Ребенок самостоятельно делает постройку, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. Средний Низкий Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно "путем проб и ошибок» исправляет их. Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого Умение правильно конструировать поделку по замыслу Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. Качественная характеристика уровней сформированности у детей конструктивных навыков в лего-конструировании. Высокий уровень: (28-36 баллов) Ребенок самостоятельно выделяет основные части конструкций и характерные детали. Анализирует поделки и постройки, находит конструктивное решение. Знает и различает разнообразные детали конструктора. Самостоятельно планирует этапы создания собственной постройки. Создает конструкцию по рисунку. Умеет сооружать постройки и объединять их одним содержанием. Охотно работает в коллективе. Средний уровень: (18-27 баллов) Ребенок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкции и характерные детали, затрудняется в различении деталей по форме и величине, допускает ошибки в их названии. Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном строительстве постройки по рисунку. С помощью взрослого подбирает необходимый материал, недостаточно самостоятелен в сооружении построек. При помощи взрослого объединяет их 28 одним содержанием. В процессе работы не проявляет фантазию и воображение. Умеет работать в коллективе. Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован. Низкий уровень: (ниже 18 баллов) Ребенок не выделяет основные части конструкции и характерные детали, допускает ошибки при анализе построек, даже с помощью взрослого не может выделить части и определить их назначение. Не различает детали по форме и величине. Ребенок не умеет создавать постройку по рисунку, подбирает необходимый материал только с помощью взрослого. Не проявляет инициативы. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается работать в коллективе. Протокол обследования умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конструировании. Оценочные материалы. Диагностическая карта сформированности у детей конструктивных навыков в лего-конструировании. ФИО ребенка Называет детали конструктора Работает по схемам Строит сложные постройки Строит по творческому замыслу Строит подгруппами Строит по образцу Строит по инструкции Умение рассказать о постройке Индивидуальная карта наблюдения детского развития: Ф.И. ребенка, возраст __________________________________________________ Критерии оценки Дата фиксации наблюдения Сентябрь Январь Май Знает технику безопасности при работе с образовательными конструкторами Знает формы и названия деталей Lego, плотно соединяет детали Умеет правильно конструировать модель по схеме Умеет правильно конструировать модель по образцу Умеет правильно конструировать поделку по инструкциям педагога с последующим достраиванием Может собрать модель по памяти Условные обозначения: «2» справляется без помощи педагога; «1» справляется, но требуется со стороны педагога; «0» не справляется. 29 Приложение 3 30 31