СОДЕРЖАНИЕ Нормативно – правовая база. Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования» Пояснительная записка программы. Цель и задачи. Учебный план и содержание образовательной программы. Планируемые результаты. Модуль 1 «Аппликации». Модуль 2 «Творческое ремесло». Модуль 3 «Сувенир». Модуль 3 «Джутовая филигрань». Раздел 2. «Комплекс организационно – педагогических условий». Календарный учебный график. Условия реализации программы. Формы аттестации. Оценочные материалы. Методические материалы. Список литературы 1. Нормативно-правовая база. 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной Думой 21.12.2013; 2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 4. Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка» от 07 декабря 2018г.; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодѐжи»; 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242; 7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04; 8. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов; 9. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 10. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298-н « Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016); 12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические 13. 14. нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» ( гл.VI); Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения 2020 г.; Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дом творчества. 2.Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты». Пояснительная записка. Одной из главных задач воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Программой предусмотрена совместная деятельность детей, как фактор, способствующий развитию общения, умение самостоятельно распределять между собой обязанности, планировать деятельность, обсуждать ее, проявлять взаимопомощь и работать в соответствии с общим замыслом. Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Поэтому также новизной данной образовательной программы является понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта воспитанника, его морально-волевых и нравственных качеств. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека. Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. Новизна данной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить основы различных современных техник декоративно-прикладного творчества, но и применить их комплексно в предметном дизайне по своему усмотрению. Применение правильного подхода позволяет обеспечить наличие знаний, опыта, необходимых для успешности и эффективной деятельности. Также новизной программы является то, что она реализуется в сетевой форме совместно с Домом ремѐсел. Сетевое взаимодействие осуществляется на основе Положения о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме и договора о сетевом взаимодействии. Приложение 4. Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств. Отличительные особенности программы Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. Адресат программы Принимаются дети по персонифицированному индивидуальному сертификату (ПФДО) в возрасте от 5 до 9 лет. В группы принимаются дети, не имеющие специальных навыков. Группы комплектуются с учетом возраста. В объединение принимаются все желающие. В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными потребностями, разного уровня развития: - талантливых (одарѐнных, мотивированных) детей; - детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (развитие речи, ЗПР) при условии сохраненного интеллекта и наличия мотивации к участию в занятиях; - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих противопоказания по состоянию здоровья, что должна подтверждать справка от педиатра. - с учетом индивидуальных особенностей ребенка работа в объединении строиться по индивидуальному маршруту. (Приложение 4) Форма обучения: очная (при необходимости возможно проведение дистанционных занятий). Режим занятий: общее количество часов в год – 1 год обучения 72 часа; 2 год обучения 72 часа. Всего 144 часа. Количество часов в неделю - 2 часа; продолжительность занятия – 30,40 минут. Сокращение режима занятий в дистанционной форме обучения по санитарно-эпидемиологическим и другим основания согласно рекомендациям СанПин -15 минут. Количество часов в неделю и наполняемость групп программы соответствуют требованиям СанПиН. Особенности организации образовательного процесса. Состав группы: постоянный. Занятия: групповые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать очные и дистанционные формы занятий: лекции, практические занятия, просмотр мастер – классов,материала, содержащего ссылки на другие учебные материалы для получения дополнительной информации и др. Условия приѐма детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/. Уровень содержания программы - базовый. Программа курса рассчитана на средний уровень подготовки. Объем программы – 144 часа. Сроки реализации программы:данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на полную реализацию в течение двух лет. Цель программы: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда. Задачи программы: Образовательные(предметные): -научить обучающихся отдельным приемам, технике и технологии изготовления поделок из различных материалов; -способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества. Метапредметные: -развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в коллективной творческой деятельности; - Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; -вовлечение людей старшего поколения и детей в совместную творческую деятельность; -Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость. Личностные: -формировать положительные эмоции и волевые качества; -формировать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность; -развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание. Планируемые результаты: Образовательные (предметные): -Научились изготавливать поделки из различных материалов; Личностные: должны уметь: -быть усидчивыми и внимательными, работать в коллективе; -правильно планировать и организовывать свой труд; Метапредметные: -выполнять работу в изученной технике; -контролировать правильность выполнения работы; -самостоятельно изготавливать изделие; -совместная деятельность пожилых людей и детей способствует их социальной адаптации, реализации их творческого потенциала, выработке умений и навыков работы в коллективе. Учебный план ДООП “Непоседы” № п/п Наименование модуля Количество часов Всего: Воспитательный Теория компонент Практика 1. Аппликации 34 1 9 24 2. Творческое ремесло 38 1 12 25 3. Сувенир 34 1 12 22 4 Джутовая филигрань 38 2 9 27 Итого: 144 Модуль 1 “ Аппликации”(1 год обучения) Реализация этого модуля направлена на широкие возможности для художественного, эстетического и духовного развития ребѐнка. Изготовление аппликаций включает в себя следующие виды деятельности: работа с использованием цветной бумаги, картона, ножниц, клея ПВА, пластилина, крупы (гречка, манка, кукурузная, рис), сушеных листьев, ниток. Клеить можно буквально все! Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой самореализации. Создавать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Ведь всегда интересно наблюдать, как из радужных квадратиков и треугольничков получается узнаваемая картинка. Модуль развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие, эстетический вкус, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение, внимание. Цель модуля: создание условий для творческого самовыражения детей посредством изготовления поделок по технике аппликация. Задачи модуля: ● познакомить детей с технологии изготовления аппликаций из бумаги и других материалов; ● научить простейшим правилам организации рабочего места; ● научить детей различным техникам аппликации, экономно расходуя материал; ● развить у детей способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний, эстетического вкуса при создании работ; ● воспитывать наблюдательность, воображение и художественный вкус. Учебно-тематический план Модуль 1 “ Аппликации” 1 год обучения № п/п Формы аттестаци и/ контроля Количество часов Наименование тем Всего Воспитат ельный компоне Тео рия Прак тика нт 1. Вводное занятие. 1 1 - Промежут. 2. Мозаичная аппликация 6 2 4 Промежут. 3. Аппликация из природного материала 10 3 7 Промежут. 4. Аппликация из цветной бумаги 11 2 8 Промежут. 5. Аппликация из бросового материала 6 1 5 Промежут. Итого: 34 9 25 Содержание учебного плана модуля “ Аппликации” Тема 1. Вводное занятие (1 час). Инструктаж по ТБ при работе с ножницами и клеем. Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты нужные для работы и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях. Тема 2. Мозаичная аппликация (6 часов). 1. Яблочко. Практическая работа №1 ―Яблочко‖.Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними. 2. Листочек. Практическая работа № 2 ―Листочек‖.Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками. 3. Радуга. Практическая работа № 3 ―Радуга‖. Учим цвета и создаем аппликацию по образцу. Тема 3. Аппликация из природного материала (10 часов) 1. Прогулка по осеннему листопаду. На этом занитии изучаем и собираем осеннии листья. 2. Осенний букет. Практическая работа № 4 ―Собираем осенний букет‖. Помощью собранных листьев и детской фантазии собираем букет. 3. Зайчик и птичка. Практическая работа № 5 ―Зайчик‖ Практическая работа № 6 ―Птичка‖. Выполняем работы из природного материала - осенних листьев. 4. Осеннее дерево. Практическая работа № 7 ―Осеннее дерево‖ Заготавливает и высушиваем осеннии листья. Измельчаем их и создаем аппликацию по образцу. 5. Солнышко. Практическая работа № 8 ―Солнышко‖. Из макарон разной формы с помощью фантазии складываем солнышко. Тема 4.Аппликация из цветной бумаги (11 часов). 1. Аппликация игра. Наклеиваем цветные круги на картоне в разброс и затем с помощью бумажных ленточек соединяем их. 2. Цветы - ладошки . Практическая работа № 9 ―Цветы- ладошки‖Учимся обводить свои ладошки и создавать из них аппликацию. 3. Практическая работа № 10 ―Подсолнух‖. Яркий подсолнух создаѐм из бумажных кружков. Серединку делаем из бумажных шариков. Аппликации создаем по образцу. 4. « Цветочная клумба» - коллективная аппликация. Вызвать интерес к оформлению цветами коллективной работы. Упражнять в наклеивании деталей. Развивать чувство ритма. Воспитывать интерес к отражению в работах своих впечатлений с природе. 5. Веточка винограда. Практическая работа № 11 ―Веточка винограда‖. Вырезаем детали веточки и грозди винограда и собираем аппликацию. 6. Пчѐлка. Практическая работа № 12 ―Пчѐлка‖. Вырезаем ровные кружки и собираем аппликацию. Тема 5. Аппликация из бросового материала. (6 часов). 1. Дерево из карандашной стружки. Практическая работа №13 ―Дерево‖. Изготовление аппликаций позволяет детям развить свою фантазию. 2. Одуванчик . Практическая работа № 14 ― Одуванчик‖. Аппликация выполняется из легкодоступных материалов таких как , ватные палочки , цветная бумага и пластилин. 3. Цветы в горшочке. Практическая работа № 15 ―Цветы в горшочке‖. Красочная аппликация которая создаѐтся с помощью бумажных стаканчиков. 4. Домик в деревне. Практическая работа № 16 ―Домик в деревне‖. Делаем аппликацию используя мелкий материал карандашная стружка и зубочистки. Модуль 2. “Творческое ремесло” Реализация этого модуля состоит в том, что он вводит ребенка в удивительный мир творчества и дает возможность поверить в себя, в свои способности. Предусматривает развитие у детей художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Модуль позволяет развить творческую самостоятельность , фантазию , оказывать помощь к художественному конструированию, а также помочь выявить у детей эти наклонности. Осуществление обучения по данному модулю дает возможность развивать у детей творческий потенциал, научить работать с различными материалами и инструментами, создавать интересные работы.Дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Цель модуля: развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами. Развитие у детей творческих способностей через изготовление поделок из различных материалов. Задачи модуля: • развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус дошкольников; ● воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма; ● прививать точность и аккуратность в выполнении работ; ● учить самостоятельному изготовлению поделок из бросового материала, бумаги и картона; ● воспитывать желание достигать поставленные цели. Учебно-тематический план Модуль 2. “Творческое ремесло” 1 год обучения Формы аттестации/ контроля Количество часов № п/п Наименование тем Всего Воспит ательн ый компо нент Теория Прак тика 1. Поделки из природного материала. 8 3 5 Промеж. 2. Поделки из картона и цветной бумаги. 10 4 6 Промеж. 3. Поделки из бросового материала. 10 3 7 Промеж. 4. Поделки из ниток. 9 2 7 Промеж. 12 25 ИТОГО 38 1 Содержание учебного плана модуля “Творческое ремесло” Тема 1. Поделки из природного материала (8 часов). 1. Бабочка. Практическая работа № 1 ―Собираем бабочку‖. Собираем шишки и орехи, с помощью клея скрепляем детали и создаѐм человечка. 2. Дерево- коллективная работа. Практическая работа № 2 ―Собираем дерево‖. Делаем Заготовки деталей для дерева и проектируем работу. Все вместе создаѐм дерево. Тема 2. Поделки из картона и цветной бумаги(10 часов). 1. Солнышко. Практическая работа №3 ―Делаем Солнышко ―. Собираем по образцу. 2. Вертушка. Практическая работа №4 ― Собираем вертушку‖. Делаем по образцу. 3. Домик. Практическая работа №5 ― Домик‖. Учимся работать с картоном, надрезать его, дополняя деталями. 4. Осьминог. Практическая работа № 6 ― Осьминог‖. Делаем по образцу. Практическая работа №7 ‖Лягушка‖. Делаем по образцу. 5. Дерево. Практическая работа № 8 ―Дерево‖. Делаем по образцу. Тема 3. Поделки из бросового материала (10 часов). 1. Учимся использовать бросовые материалы для поделок, дополнять их различными элементами, проявлять творчество и фантазию. Практическая работа № 9―Медуза‖. 2.Ёжик. Практическая работа № 10 ―Ёжик‖. Делаем по образцу. 3. Карандашница. Практическая работа № 10 ― Карандашница‖.Делаем по образцу. 4. Солнышко. Практическая работа № 11 ―Солнышко‖. Делаем по образцу. Тема 4. Поделки из ниток 9 часов). 1. Осьминог. Практическая работа № 12 ― Осьминог‖. Делаем по образцу. 2. Морковь. Практическая работа № 13 ― Морковь‖.. Делаем по образцу. 3. Дерево. Практическая работа № 14 ―Дерево‖. Делаем по образцу. 4. Ёлка. Практическая работа № 15 ―Ёлка‖. Делаем по образцу. 5. Итоговое занятие. 3 модуль «Сувениры» Модуль «Сувениры» предполагает, что обучающиеся должны овладеть и уметь предвидеть конечный результат своей деятельности, находя при этом уникальные оптимальные решения. Цель модуля: – способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественнотворческой активности, помочь им в овладении навыками декоративноприкладного искусства и его значением в жизни человека. Задачи модуля: - познакомить с сувенирной продукцией, использующими бумагу, картон, гипс, природный материал с их современным состоянием; - научить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами. - развитие эстетического и художественного вкуса, умение видеть прекрасное; - расширение кругозора обучающихся, творческого воображения, активности, интереса к предмету; - воспитание чувства принадлежности к социуму, формирование общественных ценностей; - воспитание культуры чувств: отношение к человеку, обществу. Поставленные задачи решаются средствами организации учебного процесса по художественной обработке материалов, которая требует серьезных знаний и умений в обращении с инструментами и оборудованием. Одновременно с этим решается задача по соединению трудовой подготовки с эстетическим воспитанием, без которой невозможно добиться высокой культуры труда. Учебно- тематический план 3 модуля «Сувениры» 2 год обучения № п/п Название раздела Количество часов Всего 1. 2. 3. 4. Воспитатель ный компонент Формы аттестации/ контроля Теория Практика Вводное занятие Сувенирная продукция приуроченная к тематическим праздникам из бумаги Сувенирная продукция приуроченная к тематическим праздникам из гипса 2 12 2 3 9 Вводный текущий 10 3 7 текущий Сувенирная продукция приуроченная к тематическим 8 3 5 Текущий праздникам из природного и бросового материала 5. Итоговое занятие Итого 2 34 1 1 12 1 22 итоговый Содержание учебного плана 3 модуля «Сувениры» 2 год обучения Раздел 1 Вводное занятие.2 ч Вводное занятие. Техника безопасности. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. План работы объединения, цели и задачи занятий. История рукоделия. Раздел 2.Сувенирная продукция приуроченная к тематическим праздникам из бумаги.12ч Теория: Плоскостные композиции. Знакомство с цветовой гаммой. Цветовой спектр. Азбука бумажной пластики.3 ч. Практика: Изготовление различных поделок. Изготовление работ методом аппликации и т.д. Разработка эскизов, рисунка для изготовления праздничных открыток, сувениров.9 ч. Раздел 3.Сувенирная продукция приуроченная к тематическим праздникам из гипса10 ч Теория Технология изготовления сувениров из гипса. Необходимые материалы, подготовка рабочего места. Знакомство с видами художественной росписи по дереву и гипсу. Техника безопасности. Правила безопасности труда. Художественная роспись. Элементы росписи.3 ч. Практика. Изготовление гипсовых фигурок, панно, рамок для фотографий. Роспись гипсовых сувениров.7 ч. Раздел 4. Сувенирная продукция приуроченная к тематическим праздникам из природного и бросового материала 8 ч. Теория: Введение. Организационное занятие. История флористики и ее виды. Соблюдение правил безопасности занятий с природным материалом. Правило сбора природного материала. Ядовитые растения. Технология плоского и объемного засушивания.3 ч. Практика: Сбор материала. Сортировка, подготовка к хранению. Составление панно из сухих листьев, цветов, камней, песка, перьев, круп. Подготовка основы для композиции. Оформление готовых работ. 5 ч. Планируемые результаты обучения 3 модуля «Сувениры» 2 год обучения По окончании обучения учащиеся будут знать: - Виды декоративно-прикладного творчества; - Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда; - Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки; - Правила организации рабочего места; - Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами. уметь: - Правильно организовать свое рабочее место; - Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике; - Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами; - Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на занятиях; - Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность. 2 модуль 2 года обучения «Джутовая филигрань» Учебно–тематический план 2 модуля «Джутовая филигрань» 2 год обучения Темы занятий № Количество часов Всег Воспи Теоре о татель тич. Практи ческ. Формы аттестации контроля ный компо нент Введение. История возникновения джутовой филиграни. Инструменты и принадлежности. Правила ТБ. Изготовление плоскостных композиций по трафарету (в одну нить) Изготовление плоскостных композиций по трафарету (в две нити) Основы композиции 2 2 - Беседа, устный опрос 8 1 7 8 1 7 8 1 7 5 Изготовление сувениров в джутовой технике. 8 2 6 6 Профессии нашего региона 2 2 2 Комбинированная (устный опрос, практическая работа) Комбинированная (устный опрос, практическая работа) Комбинированная (устный опрос, практическая работа) Комбинированная (устный опрос, практическая работа) Групповая, тест Итого 38 2 9 1 2 3 4 Содержание модуля «Джутовая филигрань» 27 1. Введение. История возникновения джутовой филиграни (2 ч.) Задачи. Ознакомить учащихся с программой обучения. Пробудить интерес к данному виду деятельности. Познакомить с историей филиграни, видами шпагата, с необходимыми материалами и инструментами, с основами безопасной работы с ними. Теория. Цель, задачи и содержание деятельности программы обучения. История техники филигрань. Просмотр изделий в технике джутовая филигрань (презентация).Демонстрация изделий декоративно-прикладного творчества, изготовленных педагогом. Материалы и оборудование, техника безопасности. 2. Изготовление плоскостных композиций по трафарету (в одну нить) (8 ч.) Задачи. Научить учащихся выполнять основные элементы джутовой техники. Теория. Демонстрация готовых изделий. Организация рабочего места. Последовательность изготовления плоскостной композиции. Основные элементы. Практика. Правильные трудовые приемы по работе джутовой филигранью. Скручивание завитков, петелек.Замкнутые и свободные спирали. Тугие спирали. Укладывание нити по выбранному рисунку и скрепление клеем. 3. Изготовление плоскостных композиций по трафарету (в две нити) (8 ч.) Задачи. Научить учащихся выполнять плоскостные композиции в две нити. Теория. Особенности джутовой филиграни при работе в две или несколько нитей. Практика. По трафарету выкладывается узор. 4. Основы композиции (8 ч.) Задачи. Познакомить учащихся с основами композиции. Теория. Познакомить учащихся с приемами композиции: симметрия и асимметрия, равновесие частей композиции, выделение композиционного центра. Практика. Нарисоватьсимметричную иасимметричную композицию. 5. Изготовление сувениров в джутовой технике (8 ч.) Пример: «кот», «ангел», «кукла», «органайзер». Задачи. Научить разрабатывать и составлять трафареты. Правильно и аккуратно выполнять элементы джутовой техники. Развивать эстетический вкус, творческую активность, самостоятельность. Теория. Демонстрация разнообразных сувениров. Разработка трафаретов. Практика. По трафарету выкладывается узоры.Оформление работы. 6. Профессии нашего региона (2 ч.) Задачи.Познакомить учащихся с новыми профессиями. Теория.Профессии Краснодарского края. Игра « Профессия –это..» . Проект «Атлас профессий» Учащимся предоставляется широкий спектр профессий и специальностей, специфику профессиональной деятельности, связанных с декоративно прикладным творчеством. Планируемые результаты : Образовательные (предметные): концу года обучения учащиеся должны знать: -основные техники, используемые при работе; -систему‖ джутовая филигрань‖; Личностные: должны уметь: -быть усидчивыми и внимательными, работать в коллективе; -правильно планировать и организовывать свой труд; Метапредметные: -выполнять работу в изученной технике; -контролировать правильность выполнения работы; -самостоятельно изготавливать изделие; - самостоятельно выбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Формами подведения итогов работы по программе: -выставка, -открытое занятие, -участие в конкурсах, -фотоотчѐт. Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» Календарный учебный график модуль 1 “ Аппликации” 1 год обучения Дата № п/п 1. п л а н фа кт Темы занятия Вводное занятие. Инструктаж по ТБ Кол-во ча-сов Время проведения заня-тия Фор ма занятия Формы контро-ля 1 ч.по 30 мин Вво д- Устный опрос Место проведе -ния 2. 2.1. при работе с ножницами и клеем. Введение в программу. Мозаичная аппликация Приклеиваем маленькие квадратики цветной бумаги в круговую. Яблочко. Практическая работа №1 ―Яблочко‖. ноез анятие 5 2 2ч.по 30 мин Листочек. 2.2. 2.3. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. Практическая работа № 2 ―Листочек‖. Радуга. Практическая работа № 3 ―Радуга‖. Аппликация из природного материала Прогулка по осеннему листопаду. На этом занитии изучаем и собираем осенние листья. Осенний букет. Практическая работа № 4 ―Собираем осенний букет‖. Зайчик и птичка. Практическая работа № 5 ―Зайчик‖ Практическая работа № 6 ―Птичка‖. Осеннее дерево. Практическая работа № 7 ―Осеннее дерево‖ Заготавливает и высушиваем осеннии листья. 2 2ч.по 30 мин 1 2ч.по 30 мин Гру ппова я Гру ппова я Теку-щий Теку-щий Теку-щий 10 2 2 2 2 3.5 Солнышко. Практическая работа № 8 ―Солнышко‖. 2 4. Аппликация цветной бумаги 10 из Гру ппова я 2ч.по 30 мин Гру ппова я Теку-щий 2ч.по 30 мин Гру ппова я Теку-щий 2ч.по 30 мин Гру ппова я Теку-щий 2ч.по 30 мин Гру ппова я Итоговый 2ч.по 30 мин Гру ппова я Теку-щий 4.1. Аппликация игра. 4.2. Цветы - ладошки . Практическая работа № 9 ―Цветыладошки‖ Практическая работа № 10 ―Подсолнух‖. 4.3 2 2ч.по 30 мин 2 2ч.по 30 мин 2 2ч.по 30 мин 4.5 « Цветочная клумба» коллективная аппликация. 2 2ч.по 30 мин 4.6 Веточка винограда. Практическая работа № 11 ―Веточка винограда‖ 1 2ч.по 30 мин 4.7 Пчѐлка. Практическая работа № 12 ―Пчѐлка‖. 1 ч.по 30 мин Аппликация из бросового материала. Дерево из карандашной стружки. Практическая работа №13 ―Дерево‖. 5. 5.1. Одуванчик . Практическая работа № 14 ― Одуванчик‖. 5.2. Цветы в горшочке. Практическая работа № 15 ―Цветы в горшочке‖. Домик в деревне. Практическая работа № 16 ―Домик в деревне‖. 5.3. 5.4. Итого: Уро кигра Гру ппова я Гру ппова я Гру ппова я Гру ппова я Гру ппова я Теку-щий Итоговый Теку-щий Теку-щий Теку-щий Теку-щий 8 2 2ч.по 30 мин 2 2ч.по 30 мин 2 2ч.по 30 мин 2 2ч.по 30 мин Гру ппова я Гру ппова я Гру ппова я Гру ппова я Теку-щий Теку-щий Теку-щий Теку-щий 34 Календарный учебный график модуль 2 “Творческое ремесло” № Дата Темы занятия Ко Врем Фор Форм п/п п л а н лво часо в ф а к т я пров едени язан ятия ма заня -тия ы контр о-ля 2 2ч.по 30 мин Текущий 4ч.по 30 мин Груп пова я Груп пова я Текущий 1. Поделки из природного материала 1.1. Бабочка. Практическая работа № 1 ―Собираем бабочку‖. 1.2. Дерево- коллективная работа. Практическая работа № 2 ―Собираем дерево‖. 4 Поделки из картона и цветной бумаги 10 2. 2.1. Солнышко. Практическая работа №3 ―Делаем Солнышко ―. 6 2 2ч.по 30 мин 2 2ч.по 30 мин 2 2ч.по 30 мин Груп пова я Груп пова я Груп пова я 2 2ч.по 30 мин Груп пова я Текущий 2 2ч.по 30 мин Груп пова я Текущий 4ч.по 30 мин Груп пова я Текущий Вертушка. 2.2 2.3 Практическая работа №4 ― Собираем вертушку‖. Домик. Практическая работа №5 ― Домик‖. Текущий Текущий Текущий Осьминог. 2.4 Практическая работа № 6 ― Осьминог‖. Практическая работа №7 ‖Лягушка‖. Дерево. 2.5 3. 3.1. Практическая работа № 8 ―Дерево‖. Поделки из бросового материала Учимся использовать бросовые материалы для поделок, дополнять их различными элементами, проявлять творчество и фантазию. Практическая работа № 9―Медуза‖. 12 4 Место проведения 2 2ч.по 30 мин Груп пова я Текущий 2 2ч.по 30 мин Груп пова я Текущий 4ч.по 30 мин Груп пова я Текущий 2 2ч.по 30 мин Текущий 2 2ч.по 30 мин Груп пова я Груп пова я 2 2ч.по 30 мин Груп пова я Текущий 2 2ч.по 30 мин Текущий Итоговое занятие. 2 2ч.по 30 мин Груп пова я Груп пова я Итого: 38 Ёжик. 3.2. Практическая работа № 10 ―Ёжик‖. Карандашница. 3.3. Практическая работа № 10 ― Карандашница‖. Солнышко. 3.4 Практическая работа № 11 ―Солнышко‖. 4 4. Поделки из ниток 10 Осьминог. Практическая работа № 12 ― Осьминог‖. 4.1. Морковь. 4.2. Практическая работа № 13 ― Морковь‖. Дерево. 4.3 Практическая работа № 14 ―Дерево‖. Ёлка. 4.4 Практическая работа № 15 ―Ёлка‖. 4. Текущий Текущий Календарно-учебный график 3 модуль «Сувениры» 2 год обучения (базовый уровень) № п\п Дата Да план та . фа кт. 1. Тема занятий Кол. ч. 1.Сувенирная 2 продукция приуроченная к Время провед занят. Форма занятий 2 занятия по 30 мин Групповое занятие Место Форма проведения контроля Входящи й контроль тематическим праздникам из бумаги. Вводное занятие Новогодние открытки Календарь своими руками Календарь своими руками 2. 3. 4. Открытки ко Дню Святого Валентина Открытки ко Дню Святого Валентина Подвеска «Символ года» Подвеска «Символ года» Открытки к 8 Марта Открытки к 8 Марта Панно «Долгожданная весна» Панно «Долгожданная весна» Панно «Долгожданная весна» Панно «Первоцветы» Панно «Первоцветы» Панно «Первоцветы» «Итоговое занятие» 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 2 занятия по 30мин 2 занятия по30 мин 2 занятия по 30 мин Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 2 2 занятия по 30 мин Групповое занятие Итоговый контроль 2 2 занятия по 30 мин Групповое занятие Текущий контроль 2 2 занятия по 30 мин 2 занятия по 30 мин 2 занятия по 30 мин 2 занятия по 30 мин 2 занятия по 30 мин Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Итоговый контроль 2 2 занятия по 30 мин Групповое занятие Итоговый контроль 2 2 занятия по 30 мин Групповое занятие Текущий контроль 2 2 занятия по 30 мин 2 занятия по 30 мин 2 занятия по 30 мин Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 34 Календарно-учебный график 2 модуль «Джутовая филигрань» 2 год обучения (базовый уровень) № п\п 1. Дата пла нир. Дата факт. Тема занятий Введение. Колво часов 2 Время проведе ния занятий 2 занятия Форма занятий Место проведе ния Форма аттестации, контроля Групповое ДТ Фронтальная 2 3 4 5 История возникновения джутовой филиграни. Инструменты и принадлежности. Правила ТБ. Изготовление плоскостных композиций по трафарету (в одну нить). Скручивание завитков, петелек Последовательное изготовление плоскостной композиции (в одну нить) Изготовление плоскостных композиций по трафарету (в две нити) Плоскостные композиции (в две нити) по 30 мин. 10 мин. перемена занятие каб.№3 (беседа, наблюдение, диагностика) 4 2 занятия по 30 мин. 10 мин. перемена Групповое занятие ДТ каб.№1 Комбинированна я (устный опрос, практическая работа) 4 2 занятия по 40 мин. 10 мин. перемена 2 занятия по 30 мин. 10 мин. перемена 2 занятия по 30 мин. 10 мин. перемена 2 занятия по 40 мин. 10 мин. перемена 2 занятия по 30 мин. 10 мин. перемена Групповое занятие ДТ каб.№1 Комбинированна я (устный опрос, практическая работа) Групповое занятие ДТ каб.№1 Групповое занятие ДТ каб.№1 Групповое занятие ДТ каб.№1 Групповое занятие ДТ каб.№1 Комбинирован ная (устный опрос, практическая работа) Комбинирован ная (устный опрос, практическая работа) Комбинирован ная (устный опрос, практическая работа) Комбинирован ная (устный опрос, практическая работа) 2 занятия по 30 мин. 10 мин. перемена 2 занятия по 30 мин. 10 мин. перемена 2 занятия по 30 мин. 10 мин. перемена 2 занятия по 30 мин. 10 мин. перемена Групповое занятие ДТ каб.№1 Групповое занятие ДТ каб.№1 Групповое занятие ДТ каб.№1 Групповое занятие ДТ каб.№1 Групповое ДТ 4 4 6 Основы композиции джутовой филиграни 2 7 Ознакомление учащихся с приемами композиции джутовой филиграни Изготовление сувенира «Кот» в джутовой технике. 2 9 Изготовление сувенира «Ангел »в джутовой технике. 2 10 Изготовление сувенира «органайзер» в джутовой технике. 4 11 Изготовление сувенира «Кукла» в джутовой технике. 4 12 Профессии нашего 2 8 4 Комбинирован ная (устный опрос, практическая работа) Комбинирован ная (устный опрос, практическая работа) Комбинирован ная (устный опрос, практическая работа) Комбинирован ная (устный опрос, практическая работа) Групповая, региона Итого занятие каб.№1 индивидуаль ная (устный опрос, тест) 38 Условия реализации программы. Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. Материально-техническое обеспечение программы включает: 1.Инструменты и приспособления:ножницы, ножницы, кисточки, палочки, компьютер; 2. Информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе; 3. Материалы:Цветная бумага, цветной картон, пластилин,клей, нитки, карандаши, Бумажные стаканчики, пластиковые тарелки, DVD- диски, ватные палочки, шишки, осеннии листья, зубачтистки; 4. Компьютер, программное обеспечение:информационные инструменты в соответствии с возрастом учащегося, программы общего назначения (текстовый редактор, редактор презентаций, графические редакторы и т.д.), специализированные программы, телефон с камерой. Кадровое обеспечение Программу составила педагог дополнительного образования Терехова Светлана Эдуардовна. Образование среднее специальное. В 2014 году окончила Ленинградский социально педагогический колледж по специальности социальный педагог психолог. Формы аттестации. Для определения результативности образовательной программы педагогом осуществляются следующие формы аттестации: 1. Промежуточная; 2. Итоговая. Промежуточная аттестация осуществляется по итогам выполнения практических работ, упражнений по выработке определенных умений. Педагог оценивает аккуратность, степень самостоятельности. Итоговая аттестация проводится в форме конструирования и защиты проекта.По окончанию защиты проекта подводятся итоги. Оценка качества освоения учебной программы включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце учебного года обучения. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, опросы, просмотры (возможность использования дистанционных форм). Оценка планируемых результатов. Оценочные материалы. Для организации целенаправленной образовательной деятельности объединения планируется проведение педагогической диагностики. Мониторинг позволит определить уровень достижений обучающихся планируемых результатов, изучить состояние образовательного процесса, откорректировать деятельность педагога. Содержание и формы педагогической диагностики планируемого образовательного курса направлены на определение уровня освоения программного материала, определение уровня познавательной и творческой активности, изучение степени удовлетворенности обучающихся и родителей образовательным процессом. Критерии оценивания практических работ. За каждый пункт участник получает 5 баллов. Максимум 30 баллов. Отлично — 25-30 б. Хорошо — 20-25 б. Удовлетворительно- 15-20 б. ● ● ● ● ● эстетичность оформления творческой работы; использование новых инновационных технологий, материалов; фантазия и оригинальность раскрытия темы; дизайн и художественное исполнение; поделка должна быть красочной, выразительной. Критерии оценки ЗУН к итоговому контролю второго года обучения Цель: выявить знания и умения обучающихся 1и 2 года обучения Форма контроля: выставка,фотоотчет. В конце учебного года по результатам 1 года обучения проводятся итоговые выставки. При подведении итогов выявляются учащиеся с высоким, средним, низким уровнем обученности. Показатели Высокий Средний Низкий Уровень (5б.) Уровень (4б.) Уровень (3б.) Количество выполненных работ 5 и более 3 работы Менее 3 работ Качество выполненных работ Работы выполнены по описанию. Работы выполнены по описанию с небольшими Изделие выполнены с отступлением от описания, не Оригинальность Работы выполнены по требованиям образца отклонениями. Качество работы ниже требуемого. соответствует образцам. В каждую работу внесены свои идеи, доработки В 50% работы внесены свои идеи, доработки Работы выполнены по образцу Протокол фиксации результатов творческой активности учащихся (количество и качество работ по итогам года) ФИО Кол-во выполненных работ Качество выполненных работ Оригинальность Итого Количество работ и количество баллов, полученных учащимся в результате педагогического контроля, суммируются. Система оценки: 15-13 баллов - высокий уровень; 12-10 баллов - средний уровень; 9 баллов – низкий уровень. Список литературы: 1. Пластилиновая страна. Соболева Н., Синерина Н. 2. Мои первые аппликации. Выпуск 8. 2019 год. Никитина Е. 3. Аппликации и поделки из бумаги для детей 5-7 лет. 4. В.С. Горичева Т. В. Филиппова, «Мы наклеим на листок…». 5. А.И.Малышева, Н. В. Ермолаева « Аппликация в детском саду». 6. Румянцева Е. А. Необычные поделки из природного материала - Дрофа, 2007 г 7. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателей детского сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. Интернет – ресурсы: 1.Сделай сам http://sdelajrukami.ru/podelki-iz-nitok/ 2.Мастер-классы по теме Поделки из ниток https://www.livemaster.ru/masterclasses/dekorirovanie/podelki-iz-nitok 3https://www.maam.ru/detskijsad/osenie-derevja-v-tehnike-aplikacija-iz-prirodnogomateriala-master-klas.html 4.https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/podelki-dlja-detej-4-6let/podelki-iz-prirodnogo-materiala Раздел воспитания. Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребѐнка, формирование культуры здорового образа жизни, профессиональное самоопределения в соответствии с личностными возрастными особенностями у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники. Задачи: - воспитывать у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству; - развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе, обсуждении; - развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца; - формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира; - формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами выбора профессии; - формировать активную гражданскую позицию, чувство верности Отечеству. Планируемые формы и методы воспитания: - развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.); - закладываются нравственные основы личности (ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе); - сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. - прививается культура чувств. Организационные условия: подбор тематического материала; использование простых и сложных средств; построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью материала. Выравнивание и просчѐт по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения. Календарный план воспитательной работы Сентябрь Дата проведения Тема мероприятия Форма проведения Проведение инструктажа по ТБ. Беседа по ПДД «В стране светофории» Беседа Направление воспитательной работы Воспитание здорового образа жизни Воспитание здорового образа жизни Ноябрь Октябрь «В гостях у природы» Экскурсия в парки. Акция по ПДД «Правила дорожного движения» Беседа на тему: «Полезные и вредные привычки». День народного единства «Когда мы едины,мы непобедимы» Беседа Воспитание здорового образа жизни Духовнонравственное ГражданскоКонкурсно патриотическое -игровая программа Духовнонравственное Январь Декабрь День Матери: «Мамочка любимая, милая моя». Беседа, посвященная правилам безопасности в новогодние праздники «Азбука безопасности». Беседа на тему: «Здоровье надо беречь!» Беседа Беседа Май Апрель Март Февраль Беседа «Будем вежливы». Беседа на тему: «Освобождение Кущѐвской от немецко-фашистких захватчиков». Беседа на тему: «Блокадный Ленинград». Беседа о Международном женском дне: «Мама-первое слово». Беседа «Он был первым парнем!!!», посвященная Дню космонавтики. Беседа к празднованию Дня Победы. «Мы помним, мы гордимся» Воспитание здорового образа жизни Воспитание здорового образа жизни эстетическое Беседа Духовнонравственное Гражданскопатриотическое Беседа Духовнонравственное Беседа Учебнопознавательная Беседа Гражданскопатриотическое «Лето,ах лето!!! Инструктажи по правилам безопасности. Беседа Воспитание здорового образа жизни Приложение 3 Индивидуальный образовательный маршрут Ф.И.О обучающегося: ___________________________________________ Объединение: _________________________________________________ Цель: ________________________________________________________ Задачи: ______________________________________________________ Срок реализации программы: ___________________________________ Название Название Коли№ и № темы во раздела часов программ ы Формы и методы изучени я учебног о материа ла Образовател ьные результаты, их сроки Формы Индивидуальны провер е результаты, ки, сроки сроки Приложение 4