1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Нормативно правовая база………………………………………………..3 2.Комплекс основных характеристик образования……………...............4 2.1 Краткое описание программы………………………………......................4 2.2 Пояснительная записка…………………………………………….............4 2.3 Цель и задачи программы…………………………………………............8 2.4 Учебный план……………………………………………………………....10 2.5 Планируемые результаты………………………………………………....13 3. Комплекс организационно-педагогических условий……………..…..32 3.1Условия реализации программы ………………………………...………..32 3.2Оценочные и методические материалы……………………..………….....33 Список литературы……………………………………...…………………...38 Приложение 1…………………………………………………………………..39 Приложение 2…………………………………………………………………….44 Приложение 3……………………………………………………………………45 Приложение 4…………………………………………………………………….46 2 1. Нормативно правовая база 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной Думой 21.12.2013; 2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 4. Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка» от 07 декабря 2018г.; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодѐжи»; 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242; 7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04; 8. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов; 9. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 10. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298-н « Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016); 12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 « Об утверждении санитарных 3 правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» ( гл.VI); 13. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения 2020 г.; 14. Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дом творчества. 2. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты. 2.1 Краткое описание программы В учебной программе объединения «Талантики" особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, художественных навыков, вкуса и мышления, творческого подхода к делу. Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста от 5 до 12 лет. Занятия проводятся в группах, количественный состав которых от 10 до 15 учеников. Основными материалами в обучении являются карандаши, фломастеры, краски и пластилин, солѐное тесто. В процессе обучения ребята овладевают первоначальными знаниями и навыками в разных сферах творчества. Учащиеся не только научаться рисовать и лепить, но и узнают об основных законах цветоведения и композиции. Научатся сами создавать новые цвета и оттенки, работать с различным материалом. Пояснительная записка Программа обновлена в связи с учѐтом развития науки, культуры, технологий и социальной сферы. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности основана на современных подходах к развитию и воспитанию детей. Программа основывается на личностно - деятельностном подходе, используя личностноориентированную технологию. Задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением воспитательной работы с детьми сегодня становится гражданско-патриотическое воспитание, которое направлено на формирование гражданско-патриотического сознания юных граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов, поэтому во время занятий с детьми проводятся беседы по 4 гражданско-патриотическому воспитанию. Программа «Талантики» направлена на социально-экономическое развитие муниципального образования Кущѐвский район и всего региона в целом, в соответствии со стратегией социально-экономического развития муниципального образования Кущевский район, утвержденной Решением совета муниципального образования Кущевский район от 16 декабря 2020 года. Программа составлена с учетом «Методических рекомендаций по проектированию и реализации разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ», г.Краснодар, 2020 г. (Министерство образования, науки и молодѐжной политики Краснодарского края. Региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края). Направленность. Базовая программа «Талантики» художественной направленности ориентирована на реализацию интересов детей в сфере изобразительного творчества. Программа соответствует уровню основного общего образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Программа предполагает развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) художественного вкуса и творческих способностей посредством занятия техническим творчеством. Актуальность программы Программа «Талантики» учит раскрывать души детей для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. Она тесно соприкасается с литературой, историей, религией, философией. Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования. Программа уникальна тем, что обеспечивает ребенку достаточно широкий кругозор и позволяет сформировать практические умения работы в области изобразительного искусства при помощи различных материалов . 5 Новизна программы состоит: - в вариативности режима освоения. Предложенный учебный план позволяет учитывать различную степень подготовки обучающихся, их индивидуальные способности и направленность интересов; - учащиеся познакомятся не только с привычными нам направлениями дополнительного образования, но и с более профессиональнымицветоведением и композицией, которые по важности не уступают рисунку и живописи, а наоборот, идут впереди них и являются базой для других направлений. Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Поэтому также новизной данной образовательной программы является понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта воспитанника, его морально-волевых и нравственных качеств. Педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что в процессе обучения, учащиеся получают начальные теоретические знания об основных законах рисования, живописи , лепки, цветоведения и композиции. Учатся правильно компоновать изображение, разбираться в цветах и оттенках, задавать предметам нужную форму при помощи пластилина и даже слоѐного теста. В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно - исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Участвуя в выставках, конкурсах разного уровня, воспитанники чувствуют свою значимость среди сверстников. Программа реализуется в сетевой форме совместно с МУК «РКМЦКиТ» «Районный Центр ремѐсел». Сетевое взаимодействие осуществляется на основе Положения о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме и договора о сетевом взаимодействии. Приложение 1. 6 Отличительные особенности программы Программа «Талантики» рассчитана на 3 года обучения. Каждый год обучения представлен как цикл, имеющий задачи, учебный план, содержание программы, планируемые результаты. В отличие от существующих данная программа позволяет осуществлять реальную педагогическую поддержку ребѐнка в достижении им поставленных образовательных целей; реализовать права каждого учащегося на выбор содержания, способов и темпа освоения образовательной программы. Организация учебного процесса построена следующим образом: проведение нестандартных занятий, использование современных образовательных технологий на занятиях, включение детей в исследовательскую деятельность, выставки творческих работ, участие в конкурсах. Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Программа «Талантики» помогает ребѐнку ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений. При помощи красок, звуков, движений постигается действительность, постигается мир. Предметом исследования является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом. На занятиях дети слушают эмоциональные рассказы учителя из жизни выдающихся художников, композиторов, музыкальных исполнителей, рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире. Содержание программы ориентирует педагога на «зону ближайшего развития», то есть на то, что ребенок может усвоить самостоятельно или с помощью взрослых, так и на перспективу, ориентируя на развивающее обучение, с использованием полученных знаний в разных областях на следующих возрастных этапах. Программа дает возможность раскрыть любую тему нетрадиционно, с необычной точки зрения, взглянуть на обычное занятие с детьми как на важный этап становления личности с развитым художественным вкусом. 7 Адресат программы Программа «Талантики» предназначена для детей от 5 до 12 лет. Принимаются все желающие дети, имеющие медицинскую справку. В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными потребностями: талантливых (одарѐнных, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих противопоказания по состоянию здоровья, что должна подтверждать справка от педиатра. Младший школьный возраст является сензитивным для обучения и для развития волевых качеств, творческих способностей, в группы первого года обучения принимаются дети 5-8 лет. Группа может состоять из детей одного возраста или быть разновозрастной. Форма организации деятельности детей – объединение. На второй год обучения принимаются обычно дети, освоившие программу первого года обучения. Если приходят заниматься дети 9-10 лет, то после входной диагностики они зачисляются в группу детей 2-го года обучения, так как уровень их знаний, имеющиеся умения и навыки работы с художественными материалами, приобретенные чаще всего в школе, соответствуют общекультурному уровню обучения. Так как программа основана на принципе цикличности, то интенсивно осваивая программу предыдущего года, дети быстро адаптируются к более серьѐзным требованиям, соответствующим задачам второго года обучения. Опыт реализации программы позволяет утверждать, что разновозрастные группы имеют свои преимущества перед одновозрастными: младшие наблюдают и учатся у старших, а старшие помогают младшим, опекают их и тем самым тоже учатся. Тем самым, старшие по возрасту учащиеся становятся наставниками для младших. Третий год обучения – возраст детей от 10 до 12 лет. Условием зачисления учащихся на третий год обучения является успешное выполнение одной из творческих работ, соответствующей уровню результата второго года обучения, т.е. имеющих способности к декоративно-прикладному творчеству. В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными потребностями, разного уровня развития: - талантливых (одарѐнных, мотивированных) детей; - детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (развитие речи, ЗПР) при условии сохраненного интеллекта и наличия мотивации к участию в занятиях; - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих противопоказания по состоянию здоровья, что должна подтверждать справка от педиатра. - с учетом индивидуальных особенностей ребенка работа в объединении строиться по индивидуальному маршруту. 8 Объѐм и срок выполнения программы Срок освоения программы – 3 года. На полное освоение программы требуется 432 часов: первый год-144, второй и третий год так же по 144 часа. Форма обучения: очная, при необходимости возможно проведение дистанционных занятий. Условия приѐма детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/. Особенности организации образовательного процесса Условия приѐма детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/. Формы организации деятельности детей на занятиях: групповые, а также предусмотрены индивидуальные занятия с одарѐнными детьми, консультации очные и заочные. Занятия с учащимися проводятся фронтально – с дифференцированным подходом к каждому ребенку (так как скорость выполнения задания может быть различной). Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания, разного уровня сложности. В период школьных каникул учебные группы работают по специальному расписанию. Материал базовой программы рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста. При реализации учитываются возрастные особенности детей, которым адресована программа. Развитие младшего школьника обусловлена ведущей познавательной деятельностью, они общительны и эмоциональны, поэтому учебный процесс во многом определяется игровой деятельностью. Состав группы – 10-15 человек. Общее количество часов в каждом году обучения- 144 часа. Первый год обучения: занятия проходят 4 раз в неделю по два учебных часа с перерывом и двумя физкультпаузами в течение каждого часа. На втором, третьем годах обучения учебные занятия проходят так же 4 раза в неделю по 4 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут, между занятиями установлены 10-минутные перемены. 9 1.1 Цели и задачи программы: Цель программы: Создание условий для творческого самовыражения обучающихся, стимулирующего дальнейшее совершенствование мастерства в области изобразитльного искусства и определяющего выбор будущей профессии. Задачи: предметные: -овладеть приемами цветоведения, живописи, лепки и композиции в соответствии с выбранной техникой ; -овладеть практическими навыками и приемами изобразительного искусства; -расширить знания об истории возникновения и развития изобразительного искусства; - сформировать знания по основам композиции и цветоведения. метапредметные: - развивать моторные навыки; - сформировать эстетический и художественный вкус; - развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, внимание; - повышать общий интеллектуальный уровень; - способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности; - способствовать расширению кругозора; - содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе. личностные: - привить интерес к культуре, истокам изобразительного творчества; - способствовать взаимопомощи при выполнении работы; - воспитать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, внимательность; - формировать общую культуру учащихся; - формирование навыков здорового образа жизни; - прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, декоративных композиций; - воспитание духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей обучающихся. 10 Первый год обучения 5-12 лет (4 часа в неделю) Цель 1 года обучения -художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, через приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Задачи на 1-й год обучения: -предметные: -Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики. - Умение отличать технику исполнения. -меттапредметне: -Умение пользоваться кистью, красками, палитрой. -Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно. -Овладение начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси). -Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением. -личностные: -Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи. -Применение разных способов лепки (тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность). -Умение отличать технику исполнения. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год обучения № п/п Наименование разделов и тем 1 Введение в программу 1 5 6 1.1 Знакомство с программой. Особенности первого года обучения Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать. Живопись 1 3 4 - 2 2 1 33 Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов. 1 5 1.2 2 2.1 Количество часов Теорет. Практ. Всего 11 34 6 Воспит. компонен т Форма аттестации 1 Промежут очная Промежут очная 2.2 Королева Кисточка и волшебные превращения красок. Праздник тѐплых и холодных цветов Твоѐ настроение. Рисуем дождь. Хоровод лесных растений Рисунок - 6 6 - 8 8 - 4 4 1 10 35 Волшебная линия Композиция. Выделение композиционного цеетра Создаѐм красивые узоры из точек. Пятно. Удивительные узоры на крыльях у бабочек Форма. Мои любимые игрушки 1 - 7 4 8 4 - 6 6 - 8 8 - 10 10 Декоративное рисование 3 41 44 1 5 6 - 6 6 4.3 Мир полон украшений. Как мазками нарисовать простые по форме цветы. На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи. Декоративные узоры 1 5 6 4.4 Орнамент 1 5 6 4.5 Сказочная рыбка. - 4 4 4.6 Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц. Весѐлый зоопарк. Учимся рисовать животных Выразительные средства графических материалов Цветные карандаши. Цвет радости и цвет печали - 8 8 - 8 8 1 15 1 7 2.3 2.4 2.5 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4 4.1 4.2 4.7 5 5.1 12 1 10 36 16 8 Промежут очная 1 Промежут очная 1 Промежут очная 5.2 Пастель. Урок – фантазия. Удивительная страна - 8 8 6 Урок любования. Итоговое занятие Экскурсии в музеи и на выставки Итого 2 4 6 Промежут очная 2 - 2 Промежут очная 11 27 7 144 3 Промежут очная СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Первый год обучения Раздел 1. Введение в программу (6ч) Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения. Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Тема 1.2. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать. Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Рисование простых предметов. Раздел 2. Живопись (34ч) Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена. Тема 2.1. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс). Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки». Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок. Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жѐсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звѐздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жѐлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют». Тема 2.3. Праздник тѐплых и холодных цветов. 13 Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тѐплые и холодные. Особенности тѐплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тѐплых и холодных цветов. Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес». Тема 2.4 Твоѐ настроение. Рисуем дождь. Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приѐмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чѐрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лѐгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чѐрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность). Тема 2.5. Хоровод лесных растений Работа с акварелью, гуашью. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочный букет», «Дремучий лес». Раздел 3. Рисунок (36ч) Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углѐм, пастелью, тушью, восковыми мелками. Тема 3.1. Волшебная линия. Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весѐлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты». Тема 3.2. Композиция Выделение композиционного центра. Практическое занятие. Рисование предметов природного мира. Тема 3.3. Создаѐм красивые узоры из точек Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лѐгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя». Тема 3.4. Пятно 14 Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя». Тема 3.5 Форма. Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации. Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Мои любимые игрушки». Раздел 4. Декоративное рисование (44ч) Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребѐнка. Тема 4.1. Мир полон украшений Рисование простых цветов Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудоцветок», «Образ из пятна». Тема 4.2. На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи Стилизация как упрощение и обобщение форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочное солнце». Тема 4.3. Декоративные узоры. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров. Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчѐски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пѐстрая черепашка». Тема 4.4. Орнамент. Орнамент – повторение рисунка через определѐнный интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмопревращения (растительные и геометрические орнаменты). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весѐлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды». Тема 4.5. Сказочная рыбка Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный 15 характер сказочных героев. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Добрая сказка». Тема 4.6. Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воробышек», «Птицы в полѐте», «Сказочная птица». Раздел 5. Выразительные средства графических материалов (16ч) Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весѐлые и грустные, простые и загадочные. Тема 5.1. Цветные карандаши. Цвет радости и цвет печали Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ѐжики». Тема 5.2. Пастель. Урок – фантазия. Удивительная страна Художественная возможность пастели. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой». Раздел 6. Урок любования. Итоговое занятие (8ч) Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год. Календарный учебный график 1 год обучения (базовый уровень) № п/п Дата 1 план 2 факт Тема занятия Воспитате льный компонен т Колво часов Время проведени я занятия Знакомство с программой Беседа: «Правила поведени яв образова тельном учрежде нии» 4 6 занятия по 40 минут текущий 2 2 занятий по 40 минут текущий Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать 16 Место проведе ния Форма контроля 3 Цветоведение. 6 6 занятий по 40 минут текущий 4 Королева Кисточка и волшебное превращение красок 6 6 занятий по 40 минут текущий 5 Праздник тѐплых и холодных цветов Твоѐ настроение. Рисуем дождь 8 8 занятий по 40 минут текущий 4 4 занятий по 40 минут итоговый 7 Хоровод лесных растений 10 текущий 8 Волшебная линия 8 10 занятий по 40 мин 8 занятий по 40 мин 9 Композиция 4 4 занятия по 40 мин текущий 10 6 6 занятий по 40 мин текущий 11 Создаѐм красивые узоры из точек Пятно 8 8 занятий по 40 мин текущий 12 Форма текущий 13 Мир полон украшений 6 10 занятий по 40 мин 6 занятий по 40 мин 14 На солнечной опушке 6 6 занятий по 40 мин текущий 15 Декоративные узоры 6 6 занятий по 40 мин текущий 6 Беседа на тему: « Мама, самый близкий человек» Беседа: «Правила поведени я на каникула хв зимнее время года» 10 17 текущий текущий 16 Орнамент 6 6 занятий по 40 мин текущий 17 Сказочная рыбка 4 4 занятий по 40 мин текущий 18 Птицы наши друзья. Учимся рисовать птиц Весѐлый зоопарк. Учимся рисовать животных Цветные карандаши 8 8 занятий по 40 мин текущий 8 8 занятий по 40 мин текущий 8 8 занятий по 40 мин текущий 21 Пастель-урок фантазия 8 8 занятий по 40 мин текущий 22 Итоговое занятие 8 8 занятий по 40 мин итоговый 19 20 ИТОГО Беседа: «Что такое Родина» 3 144 Ожидаемые результаты: Предметные: - учащиеся научатся первоначальным навыкам в области цветоведения, композиции, рисовании и лепке. Наглядно показать все этапы с использованием необходимых материалов и инструментов; - учащиеся познакомятся с основами декоративной композиции. -учащиеся понимают значение терминов: декоративная композиция, художник, линия, орнамент; симметрия, асимметрия, линия, силуэт, пятно, форма, точка. Метапредметные: - произошло развитие мелкой моторики пальцев рук, что оказало положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; -развилось творческое мышления и воображения; -развились у учащихся практические умения и навыки выполнения собственных рисунков; -развились волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.д.); Личностные: -воспитались усидчивость, целеустремленность, ответственность, 18 дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность; К концу первого года обучения дети будут знать: основные и дополнительные цвета; ветовую гамму красок (тѐплые, холодные цвета); понятие симметрии; контрасты форм; свойства красок и графических материалов; азы воздушной перспективы (дальше, ближе); основные приѐмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги); уметь: смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки; правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом; грамотно оценивать свою работу, находить еѐ достоинства и недостатки; работать самостоятельно и в коллективе; у них получат развитие общее учебные умения и личностные качества: умение организовывать и содержать в порядке своѐ рабочее место; трудолюбие; самостоятельность; уверенность в своих силах. Второй год обучения (4 часа в неделю) Цель 2 года обучения: формирование и раскрытие художественнотворческого потенциала ребѐнка через традиционные техники изобразительной деятельности. Задачи на 2 –ой год обучения: личностные: -установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой), привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового). -использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д.). -развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. -формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики. предметные: -умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно. - подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением. 19 -моделирование художественно выразительных форм, выполненных способом сминания, складывания, комбинирования бумаги и других материалов. метопредметные: - развивать моторные навыки; - сформировать эстетический и художественный вкус; - развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, внимание; - повышать общий интеллектуальный уровень; - способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности; - способствовать расширению кругозора; - содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Второй год обучения № Тема Количество часов Теор. 1. Основы художественной грамоты. 1.1 Свойства живописных материалов, приѐмы работы с ними: акварель, гуашь. Прак. 1 1 3 1.3 Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. 2 12 1.4 Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. 1 13 2 22 1.5 Основы композиции. Понятия «ритм», 20 Всего 88 Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. 1.2 Восп ит. комп онент 4 14 1 14 24 1.6 «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы. Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений. 16 2 16 - 2. Графика. 2.1 2.6 3. Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приѐмы работы с ними. Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка. Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. Монотипия, творческие композиции с применением приѐмов монотипии. Гравюра на картоне. Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт. Рисование с натуры, плэнер 4 Итоговое занятие 2.2 2.3 2.4 2.5 14 16 40 1 7 8 1 7 8 - 6 1 7 8 - 2 2 - 8 8 1 6 8 8 3 144 Итого: СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Второй год обучения Раздел 1. Основы художественной грамоты (88) Тема 1.1Свойства живописных материалов, приѐмы работы с ними: акварель, гуашь. 21 Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. Натюрморт из трѐх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Рисующий свет. Трансформация плоскости в объѐм. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. Тема 1.2 Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций. Зарисовки растений с натуры. « Осенние листья». Тема 1.3 Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка. Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель. Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. «Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. Тема 1.4 Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. «Прогулка по весеннему саду». Тема 1.5 Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция».Основные композиционные схемы. Создание творческих тематических композиций. Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. Тема 1.6 Иллюстрирование литературных произведений. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. Раздел 2.Графика (40 ч) 22 Тема 2.1 Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приѐмы работы с ними. Разнохарактерные линии. Тушь, перо. Тема 2.2 Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка. «Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. «Осенние листья» - композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Тема 2.3 Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. Свет и тень – падающая, собственная Тема 2.4 Монотипия. Творческие композиции с применением приѐмов монотипии. «Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения. Тема 2.5 Гравюра на картоне. «Терема». Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала. Тема 2.6 Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.Связь с рисунком, композицией, живописью. Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного. Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. Раздел 3.Рисование с натуры, пленер (8ч) Раздел 4.Итоговое занятие (8ч) 23 Календарный учебный график 2 год обучения (базовый уровень) № п / п 1 2 3 4 Дата план факт Тема занятия Свойства живописны х материалов, приѐмы работы с ними: акварель, гуашь Цвет в окружающе й среде. Основные и дополнител ьные цвета. Основные сочетаний в природе Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельност и. Основы живописи. Цвет- язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, Воспи тател ьный компо нент Бесед а «Прав ила повед ения в образ овате льном учреж дении » Бесед а «Прав ила повед ения на дорог ах» Колво часов Время проведения занятия Форма заняти я 4 4 занятия по 40 минут группо вая текущи й 14 14 занятий по 40 минут группо вая текущи й 14 14 занятий по 40 минут группо вая текущи й 24 24 занятий по 40 минут группо вая текущи й 24 Месо пров еден ия Форма контро ля животных Основы композиции . Понятия «ритм», «симметрия », «асимметри я», «уравновеш енная композиция ». Иллюстрир ование литературн ых произведен ий Художестве нные материалы. Рисунок как основа графики. Упражнени я на выполнение линий разного характера. Изобразите льный язык графики: линия, штрих, пятно, точка Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. Монотипия, творческе композиции с применение Бесед а «Свет лый празд ник Рожде ство» 16 16 занятий по 40 мин текущи й 16 16 занятий по 40 мин текущи й 8 8 занятий по 40 мин текущи й 8 8 занятий по 40 мин текущи й 6 6 занятий по 40 мин текущи й 8 8 занятий по 40 мин текущи й 25 м приѐмов монотипии. Гравюра на картоне 2 2 занятия по 40 мин текущи й Прикладная графика 8 8 занятий по 40 мин текущи й Рисование с натуры, плэнер Итоговое занятие 8 8 занятий по 40 мин текущи й 8 8 занятий по 40 мин текущи й ИТОГО 3 144 Ожидаемые результаты: Личностные результаты: - умение видеть прекрасное в окружающей жизни; - потребность общения с искусством и желание сделать окружающий мир лучше и красивее, проявлять творческую инициативу; - гуманное отношение к людям, животным и природе; - любовь к труду, аккуратность и настойчивость в работе; - желание глубже познавать окружающий мир, проявляя наблюдательность, логическое мышление, осознание увиденного; - художественно-эстетическое развитие личности ребенка; - раскрытие творческого потенциала; - развитие внимательности, наблюдательности. Метапредметные образовательные результаты: - навыки самоорганизации; - развитие мелкой моторики рук; - развитие глазомера; - развитие зрительной памяти; - активация мыслительных процессов, необходимых для анализа и синтеза. Предметные образовательные результаты: - понимание принципов построения композиции в пространстве; - освоение конструктивного, пластического и комбинированного способов лепки; - умение работать с цветным пластилином; - умение правильно компоновать в пространстве группу предметов; - умение правильно передавать пропорции и форму предметов; - способность передавать в скульптуре движение; 26 - умение выявлять и передавать наиболее характерное в натуре; - способность добиваться передачи творческого замысла, выразительности работы; - умение самостоятельно выбирать тему и воплощать еѐ в материале. К концу второго года обучения дети будут знать: контрасты цвета; гармонию цвета; азы композиции (статика, движение); пропорции плоскостных и объѐмных предметов; уметь: выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции; соблюдать последовательность в работе (от общего к частному); работать с натуры; работать в определѐнной гамме; доводить работу от эскиза до композиции; использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет); работать с бумагой в технике объѐмной пластики; Третий год обучения 5 -12 лет Цель 3го года обучения: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей через овладение навыками живописи и рисунка. Задачи на 3-й год обучения: предметные: - познакомить детей с основными видами лепки; - формировать умения следовать устным инструкциям; - формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином; - создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина. метапредметные - развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения; - развивать конструктивное мышление и сообразительность; - формировать эстетический и художественный вкус; - развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. 27 личностные: - вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству; - формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; - способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей; ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Третий год обучения № Раздел программы Теория 1. 1. 1 1. 2 1. 3 1. 4 1. 5 2. 2. 1 2. 2 2. 3 2. 4 3. 4. Основы изобразительной грамоты Композиция Графика Цветоведение Монотипия. Линейная перспектива. Декоративно искусство – 1 1 1 1 0 прикладное Прикладная графика Батик Флористика Станковая композиция 4 Количество часов Воспитате Практика льный компонент 64 18 14 20 8 8 58 60 1 14 9 12 23 14 10 12 24 1 8 8 8 8 144 1 Пленэр Итоговое занятие Итого: 3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Третий год обучения Раздел 1.Основы изобразительной грамоты (68ч) 28 68 17 13 19 7 8 1 2 1 Всего Тема 1.1 Композиция Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок – тест « Впечатление о лете». Фломастеры. «Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. Тема 1.2 Графика Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заострѐнной палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тѐплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. Тема 1.3 Цветоведение Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт. Тема 1.4 Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чѐрная, заострѐнные палочки. «Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. « Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. « Скачущая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. «Улицы моего города». Тема 1.5 Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам. . Оформление работ к выставке. Раздел 2. Декоративно – прикладное искусство (60ч) Тема 2.1 Прикладная графика Введение в тему. Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. «Цветы». Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приѐма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели». «Цветы и травы». Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. 29 Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи. «Цветы и бабочки» – декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа. Плакат – вид прикладной графики. Поздравление ко Дню учителя. Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах. Новогодние поздравления. Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приѐмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи. Открытка – поздравление к 8 марта. Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа. Тема 2.2 Батик Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства. Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. «Осенние листья». Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок. «Туманный день». Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией. Кукольный антураж. Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом. Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком. Тема 2.3 Флористика. Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий. Тема 2.4 Станковая композиция. Работа над сюжетной композицией на выбранную тему. Раздел 3. Пленэр. (8 ч) Оформление работ, выставки, посещение выставок. Раздел 4.Итоговое занятие (8ч) 30 Форма контроля Место проведения Форма занятия Тема занятия Время проведения занятия Дата Воспитательн ый компонент № п/ п Кол-во часов Календарный учебный график 3 год обучения Компози ция 18 18 занятия по 40 минут групп овая текущий 2 Графика 14 14 занятий по 40 минут групп овая текущий 3 Цветовед ение 20 20 занятия по 40 минут групп овая текущий 4 Монотип ия 8 8 занятия по 40 минут групп овая текущий 5 Линейна я перспакт ива 8 8 занятий по 40 минут групп овая текущий 6 Приклад ная графика 14 14 занятий по 40 минут групп овая текущий 7 Батик 10 10 занятий по 40 минут групп овая итоговы й 8 Флорист ика 12 12 занятий по 40 минут групп овая текущий 9 Станкова я компози ция Пленэр 24 24 занятий по 40 минут групп овая текущий 10 занятий по 40 минут групп овая текущий Итоговое занятие 8 8 занятий занятий по 40 минут групп овая текущий 1 1 0 1 1 план факт Итого 8 144 Беседа: «Правила поведен. в образовательн ом учреждении» Беседа: «Правила поведения на зимних каникулах» Беседа: « Особенности рисования на природе» 3 К концу третьего года обучения дети будут знать: основы линейной перспективы; основные законы композиции; пропорции фигуры и головы человека; 31 различные виды графики; основы цветоведения; свойства различных художественных материалов; основные жанры изобразительного искусства; уметь: работать в различных жанрах; выделять главное в композиции; передавать движение фигуры человека и животных в рисунках; сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла; строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник); критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей; у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества: умение воспринимать конструктивную критику; способность к адекватной самооценке; умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; трудолюбие, упорство в достижении цели. Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1 Условия реализации программы Мотивационные условия На учебных занятиях и массовых мероприятиях особое место уделяется формированию мотивации учащихся к занятию дополнительным образованием. Для этого: -удовлетворяются разнообразные потребности учащихся: в создании комфортного психологического климата, в отдыхе, общении и защите, принадлежности к детскому объединению, в самовыражении, творческой самореализации, в признании и успехе; - дети включаются в разнообразные виды деятельности (игровая, поисковая, исследовательская, творческая, культурно-досуговая и т. д.), в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, а также возрастными особенностями и уровнем сохранности здоровья; - учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний через проведение фрагментов занятий, мастер- классов, подготовку презентаций, сообщений, докладов, исследовательских работ. Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение, наличие необходимых инструментов и материалов. 32 Кадровое обеспечение Программу составила педагог дополнительного образования Жданова Елена Павловна. Материально – техническое оснащение для работы по программе необходимо: - помещение (кабинет); - качественное электроосвещение; - столы и стулья ; - шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий; - художественные материалы и принадлежности. Информационное обеспечение: - книги, журналы; - методические пособия; - технологические карты;- схемы работ, образцы работ; - интернет источники. 2.2 Оценочные и методические материалы Формы аттестации: для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля: 1. Текущий контроль (в течение периода обучения). Проходит в форме анализа практических работ. 2. Промежуточный контроль (январь). В форме открытого занятия. 3. Итоговый контроль (май) в форме отчѐтной выставки. 4. Для определения результативности образовательной программы педагогом ведется мониторинг. Оценка знаний и умений детей – это вспомогательный процесс, который способствует успешному течению всего образовательного процесса в объединении, где дети не только обучаются, но имеют широкие возможности для разнообразных форм общения и творческой самореализации. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, материалы анкетирования и тестирования протокол уровня обученности, мониторинг в конце учебного года , журнал посещаемости. Выставка детских работ позволяет оценить знания, умения обучаемых, приучает детей справедливо и объективно оценивать свою работу, работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче. По результатам оценки проводится отбор работ для участия в районных и краевых конкурсах. 33 В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы. Работы оцениваются по следующим критериям: -качество выполнения изучаемых на занятиях техники работы в целом; - степень самостоятельности при изготовлении работы; - уровень творческой деятельности (выполнение работы по описанию); - выполнение в соответствии с технологией, внесение в работу собственных идей. ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ обучающихся в объединении «Талантики» МАОУ ДО ДТ 20___ /20____ учебный год Вид аттестации (предварительная, текущая, промежуточная, итоговая) Направление Отдел Название объединения Образовательная программа и срок ее реализации Уровень программы № группы год обучения кол-во группе учащихся в ФИО педагога Дата проведения аттестации Тема: Форма проведения: Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность): № Результаты аттестации Фамилия, имя ребенка Этап (год) обучения 34 Результат аттестации Всего аттестовано . Из них по результатам аттестации: высокий уровень средний уровень низкий уровень Подпись педагога Члены аттестационной комиссии: ______________ Критерии оценки ЗУН по разделу УТП к промежуточному контролю первого года обучения Цель: выявить знания и умения учащихся 1года обучения Форма контроля: выставка В конце учебного года по результатам 1 года обучения проводится итоговая выставка. При подведении итогов выявляются группы учащихся с высоким, средним, низким уровнем обученности. Показатели Высокий Уровень (5б.) Средний Уровень (4б.) Низкий Уровень (3б.) Количество выполненных работ 5 и более 3 работы Менее 3 работ Качество выполненных работ Работы Работы выполнены по выполнены по описанию. описанию с Работы небольшими выполнены по отклонениями. требованиям Качество работы образца ниже требуемого. В каждую В 50% работы работу внесены внесены свои свои идеи, идеи, доработки доработки Оригинальность Изделие выполнены с отступлением от описания, не соответствует образцам. Работы выполнены образцу по Формы (методы) дистанционных занятий: Программа может реализовываться с использованием дистанционных технологий, возможно проведение дистанционных занятий через Интернет 35 (VK Мессенджер и Сферум). В условиях удаленного обучения используются (дистанционные, образовательные технологии), кейс-технологии (электронное обучение): - пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и др.) по телекоммуникационным каналам (электронная почта); - самообучение, реализуемое при помощи использования образовательных ресурсов, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимальны; - видео-занятия; - чат (онлайн консультации); - онлайн практические задания; - индивидуальные консультации; - дистанционное тестирование и самооценка знаний умений и навыков. Протокол фиксации результатов творческой активности учащихся (количество и качество работ по итогам года) Кол-во вып. Качество работ вып. работ ФИО Оригинальность Итого Система оценки. Количество полученных баллов по показателям суммируются: 15-13 баллов- высокий уровень; 12-10 баллов- средний уровень; 9 баллов- низкий уровень. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Для обучения цветоведению, композиции, рисованию и лепке используются разнообразные методы и приемы. Методы Наглядный Приѐмы Знакомство с работы известных мировых мастеров. Анализ их работ. Изучение основных приѐмов изобразительного искусства Информационно -рецептивный Изучение и работа с основными изобразительного искусства. 36 составляющими Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация примеров, грамотного поэтапного ведения работы. Индивидуально- С помощью педагога решение сложных поставленных фронтальный задач. С целью более широкого ознакомления детей с материалом и повышения качества образования, разрабатывается наглядный материал, создаются и используются презентации, созданные в программе POWER POINT. Нормативно-правовые акты: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599 3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597. 4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р. 5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 37 Список литературы 1. Энциклопедия для детей, Искусство (архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи возрождения, Аванта +, т.7, ч.1, Москва,2003 2. Виктор Власов Новый энциклопедический словарь изобразительного искусство, СПб, Азбука-Классика 3. П.П. Гнедич. История искусств (Живопись, Скульптура, Архитектура) Москва, Эксмо, 2005 4. Энциклопедия Символы, знаки, эмблемы Москва ЛОКИД-ПРЕСС, 2005 5. Все о технике: Цвет, незаменимый справочник для художника, Москва, АРТ-РОДНИК ,2002 6. Все о технике: Иллюстрация, незаменимый справочник для художника, Москва, АРТ-РОДНИК ,2002 7. Богуславская Н.Я. Русское народное искусство. - Л.: Советский художник, Л-д, 1988. 8. Морил А. История декоративно-прикладного искусства - М.: Искусство, 1982. 9.Казин В., Сиротин В Изобразительное искусство. Начальная школа, Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 1999. Интернет -ресурсы http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ 38 Приложение 1 Раздел воспитания. Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребѐнка, формирование культуры здорового образа жизни, профессиональное самоопределения в соответствии с личностными возрастными особенностями у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники. Задачи: - воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества; - развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе, обсуждении; - развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца; - формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира; - формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами выбора профессии; - формировать активную гражданскую позицию, чувство верности Отечеству. Планируемые формы и методы воспитания: - развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.); - закладываются нравственные основы личности (ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе); - сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. - прививается культура чувств. Организационные условия: подбор тематического материала; использование простых и сложных средств; построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью материала. Выравнивание и просчѐт по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения. 39 Календарный план воспитательной работы Тема мероприятия Проведение инструктажа по ТБ. Беседа о дне пожилых людей «Старость нужно уважать!» Акция по ПДД «Правила дорожного движения» День народного единства «Крепка семья – крепка держава!» Беседа, посвященная правилам безопасности в новогодние праздники «Азбука безопасности». Беседа на тему: «Здоровье надо беречь!» Форма проведения Беседа Беседа Беседа Беседа Беседа Февраль Беседа «Будем вежливы». Беседа на тему: «Освобождение Кущѐвской от немецкофашистких захватчиков». Беседа на тему: «Наши защитники- наши герои. Мар т Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентяб рь Дата проведения Беседа о Международном женском дне: 40 Направление воспитательной работы Воспитание здорового образа жизни Духовнонравственное Воспитание здорового образа жизни Гражданскопатриотическое Воспитание здорового образа жизни Воспитание здорового образа жизни эстетическое Беседа Духовнонравственное Гражданскопатриотическое Беседа Духовнонравственное Апрель Май «Мама,самый родной человек!». Беседа на тему: «Добрые поступки». Духовнонравственное Беседа посвящѐнная Дню космонавтики Беседа на тему: «Дружба и друзья» Беседа к празднованию Дня Победы Правила безопасного поведения на водоемах в летнее время. ТБ. Учебнопознавательная Духовнонравственное Гражданскопатриотическое Воспитание здорового образа жизни 41 Беседа Беседа Беседа 42 43 Приложение 4 Индивидуальный образовательный маршрут Ф.И.О обучающегося: ___________________________________________ Объединение: _________________________________________________ Цель: ________________________________________________________ Задачи: ______________________________________________________ Срок реализации программы: ___________________________________ Название и№ раздела программ ы Название и № темы Колво часов Формы и методы изучения учебного материал а Образователь ные результаты, их сроки 44 Формы провер ки, сроки Индивидуальные результаты, сроки