ПАСПОРТ дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Роза ветров», туристско-краеведческой направленность (наименование программы с указанием направленности) 1 ПАСПОРТ дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Роза ветров» туристско - краеведческой направленности Наименование муниципалитета Наименование организации ID-номер программы в АИС «Навигатор» Полное наименование программы Механизм финансирования (ПФДО, муниципальное задание, внебюджет) ФИО автора (составителя) программы Краткое описание программы Форма обучения Уровень содержания Продолжительность освоения (объѐм) Возрастная категория Цель программы Муниципальное образование Кущевский район МАОУ ДО ДТ 1294 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Роза ветров» Муниципальное задание Епатко Альбина Миннуровна Данная программа предназначена для детей и подростков, желающие обучатся в туристско-краеведческой направленности. Туристско-краеведческой направленности в данной дополнительной общеобразовательной программе обоснована социальной необходимостью нашего времени и заинтересованностью родителей и детей. Программа обучает теории туризма, а также воспитывает понимание о созидательной цели человека по отношении к природе, а не бездушного потребителя ее благами. Очная базовая 4 года 576 часов 1год- 144 ч., 2 год-144 ч., 3 год-144 ч., 4 год-144 ч. От 7 до 16 лет Создание условий для творческого самовыражения обучающихся Воспитание у детей и подростков интерес к активному образу жизни, обучение основам туризма, воспитание патриотических чувств, социализация ребенка во взрослой жизни. 2 Задачи программы Воспитывать самостоятельность, ответственность за личную безопасность жизни и здоровья. Формирование стойкого желания к активной жизни; воспитание эко туриста Образовательные: Формирование навыка самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлайплатформ, контентах, сайтах, блогах и т.д. сформировать этику туриста, Личностные: привить любовь к родному краю, традициям, к людям кто по крупице сохраняет историю, сформировать чувства товарищества, ответственности, толерантности, Ожидаемые результаты соблюдение правила техники безопасности при пешем походе; применение на практике правила оказания первой медицинской помощи при небольших ранениях; читать карту знакомой местности, топографически изображать населенный пункт; разбивать палатку, определять безопасное место для размещения лагеря. Особые условия нет (доступность для детей с ОВЗ) Возможность да реализации в сетевой форме Возможность да реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий Материальноимеется кабинет, необходимая мебель, методический техническая база материал, литература, палатка, котелок, фотоаппарат. 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 3 3.1 3.2 3.3 Нормативно – правовая база. Комплекс основных характеристик образования. Краткое описание программы. Пояснительная записка. Цель и задачи программы. Учебный план 1 года обучения Содержание образовательной программы Календарный учебный график Планируемые результаты Учебный план 2 года обучения Содержание образовательной программы Календарный учебный график Планируемые результаты Учебный план 3 года обучения Содержание образовательной программы Календарный учебный график Планируемые результаты Учебный план 4 года обучения Содержание образовательной программы Календарный учебный график Планируемые результаты Комплекс организационно-педагогических условий. Условия реализации программы. Оценочные и методические материалы. Формы аттестации Список литературы Приложение 1 Раздел воспитания Календарный план воспитательной работы 5 7 7 7 12 13 Приложение 2 Индивидуальный образовательный маршрут Приложение 3 Договора по межотраслевого взаимодействия 42 18 25 30 34 34 36 39 40 43 4 1. Нормативно-правовая база 2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной Думой 21.12.2013; 3. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка» от 07 декабря 2018г.; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодѐжи»; 7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242; 8. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04; 9. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов; 10. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 11. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 12. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298-н « Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного 5 образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016); 13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» ( гл.VI); 14. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения 2020 г.; 15. Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дом творчества. 6 2. Комплекс основных характеристик образования 2.1 Краткое описание программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Роза ветров» (далее программа) включает в себя систематический курс знаний, навыков в усвоении теории туризма. В программу включен региональный компонент и темы патриотической направленности. Данная программа предназначена для детей и подростков, желающих обучатся в туристско-краеведческой направленности. Данная программа обоснована социальной необходимостью нашего времени и заинтересованностью родителей и детей. Программа обучает теории туризма, а также воспитывает понимание о созидательной цели человека по отношении к природе, а не бездушного потребителя ее благами. 2.2 Пояснительная записка Образовательная программа «Роза ветров» имеет туристскокраеведческое направление. В программе фундаментом является знания пешего туризма, гуманное отношение к природе. Учить беречь и приумножать богатства края. Приоритетным направлением воспитательной работы с детьми сегодня становится гражданско-патриотическое воспитание, которое направлено на формирование гражданского сознания юных граждан России, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданскопатриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Таким образом, возникает необходимость в определении современных подходов к созданию системы профориентационной работы. Она должна представлять собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии. Программа «Роза ветров» направлена на социально-экономическое развитие муниципального образования Кущѐвский район и всего региона в целом, в соответствии со стратегией социально-экономического развития муниципального образования Кущевский район, утвержденной Решением совета муниципального образования Кущевский район от 16 декабря 2020 года. Программа выстроена таким образом, чтобы ребенок, за учебный период, получил максимум практических знаний по безопасному пребыванию вне дома, вне контроля родителей, а также на желание проявить свои волонтерские качества. Данная программа направлена на: • мотивация к активному образу жизни; 7 • помощь в индивидуальном развитии и стремлении; • развитие пространственных представлений; • организация досуга детей. Цель программы, содержание и условия реализации представлены в соответствии с нормативными документами: Программа составлена в соответствии с общей концепцией воспитания, на основе нормативных документов, с учетом современных методик и форм обучения: Новизной в данной программе является то, что впервые используется совместные мероприятия, встречи и походы с ровесниками из военнопатриотических и научно - исследовательских объединений. Совместные занятия дает учащимся под разными аспектами рассматривать свое пребывание в окружающем мире и правилах выживания. Помогает воспитывать дисциплинированного и высоко гуманного члена общества. Новизной данной программы является то, что благодаря применению оригинальных приемов, нестандартных форм, организации образовательной деятельности (контактная, бесконтактная), (электронное обучение с применением дистанционных технологий) обучение может проходить даже в период временных ограничений и карантинов без морального ущерба обучающегося. Новизной данной программы является то, что будет проводится совместная разработка маршрутов, создание QR- код данного маршрута. Цель данного нововведения - популяризация пешего туризма через социальные сети. Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Поэтому также новизной данной образовательной программы является понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта воспитанника, его морально-волевых и нравственных качеств. Новизной данной программы так же является то, что программа реализуется в сетевом взаимодействии. У учащихся появится возможность познакомиться с представителями следующих служб и организаций: районным МЧС, председателями ТОС населенных пунктов Кущевского района. Встречи, совместные мероприятия с представителями перечисленных служб и организаций дают возможность узнать тонкости правил основ безопасности жизни Актуальность туристско-краеведческой направленности в данной дополнительной общеобразовательной программе обоснована социальной необходимостью нашего времени и заинтересованностью родителей и детей. Подрастающее поколение плотно попадает в «цивилизованную» зависимость. 8 Компьютеризированный, насыщенный гаджетами мир, отрывает ребенка от реальности окружающей среды, он перестает ощущать себя частицей великой природы. Программа туристско-краеведческого направления актуальна в современном мире именно тем, что помогает вспомнить свои корни, вспомнить о созидательной цели человека по отношении к природе, а не бездушного потребителя ее благ. Для успешной реализации данной программы используются методы личного примера, особенно касаемо вопроса пеших многодневных походов, в вопросах взаимоотношениях в коллективе, общения в обществе. Смена теоретических, практических и исследовательских занятий помогает не только более основательно изучать материал, но также применять знания в практичной жизни. Новизна может также касаться отдельных компонентов образовательной программы, например, при традиционности направления деятельности могут использоваться оригинальные приемы, методы, педагогические технологии или нестандартной формой (чередование форм) организации образовательной деятельности (контактная, бесконтактная), (электронное обучение с применением дистанционных технологий). Актуальность данной программы обусловлена ранней профориентацией детей школьного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития. Актуальность определяется как ориентированность на решение наиболее значимых для дополнительного образования проблем. Программа хорошо адаптирована для реализации в условиях отдаленного поселения или временно ограничения (приостановки) для обучающихся занятий в очной (контактной) форме по санитарноэпидемиологическим и другим основаниям и включает все необходимые инструменты электронного обучения. Педагогическая целесообразность заключается в том, что только при близком знакомстве с окружающей средой, ребенок осознает правила безопасного пребывания в природе. Понимает и видит антропогенное влияние на окружающую среду. Включение в программу особых мер, дистанционного, бесконтактного обучения - педагогически целесообразно. В интернет ресурсах накоплено достаточно проверенных видеоматериалов, вебинаров, которые могут помочь обучающимся в полной мере освоить материал даже дистанционно. Педагогическая целесообразность определена тем, что программа способствует формированию навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности, а также ранней профориентации и формированию осознанного выбора профессии, что является ключевой задачей в системе дополнительного образования. 9 Отличительной особенностью данной программы является то, что процесс обучения теории туризма тесно взаимодействует со школьными предметами на первый взгляд не имеющими отношения к туризму: литература, изобразительная деятельность, русский язык, математика и т.д. Так же, программа от других отличается возможностью параллельного обучения владения компьютерами и интернет ресурсами, что в свою очередь помогает в обучении проектной деятельности Программа разработана на основе следующих концептуальных идей: Любовь к Родине, формирование базовой культуры личности ребенка на основе изучения истории края, включая региональный компонент. Программой предусмотрена работа с одаренными детьми, созданы условия для развития творческих способностей одаренных детей, их самореализации в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. На занятиях применяется индивидуальный подход ко всем детям, индивидуальные задания повышенной сложности для одарѐнных детей и выбор модулей и уровня сложности для детей с ограниченными особенностями здоровья. Специфика работы с детьми – инвалидами состоит в том, что средства, формы обучения и воспитания таких детей зависит от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также от индивидуальных способностей детей. Данная программа разработана с учетом этих особенностей. Адресат Программа предусматривает занятия с детьми 7 - 16 лет. Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей детей заниматься активным спортом, туризмом. Программа рассчитана на разновозрастную группу. В группу принимаются дети с 7 лет. Именно этот возраст способен активно впитывать искреннее желание познавать родную природу, но ввиду слабой физической подготовки даже однодневные походы могут быть проблематичными (личное и общее снаряжение имеет вес). Возраст с 9 до 12 лет уже имеют достаточную для походов физическую подготовку, они стремятся опекать и помогать младшим, в некоторые моменты, возможно, обозначить для них «подшефных», тем самым не назидательно дисциплинировать этот очень активный возраст. Дети от 13 до 16 лет чаще пытаются подражать взрослым и это стремление можно использовать для поддержания рабочего, спокойного отношения в коллективе. В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными потребностями, разного уровня развития: - талантливых (одарѐнных, мотивированных) детей; - детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (развитие речи, ЗПР) при условии сохраненного интеллекта и наличия 10 мотивации к участию в занятиях; - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих противопоказания по состоянию здоровья, что должна подтверждать справка от педиатра. - с учетом индивидуальных особенностей ребенка работа в объединении строится по индивидуальному маршруту. (Приложение 4) Данная программа адаптирована под индивидуальные, физические и психологические особенности каждого ребенка. 1. Одаренным детям есть возможность проявить свои способности не только в топографии, картографии, но и как организатора однодневного похода. 2. Детям с ослабленным здоровьем конечно сложно ходить в многокилометровые походы, с рюкзаком за спиной, но в ближние (1,01,5 км) вполне возможно. Чередование теории и практики помогает ребенку не чувствовать себя неуютно в кругу ровесников. Обучения занятия проходят один раза в неделю по 4 часа. Основной формой работой в данной программе является групповое занятие, но с частичным (ориентируюсь на возраст) распределением обязанностей и распределение тем для подготовки докладов. Занятия проходят в виде лекций, рассказов, а также в виде диспутов. Чувство доброты, милосердия, уважения воспитываются в процессе добровольного труда, помощи не защищенным. Объѐм и срок выполнения программы Срок освоения программы – 4 года. На полное освоение программы требуется 576 часов: первый, второй, третий и четвертый года обучения – по 144 часа. Уровень содержания программы - базовый. Форма обучения: очная, при необходимости возможно проведение дистанционных занятий. Педагогом используются асинхронные учебные системы. В случае необходимости, учащиеся получают информацию в созданных группах Телеграм, смс сообщениями и ссылками на учебные пособия и ролики в интернете. Особенности организации образовательного процесса. Условия приѐма детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/. Комплексный подход в обучении, сочетая практику и теорию, делает процесс интересным, познавательным. Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, закладывают основу к развитию творческих способностей, 11 устойчивую мотивацию к занятиям в данной области ориентируя на выбор к дальнейшей профессиональной траектории, связанной с краеведением и активным туризмом. Возрастные особенности учащихся Задача педагога – создать условия для доверительного обращения с взрослыми. Педагог должен создать на занятиях такие условия, чтобы каждый ребенок мог проявить свои способности и реализовать свою творческую активность. Подростка отличает стремление к самостоятельности, независимости, к самопознанию, формируются познавательные интересы. Задача педагога доверять подростку решение посильных для него вопросов, уважать его мнение. Общение предпочтительнее строить не в форме прямых распоряжений и назиданий, а в форме проблемных вопросов. У подростка появляется умение ставить перед собой и решать задачи, самостоятельно мыслить и трудиться. Подросток проявляет инициативу, желание реализовать и утвердить себя. В этот период происходит окончательное формирование интеллекта, совершенствуется способность к абстрактному мышлению. Для старшего подростка становится потребностью быть взрослым. Проявляется стремление к самоутверждению себя в роли взрослого. Задача педагога побуждать учащегося к открытию себя как личности и индивидуальности в контексте художественного творчества, к самопознанию, самоопределению и самореализации. 2.3 Цель и задачи программы Цель программы: - воспитание у детей и подростков интерес к активному образу жизни, обучение основам туризма, воспитание патриотических чувств, социализация ребенка во взрослой жизни. Воспитывать самостоятельность, ответственность за личную безопасность жизни и здоровья. Формирование стойкого желания к активной жизни. Развить чувство любознательности в отношении к родному краю; - воспитание эко туриста; - формирование основ выбора профессии и профессионального самоопределения в соответствии с личностными возрастными особенностями. Задачи: - сформировать в детях этику туриста; - привить любовь к родному краю, традициям, к людям кто по крупице сохраняет историю; - сформировать чувства товарищества, ответственности, толерантности; 12 обучение владению техническими средствами для дистанционного обучения; - формирование навыка самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д; - развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно и коллективно бесконтактно; - формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами выбора профессии; - развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность; - Знакомить обучающихся с востребованными в Краснодарском крае профессиями и профессиями, которые представлены в «Атласе новых профессий». - развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях и др. Программа реализуется в течении четырех лет: 1 год обучения- 144 часа 2 год обучения- 144 часа 3 год обучения- 144 часа 4 год обучения- 144 часа 2.4 Учебный план 1 года обучения Содержание образовательной программы Календарный учебный график Планируемые результаты Учебно - тематический план первый год обучения Разделы, темы 1 2 3 4 5 6 7 8 всего Вводное занятие 2 Оказание первой медицинской 12 помощи Теория туризма: 82 Топография: 8 Картография: 8 Начально-военная подготовка 12 Туризм не знает границ 16 Выездное мероприятие районным МЧС 4 Количество часов теори Прак-ка 2 6 6 Форма контрол текущая текущая 36 4 4 14 46 4 4 12 2 текущая текущая текущая текущая текущая - 4 текущая 13 Итого: 144 66 78 Содержание программы первого года обучения № Раздел 1 Вводное занятие. Введение в программу 2 час 2 3 4 5 6 7 Оказание первой медицинской помощи 12 час - история организации Красного креста в России - морально этические нормы при оказании первой медицинской помощи - основные виды медицинских проблем во время похода Теория туризма: 82 час - подготовка к однодневному и многодневному походу - Определение места расположения Лагеря (правила безопасности размещения лагеря ориентируясь на ландшафт местности, на расположение средств коммуникации, расположение рек и т. д) -способы и правила заготовок дров и разведение костра Топография: 8 час -Топографические условные обозначения (знание основных топографических знаков часто применяемые в походах) Картография: 8 час -Понятие о картах; масштаб карт (знание о разновидности карт, обучение определять расстояние по карте в масштабе при помощи циркуля и линейки) Начально-военная подготовка 12 час - Военно- спортивные игры (обучение стратегии, логическому мышлению, знакомство с историческими личностями и датами) Туризм не знает границ 16 час - Известные путешественники Содержание Теория: 2 час введение в программу, знакомство с разделами и темами образовательной программы Теория:6 час исторические факты и даты косаемые к военной, походной медицине. Основные виды травм и болезней во время похода. Практика: 6 час. Теория: 36 час Знание необходимого для пешего многодневного похода. Практика: 46 час Сбор рюкзака. Устанавливать лагерь ориентируясь на местный ландшафт, движение реки, расположение населенного пункта. Походы- практическое обучение правилам поведения в походах не зависимо от сезона Теория: 4 час изучение топографических знаков. Практика:4 час Теория: 4 час Знание о разнообразии карт, знание о правилах масштабирования. Применение разнообразных карт в разных ситуациях. Практика:4 час Практика: 12 час Военноспортивные игры для развития логики, мышления, командного духа. Активизировать на активную деятельность. Теория:14 час Знакомство с биографией известных путешественников Практика: 2 час проектная 14 деятельность. 8 Выездное мероприятие районный пожарную часть Экскурсия 4 час Календарный учебный план первого года обучения Да та Разделы, темы Время провед ения 1 1.1 Введение в программу Введение в программу 2 2 Основы гигиены и первая доврачебная помощь Походная медицинская аптечка. 1 1 ч по 40 мин 2.2 Самые частые походные болезни и 4 травмы 4 ч по 40 мин 2.3 Основные приѐмы оказания первой доврачебной помощи. 4 4 ч по 40 мин 2.4 Приѐмы транспортировки пострадавшего 2 2 ч по 40 мин 2.5 Сестра и братья милосердия 1 2.1. 3 Теория туризма 2 2 ч по 40 мин 12 Форма заняти я Место провед ения заняти я Форма контрол я теория МАОУ ДО ДТ текущий Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка Беседа МАОУ ДО ДТ Текущи й МАОУ ДО ДТ Текущи й МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ Текущи й МАОУ ДО ДТ Текущи й МАОУ ДО ДТ текущий 82 3.1 Туристские путешествия, история развития туризма. 2 4 ч по 40 мин 3.2 Воспитательная роль туризма 2 2 ч по 40 мин 3.3. Основные требования и правила безопасного туризма. 2 2 ч по 40 мин 3.4 Знакомство с программаминавигаторы установленные на гаджеты 4 4 ч по 40 мин 15 3.5 Личное и групповое туристское снаряжение. 4 4 ч по 40 мин 3.6 Правила выбора удобного 4 туристического рюкзака и укладки в него необходимого в походе. Организация туристского быта. 4 4 ч по 40 мин Организация туристского быта. 4 4 ч по 40 мин Изготовление из подручных 4 средств рукомойника, душа, стола. 4 ч по 40 мин Правила организации привалы и ночлеги. 4 4 ч по 40 мин Выбор места для привала и ночлега. 4 4 ч по 40 мин Подготовка к походу, путешествию, экскурсии. 4 4 ч по 40 мин Подготовка к походу, путешествию, экскурсии. 4 4 ч по 40 мин Подготовка к походу, путешествию, экскурсии. 4 4 ч по 40 мин Питание в туристском походе, что нельзя употреблять в пищу совсем. Учимся планировать меню. Рацион и калорийность продуктов 4 4 ч по 40 мин 4 4 ч по 40 мин Сух пайки готовим сами 4 4 ч по 40 мин 3.10 Туристские должности в группе. Ролевая игра. 4 4 ч по 40 мин 3.11 Организация передвижения в походе, преодоление препятствий. 4 4 ч по 40 мин Организация передвижения в походе, преодоление препятствий. 4 4 ч по 40 мин Организация передвижения в 4 4 ч по 3.7 3.8 3.9 20 ч по 40 мин Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка Теория практи ка Теория МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ текущий 16 походе, преодоление препятствий. Организация передвижения в походе, преодоление препятствий. 4 4.1 5 5.1 6. 6.1 Топография и ориентирование: Понятие о топографической и спортивной карте. Условные знаки. Понятие о топографической и спортивной карте. Условные знаки. Викторина. Картография Понятие о географических и топографических картах. Игры на свежем воздухе на ориентирование по топографической карте Начальная военная и физическая подготовка Нормы ГТО. 40 мин 4 4 4 4 4 4 ч по 40 мин 8 4 ч по 40 мин 4 ч по 40 мин 8 4 ч по 40 мин 4 ч по 40 мин 2 ч по 40 мин Физическая подготовка. Соревнования 2 2 ч по 40 мин 6.2 Здоровый образ жизни , как норма 2 6.3 Военные и спортивные игры 2 2 ч по 40 мин 2 ч по 40 мин Военные и спортивные игры на свежем воздухе. 4 Туризм не знает границ Известные русские путешественники. Творческая работа ДО ДТ МАОУ ДО ДТ текущий Теория практи ка Теория практи ка МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий Теория практи ка Теория практи ка МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий Теория практи ка Теория практи ка Акция МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ текущий 12 2 7. 7.1. практи ка Теория практи ка 4 4 ч по 40 мин 16 4 ч по 40 мин Видео лекторий. 4 4 ч по 40 мин Известные современные российские путешественники. Творческая работа. 4 4 ч по 40 мин Видео лекторий. 3 3 ч по 40 мин Теория практи ка Спорти МАОУ вные ДО ДТ игры текущий Теория практи ка МАОУ ДО ДТ текущий Теория практи ка Теория практи ка МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ ДО ДТ текущий Теория практи ка МАОУ ДО ДТ текущий текущий 17 1 ч по 40 мин Выездное мероприятие районным МЧС 4 8 8.1 Право знать! 1 Выездное мероприятие в пожарную часть Герои нашего времени 3 3 ч по 40 мин 1 Диспут МАОУ ДО ДТ текущий экскур сия Изгото вление стенгаз еты МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ текущий текущий 144 Планируемые результаты По окончании первого года обучения учащиеся должны знать: - правила техники безопасности при пешем походе; - правила оказания первой медицинской помощи при небольших ранениях (попадании инородных предметов в глаз, порезы, ушибы, небольшие ожоги, отравления пищевыми продуктами); - овладение профессиональными навыками. Уметь: - безопасное передвижение во время пешего похода; - оказать доврачебную помощь при небольших ранениях; - работать компасом; - читать карту знакомой местности, топографически изображать населенный пункт; - разбивать палатку, определять безопасное место для размещения лагеря; - самостоятельно готовиться к походам. - формирование профессионального самоопределения в соответствии с возрастными особенностями. 2.5 Учебный план 2 года обучения Содержание образовательной программы Календарный учебный график Планируемые результаты Учебно - тематический план второй год обучения Разделы, темы 1 Введение в программу 2 Основы гигиены и первая доврачебная Количество часов всего теори Пракя ка 2 2 12 6 6 Форма контроля текущая текущая 18 3 4 5 6 7 помощь Азбука экотуризм «7 вопросов- 7 ответов» Топография и ориентирование Краеведение Начально-военная подготовка Выездное мероприятие 68 14 18 26 4 18 10 14 10 - 50 4 4 16 4 Итого: 144 61 83 текущая текущая текущая текущая Текущая Содержание программы второго года обучения № Раздел Содержание 1 2 час Вводное занятие. Введение в программу 2 час Теория: введение в программу, знакомство с разделами и темами образовательной программы 2 12 час Основы гигиены и первая доврачебная 6 час. Теория: основные медицинские помощь: требования к гигиене человека, - Походная медицинская аптечка. лекарственные препараты, маркировка, - Основные приѐмы оказания первой сроки годности и их предназначение. доврачебной помощи, приемы само оказания Правила оказания первой доврачебной доврачебной помощи помощи и самооказание первой - Правила оказания психологической помощи помощи. пострадавшему Правила личной гигиены - Правила гигиены человека в домашних и 6 час. Практика: самооказание первой походных условиях, простые средства помощи, проектная деятельность. защиты своими руками - Основные виды травм во время пешего похода 3 68 час Азбука экотуризм «7 вопросов- 7 18 час Теория: Знание необходимого ответов»: для пешего многодневного похода. - «Зачем?» (Зачем люди ходят в поход?) 50 час Практика: Сбор рюкзака. Воспитательная роль туризма Устанавливать лагерь ориентируясь на -«Куда?» (Куда можно сходить в поход?) местный ландшафт, движение реки, -«С кем?» (Как правильно сформировать расположение населенного пункта. команду?) -«Что? и Сколько?» (Что брать с собой и Питание в туристском походе. сколько?) Личное и групповое туристское Рацион и калорийность продуктов снаряжение - Туристские должности в группе -«Как?» (Как правильно и безопасно устроить - Организация передвижения в походе, лагерь?) Организация туристского быта. преодоление препятствий. Привалы и ночлеги. Подготовка к походу, путешествию. -«Что дальше?» (Как правильно и плодотворно планировать следующие походы?) 19 4 14 час Топография и ориентирование : -Топографические условные обозначения (знание основных топографических знаков часто применяемые в походах) 10 час Теория: изучение топографических знаков. Знание о разнообразии карт, знание о правилах масштабирования. Применение разнообразных карт в разных ситуациях. 4 час Практика: чтение карт, топографический диктант 5 18 час Краеведение - Краевые города; Наши горы; Наше море Наши реки; Наши люди - Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов. - Охрана природы и памятников культуры в походе. 26 час Начально-военная подготовка - Спортивные игры - Казачьи игры - Физическая подготовка. Нормы ГТО - Военные и спортивные игры. Военноинтеллектуальные игры. Викторины. 14 час Теория: знакомство с туристическими местами края, перспективы развития. Основные музеи края, истрические справки памятников 4 час Практика: проектная деятельность. Опрос. 6 7 4 час Выездное мероприятие, выезд в лесхоз Кущевского района 10 час Теория: История возникновения военных игр, основные правила. Разработка стратегии. 16 час Практика: Военно- спортивные игры для развития логики, мышления, командного духа. Активизировать на активную деятельность. Экскурсия Календарно учебный план второго года обучения Да та Разделы, темы Время проведе ни 1 1.1 2 2.1 2.2 1. Введение в программу Введение в программу 2 Основы гигиены и первая доврачебная помощь Основные виды травм во время пешего 2 похода. Вывихи голеностопа. Накол стопы. Порезы Практическое занятие по оказании первой 2 доврачебной помощи Правила личной гигиены в походных 2 условиях Походная жизнь кочевых племен 2 Причины появления моральной усталости, 1 2 2 ч40 мин 12 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 40 мин Форм а занят ия Место проведен ия занятия Фор ма конт роля Лекц ия МАОУ ДО ДТ теку щий Теор практ МАОУ ДО ДТ теку щий Теор практ Теор практ Теор практ Теор МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ теку щий теку щий теку щий теку 20 2.3 3 3.1 3.2 3.3 обид, срывов. Как избежать конфлитов в коллективе Правила оказания психологической помощи пострадавшему Лидерские качества туриста Азбука » экотуризма «7 вопросов- 7 ответов» Подготовка к пешему походу. «Зачем?» (Зачем люди ходят в поход?) Различные цели походов. Историческая справка Различные способы перемещения в походах и не только. Историческая справка Зависимость подготовки к походу от времени пребывания вне дома. Викторина «Собираемся в поход» 2 1 2 ч по40 мин 40 мин практ ДО ДТ щий Теор практ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ теку щий Теку щий Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ Лекц ия кинол ектор ий Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ Лекц ия кинол ектор ий Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ теку щий теку щий теку щий теку щий теку щий Теку щий МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ теку щий теку щий теку щий теку щий теку щий теку щий МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ теку щий теку щий теку щий теку щий теку щий 68 2 2 2 2 2 «Куда?» (Куда можно сходить в поход?) 2 Правила планирования направления похода с учетом многих моментов Изучение карты Кущевского района. Расчет расстояния между населенными пунктами Изучение карты Кущевского района. Расчет расстояния между населенными пунктами Изучение карты Краснодарского края. Расчет расстояния между населенными пунктами Изучение карты Краснодарского края. Расчет расстояния между населенными пунктами Викторина «Прогулка по Кубани» 2 «С кем?» (Как правильно сформировать команду?) Диспут «Почему человек не идет в поход один?» 2 Люди с какими знаниями в походе не заменимы? Как узнать человека до похода? Распределение походных обязанностей 2 Поход, это сообщество единомышленников или, как прощать ошибки других Известные туристы- путешественники. Просмотр видео фильма Известные туристы- путешественники. Просмотр видео фильма 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2ч 40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2ч 40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 21 3.4 3.5 3.6 4 4.1 «Что? и Сколько?» (Что брать с собой и сколько?) Зависимость количества вещей в поход от сезона 2 2ч 40 мин Составления списка необходимых вещей Осень, Зима Составления списка необходимых вещей Весна, Лето Составление списка продуктов и воды в зависимости от сезона. Нормы веса зависимые от возраста и пола Составление списка продуктов и воды в зависимости от сезона. Осень, Зима Составление списка продуктов и воды в зависимости от сезона. Весна, Лето «Как?» (Как правильно и безопасно устроить лагерь?) основные правила размещения лагеря 2 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин Размещения лагеря у реки 2 Размещение лагеря в степной зоне 2 Размещения лагеря вблизи леса или лесопасадки Размещение лагеря в пределах населенного пункта. Правила поведения Дидактическая настольная игра «правила расположения лагеря» «Что дальше?» (Как правильно и плодотворно планировать следующие походы?) планирование однодневных походов Планирование многодневных походов и экскурсионных поездок. Правила расчета финансов Планирование многодневных походов и экскурсионных поездок. Правила расчета финансов Что можно увидеть и что посетить во время поездки? Как правильно планировать досуговую часть в многодневных походах 4. Топография и ориентирование Топографические знаки Изучение знаков. Топографические знаки. Изготовление 2 2 2 МАОУ ДО ДТ теку щий МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ теку щий теку щий теку щий МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ теку щий теку щий теку щий МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ теку щий теку щий теку щий теку щий теку щий теку щий МАОУ ДО ДТ теку щий 2 2 ч по40 мин Теор практ Теор практ Лекц ия кинол ектор ий Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ Прое ктн деяность Теор практ 2 2 ч по40 мин Теор практ МАОУ ДО ДТ теку щий 2 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 14 2 ч по40 мин 2 ч по40 Теор практ Теор практ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ теку щий теку щий Теор практ Теор МАОУ ДО ДТ МАОУ теку щий теку 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2ч 40 мин Лекц ия кинол ектор ий Теор практ Теор практ Теор практ 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2ч 40 мин 22 4.2 4.3 4.4 буклета «Читаем карты» Изучение знаков. Изготовление буклета «Читаем карты» Чтение топографических карт Чтение топографических карт. Квест «Где я?» Правила ориентирования на местности. Прогулка по карте Правила ориентирования на местности. Составляем карту Викторина «Поиск сокровищ» 2 2 2 2 2 5 5.1 Краеведение Краевые города. Путешествие по карте 2 5.2 Викторина «Горда и большие станицы Краснодарского края» Наши горы. Путешествие по карте Викторина «Горы Краснодарского края» 1 Наше море. Путешествие по карте 2 Викторина «Азовское и Черное море» 2 Наши реки. Путешествие по карте 2 Викторина «Реки Кущевского района» 2 Наши люди Викторина «Известные люди Кубани» История славных дней 1 5.3 2 2 5.4 5.5 6. 6.1 . 6.2 . 2 Начальная военная и физическая подготовка Спортивные игры, подвижные 2 Квест «Олимпийские игры» 2 Настольные спортивные игры 2 Спортивные игры наших бабушек и дедушек 2 Играем в спортивные игры наших бабушек и дедушек 2 Казачьи игры. История казачьих игр 2 Подвижные казачьи игры 2 мин 2 ч по40 мин практ Теор практ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ щий теку щий 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 18 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 1 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 1 ч по40 мин 2 ч по40 мин 26 2 ч по40 мин Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ теку щий теку щий теку щий теку щий Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ квест МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ теку щий теку щий теку щий теку щий теку щий теку щий теку щий теку щий теку щий теку щий Теор практ МАОУ ДО ДТ теку щий 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ теку щий теку щий теку щий теку щий 2 ч по40 мин 2 ч по40 Теор практ Теор МАОУ ДО ДТ МАОУ теку щий теку 23 6.3 7 7.1 Подвижные казачьи игры 2 Соревнования «Казачья доблесть» 2 Оформление информационного буклета «Казачьи игр» ГТО. История возникновения норм ГТО 2 Тренировка, подготовка к сдаче норм ГТО 2 Сдача норм ГТО, индивидуально 2 Выездное мероприятие, поездка в лесхоз Кущевского района Выездное мероприятие, поездка в лесхоз Кущевского района Песни и певцы села Итого: 2 4 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 2 ч по40 мин 4 практ Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ Теор практ 2 экску рсия Музы калпросв ет. прогр амма 2 ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ щий теку щий теку щий теку щий теку щий теку щий теку щий теку щий 14 4 Планируемые результаты По окончании второго года обучения учащиеся должны знать: - правила техники безопасности при пешем походе; - правила оказания первой медицинской помощи при небольших ранениях - (попадании инородных предметов в глаз, порезы, ушибы, небольшие ожоги, отравления пищевыми продуктами); - правила оказания психологической помощи пострадавшему; - основные туристические места Кубани; - формирование профессионального самоопределения в соответствии с возрастными особенностями. Уметь: - безопасное передвижение во время пешего похода; - безопасное расположение лагеря; - оказать доврачебную помощь при небольших ранениях; - читать карту знакомой местности, топографически изображать населенный пункт; - разбивать палатку, определять безопасное место для размещения лагеря; - самостоятельно готовиться к походам; 24 - Уметь самостоятельного проводить поиск информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д; 2.6 Учебный план 3 года обучения Содержание образовательной программы Календарный учебный график Планируемые результаты Учебно - тематический план третий год обучения Разделы, темы 1 Введение в программу 2 Основы гигиены и первая доврачебная помощь 3 Азбука экотуризм 4 Краеведение 5 Топография и ориентирование 6 Начально-военная подготовка 7 Выездное мероприятие Итого: Количество часов всего теория Прак4 4 16 8 8 Форма контроля текущая текущая 56 20 16 28 4 16 8 8 12 - 40 12 8 16 4 текущая текущая текущая текущая Текущая 144 56 88 Содержание программы третьего года обучения № Раздел 4 час Вводное занятие. Введение в программу 1 2 3 16 час Основы гигиены и первая доврачебная помощь: - Походная медицинская аптечка. - Основные приѐмы оказания первой доврачебной помощи, приемы само оказания доврачебной помощи - Правила оказания психологической помощи пострадавшему - Правила гигиены человека в домашних и походных условиях, простые средства защиты своими руками - Основные виды травм во время пешего похода 56 час Азбука экотуризм: - «А люди идут по свету» Воспитательная роль туризма -«Куда?» (Куда можно сходить в поход?) Содержание 4 час Теория: введение в программу, знакомство с разделами и темами образовательной программы 8 час. Теория: основные медицинские требования к гигиене человека, лекарственные препараты, маркировка, сроки годности и их предназначение. Правила оказания первой доврачебной помощи и самооказание первой помощи. Правила личной гигиены 8 час. Практика: самооказание первой помощи, проектная деятельность. 16 час Теория: Знание необходимого для пешего многодневного похода. 40 час Практика: Сбор рюкзака. Устанавливать лагерь ориентируясь 25 -«С кем?» (Как правильно сформировать команду?) -«Что? и Сколько?» (Что брать с собой и сколько?) Личное и групповое туристское снаряжение -«Как?» (Как правильно и безопасно устроить лагерь?) Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Подготовка к походу, путешествию. -«Что дальше?» (Как правильно и плодотворно планировать следующие походы?) 4 20 час Топография и ориентирование : -Топографические условные обозначения (знание основных топографических знаков часто применяемые в походах) 5 16 час Краеведение -Краевые города - Наши горы - Наше море - Наши реки - Наши люди - Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов. Краеведческие музеи. - Охрана природы и памятников культуры в походе. 28 час Начально-военная подготовка - Спортивные игры - Казачьи игры - Физическая подготовка. Нормы ГТО - Военные и спортивные игры. Военноинтеллектуальные игры. Викторины. 6 7 4 час Выездное мероприятие, встреча с председателем ТОС населенного пункта х. Большая Лопатина Кущевского района на местный ландшафт, движение реки, расположение населенного пункта. Питание в туристском походе. Рацион и калорийность продуктов - Туристские должности в группе - Организация передвижения в походе, преодоление препятствий. 8 час Теория: изучение топографических знаков. Знание о разнообразии карт, знание о правилах масштабирования. Применение разнообразных карт в разных ситуациях. 12 час Практика: чтение карт, топографический диктант 8 час Теория: знакомство с туристическими местами края, перспективы развития. Основные музеи края, истрические справки памятников 8 час Практика: проектная деятельность. Опрос. 12 час Теория: История возникновения военных игр, основные правила. Разработка стратегии. 16 час Практика: Военноспортивные игры для развития логики, мышления, командного духа. Активизировать на активную деятельность. 4 час практика Экскурсия Календарно учебный план третьего года обучения Да та 1 Разделы, темы Введение в программу Время провед ения Форма Место заняти провед я ения заняти я Форм а контр оля 4 26 1.1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.3 3.1 3.2 Введение в программу. Викторина «Собираемся в поход». Игра «Давайте познакомимся» Основы гигиены и первая доврачебная помощь Основные виды травм во время пешего похода. Правила оказания помощи при вывихах Практикум. Игра «Спасатель» 4 4 Оказание первой помощи при порезах. Оказание помощи при укусах насекомых. Практикум. Игра «Зарница» Основные признаки пищевого отравленья и способы оказания первой помощи. Правила поведения при встрече с безнадзорными собаками. Практикум. Прогулка по окрестностям села Правила оказания психологической помощи пострадавшему. Медицинская походная аптечка. Правила личной гигиены в походных условиях. Практикум. Спортивные игры Азбука экотуризма. - «А люди идут по свету» Воспитательная роль туризма -«Куда?» (Куда можно сходить в поход?) -«С кем?» (Как правильно сформировать команду?) -«Что? и Сколько?» (Что брать с собой и сколько?) Личное и групповое туристское снаряжение Личное и групповое туристское снаряжение. Практикум «Походное снаряжение» Спальный мешок, правила выбора по сезону, индивидуальным требованиям Спальный мешок своими руками Средства и предметы защиты в походе от непогоды (солнцепек, дождь, слякоть) 4ч 40 мин теория МАОУ ДО ДТ текущ ий 4ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий 4 4ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий 4 4ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий 4 4ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий 56 4ч 40 мин 4ч 40 мин теория прак теория прак 4 4ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий 4 4ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий 4 4ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий 4 4ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий Изготовление средств защиты обуви своими руками из подручных материалов 4 4ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий -«Как?» (Как правильно и безопасно устроить лагерь?) Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Организация туристского быта. Правила размещения лагеря Этика экотуриста. Квест «Экотуризм». Просмотр видео 4 4ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий 4 4ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий 16 4 4 МАОУ ДО ДТ текущий МАОУ текущ ДО ДТ ий 27 3.3 4 4.1 «Чем занять себя в походе?» Разучивание песен, игры словесные. . «Чем занять себя в походе?» изготовление поделок из природного материала, подготовка к акции Подготовка к походу, путешествию. -«Что дальше?» (Как правильно и плодотворно планировать следующие походы?) Разнообразие палаток. Практикум Установление палатки. Привалы и ночлеги Праздник- вечер «А люди идут по свету…» 4 Моя семья- моя опора Топография и ориентирование Топографические знаки. Изучение знаков. Изготовление буклета «Читаем карты» 4ч 40 мин 4ч 40 мин теория прак теория прак МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ текущ ий текущ ий 4 4ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий 4 4ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий 3 3ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий 1 40 мин встреч МАОУ а ДО ДТ текущ ий 4 20 4ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий 4ч 40 мин 4ч 40 мин 4ч 40 мин 4ч 40 мин 16 4ч 40 мин теория прак теория прак теория прак теория прак МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ текущ ий текущ ий текущ ий текущ ий теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий 4 4 4.3 Изучение знаков. Изготовление буклета «Читаем карты» Чтение топографических карт. Квест «Где я?» Правила ориентирования на местности. 4.4 Квест «Карта сокровищ» 4 4.2 5 5.1 Краеведение Краевые города. Викторина «Города Краснодарского края» 4 4 4 5.2 Наши горы Викторина «Горы Краснодарского края» 4 4ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий 5.3 Наше море Викторина «Черное и Азовское море» Наши реки. Самые крупные реки Кубани. Викторина «Реки Краснодарского края» 4 4ч 40 мин 4ч 40 мин теория прак теория прак МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ текущ ий текущ ий 28 4ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий 2ч 40 мин теория МАОУ прак ДО ДТ текущ ий 5.4 6. 6.1. 4 Начальная военная и физическая подготовка Подвижные спортивные игры. 4 Виктория «Олимпийские игры» Настольные спортивные игры. «Кто хочет стать чемпионом?» 2 28 6.2. 6.3 7 7.1 Спортивные соревнования. 3 Как стать чемпионом 2 История казачьих игр Казачьи игры на свежем воздухе. Квест «Казачья застава» Казачьи игры на свежем воздухе. Викторина. Просмотр видео фильма ГТО. Знакомство с историей возникновения ГТО. Тренировка Сдача норм ГТО, индивидуально 4 4 4 4 Выездное мероприятие, встреча с председателем ТОС населенного пункта с. Новомихайловское Кущевского района . Выездное мероприятие, встреча с 2 председателем ТОС населенного пункта с. Новомихайловское Национальные блюда села 2 Итого: 3ч 40 мин 2 ч по 40 мин 4ч 40 мин теория прак воспи т теория прак МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ текущ ий 4ч 40 мин 4ч 40 мин 4ч 40 мин 4 теория прак теория прак прак МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ текущ ий текущ ий текущ ий 2ч 40 мин практ ика МАОУ ДО ДТ текущ ий 2ч 40 мин Празд МАОУ ничн ДО ДТ познав ат.про грамм а текущ ий 144 Планируемые результаты По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать: - правила техники безопасности при пешем походе; - правила оказания первой медицинской помощи при небольших ранениях (попадании инородных предметов в глаз, порезы, ушибы, небольшие ожоги, отравления пищевыми продуктами); - правила оказания психологической помощи пострадавшему; - основные туристические места Кубани; - формирование профессионального самоопределения в соответствии с возрастными особенностями. Уметь: - безопасное передвижение во время пешего похода; - безопасное расположение лагеря; - оказать доврачебную помощь при небольших ранениях; - читать карту знакомой местности, топографически изображать населенный пункт; 29 - разбивать палатку, определять безопасное место для размещения лагеря; - самостоятельно готовиться к походам; - уметь самостоятельного проводить поиск информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д; 2.7 Учебный план 4 года обучения Содержание образовательной программы Календарный учебный график Планируемые результаты Учебно - тематический план четвертый год обучения Разделы, темы 1 Введение в программу 2 Основы гигиены и первая доврачебная помощь 3 Азбука экотуризм 4 Краеведение. Наш Кущѐвский район 5 Вязание узлов. Макраме 6 Начально-военная подготовка 7 Выездное мероприятие Итого: Количество часов всего теория Прак4 4 20 10 10 Форма контроля текущая текущая 32 52 8 24 4 16 26 4 10 - 16 26 4 14 4 текущая текущая текущая текущая Текущая 144 70 74 Содержание программы четвертого года обучения № 1 2 Раздел Содержание 4 час Вводное занятие. Введение в программу 4 час Теория: введение в программу, знакомство с разделами и темами образовательной программы 20 час Основы гигиены и первая доврачебная помощь: - Походная медицинская аптечка. - Основные приѐмы оказания первой доврачебной помощи, приемы само оказания доврачебной помощи - Правила оказания психологической помощи пострадавшему - Правила гигиены человека в домашних и походных условиях, простые средства защиты своими руками - Основные виды травм во время пешего похода 10 час. Теория: основные медицинские требования к гигиене человека, лекарственные препараты, маркировка, сроки годности и их предназначение. Правила оказания первой доврачебной помощи и самооказание первой помощи. Правила личной гигиены 10 час. Практика: самооказание первой помощи, проектная деятельность. 30 3 32 час Азбука экотуризм: - «А люди идут по свету» Воспитательная роль туризма - Подготовка к походу, путешествию. Самостоятельный пошив и изготовление туристического снаряжения (спальников, мешки для обуви, походная косметичка, походная душевая) - Правила планирования и подготовки к походам. 4 52 час Краеведение. Наш Кущевский район - Кущевского сельского поселения. - Раздольнинского сельского поселения. - Новомихайловского сельского поселения. - Кисляковское сельского поселения. - Первомайское сельского поселения. - Глебовское сельского поселения. - Красносельское сельское поселение - Краснополянское сельское поселение - Шкуринское сельское поселение - Полтавческое сельское поселение - Ильинское сельское поселенье - Среднечубурское сельское поселенье 8 час. Вязание узлов. Макраме. - основные туристские узлы - История техники плетения макраме. Плетение гамака 5 6 24 час Начально-военная подготовка - Спортивные игры - Казачьи игры - Физическая подготовка. Нормы ГТО - Военные и спортивные игры. Военноинтеллектуальные игры. Викторины. 7 4 час Выездное мероприятие, встреча с председателем ТОС населенного пункта с. Новомихайловское Кущевского района 16 час Теория: Знание необходимого для пешего многодневного похода. Правила сохранения эмоционального спокойствия в команде. 16 час Практика: Сбор рюкзака. Самостоятельный пошив и изготовление туристического снаряжения (спальников, мешки для обуви, походная косметичка, походная душевая) - правила подготовки и организации многодневного похода. . 26 час Теория: Знакомство с географическим положением, общая площадь, природные особенности, население, инфраструктурой, памятниками истории и природы сельских поселений Кущевского района 26 час Практика: проектная деятельность. Экскурсии, составление туристического паспорта района 4 час Теория: Изучение основных туристских узлов, практическое применение их в походе.История макраме 4 час. Практика: Вязание основных узлов. Практика применения их в походных условиях. Вязание гамака в технике макраме 10 час Теория: История возникновения военных игр, основные правила. Разработка стратегии. 14 час Практика: Военно- спортивные игры для развития логики, мышления, командного духа. Активизировать на активную деятельность. 4 час практика Экскурсия, встреча Календарно учебный план четвертого года обучения Да та Разделы, темы Время проведе ния Форм а занят ия Место проведе ния занятия Форм а контр оля 31 1 1.1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 Введение в программу 4 Введение в программу. Викторина «Собираемся в поход». Игра «Давайте познакомимся» Основы гигиены и первая доврачебная помощь Основные виды травм во время 4 пешего похода. Правила оказания помощи при вывихах Практикум. Игра «Спасатель» Оказание первой помощи при 6 порезах. Оказание помощи при укусах насекомых. Практикум. Игра «Зарница» Основные признаки пищевого 4 отравленья и способы оказания первой помощи. Правила поведения при встрече с безнадзорными собаками. Практикум. Прогулка по окрестностям села Правила оказания психологической 6 помощи пострадавшему. Медицинская походная аптечка. Правила личной гигиены в походных условиях. Практикум. Спортивные игры Когда мы вместе 1 Азбука экотуризма. 4 4ч 40 мин теори я МАОУ ДО ДТ текущ ий 4ч 40 мин теори я прак МАОУ ДО ДТ текущ ий 6ч 40 мин теори я прак МАОУ ДО ДТ текущ ий 4ч 40 мин теори я прак МАОУ ДО ДТ текущ ий 5ч 40 мин теори я прак МАОУ ДО ДТ текущ ий 1 ч по 40 воспи мин т 33 МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ текущ ий МАОУ ДО ДТ текущ ий 21 3.1 - «А люди идут по свету» Воспитательная роль туризма 6 6ч 40 мин 3.2 Подготовка к походу, путешествию. 18 Самостоятельный пошив и изготовление туристического снаряжения (спальников, мешки для обуви, походная косметичка, походная душевая) - Правила планирования и 8 подготовки к походам. 18 ч 40 мин Теори МАОУ япрак ДО ДТ текущ ий Праздник моей страны 1 ч по 40 Позна МАОУ мин ват.пр ДО ДТ ограм 52 12 ч теори МАОУ 40 мин япрак ДО ДТ текущ ий 3.3 4 4.1 Краеведение. Наш Кущевский район - Кущевского сельского поселения. Раздольнинского сельского поселения 1 12 7ч 40 мин теори я прак теори я прак 32 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 5 5.1 5.2 6. 6.1. - Кисляковское сельского поселения. - Первомайское сельского поселения. - Красносельское сельское поселение - Глебовское.сельского поселения - Новомихайловского сельского поселения. Краснополянское сельское поселение - Шкуринское сельское поселение - Полтавческое сельское поселение - Ильинское сельское поселенье - Среднечубурское сельское поселенье 8 8ч 40 мин теори прак МАОУ ДО ДТ текущ ий 8 8ч 40 мин теори япрак МАОУ ДО ДТ текущ ий 8 8ч 40 мин теори прак МАОУ ДО ДТ текущ ий 8 8ч 40 мин 8ч 40 мин теори прак теори прак МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ текущ ий текущ ий 5 4ч 40 мин 4ч 40 мин теори прак теори япрак МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ текущ ий текущ ий 1 ч по 40 акция мин 24 4ч теори 40 мин прак МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ текущ ий 4 4ч 40 мин теори прак МАОУ ДО ДТ текущ ий Спортивные соревнования. 4 История казачьих игр Казачьи игры на свежем воздухе. Квест «Казачья застава» 4 4ч 40 мин 4ч 40 мин теори прак теори япрак МАОУ ДО ДТ МАОУ ДО ДТ текущ ий текущ ий Казачьи игры на свежем воздухе. Викторина. Просмотр видео фильма 4 4ч 40 мин теори прак МАОУ ДО ДТ текущ ий ГТО. Знакомство с историей 4 возникновения ГТО. Тренировка Сдача норм ГТО, индивидуально Выездное мероприятие, встреча с председателем ТОС населенного пункта с. Новомихайловское Кущевского района . Выездное мероприятие, встреча с 2 председателем ТОС населенного пункта с. Новоивановское Разговор за самоваром 3 4ч 40 мин теори прак МАОУ ДО ДТ текущ ий 2ч 40 мин практ ика МАОУ ДО ДТ текущ ий 3ч Музы МАОУ Вязание узлов. Макраме - основные туристские узлы 8 4 - История техники плетения макраме. Плетение гамака 4 Волонтерство 1 Начальная военная и физическая подготовка Подвижные спортивные игры. 4 Виктория «Олимпийские игры» Настольные спортивные игры. «Кто хочет стать чемпионом?» 6.2. 6.3 7 7.1 5 33 40 мин Итого: к.поз ДО ДТ нават. прогр амма 144 Планируемые результаты По окончании четвертого года обучения учащиеся должны знать: - правила техники безопасности при пешем походе; - правила оказания первой медицинской помощи при небольших ранениях (попадании инородных предметов в глаз, порезы, ушибы, небольшие ожоги, отравления пищевыми продуктами); - правила оказания психологической помощи пострадавшему; - основные туристические места Кубани; - формирование профессионального самоопределения в соответствии с возрастными особенностями. Уметь: - безопасное передвижение во время пешего похода; - безопасное расположение лагеря; - оказать доврачебную помощь при небольших ранениях; - читать карту знакомой местности, топографически изображать населенный пункт; - разбивать палатку, определять безопасное место для размещения лагеря; - самостоятельно готовиться к походам; - уметь самостоятельного проводить поиск информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д; Раздел 3 Комплекс организационно-педагогических включающий формы аттестации условий, 3.1 Условия реализации программы Мотивационные условия На учебных занятиях и массовых мероприятиях особое место уделяется формированию мотивации учащихся к занятию дополнительным образованием. Для этого: -удовлетворяются разнообразные потребности учащихся: в создании комфортного психологического климата, в отдыхе, общении и защите, принадлежности к детскому объединению, в самовыражении, творческой самореализации, в признании и успехе; - дети включаются в разнообразные виды деятельности (поисковая, исследовательская, творческая, культурно-досуговая и т. д.), в соответствии с 34 их индивидуальными склонностями и потребностями, а также возрастными особенностями и уровнем сохранности здоровья; - учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний через проведение фрагментов занятий, мастер- классов, подготовку презентаций, сообщений, докладов, исследовательских работ. Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение, наличие необходимых инструментов и материалов. План занятий строится так, чтобы перед детьми всегда стояла ближайшая и доступная им цель: экскурсия к интересному объекту, поход, участие в соревнованиях. При планировании работы используются все виды меж предметных связей: опорные, сопутствующие, перспективные, а также соотноситься со школьными курсами по географии, биологии, истории и т.д. Для определения (ЗУН) результативности работы регулярно проводятся зачеты, по итогам полугодия, учебного года, после изучения крупных тем, с целью проверки усвоения теоретического и практического курса программы. Кадровое обеспечение: Программу составила педагог дополнительного образования Епатко Альбина Миннуровна. Образование средне специальное педагогическое. В 1986 году закончила Сыктывкарское педагогическое училище №2, специальность- воспитатель дошкольного учреждения. - Материально – техническое оснащение столы – 6 шт., стулья – 12 шт., ноутбук – 1 шт., проектор – 1 шт., палатка- 5 шт., спальный мешок – 12 шт., рюкзак - 12 шт., тент – 1 шт., коврик туристический -12 шт., верѐвка – 50 м., карабин – 60 шт., котелок – 2 шт., чайник костровой – 1 шт., сковорода – 1 шт., фотоаппарат - 1 шт., компас – 4 шт., уч. гранаты – 2 шт., маты – 1 стац, 2 поход., ножи учебные для метания-3 шт., 35 - аптечки: - 1 шт. стационарная, 11 шт. походных, тренировочные конусы –5 шт., топографические карты- 4 шт., карта Кущевского района- 2 шт.. Информационное обеспечение программы. Информационное обеспечение: - книги, журналы, карты; - методические пособия; - интернет источники. 3.2 Оценочные и методические материалы Формы аттестации Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля: 1. Начальный контроль (при переводе с ознакомительного уровня на базовый). Проводится в форме беседы. 2. Текущий контроль (в течение периода обучения). Проходит в форме анализа практических работ. 3. Промежуточный контроль (январь). В форме открытого занятия. 4. Итоговый контроль (май) в форме отчѐтной выставки. 5. Для определения результативности образовательной программы педагогом ведется мониторинг. В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы. Формы обучения. Основными формами обучения для освоения данной программы является - лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельные и лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, др. В условиях дистанционного, электронного обучения применяется вебинары, видео общение в группах и малых формах, видео мастер классов, проектного обучения и т.д. Формы (методы) дистанционных занятий: Программа может реализовываться с использованием дистанционных технологий, возможно проведение дистанционных занятий через Интернет (VK Мессенджер и Сферум). В условиях удаленного обучения используются 36 (дистанционные, образовательные технологии), кейс-технологии (электронное обучение): - пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и др.) по телекоммуникационным каналам (электронная почта); самообучение, реализуемое при помощи использования образовательных ресурсов, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимальны; - видео-занятия; - чат (онлайн консультации); - онлайн практические задания; - индивидуальные консультации; - дистанционное тестирование и самооценка знаний умений и навыков. Виды и формы контроля Вид деятельности Что контролируется 1. Вводная часть Введение в программу 2. Оказание первой Знания правил оказания ПМП. медицинской Практическое оказание помощи помощи 3. Теория туризма Правила размещения лагеря и места для костра. Практическое применение значение вязания узлов 4. Топография Теоретические знания, умение читать топографические карты 5. Картография 6. Начальная военная подготовка Теоретические знания географических карт, понятие масштаба Теоретические и практические знания в области военной подготовке Форма контроля Опрос Опрос, викторины Сроки контроля Сентябрь Сентябрь Опрос, 1 раз в соревновани месяц е Анкетирован Октябрь ие викторина Октябрь Соревновани Октябрь я. Условия реализации: Занятия проводятся в кабинете, в полевых условиях, но обязательно в соответствии с требованиями техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. Применяется дистанционное бесконтактное- групповое, индивидуальное и малыми группами обучение 37 Реализация программы Продолжительность занятий 40 минут. В походных условиях однодневные, 8 часовые походы. - Реализация программы происходит на основе принципов организации педагогического процесса: - принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость связи теоретических знаний и практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой практикой; - принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса; - принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование; - принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; -принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе, требующий от педагога организации такого взаимодействия с воспитанником, в котором последний мог выступать в активной роли; -принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; -принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности. С целью более широкого ознакомления детей с материалом и повышения качества образования, разрабатывается наглядный материал, создаются и используются презентации, созданные в программе POWER POINT. 38 3.3 Список литературы Список литературы для педагога Бардин К.В. «Азбука туризма» (О технике пешеходных путешествий). Пособие для учителей, руководителей турист. Походов со школьниками. 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1981. - 205 с., ил. Берман А.Е. «Юный турист», М., «Физкультура и спорт», 1977. Ганопольский В.И. «Туризм в комплексе ГТО (начальное обучение туриста)». – Минск: Беларусь, 1981. - 62 с. Методические материалы и документы по курсу ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Кн. Для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под оьщ. Ред. А.Т.Смирнова. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с. «Программа педагога дополнительного образования»: От П78 разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 176 с. – (Методика) Прух К. «Военизированные игры на местности» / Пер. с чеш. С. И. Грачева. – М.: ДОСААФ, 1979. - 176 с. Самцов С.К., Пучинский И. М. «Юным туристам и путешественникам» Минск. Полымя, 1982. -175 с. Топоров И.К. «Основы безопасности жизнидеятельности»: Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение» при участии издательства «Покровка», 1997. - 144 с. Список литературы для учащихся Самцов С.К., Пучинский И. М. «Юным туристам и путешественникам» Минск. Полымя, 1982. -175 с. Топоров И.К. «Основы безопасности жизнидеятельности»: Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение» при участии издательства «Покровка», 1997. - 144 с. 39 Приложение 1 Раздел воспитания. Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребѐнка, формирование культуры здорового образа жизни, воспитание патриотического и бережного отношения к малой Родине. Задачи: воспитание патриотических качеств туриста– воспитать полезного обществу гражданина патриота своей Родины; воспитание трудолюбия является основным стержнем воспитательной работы; воспитание моральных качеств, чувство коллектива, взаимовыручки. Воспитание патриота краеведение. Планируемые формы и методы воспитания: - личный пример; поисково- исследовательская работа, фольклорные игры и обряды, игры, встречи, выездные мероприятия, экскурсии. Организационные условия: подбор тематического материала; использование простых и сложных средств; построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью материала. Календарный план воспитательной работы 1 года обучения № Название события Сроки Форма проведения п/п мероприятия 1. Сестра и братья милосердия Октябрь Спортивная игра (1 ч) 2. Здоровый образ жизни (2 Февраль Акция часа) март 3. Право знать (1 час) апрель диспут 4. Герои нашего времени (1 Май Изготовление стенгазеты час) Календарный план воспитательной работы 2 года обучения № Название события Сроки Форма проведения п/п мероприятия 1. Лидерские качества туриста Октябрь Игра (1 ч) 40 2. 3. № п/п 1. 2. 3. История славных дел (2 часа) Песни и певцы нашего села (2 час) Февраль март Май Исторический квест Музыкально просветительская программа Календарный план воспитательной работы 3 года обучения Название события Сроки Форма проведения мероприятия Моя семья- моя опора (1 ч) Октябрь Встреча Как стать чемпионом (2 Февраль Спортивные игры часа) март Национальные блюда (2 час) Май Празднично просветительская программа Календарный план воспитательной работы 4 года обучения № Название события Сроки Форма проведения п/п мероприятия 1. Когда мы вместе (1 ч) Сентябрь- Встреча Октябрь 2. Праздники моей семьи (1 ЯнварьПразднично час) Февраль просветительская программа 3. Волонтерство (1 час) Апрель Акция 4. Разговор за самоваром (2 часа) Май Музыкально просветительская программа 41 Приложение 2 Индивидуальный образовательный маршрут Ф.И.О обучающегося: ___________________________________________ Объединение: _________________________________________________ Цель: ________________________________________________________ Задачи: ______________________________________________________ Срок реализации программы: ___________________________________ Название и Название и № раздела № темы программы Кол-во часов Формы и Образовательн методы ые результаты, изучения их сроки учебного материала Формы проверк и, сроки Индивидуальные результаты, сроки 42 Приложение 3 43 44 45 46